Понятие и состав элементов налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 15:58, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы изучить понятие и состав элементов налогообложения.
Основные задачи работы:
 раскрыть налог как правовую категорию;
 изучить виды налогов и их классификацию;
 представить правовой механизм налога и его элементы.

Содержание работы

Введение………………………………………………………..………3
1. Налог как правовая категория………………………...……..4
2. Виды налогов и основания их классификации………...…16
3. Правовой механизм налога и его элементы…………...…..20
Заключение………………………………..……………………...….28
Список используемой литературы……………………………..…29

Файлы: 1 файл

Элементы налогооблажения..doc

— 138.50 Кб (Скачать файл)

Налогоплательщик не имеет прямой личной заинтересованности в уплате налогов, поскольку, добросовестно уплатив налог, он не получает от государства дополнительных субъективных прав.

Признак безвозвратности свидетельствует об отсутствии эквивалентного характера в имущественных отношениях, регулируемых налоговым правом.

Налогоплательщик получает от государства публичную пользу, 
«общее благо», отвечающее его частным интересам. Любой налогоплательщик является частью социума, оформленного в качестве 
государства. Государство, действуя в интересах всего общества, реализует различные внутренние и внешние функции: социальную, экономическую, политическую, правоохранительную, военную и т.д. Конечный результат деятельности государства распространяется на всех членов общества независимо от тех сумм налогов, которые каждый из них уплачивает.

Следовательно, уплата налога дает налогоплательщику право на 
равный доступ к общественным благам, поскольку государство реализует публичные функции одинаково относительно всех граждан.

Во многих экономически развитых странах преобладает взгляд 
на налог как на социальный кредит, выдаваемый налогоплательщиком государству в форме предварительной оплаты общественных 
услуг, оказание которых должен обеспечить публичный субъект.

В условиях правового государства публичная власть вправе рассчитывать на перераспределение в ее пользу части общественного 
продукта посредством налогообложения лишь в той мере, в какой 
эта власть в лице государства содействовала созданию (приросту) 
общественного продукта.

Концепция правового государства исходит не из естественного 
права государства взимать налоги, а из обусловленности налогообложения потребностями общества в финансировании публичных расходов.

При таком подходе финансовые отношения становятся возмездными, а обе стороны — частный и публичный субъекты — несут друг перед другом имущественную (правовосстановительную) ответственность за ненадлежащее выполнение своих обязанностей. Но возмездный характер налога может проявиться только в процессе распределения публичных денежных средств, т.е. в рамках бюджетных отношений. Налоговое право регулирует отношения по взиманию обязательных платежей, поэтому в рамках налоговых отношений всегда будет преобладать одностороннее имущественное обязательство частного субъекта перед публичным.

Следовательно, рассмотрение налога только в рамках налогового 
права не обеспечивает его полной юридической характеристики. Целостное представление о сущности налога возможно только при рас смотрении его в аспекте категории финансового права, что дает возможность проследить процесс распределения налоговых поступлений и наиболее полно и точно охарактеризовать признак безвозмездности.

Познание налога не только на стадии образования государственных (муниципальных) денежных фондов, но и на стадии распределения позволяет сделать следующие выводы:

  • налог обладает признаком индивидуальной безвозмездности, но 
    носит общественно значимый (полезный, возмездный) характер;
  • общественная возмездность наделяет налог качествами социального кредита, выдаваемого государству (муниципальному образованию) для финансового обеспечения его деятельности.3

Безвозвратность как юридический признак налога следует отличать от возврата из бюджета излишне взысканных или уплаченных 
налогов, зачета или установления льгот.

Налог характеризуется индивидуальностью, что означает возникновение налогового обязательства у конкретно определенного 
физического лица или организации. Действующее налоговое законодательство не допускает возможности перевода долга по налоговым платежам, уплату налогов третьими лицами и т.д. Налогоплательщик обязан только сам лично уплатить причитающиеся с него 
налоги, и, как следствие, только он лично может быть привлечен к 
налоговой ответственности.

Таким образом, для налогоплательщика уплата налога является 
индивидуальной юридической обязанностью, а для государства 
взимание налогов порождает не правовые, а политико-социальные 
обязательства в целом перед обществом.

