Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 15:58, курсовая работа
Цель курсовой работы изучить понятие и состав элементов налогообложения.
Основные задачи работы:
раскрыть налог как правовую категорию;
изучить виды налогов и их классификацию;
представить правовой механизм налога и его элементы.
Введение………………………………………………………..………3
1. Налог как правовая категория………………………...……..4
2. Виды налогов и основания их классификации………...…16
3. Правовой механизм налога и его элементы…………...…..20
Заключение………………………………..……………………...….28
Список используемой литературы……………………………..…29
Содержание:
Введение……………………………………………………….
Заключение………………………………..………………
Список используемой литературы……………………………..…29
Введение
Налоги
— одно из древнейших изобретений человечества.
Они
появились вместе с государством и использовались
им как основной источник средств для
содержания органов государственной
власти и материального обеспечения этими
органами своих функций. С тех пор в мире
многое изменилось, новые черты приобрели
задачи и функции государства. Однако
главное назначение налогов
как источника средств, обеспечивающих
функционирование государства, сохранилось,
хотя их роль стала многозначной.
Ни одно
государство не может нормально существовать
без взимания налогов; в свою очередь,
налоги — это один из признаков
государства. Тесная взаимосвязь и взаимообусловленность
обязательных платежей и государства
придают налогу комплексное содержание.
В основе налогов лежат экономические
и юридические понятия, соотношение которых
зависит от политических процессов, происходящих
в государстве. Относительно комплексной
структуры термина «налог» русский экономист
М.М. Алексеенко еще в XIX в. отмечал: «С одной
стороны, налог — один из элементов распределения,
одна из составных частей цены, с анализа
которой собственно и началась экономическая
наука. С другой — установление,
распределений, взимание и употребление
налогов составляет одну
из функций государства».
Цель курсовой работы изучить понятие и состав элементов налогообложения.
Основные задачи работы:
1. Налог как правовая категория
Налог как правовая категория имеет свое определение, содержание и сущность, нормативное закрепление которых служит необходимым условием для осуществления государством и муниципальными образованиями своей финансовой деятельности.
Налог является основной системообразующей категорией налогового права.
Не менее важную роль выполняет категория «налог» и для уяснения места налогового права в системе финансового права Российской Федерации.
Особую
значимость юридическая характеристика
налога имеет
для урегулирования конфликта между частной
и публичной формами собственности.
Точная
формулировка налога способствует определению
круга
прав и обязанностей субъектов налоговых
правоотношений, правильному практическому
применению всего налогового законодательства.
Дефиниция
налога претерпела длительную и сложную
эволюцию, характер которой еще раз доказывает
правильность вывода о
неотделимости процессов развития государства
и налогообложения.
В общих чертах история взглядов на понятие
налога отражена в
работе Э. Селигмана и Р. Стурма «Этюды
по теории обложения»,
в которой авторы выделили семь ступеней
понимания рассматриваемой категории:
«Вначале господствующей является идея
дара.
В Средние века индивидуум делает подарок
правительству... На
второй ступени правительство смиренно
умоляло или просило народ о поддержке...
На третьей стадии мы встречаемся с идеей
помощи, оказываемой государству... На
четвертой стадии проявляется
идея о жертве, приносимой индивидуумом
в интересах государства.
Он теперь отказывается от чего-либо в
интересах общественного
блага... На пятой стадии у плательщика
развивается чувство долга,
обязанности... Лишь на шестой стадии встречаем
идею принуждения со стороны государства...
На седьмой, и последней, стадии мы
видим идею определенной доли или определенного
оклада, установленных или исчисленных
правительством, вне всякой зависимости
от воли плательщика».1
На всех
этапах своего развития налог определялся
по-разному в
зависимости от различных условий: уровня
товарно-денежных отношений, господствующих
в определенном государстве; воззрений
научной школы, представителем которой
являлся тот или иной автор; разработанных
на данный период времени теорий происхождения
и сущности государства и т.д. Русским
финансистам было
свойственно рассматривать налоги как
«принудительные денежные
взносы частных хозяйств» (С.И. Иловайский),
«односторонние экономические пожертвования
граждан или подданных» (И.И. Янжул),
«принудительные сборы постоянного характера»
(Л.В. Ходский).
В новейшем
российском налоговом законодательстве
налог всегда имел определение, однако
содержание, научная обоснованность и
практическая применимость его были различными.
Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об основах
налоговой системы в Российской Федерации»
не отграничивал налог от иных платежей
доходной части бюджета, устанавливая,
что «под налогом, сбором, пошлиной и другим
платежом понимается обязательный взнос
в бюджет соответствующего уровня или
во внебюджетный фонд,
осуществляемый плательщиками в порядке
и на условиях, определяемых законодательными
актами» (ст. 2). Данное определение вносило
больше путаницы, чем показывало реальную
сущность налога. Более того, нормативная
дефиниция содержала только один из признаков
налога — обязательность, что не позволяло
нормально функционировать правоприменительной
деятельности.
Следует
отметить, что после принятия Закона РФ
«Об основах
налоговой системы в Российской Федерации»
деятельность органов
государства и местного самоуправления
по применению налогового
законодательства характеризовалась
бессистемностью. Практика
разрешения налоговых споров арбитражными
судами и налоговыми
инспекциями долгое время не систематизировалась,
поскольку была противоречивой, а в сфере
административного порядка рассмотрения
дел зачастую шла вразрез с нормами федерального
законодательства.
В такой ситуации нельзя не отметить важную роль Конституционного Суда РФ, который первым среди правоприменительных органов предпринял попытку выработать понятие категории «налог».
В своем
решении по делу о проверке конституционности
постановления Правительства РФ от 28 февраля
1995 г. № 197 «О введении платы за выдачу
лицензий на производство, разлив, хранение
и оптовую продажу алкогольной продукции»
Конституционный Суд РФ, исследовав порядок
установления налогов, отметил, что «федеральные
налоги и сборы следует считать законно
установленными, если установлены федеральным
законодательным органом, в надлежащей
форме, то есть федеральным законом, в
предусмотренном
законом порядке и введены в действие
в соответствии с действующим законодательством».
Решение по данному делу не содержало
развернутой характеристики налогов,
однако факт попытки ответа
на вопрос о соответствии какого-либо
платежа Конституции (в частности, п. «з»
ст. 71) оказался существенным вкладом в
дальнейшее развитие дефиниции налога.
Впоследствии
Конституционным Судом РФ были установлены
и исследованы основные характеристики
налоговых платежей. Конституционный
Суд РФ в постановлении от 1 апреля 1997 г.
№ 6-П
«По делу о соответствии Конституции Российской
Федерации пунктов 8 и 9 постановления
Правительства Российской Федерации от
1 апреля 1997 года № 479 "Об отмене вывозных
таможенных пошлин, изменении ставок акциза
на нефть и дополнительных меpax по обеспечению
поступления доходов в федеральный бюджет»
осуществил анализ следующих основных
элементов налогового платежа: плательщики,
объект обложения, ставка и порядок ее
дифференциации, включение в доход бюджета.
Большое
значение для выявления юридической сущности
налогов имеет решение Конституционного
Суда РФ по делу о проверке
конституционности ст. 11.1 Закона РФ от
1 апреля 1993 г. № 4730-1
«О государственной границе Российской
Федерации». В названном
решении Конституционный Суд РФ указал,
что, как правило, налоговые платежи при
внесении их в бюджет не имеют целевого
назначения. Суд отметил, что сущностью
налогового платежа является
основанная на законе денежная форма отчуждения
собственности с
целью обеспечения расходов публичной
власти, осуществляемого в
том числе на началах обязательности,
безвозвратности, индивидуальной безвозмездности.
Относительно
выработки понятия налога как правовой
категории правоприменительная практика
Конституционного Суда РФ
имела важное значение не только для защиты
прав налогоплательщиков в порядке конституционного
судопроизводства, но и в других
государственных органах. Эволюция подходов
Конституционного
Суда к определению налога отражает выравнивание
баланса частных
и публичных имущественных отношений,
рациональное перемещение «центра тяжести»
от приоритета государственной собственности
в сторону компромисса между индивидуальными
возможностями и
общими потребностями.
