Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 19:14, курсовая работа
Налоги и государство - явления взаимосвязанные: государство не может существовать без системы налогообложения, в то же время существование налогов без государства также является невозможным. Появление налогов связано с самыми первыми общественными потребностями, так как государству всегда необходимы денежные средства: для ликвидации стихийных бедствий, строительства дорог, поддержания общественного порядка. И именно налоги являются инструментом мобилизации денежных средств для возможности выполнения государством стоящих перед ним задач.
Введение
Налоги и государство - явления взаимосвязанные: государство не может существовать без системы налогообложения, в то же время существование налогов без государства также является невозможным. Появление налогов связано с самыми первыми общественными потребностями, так как государству всегда необходимы денежные средства: для ликвидации стихийных бедствий, строительства дорог, поддержания общественного порядка. И именно налоги являются инструментом мобилизации денежных средств для возможности выполнения государством стоящих перед ним задач.
Одной из немногочисленных обязанностей, прямо закрепленных в Конституции РФ, является обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст. 5-7)1.
Согласно
правовой позиции Конституционного
Суда РФ, выраженной в Постановлении
от 15.07.99 №11-П, в целях обеспечения
выполнения публичной обязанности
платить законно установленные
налоги и сборы и возмещения ущерба,
понесенного казной в результате
ее неисполнения, законодатель вправе
устанавливать меры принуждения
в связи с несоблюдением
Курсовая работа посвящена одной из наиболее часто встречающейся на сегодняшний день тем - это налоговые правонарушения и ответственность за их совершение.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что всё больше совершается правонарушений в сфере налогообложения и это наносит серьезный ущерб по экономике страны и политической стабильности в России.
Соблюдение требований законодательства, в том числе и в области финансов, обеспечивается силой государственного принуждения. Ее применение является определенным ограничением свободы человека в интересах другого человека и общества в целом, поэтому должно осуществляться только с соблюдением законодательно установленных процедур - процессуальных форм привлечения к ответственности. Закрепление ответственности на уровне закона и соблюдение процессуальной формы государственного принуждения в совокупности будут являться гарантией соблюдения основных прав и свобод граждан, закрепленных в Конституции РФ.
Борьба
с налоговыми правонарушениями
является одним из важнейших
факторов обеспечения
Объект
исследования - общественные отношения,
возникающие в связи с
Предмет исследования - нормы права, регламентирующие налоговые правонарушения, практика их реализации, а также судебная практика и научные работы.
Целью дипломной работы является исследование налоговых правонарушений, совершённых тем или иным субъектом налоговых отношений.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Нормативной базой при написании работы послужили Конституция РФ, Налоговый кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях и другие федеральные законы, а также акты официальных органов.
В качестве теоретической основы в ходе исследования были использованы работы Д.Н. Бахраха, И.В. Александрова, А.Н. Игнатова, А.С. Емельянова, Ю.А. Крохиной, И.И. Кучерова, А. Курбатова, Р.С. Юрмашева, Химичевой Н.И., а также ряда других ученых и специалистов в области налогового, административного и уголовного права.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.
Глава 1. Понятие и признаки налогового правонарушения
В любом обществе правонарушение это
социальный и юридический антипод
правомерного поведения. Существует множество
различных определений
В настоящее время понятие
Основаниями налоговой ответственности
выступают: 1) нормативное основание
- закрепленная в законе нормативная
модель правонарушения; 2) фактическое
основание - реально совершенное
налоговое правонарушение; 3) процессуальное
основание - акт налогового органа или
суда о привлечении к
Для признания нарушения нормы в качестве налогового правонарушения необходимо, чтобы оно обладало следующими признаками:
1) Противоправность состоит в нарушении действующих норм налогового законодательства. Совершение вредного, осуждаемого деяния, причиняющего ущерб общественным отношениям, но не предусмотренное Налоговым кодексом Российской Федерации в качестве налогового правонарушения, не является основанием налоговой ответственности. Например, перерегистрация налогоплательщика в оффшорной зоне или иные способы оптимизации налогообложения не поощряются государством, но и налоговым правонарушением признаваться не могут. Квалификации деяния в качестве налогового правонарушения по аналогии также не допускается.
2) Налоговое правонарушение должно быть совершено реально. Это означает, что ответственность наступает только за фактически совершенное, то есть объективированное вовне деяние. При этом налоговое правонарушение может выражаться в форме действия или бездействия. Первое предполагает несоблюдение запретов, второе - неисполнение обязанностей. Субъективное вменение, то есть ответственность за какие-либо проявления психической деятельности (мысли, чувства, намерения, убеждения) или за определенные качества личности (национальность, вероисповедание, социальное положение, родственные или дружеские связи), не допускается. Например, руководитель и главный бухгалтер организации могут сколь угодно долго мечтать, обсуждать и планировать налоговое правонарушение, но сама по себе такая деятельность - до реального воплощения незаконной идеи на практике - не влечет привлечение к ответственности.
3) Вредность деяния не названа законодателем в качестве обязательного признака налогового правонарушения. Такое положение, видимо, связано с преобладанием в налоговом праве формальных составов, ответственность за совершение которых наступает независимо от того, причинен ли реальный ущерб, возникли или нет негативные материальные последствия.
К сожалению, в литературе нередко смешивается вредность как общее свойство любого правонарушения и вред как реальные последствия отдельных правонарушений. Любое правонарушение причиняет вред действующему правопорядку, хотя этот вред не всегда может быть выражен материально.