3.  Денежный характер. Налог взимается посредством отчуждения 
денежных средств, принадлежащих налогоплательщику на праве 
собственности, праве полного хозяйственного ведения или праве 
оперативного управления. В современных условиях все налоговые 
платежи уплачиваются только в денежной форме. Отчуждение в 
пользу государства каких-либо товаров, выполнение работ или оказание услуг в счет погашения налоговой обязанности не допускается.

Налог уплачивается из денежных средств, принадлежащих налогоплательщику. Следовательно, уплата налога или обращение взыскания по налоговым недоимкам из денег, принадлежащих третьим 
лицам, не будет законным способом исполнения налоговой обязанности. Вместе с тем из принадлежащих налогоплательщику денежных средств может быть осуществлено принудительное взыскание 
налоговой недоимки независимо от того, где находятся эти средства — 
на банковском счете собственника или перечислены им в порядке 
предоплаты, переданы по кредитному договору и т.д.

Уплата налога производится в наличной или безналичной форме в валюте Российской Федерации. В исключительных случаях иностранными организациями, физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, обязанность по уплате налога может исполняться в иностранной валюте.

4. Публичное предназначение. С древнейших времен налоги взимаются для финансового обеспечения деятельности государства и 
его органов. Взимание налогов — один из важнейших признаков 
государства и одновременно необходимое условие его существования. В условиях капиталистического способа производства и рыночных отношений ни одно мероприятие в государстве невозможно реализовать без материальной поддержки. Современные государства для пополнения своей казны используют и другие виды поступлений и платежей. Но на первом месте среди них по своему значению и объему находятся налоги. В России налоговые платежи составляют более 80% доходной части федерального бюджета.

На публичное предназначение налоговых платежей неоднократно обращал внимание Конституционный Суд РФ. Так, в постановлении Конституционного Суда РФ от 11 ноября 1997 г. № 16-П 
«По делу о проверке конституционности статьи 11.1 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 года "О государственной границе Российской Федерации» в редакции от 19 июля 1997 года» отмечено, что налоговые платежи предназначены для обеспечения расходов публичной власти. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 г. № 20-П подчеркнуто, что в обязанности уплачивать налоги воплощен публичный интерес всех членов общества. В постановлении Конституционного Суда РФ от 24 февраля 1998 г. № 7-П «По делу о проверке конституционности 
отдельных положений статей 1 и 5 Федерального закона от 5 февраля 1997 года "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд 
Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год"» указано, что «уплатой страховых взносов обеспечиваются не только частные интересы застрахованных, но и публичные интересы...».

Особенностью налога следует считать его движение только в 
одном направлении — от налогоплательщика в бюджет государства 
(конечно, за исключением частных случаев его переплаты или решения суда о возврате незаконно взысканных налогов). После отчуждения налогоплательщиком причитающихся обязательных платежей они переходят в собственность государства и поступают в бюджеты соответствующего территориального уровня или внебюджетные фонды. Поскольку бюджеты являются общими фондами денежных средств, то зачисленные в них налоги утрачивают персонально-целевую идентификацию и приобретают обезличенно-безвозмездный характер. Посредством распределения бюджетных или внебюджетных средств государство осуществляет финансирование своих функций, в том числе и общественно значимых мероприятий. Таким образом, государство становится своеобразным каналом перераспределения денежных средств между всеми членами общества 
независимо от суммы индивидуально уплачиваемых налогов.

Публичный характер налогов обусловливает общественную 
опасность налоговых правонарушений, выражающуюся в первую 
очередь в нарушении финансовых интересов государства.

      Налогом может признаваться только тот платеж, который полностью соответствует юридическим признакам, перечисленным в НК. Взнос, не отвечающий хотя бы одной из законодательно установленных характеристик, налогом не является и, следовательно, налоговым правом не регулируется.

Анализ определения налога, закрепленного НК, свидетельствует 
о наличии всех необходимых юридических признаков, совпадающих 
с понятиями «налоги» и «сборы», установленными ст. 57 и п. «з» 
ст. 75 Конституции.

Юридическое восприятие налога с позиций перехода права собственности предопределяет главную цель (задачу, предназначение) 
налогового права — достижение и правовое регулирование баланса 
частных и публичных имущественных отношений.