Примечательно,
что в период действия Закона РФ «Об основах
налоговой системы в Российской Федерации»
и в условиях законодательного хаоса в
налоговой терминологии доктриной налогового
права было предложено определение налога,
почти полностью отражающее его экономико-правовую
природу. Так, С.Г. Пепеляев, исследовав
и суммировав необходимые признаки налогов,
вывел следующее определение: «Налог —
единственно законная (устанавливаемая
законом) форма отчуждения собственности
физических и юридических лиц на началах
обязательности, индивидуальной безвозмездности,
безвозвратности, обеспеченности государственным
принуждением, не носящая характер наказания
или контрибуции, с целью обеспечения
платежеспособности субъектов публичной
власти».
В настоящее
время налог имеет законодательно установленное
содержание, основанное на имеющихся достижениях
правовой науки и практики и в значительной
степени учитывающее взаимодействие частных
и публичных имущественных интересов.
Согласно ст. 8 НК под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.2
Из данного определения выводятся следующие основные признаки налога.
1. Обязательность. Бесспорным
отличительным признаком налогов выступает
их обязательный характер, означающий
юридическую
обязанность перед государством. Налог
устанавливается государством в одностороннем
порядке, без заключения договора с налогоплательщиком,
и взыскивается в случае уклонения от
его уплаты в принудительном порядке.
Уплата налогов является важнейшей обязанностью
каждого гражданина. Статья 57 Конституции
установила обязанность каждого платить
законно установленные налоги и сборы.
Следовательно, налогоплательщик не имеет
права отказаться от выполнения налоговой
обязанности. Обязательность уплаты служит
одним из главных критериев, отличающих
налоги от иных видов доходов бюджетов,
установленных ст. 41 БК.
Наиболее
сложным и противоречивым элементом признака
обязательности является форма уплаты
налога. Налоговый кодекс не
дает однозначного ответа на вопрос, в
какой же форме выступает
налог — добровольного платежа или принудительного
взыскания.
Критерий обязательности не означает
государственного принуждения к уплате
налога.
Так в
постановлении Конституционного Суда
РФ от 17 декабря
1996 г. № 20-П «По делу о проверке конституционности
пунктов 2 и
3 части первой статьи 11 Закона Российской
Федерации от 24 июня
1993 года "О федеральных органах налоговой
полиции"» подчеркивается, что взыскание
налога не может расцениваться как произвольное
лишение собственника его имущества —
оно представляет собой законное изъятие
части имущества, вытекающее из конституционной
публично-правовой обязанности.
Принудительное
взыскание каких-либо платежей характерно
для административных отношений, а для
имущественных (к числу
которых относятся и налоговые) более
приемлема уплата, т.е. первоначальное
предложение со стороны публичного субъекта
частному
о добровольном исполнении обязанности.
В налоговом праве взыскание применяется
относительно недоимок и пеней в качестве
меры
ответственности за совершенное налоговое
правонарушение.
Вместе
с тем в приведенном определении налога
присутствует
концептуальное противоречие. Этимология
термина «платеж» подразумевает активные
волевые действия частного субъекта —
плательщика, а «взимание» означает активные
сознательные действия публичного субъекта
по отношению к частному. Следовательно,
определять налог, используя одновременно
термин «платеж» и критерий «взимаемый»,
не имеет смысла, поскольку, нельзя осуществить
платеж и взимание одних и тех же денежных
средств. Если частный субъект — налогоплательщик
— произвел платеж, то публичный субъект
— государство — не имеет права взыскивать
этот же налог, и наоборот, принудительное
взыскание недоимки освобождает налогоплательщика
от исполнения налоговой обязанности.
Таким образом, характерным элементом
признака обязательности выступает добровольная
уплата налога. Дальнейший анализ
норм НК свидетельствует о подходе законодателя
к пониманию
налога в качестве добровольного активного
действия налогоплательщика и, как следствие,
к изначальной добросовестности и невиновности
частного субъекта.
2. Безвозвратность и индивидуальная безвозмездность. Законно уплаченные налоговые платежи не возвращаются обратно к налогоплательщику в виде тех же денежных сумм.
Согласно
действующему законодательству налоги
передаются
государству в собственность и юридически
государство ничем не
обязано конкретному гражданину за уплату
налогов и не предусматривает никаких
личных компенсаций налогоплательщику
за
перечисленные обязательные платежи.
Поэтому выполнение налогоплательщиком
обязанности по уплате налогов не порождает
у государства встречной обязанности
по предоставлению конкретно
определенному лицу каких-либо материальных
благ или совершению в его пользу действий.
Информация о работе Понятие и состав элементов налогообложения