Понятие, признаки и место налоговых санкций в системе укрепления налоговой законности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 17:05, контрольная работа

Описание работы

Налоговые санкции на сегодняшний день предусмотрены в одном единственном в виде штрафа. Вступление в силу НК существенно изменило здесь ситуацию, поскольку ранее действующий Закон об основах налоговой системы предусматривал применение различных санкций, а не только штрафов. На сегодняшний день мы имеем только штрафы, штрафы в денежном выражении, но при этом сами штрафы – разные. Два вида штрафов использует НК. Первый вид – в абсолютных размерах. Второй вид штрафа – в процентном отношении, причем это процентное отношение берется с самым различным основанием. Штрафы в абсолютных размерах – величина их разная.

Содержание работы

1.Понятие, признаки и место налоговых санкций в системе укрепления налоговой
законности………………………………………………………………………………...2
2.Нормативное, фактическое, юридическое и процессуальное основания применения налоговых санкций………………………………………………………..4
3. Общие правила назначения налоговых санкций……………………………………6
4.Стадии производства по делам о налоговых и административных правонарушениях……………………………………………………………………….11
5.Задача…………………………………………………………………………………..13
Список используемой литературы………………………….........................................14

Файлы: 1 файл

налоговое право.docx

— 47.81 Кб (Скачать файл)

 

 

                                               Содержание

 

1.Понятие, признаки и место налоговых санкций в системе укрепления налоговой

законности………………………………………………………………………………...2

2.Нормативное, фактическое, юридическое и процессуальное основания применения налоговых санкций………………………………………………………..4

3. Общие правила назначения налоговых санкций……………………………………6

4.Стадии производства по делам о налоговых и административных правонарушениях……………………………………………………………………….11

5.Задача…………………………………………………………………………………..13

Список используемой литературы………………………….........................................14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие, признаки и место налоговых санкций в системе укрепления налоговой 

законности.

 

Налоговые санкции на сегодняшний  день предусмотрены в одном единственном в виде штрафа. Вступление в силу НК существенно изменило здесь ситуацию, поскольку ранее действующий Закон об основах налоговой системы предусматривал применение различных санкций, а не только штрафов. На сегодняшний день мы имеем только штрафы, штрафы в денежном выражении, но при этом сами штрафы – разные. Два вида штрафов использует НК. Первый вид – в абсолютных размерах. Второй вид штрафа – в процентном отношении, причем это процентное отношение берется с самым различным основанием. Штрафы в абсолютных размерах – величина их разная.

Минимальная величина – 50 рублей, но за один не представленный документ. Поэтому имеет значение количество не представленных документов. Сам  документ определяется по закону об информации и документации, где указано, что  документ только тогда будет документом, когда он содержит признаки, позволяющие  его идентифицировать. Это означает, что не любая страничка может  быть признана документом. А если документ состоит из 50-страниц, но эти 50 страниц  имеют дату и номер, то документ будет  целиком в составе этих 50 страниц. 50 рублей надо платить не за каждую страничку, а за весь документ. Наиболее распространенный размер штрафа – 5 тысяч  рублей. По физлицам обычно 500 рублей. Есть и другие размеры. Максимальный размер – 20 тысяч рублей в абсолютном размере  по 118 статье за уклонение от постановки на учет.

В процентном выражении штрафы тоже разнообразны, начиная от 5 процентов  с суммы налога, заканчивая 20 процентами с сумы доходов. Это существенная разница. В процентном выражении  штрафы самые разные.

В отношении размеров штрафных санкций НК содержит указания относительно их увеличения и уменьшения. В этом существенное отличие НК от предыдущей ситуации. До 1999 года налоговые органы не имели возможности изменить штраф. Даже если бы они того хотели, то штрафы применялись по 113 статье без вариантов. Теперь по 114 статье суд, решая вопрос о привлечении к ответственности, может уменьшить и увеличить  размер штрафа. Причем увеличение предусмотрено  только в ситуации повторности, и  увеличение на 100 процентов. Никаких  вариантов нет. При наличии смягчающих обстоятельств суд может уменьшать штрафы, причем у него есть варианты поведения. При наличии хотя бы одного смягчающего обстоятельства штраф уменьшается как минимум вдвое, но суд может уменьшить его втрое, вчетверо и т.д. При наличии следующего смягчающего обстоятельства – точно так же. Уменьшение штрафа зависит от оценки судом обстоятельств дела и оценки личности нарушителя. Наш окружной суд по делу, когда небольшой срок пропуска представления сведений об открытии счета с 5 тысяч рублей штраф уменьшил до 500 рублей. Было одно единственное смягчающее обстоятельство, а штраф уменьшен в 10 раз. Из обстоятельств дела было видно, что налогоплательщик попал в эту ситуацию по своей вине, но был также виноват банк, который толкнул его на такое нарушение. Поэтому с учетом всех обстоятельств дела штраф может быть и уменьшен.