4) Наказуемость. Не всякое неисполнение юридической обязанности или несоблюдение запрета, установленного налоговым законодательством, является налоговым правонарушением. Им признаются лишь деяния, совершение которых влечет применение налоговых санкций.
4) Виновность лица, нарушившего закон, прямо вытекает из легального определения налогового правонарушения. В соответствии с п. 1 ст. 110 НК РФ виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожност3. Как видно, Кодекс не дает ответа на вопрос, что есть вина физического лица и организации. В итоге — это предмет научного исследования. Однако НК РФ практически отождествляет виновность лица с его противоправностью. При этом Кодекс называет две формы вины: умысел и неосторожность. Теперь у судебных и налоговых органов появилась сложная задача — дать оценку и осуществить квалификацию конкретным деяниям и установить, что есть умышленные деяния и деяния, совершенные по неосторожности. На налоговые органы возлагается обязанность доказать факт совершения налогового правонарушения, в том числе форму вины налогоплательщика, о чем свидетельствует судебная практика.
И еще один аспект: согласно п. 4 ст. 110 НК РФ вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей. Иначе говоря, вина организации выражается не только через органы организации, но и через должностных лиц или представителей организации. Это важное положение, указывающее еще раз на то, что субъектом налогового права является организация.
В гражданском праве юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. Например, генеральный директор акционерного общества — и орган юридического лица, и должностное лицо. Напротив, главный бухгалтер является должностным лицом, но не органом юридического лица.
С учетом
сказанного, вина нарушителей в сфере
налоговых правоотношений — это
психологическое отношение лица
к совершаемому им противоправному
деянию и его возможным последствиям
в форме умысла или неосторожности.
В свою очередь, для умысла характерно
то, что лицо избирает такой вариант
поведения, который является противоправным,
заведомо зная, что тем самым нарушаются
интересы государства, субъектов РФ
и муниципальных образований. В
силу п. 2 ст. 110 НК РФ лицо, совершившее
умышленное правонарушение, желало либо
сознательно допускало
В литературе
называются и другие признаки налогового
правонарушения. В частности, ряд
авторов указывают на причинную
связь противоправного действия
и вредных последствий. Отсутствие
такой связи исключает
Некоторые авторы считают, что не во всех случаях необходимо устанавливать причинную связь противоправного действия и вредных последствий. Некоторые налоговые санкции применяются за сам факт совершения налогового правонарушения5. Однако для этого следует проанализировать отдельные составы налоговых правонарушений. Что касается налогового законодательства, то оно хранит молчание по этому вопросу. В свою очередь, судебная практика нередко рассматривает под словом «причина» степень вины нарушителя.
Глава 2. Состав налогового правонарушения
Традиционным является выделение состава правонарушения применительно к уголовному праву, так в ст. 8 УК РФ закреплено, что в основании уголовной ответственности лежит деяние, содержащее все признаки состава преступления. Тем не менее, не только преступления, но и другие правонарушения (в том числе и налоговые) имеют состав. Это принципиальное положение разработано общей теорией права и распространяется на все виды правонарушений6.
В НК РФ не употребляется понятие состава налогового правонарушения. Вместе с тем, его значение велико и для теории, и для правоприменительной практики.
В ст. 108 НК РФ закреплено, что никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены НК РФ7. Вместе с тем, прямо основания налоговой ответственности в данном нормативно-правовом акте не указаны.
Ст. 109 НК РФ к числу обстоятельств, исключающих привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, относит совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения лицом, не достигшим к моменту его совершения шестнадцатилетнего возраста. В других статьях НК РФ законодатель также не употребляет термин «состав налогового правонарушения», используя либо термин «налоговое правонарушение», либо «деяние, содержащее признаки налогового правонарушения». Таким образом, ставится под сомнение сама конструкция состава налогового правонарушения и возможность ее использования при анализе норм глав 16 и 18 НК РФ. Вместе с тем, анализ налогово-правовых исследований и практики правоприменения свидетельствует об обратном. Термин «состав налогового правонарушения» широко используется в процессе производства по делам о налоговых правонарушениях, неоднократно упоминается в решениях Конституционного Суда Российской Федерации, применяется при анализе норм глав 16 и 18 НК РФ.
В налогово-правовой науке исследованию понятия состава налогового правонарушения и определению его значения посвящено значительное количество работ.
А.В. Брызгалин, В.Р. Берник и А.Н. Головкин
понимают под составом налогового правонарушения
установленную НК РФ совокупность признаков,
при наличии которых
Схожие определения состава налогового правонарушения содержатся в работах А.А. Гогина, А.В. Зимина, В.А. Мачехина и других исследователей.
Кроме того, любой вид правонарушений имеет свой состав. Данная категория используется как в общей теории права для характеристики правонарушений, так и применяется отраслевыми науками.
Таким образом, и наука налогового права, и правоприменительная практика подчеркивают большое значение состава налогового правонарушения. Отсутствие в НК РФ упоминания состава налогового правонарушения является пробелом в налоговом законодательстве, который, можно считать, должен быть исправлен.
Для наиболее полного понимания состава налогового правонарушения следует обратиться к смежным отраслевым наукам, в первую очередь, к уголовному праву. Исторически именно в уголовно-правовой сфере было разработано понятие состава уголовного правонарушения (corpus delicti), из которой данная юридическая конструкция была заимствована другими отраслевыми науками и общей теорией права9.