Ответственность за нарушение налогового законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 17:22, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы является раскрыть сущность налогового правонарушения, рассмотреть виды ответственности за нарушение налогового законодательства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить понятие, субъекты налоговых правонарушений;
изучить виды ответственности за нарушение налогового законодательства;
изучить практические ситуации налоговых правонарушений
предложить пути совершенствования налоговой системы в сфере налоговых правонарушений

Содержание работы

Введение 3
Глава I Теоретические аспекты установления ответственности за нарушение налогового законодательства.
1.1 Понятие налогового правонарушения 5
1.2 Виды ответственности за нарушение налогового законодательства 7
1.3 Причины возникновения налоговых правонарушений 12
Глава II Анализ налоговых правонарушений
2.1 Отказ в возмещении налога на добавленную стоимость 16
2.2 Несвоевременная уплата налога 19
Глава III Пути совершенствования налоговой системы в сфере налоговых правонарушений
3.1 Основные направления совершенствования налоговой системы 23
3.2 Проблема предупреждения налоговых правонарушений 24
3.3 Борьба с налоговыми преступлениями за рубежом 29
Заключение 32
Список использованных источников 34

Файлы: 1 файл

nalogi арюнка.doc

— 210.00 Кб (Скачать файл)

Согласно п. 2 ст. 342 НК РФ налогоплательщики, осуществившие  за счет собственных средств поиск и разведку разрабатываемых ими месторождений полезных ископаемых или полностью возместившие все расходы государства на их поиск освобожденные по состоянию на 1 июля 2001 г. федеральными законами от отчислений, уплачивают налог в отношении полезных ископаемых, добытых на соответствующем лицензионном участке, с коэффициентом 0,7.

Из названной нормы  следует, что одним из обязательных условий для получения права  на применение коэффициента 0,7 при исчислении налога на добычу полезных ископаемых является наличие у налогоплательщика по состоянию на 1 июля 2001 г. освобождения от уплаты отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы при разработке месторождений полезных ископаемых.

Уплачивать налог на добычу полезных ископаемых с коэффициентом 0,7 налогоплательщики вправе при наличии двух условий, предусмотренных п. 2 ст. 342 НК РФ,:

  • осуществления за счет собственных средств поиска и разведки полезных ископаемых и освобождения по состоянию на 1 июля 2001 г. от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
  • полного возмещения всех расходов государства на поиск и разведку соответствующего количества запасов этих полезных ископаемых и освобождения по состоянию на 1 июля 2001 г. от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

То обстоятельство, что общество до вступления в силу гл. 26 НК РФ не являлось плательщиком отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, не может расцениваться как освобождение его от уплаты данных платежей.

Таким образом, признавая  недействительным решение межрайонной инспекции о доначислении налога на добычу полезных ископаемых, начислении пеней и взыскании штрафа, суды неправильно применили законодательство о налогах и сборах.

Изучая представленные ситуации с различных позиций: налогового органа, налогоплательщика и суда, можно сделать вывод, что не всегда позиции налогового органа и суда совпадают. Часто предъявленные налогоплательщику обвинения являются необоснованными. Только суд может вынести окончательное решение.

Таким образом, последовательное и подробное ознакомление и изучение налогового законодательства способствует устранению противоречий и неясностей в области налогов и сборов, а также сокращает налоговые правонарушения, совершенные по незнанию правовых норм.

 

Глава 3 Пути совершенствования налоговой системы в сфере налоговых правонарушений

    1. Основные направления совершенствования налоговой политики

Масштабных мер в  области налоговой политики, сопоставимых с глобальной перестройкой налоговой  системы, в среднесрочной перспективе  не запланировано. Но необходимо принимать во внимание, что проведение социально-экономических преобразований, интеграция России в мировую экономику неизбежно требуют внесения поправок в налоговое законодательство. На сегодняшний день решены не все задачи, поставленные в ходе налоговой реформы. Поэтому эта отрасль законодательства будет динамично изменяться.

В перспективе приоритеты Правительства Российской Федерации  в области налоговой политики - создание эффективной, сбалансированной налоговой и бюджетной системы, отказ от необоснованных мер в области увеличения налогового бремени.

С точки зрения количественных параметров российской налоговой системы  с учетом изменений, которые предполагается реализовать в среднесрочной  перспективе, целями налоговой политики являются:

  • сохранение уровня номинального налогового бремени при условии поддержания сбалансированности бюджетной системы;
  • унификация налоговых ставок, повышение эффективности и нейтральности налоговой системы за счет внедрения современных подходов к налоговому администрированию, оптимизации применяемых налоговых льгот и освобождений, интеграции российской налоговой системы в международные налоговые отношения.

Введенные в действие к настоящему времени основы российской налоговой системы были сформированы во многом с учетом лучшей мировой практики в области налоговой политики. Вместе с тем эффективность и результативность функционирования российской налоговой системы хотя и соответствует нынешнему уровню развития экономики, но все же далека от ожидаемой. Однако проблемы с внедрением в России инструментов налоговой политики, которые успешно функционируют во многих зарубежных странах, свидетельствуют не о неэффективности данных инструментов, а о том, что причины этих проблем лежат вне системы принятия решений в отношении налоговой политики.

Подобные проблемы могут быть решены с помощью адаптации широко используемых инструментов налоговой политики к современным условиям российской экономики, примером чего является успешное использование в России плоской ставки налога на доходы физических лиц. Вместе с тем, во многих случаях неэффективность налоговой системы связана с недостаточной эффективностью системы применения и администрирования законодательства о налогах и сборах, судебной системы, органов государственной власти и управления в целом. В среднесрочной перспективе предполагается принимать последовательные меры по исправлению указанных недостатков налоговой системы, однако основным условием эффективности и результативности таких мер будет их тесная координация с социально-экономическими преобразованиями в иных областях.