Существенным моментом является давность взыскания налоговых санкций. Сейчас в 115 статье 6-месячный срок. Этот срок отсчитывается со дня обнаружения  налогового правонарушения и составления  соответствующего акта. Здесь законодатель напрасно использовал союз «и», потому что дата обнаружения налогового правонарушения наверняка будет  определяться по дате подписания акта налоговой проверки. Решение по срокам, которые предусмотрены в кодексе, может быть вынесено как минимум  через месяц.

Таким образом, наличие двух обстоятельств, с которыми связывается  определение срока, затрудняет на практике определение этого 6-месячного срока. В налоговой это учитывают и стараются 6-месячный срок отсчитывать с даты проведения налоговой проверки.

Это срок пресекательный. Если он истек, то привлечение лица к ответственности, взыскание установленных санкций становится невозможным. Но только по тем решениям, которые состоялись. Эта ситуация совершенно не препятствует проведению новой налоговой проверки, выявлению того же самого правонарушения и привлечению лица к ответственности. При этом должны быть учтены правонарушения по срокам проведения проверки. Однако само привлечение к ответственности не исключается в пределах трехлетнего срока давности с момента свершения правонарушения.

 

 

 

 

 

  1. Нормативное, фактическое, юридическое и процессуальное основания применения налоговых санкций.

 

Для применения мер налоговой ответственности необходимы три основания: нормативное, фактическое и процессуальное.

          Основания должны возникнуть в определенной последовательности. Прежде всего необходима норма, устанавливающая обязанности и санкции за их неисполнение. Затем должно возникнуть фактическое основание — налоговое правонарушение. При наличии нормы и налогового правонарушения уполномоченный субъект в установленном законом порядке вправе определить взыскание за налоговое правонарушение. Говоря о наличии нормы, следует иметь в виду, что финансовые санкции за налоговые правонарушения применяются по законодательству, действовавшему во время совершения нарушения, а не на момент проведения проверки.

Характеризуя состав правонарушения в целом, хотелось бы отметить, что налоговые правонарушения имеют, как правило, материальный состав, т.е. ответственность за их совершение может наступить только в случае наличия-последствия в виде не поступления налогов в бюджет. В частности, если по отчету предприятия показан убыток 200 тыс. руб., а по результатам проверки выявлено необоснованное отнесение на себестоимость 200 тыс. руб., то финансовые санкции в данном случае не применяются, так как финансовый результат здесь равен нулю (в разъяснениях по отдельным вопросам, связанным с применением мерответственности за нарушения налогового законодательства от 5 марта 1994 г. № ВГ-б-14/722, содержится аналогичная точка зрения налогового ведомства). 
                В то же время такое налоговое правонарушение, как непредставление или несвоевременное представление в налоговый орган документов, необходимых для исчисления, а также для уплаты налогов, имеет формальный состав, т. е. ответственность за это нарушение наступает независимо от того, возникла ли по этому налогу недоплата или переплата.

 Условия и порядок применения налоговой ответственности необходимо рассматривать в разрезе стадий производства по делу о налоговом правонарушении, поскольку деятельность налоговых органов и субъектов ответственности развивается во времени как последовательный ряд взаимосвязанных процессуальных действий по реализации прав и обязанностей. Говоря о производстве по делу о налоговых правонарушениях, допустимо использовать учение о стадиях и этапах, выработанное в науке административного права. 
Налоговое производство объективно состоит из четырех стадий: 
1) налоговое расследование; 
2) рассмотрение дела;

3) пересмотр решения;

4) исполнение решения.

