Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 19:14, курсовая работа
Налоги и государство - явления взаимосвязанные: государство не может существовать без системы налогообложения, в то же время существование налогов без государства также является невозможным. Появление налогов связано с самыми первыми общественными потребностями, так как государству всегда необходимы денежные средства: для ликвидации стихийных бедствий, строительства дорог, поддержания общественного порядка. И именно налоги являются инструментом мобилизации денежных средств для возможности выполнения государством стоящих перед ним задач.
В уголовно-правовой литературе преобладает точка зрения, в соответствии с которой под составом преступления понимается нормативная конструкция, характеризующая деяние как преступление и включающая в себя совокупность внутренних и внешних признаков, которые необходимы и достаточны для признания деяния преступлением10.
Данный подход к определению
состава преступления был заимствован
общей теорией права и
В целях данного исследования необходимо определить место состава налогового правонарушения в учении о составе финансового правонарушения, что позволит отграничить налоговые правонарушения от других видов финансовых правонарушений и очертить контуры их сопоставления со смежными видами правонарушений (налоговыми преступлениями, административными правонарушениями в области налогов и сборов и др.).
В общей теории финансового права под составом финансового правонарушения обычно понимается «установленная в праве совокупность признаков, при наличии которых деяние является финансовым правонарушением»11.
Состав налогового правонарушения образуют четыре элемента: объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона.
Объект налогового правонарушения составляют охраняемые законодательством общественные отношения, складывающиеся в налоговой сфере. Объектом правонарушения является то, на что оно посягает, чему причиняет или может причинить какой-либо вред. Налоговые правонарушения характеризуются общностью объекта посягательств — это фискальная компетенция государства и его законные интересы в налоговых отношениях, охраняемые налоговым законодательством. Общим объектом налоговых правонарушений могут быть как материальные, так и процессуальные права государства: нарушения налогового законодательства препятствуют полноценному формированию доходных частей бюджетов и внебюджетных фондов, не позволяют осуществлять налоговый контроль, нарушают права законопослушных налогоплательщиков и т. д.
Непосредственными объектами
конкретного налогового
Объективная сторона налоговых
правонарушений представляет собой
совокупность признаков противоправных
деяний, предусмотренных нормами
налогового права и характеризующих
внешнее отражение (проявление) налоговых
правонарушений в реальной действительности.
Основания привлечения к
Признаки противоправности деяний
можно подразделить на обязательные
и факультативные. Обязательными
признаками объективной стороны
налоговых правонарушений следует
считать: само противоправное деяние и
его результат, наличие причинной
связи между деянием и
Факультативными признаками объективной
стороны налоговых
Обстановка совершения правонарушения учитывается для квалификации ряда налоговых правонарушений. Например, ведение организацией деятельности без постановки на учет в налоговом органе.
Время совершения налогового правонарушения
имеет важное значение для его
квалификации, поскольку позволяет
определить налоговый период, в котором
произошло нарушение, и, таким образом,
правильно выбрать норму
Систематичность также названа
законодателем в качестве одного
из признаков налогового правонарушения.
Например, п. 3 ст. 120 НК РФ квалифицирует
грубое нарушение правил учета доходов,
расходов и объектов налогообложения
через систематическое
Повторность совершения
Деяния, составляющие объективную
сторону налоговых
Субъектом налогового правонарушения является лицо, совершившее нарушение налогового законодательства и которое в соответствии с действующим законодательством может быть привлечено к ответственности.
Субъекты налоговых
— налогоплательщики:
— плательщики сборов;
— налоговые агенты: российские
и иностранные организации, а
также индивидуальные
— законные представители налогоплательщика — физического лица;
— свидетели, переводчики, эксперты, специалисты и иные фискально-обязанные лица;
— организации и физические
лица, являющиеся адресатами
Специальным субъектом
Общая и специальная
По общему правилу ст. 107 НК РФ ответственности подлежат общие субъекты, если норма НК РФ, описывающая определенный вид налогового правонарушения, не содержит требований о наличии у субъекта специальных признаков, отражающих какие-либо характерные особенности.
Физические лица могут быть
привлечены к ответственности
за нарушения законодательства
о налогах и сборах с 16-
Законный представитель
Субъективная сторона
Принцип привлечения к юридической ответственности только за совершение виновного деяния является исходным началом всех публичных отраслей права, в том числе и налогового права. Согласно п. 1 ст. 110 НК РФ налоговое правонарушение может быть совершенно умышленно или по неосторожности14.
Налоговое правонарушение признается
совершенным умышленно при
—
правонарушитель сознавал
— правонарушитель
желал или сознательно допускал
наступление вредных
Налоговый кодекс РФ предусматривает две формы вины — прямой умысел и косвенный умысел, различаемые между собой только по волевому критерию. Интеллектуальный критерий умысла в налоговых правонарушениях одинаков. Сущность налогового правонарушения, совершенного в форме прямого умысла, заключается в том, что лицо осознавало противоправный характер своих действий (бездействия) и желало наступления вредных последствий в результате осуществления своих действий (бездействия). Сущность налогового правонарушения, совершенного в форме косвенного умысла, выражается в том, что правонарушитель хотя и не желал наступления вредных последствий, но сознательно допускал их появление в результате осуществления своих действий (бездействия).
Вина в форме умысла является необходимым элементом для установления ряда составов налоговых правонарушений. Например, внесение в налоговую декларацию заведомо ложных сведений; занижение налогооблагаемой базы; дача экспертом заведомо ложного заключения и т. д.
Неосторожная форма вины не подразделяется в налоговом праве на какие-либо виды и по своей сущности во многом совпадает с преступной небрежностью, определяемой по аналогии с ч. 2 ст. 26 УК РФ. Налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности при наличии следующей совокупности признаков: правонарушитель не осознавал общественную опасность своих действий (бездействия) либо вредный характер последствий, причиняемых своим деянием, в то время как должен был или мог это осознавать.
Неосторожная форма вины
присутствует в тех налоговых
правонарушениях, которые
Виновность лица, допустившего
нарушение налогового
При совершении налогового правонарушения организацией также возможно определение вины в ее действиях (бездействии). Пункт 4 ст. 110 НК РФ определяет, что вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, деяния (действия или бездействия) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения. Единственным исключением из названного правила является положение подп. 2 п. 1 ст. 111 НК РФ, согласно которому совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, налогоплательщиком — физическим лицом, находившимся в момент его совершения в невменяемом состоянии, исключает вину лица в совершении налогового правонарушения15. Следовательно, невменяемость какого-либо должностного лица не исключает возможности привлечения организации к налоговой ответственности.