 

3.2 Проблема предупреждений  налоговых правонарушений

Предупреждение налоговой  преступности можно определить как  воздействие государства и общества на причины и условия, порождающие  налоговую преступность, социальные процессы и иные социальные факторы, прямо или косвенно связанные с совершением налоговых преступлений.

Большое значение для  предупреждения налоговой преступности имеет оптимизация налоговой  политики и повышение эффективности  правового регулирования отношений по поводу собирания налогов и сборов. Здесь следует обратить внимание на совершенствование налогового законодательства и законодательства в сфере предпринимательства, устранение пробелов в правовом регулировании налогообложения, существование которых позволяет избегать юридической ответственности за совершение налоговых преступлений.

Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит Налогового кодекса и  принятых в соответствии с ним  федеральных законов о налогах  и сборах. НК РФ осуществил систематизацию и упорядочение налогового законодательства, заменив ряд действовавших законов, закрепил реформу налоговой системы России. Однако, несмотря на то, что принятием первой и второй частей НК РФ была осуществлена систематизация российского налогового законодательства и реформирована система налогообложения, состояние правового регулирования налоговой сферы нельзя признать вполне удовлетворительным. Как отмечается в юридической литературе, российское налоговое законодательство все еще отличается несовершенством и нестабильностью, некоторые положения НК РФ характеризуются неясностью и противоречат друг другу.

О нестабильности налогового законодательства говорит тот факт, что российский законодатель практически  ежегодно вносит различные дополнения и изменения как в первую, так и во вторую части НК РФ. Вносимые изменения и дополнения часто противоречат друг другу, что делает процесс их дальнейшего «совершенствования» неминуемым. Показательно, что многочисленные взаимоисключающие изменения вносятся в еще не введенные в действие акты, многие дополнения вводятся задним числом, после начала соответствующих налоговых периодов»

В то же время, несмотря на усиленное внимание российского  законодателя к вопросам правового  регулирования налоговых отношений, НК РФ до сих пор не свободен от неясных и расплывчатых положений, а также от различных несоответствий и противоречий между его нормами.

Для предупреждения уклонения  от уплаты налогов, повышения собираемости налогов необходимо четкое и ясное  определение в налоговом законодательстве объекта налогообложения, исключающее противоречивое толкование. Между тем, как отмечается в юридической литературе, не всегда взаимоувязаны между собой положения НК РФ, регулирующие вопросы объекта налогообложения по налогу на прибыль, в регулировании внереализационных доходов российский законодатель также допускает неувязку различных положений НК РФ, нет полной ясности и в определении расходов.

Следует признать, что  НК РФ содержит ряд неясных и расплывчатых положений, его нормы плохо увязаны между собой, носят противоречивый характер, что способствует принятию необоснованных решений как со стороны налоговых органов, так и со стороны налогоплательщиков. Это, в свою очередь, влечет за собой конфликты между налогоплательщиком и налоговым органом, создает условия для уклонения от уплаты налогов и сборов.

Таким образом, противоречия и пробелы налогового законодательства способствуют порождению правового  нигилизма среди налогоплательщиков, повышают вероятность совершения ими  налоговых правонарушений и преступлений.

Важная роль в предупреждении налоговой преступности принадлежит  организационно-управленческим мерам. Задача управленческого воздействия  на налоговую преступность заключается  в том, чтобы стимулировать позитивный, антикриминогенный потенциал социально-экономических и политических процессов, способствовать правомерному поведению граждан, а также минимизировать негативные криминогенные и криминальные процессы.

Представляется, что предупреждению совершения налоговых преступлений может способствовать восстановление налоговой полиции.

Немаловажное значение имеют специально-криминологические  меры предупреждение налоговых преступлений, поскольку они направлены на обеспечение  строго учета и контроля за поступлением налогов от предпринимательской деятельности, а также воздействуют на лиц, склонных к уклонению от уплаты налогов и, тем самым, прежде всего на предупреждают саму возможность совершения налогового преступления.

В системе налоговых  органов необходимо ускорить создание информационной системы, отвечающей современным требованиям. Основой такой системы должна стать технология централизованной обработки данных, которая основывается на:

  1. использовании и совершенствовании налоговыми органами автоматизированной информационной системы по обработке информации;
  2. информационных ресурсах налоговых органов;
  3. наличии электронных каналов связи, с использованием которых осуществляется передача электронных документов между налоговыми органами и налогоплательщиками.

Это позволит налоговым  органам иметь более полную и своевременную информацию о налогоплательщиках, плательщиках сборов, налоговых агентах; информацию оперативно-бухгалтерского учета; оперативно-правовую информацию; банковскую информацию и т.д. Централизованная обработка данных будет способствовать созданию электронного паспорта налогоплательщика, массива полной информации о хозяйственной деятельности налогоплательщиков, т.е. сможет обеспечить решение оперативных задач налогового контроля.

С целью выявления  и пресечения нарушений законодательства о налогах и сборах могут проводиться выездные налоговые проверки налоговыми органами с участием органов внутренних дел. Основанием для проведения выездной налоговой проверки является решение руководителя налогового органа или его заместителя о проведении такой проверки. Сотрудники органов внутренних дел принимают участие в выездных налоговых проверках на основании мотивированного запроса налогового органа. Основаниями для направления мотивированного запроса могут являться:

  • наличие у налогового органа данных, свидетельствующих о возможных нарушениях налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах, и необходимости проверки указанных данных с участием сотрудников органов внутренних дел;
  • назначение выездной налоговой проверки на основании материалов о нарушениях законодатель<spa

Информация о работе Ответственность за нарушение налогового законодательства