Наличие нормативного определения налога и установление его 
правовых признаков необходимо всем участникам налоговых правоотношений. Используя положения ст. 8 НК, частные субъекты — 
налогоплательщики имеют возможность определить юридическую 
природу обязательных платежей и тем самым контролировать и в 
случае необходимости ограничивать посягательство государства на 
их денежные средства. Государство получает право на законно установленных условиях получать в доход казны причитающиеся налоги, 
а в необходимых случаях взыскивать их принудительно. Таким образом, регулируя отношения относительно юридической категории 
«налог», имеющей одинаковое содержание для всех субъектов, налоговое право устанавливает и поддерживает компромисс частных и 
публичных интересов.

 

2. Виды налогов и основания их классификации

В настоящее время система налогов и сборов Российской Федерации довольна обширна и в некоторой степени громоздка. Вместе 
с тем каждый налог индивидуален, поскольку предполагает собственную правовую конструкцию и занимает строго определенное место не только в системе налогов и сборов, но и в финансовой системе в целом.

Выяснение местоположения каждого налога в финансовой «ситеме координат» способствует точному установлению механизма его 
введения, определению уровня бюджета, в который зачисляется 
каждый налог, круга плательщиков и перечня объектов, с которых 
взимается платеж. Посредством деления на различные виды налоги 
объединяются в отдельные группы, позволяющие более детально 
определить их юридическую сущность. Точное установление вида 
налога способствует правильному распределению налоговой компетенции Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных 
образований. Особое значение видовые критерии налога имеют в 
правоприменительной практике, поскольку влияют на объем налоговой обязанности налогоплательщика.

Видовое многообразие налогов предполагает их классификацию 
НО различным основаниям.

1. В зависимости от плательщика:

  1. налоги с организаций — обязательные платежи, взыскиваемые 
    только с налогоплательщиков-организаций, в том числе налог на 
    добавленную стоимость, налог на прибыль и др. (необходимо помнить, что субъектами налогового права являются организации, а не 
    юридические лица, хотя в большинстве случаев организации имеют 
    статус юридического лица; вместе с тем все организации относятся 
    к плательщикам налогов (независимо от наличия статуса юридического лица), в частности филиалы и представительства);
  2. налоги с физических лиц — обязательные платежи, взимаемые 
    с индивидуальных налогоплательщиков — физических лиц (налог 
    па доходы физических лиц, налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения, и др.);
  3. общие налоги для физических лиц и организаций — обязательные платежи, уплачиваемые всеми категориями налогоплательщиков независимо от их организационно-правового статуса; их наличие обусловлено тем, что главным принципом их взимания является наличие какого-либо объекта в собственности лица (например, земельный налог).4

2. В зависимости от формы обложения:

  1. прямые (подоходно-имущественные) — налоги, взимаемые в 
    процессе приобретения материальных благ, определяемые размером 
    объекта обложения и уплачиваемые производителем или собственником (налог на прибыль, налог на доходы от капитала и др.; они, 
    в свою очередь, подразделяются на личные налоги, уплачиваемые 
    налогоплательщиком за счет и в зависимости от полученного дохода (прибыли) и учитывающие финансовую состоятельность плательщика (например, налог на доходы физических лиц, налог на 
    прибыль (доход) организаций), и реальные налоги, уплачиваемые с 
    имущества, в основе которых лежит не реальный, а предполагаемый 
    средний доход, получение которого только ожидается (ставки реальных налогов рассчитываются, как правило, по результатам деятельности нескольких одинаковых категорий налогоплательщиков, 
    например налог на вмененный доход, налог на операции с ценными бумагами, земельный налог);
  2. косвенные (на потребление) — налоги, взимаемые в процессе 
    расходования материальных благ, определяемые размером потребления, включаемые в виде надбавки к цене товара и уплачиваемые 
    потребителем (акцизы, налог на добавленную стоимость и др.); при 
    косвенном налогообложении формальным плательщиком выступает 
    продавец товара (работ, услуг), выступающий как бы посредником 
    между государственной казной и потребителем товара (работ, услуг), а реальным плательщиком налога является потребитель (именно критерий соотношения юридического и фактического плательщика является одним из основных при разграничении налогов на прямые и косвенные).

Информация о работе Понятие и состав элементов налогообложения