                Налоговое расследование является частью налогового контроля, т. е. осуществляется в ходе проверки деятельности налогоплательщика. 
Началу налогового расследования предшествует получение информации о деянии, содержащем в себе признаки налогового правонарушения. Однако чаще всего налоговое расследование проводится без предварительной информации, а выявление налогового правонарушения и сбор информации о нем (основная задача налогового расследования), как правило, совпадают. Это происходит потому, что если в ходе проверки были обнаружены нарушения налогового законодательства, то данная проверка и признается налоговым расследованием.

 
Необходимо отметить, что действующими нормативными актами стадия налогового расследования и стадия рассмотрения дела четко не разделены, так как акт проверки в ряде случаев может и не означать завершения налогового расследования. 
Рассмотрение дела должно включать в себя подготовку к рассмотрению и слушанию, анализ собранных материалов и обстоятельств дела, принятие решения и доведение решения до сведения.

На данной стадии следует  выяснить, компетентен ли орган рассматривать  данное дело, а также установить было ли совершено налоговое правонарушение (имеется ли состав), виновно ли лицо, подлежит ли оно ответственности, имеются ли основания для предоставления отсрочки в уплате штрафа и т. д. 
Однако в настоящее время процедура рассмотрения дела о налоговом правонарушении неоправданно упрощена.

 Не решены вопросы  о вызове нарушителей и слушании  дела, поэтому почти всегда происходит  его заочное рассмотрение. Фактически  главная стадия производства  по делу о налоговых правонарушениях сведена к принятию начальником налоговой инспекции или его заместителем решения.

Такое положение может  не способствовать принятию правильного  постановления, и, кроме того, не гарантируется  право налогоплательщика на защиту. Однако иначе и не могло быть, так как все процедурные моменты  установила сама для себя Государственная налоговая служба РФ. Стадия пересмотра решений является факультативной, т. е. необязательной. Она основана на свободе обжалования решения лицом, в отношении которого оно вынесено, и обязанности компетентных органов рассмотреть данную жалобу. Пересмотр дела состоит в новом рассмотрении дела органом, принявшим решение, вышестоящим органом или судом. Обжалование решения налогового органа не приостанавливает действие решения. 
Исполнение решения — завершающая стадия производства. Она заключается в практической реализации административного взыскания. Исполнением решения заняты различные субъекты — налоговые органы, органы налоговой полиции, банки, торговые предприятия-комиссионеры и т. д.

 

  1. Общие правила назначения налоговых санкций.

 

Основанием к применению налоговых санкций, является — налоговое  правонарушение, проступок, преступление. Нарушение налогового законодательства может служить основанием для  привлечения физического или  юридического лица к различным видам  правовой ответственности. Существует целый комплекс правовых актов, устанавливающих  финансово-правовую, административную, уголовную и дисциплинарную ответственность  за нарушение законодательства в  сфере налогообложения. К ним, прежде всего, можно отнести: 
 
Налоговый кодекс Российской Федерации;

Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации;

Уголовный кодекс Российской Федерации;

Таможенный кодекс Российской Федерации;

 
Единственным фактическим основанием применения налоговой санкции является налоговое правонарушение. Важным принципиальным моментом для налогоплательщиков, в правоприменительной практике и в целом налоговой системы является закрепление в Налоговом кодексе Российской Федерации понятия налогового правонарушения. В российской налоговой практике дано достаточно четкое определение этого понятия. Отсутствие законодательного определения налогового правонарушения явилось причиной того, что на протяжении ряда лет в судебной практике основанием применения санкций являлся сам факт нарушения налогового законодательства. Только в 1996 году Конституционный Суд Российской Федерации указал на то, что основанием для применения юридических санкций является налоговое правонарушение, «т.е. предусмотренное законом противоправное виновное деяние, совершенное умышлено либо по неосторожности».

 
Налоговое правонарушение характеризуется  следующим признаками, являющимися  общими для всех видов правонарушений:

 
1. Антиобщественность деяния определяется причинением вреда обществу и государству. Такое деяние определяется налоговым законодательством. В частности статья 57 Конституции РФ гласит: “Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы”, а Налоговый Кодекс РФ повторяет “ Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы”

 
2. Противоправность заключается  в совершении деяния, нарушающего  нормы права. Принципиально то, что соблюдение соответствующих  норм охраняется мерами налоговой  ответственности. Деяние, не являющиеся противоправным, не может образовывать налогового правонарушения и повлечь налоговую ответственность.

Информация о работе Понятие, признаки и место налоговых санкций в системе укрепления налоговой законности