Понятие, виды правонарушений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 19:14, курсовая работа

Описание работы

Налоги и государство - явления взаимосвязанные: государство не может существовать без системы налогообложения, в то же время существование налогов без государства также является невозможным. Появление налогов связано с самыми первыми общественными потребностями, так как государству всегда необходимы денежные средства: для ликвидации стихийных бедствий, строительства дорог, поддержания общественного порядка. И именно налоги являются инструментом мобилизации денежных средств для возможности выполнения государством стоящих перед ним задач.

Файлы: 1 файл

Курсовая по НП.docx

— 51.21 Кб (Скачать файл)

 В практике налоговой деятельности  часто встречаются случаи, когда  представителем организации выступает  другая организация. В данной  ситуации вина представляемой организации будет определяться в зависимости от вины должностных лиц организации-представителя.

Таким образом, определяя состав налогового правонарушения, законодатель рассматривает  действия (бездействие) представителя  в качестве аналогичных деяний самой  представляемой организации.

 Таким образом, состав налогового правонарушения представляет собой совокупность установленных НК РФ фактических обстоятельств и признаков, наличие которых позволяет квалифицировать противоправное деяние как определенное налоговое правонарушение.

Состав налогового правонарушения является критерием достоверной  квалификации совершенного деяния и, следовательно, обоснованного применения налоговой  санкции. Одновременно состав налогового правонарушения имеет важное значение для обеспечения прав человека и  гражданина, а также соблюдения принципа законности привлечения к налоговой  ответственности. Наличие в противоправном деянии совокупности объективных и  субъективных признаков является единственным юридическим основанием для привлечения лица к ответственности, поэтому при отсутствии хотя бы одного признака конкретного состава налогового правонарушения квалификация содеянного в качестве налогового правонарушения исключается.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Виды налоговых правонарушений

и ответственность за их совершение

          Различают три вида налоговых правонарушений: налоговые правонарушения, ответственность за совершение которых установлена НК РФ; правонарушения в сфере налогообложения, ответственность за совершение которых установлена Кодексом РФ об административных правонарушениях; налоговые преступления, то есть уголовные преступления в сфере налогообложения, ответственность за совершение которых установлена Уголовным кодексом РФ.

Налоговая ответственность. В современном налоговом законодательстве, где основополагающим нормативным актом является Налоговый кодекс РФ, отсутствует нормативное определение налоговой ответственности. Однако анализ норм Налогового кодекса РФ позволяет определить этот вид ответственности следующим образом. Налоговая ответственность - это применение к лицу, виновному в совершении налогового правонарушения, предусмотренных Налоговым кодексом РФ налоговых санкций в виде денежных взысканий (штрафов).

Отдельным видам налоговых правонарушений посвящена глава 16 Налогового кодекса РФ «Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение». Эта глава содержит 13 статей, предусматривающих 25 составов налоговых правонарушений, за совершение которых на виновное лицо может быть возложена ответственность (Приложение 1) .

Административная ответственность. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность, при этом индивидуальные предприниматели приравнены к должностным лицам.

 

Лицо считается невиновным, пока его вина не будет доказана и установлена  органом, рассмотревшим дело. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются  в пользу этого лица.

Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются: раскаяние; добровольное сообщение лицом о  совершенном им правонарушении; предотвращение лицом, совершившим правонарушение, вредных его последствий, добровольное возмещение причиненного ущерба или  устранение причиненного вреда; совершение правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при  стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств; совершение правонарушения несовершеннолетним или беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего  ребенка.

Орган, рассматривающий дело об административном правонарушении, может признать смягчающими  и иные обстоятельства. При наличии  данных обстоятельств можно применить  минимальный размер штрафа.

Обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются: продолжение  противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц  прекратить его; повторное совершение однородного правонарушения в течение  года; вовлечение несовершеннолетнего  в совершение правонарушения; совершение правонарушения группой лиц; совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах, в состоянии опьянения. При наличии этих обстоятельств  можно применить максимальный размер штрафа.

Также возможно одновременное привлечение  организации и должностного лица организации к ответственности, если статья КоАП предусматривает в качестве субъекта как должностное, так и юридическое лицо.

Ответственность за административные правонарушения в области налогообложения  установлена статьями 15.3 - 15.9 и 15.11 КОАП (Приложение 2).

Уголовная ответственность.  За преступления в сфере экономики, в том числе и налоговые, граждане привлекаются к уголовной ответственности в соответствии с главой 22 УК РФ. Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания.

В зависимости  от характера и степени общественной опасности деяния подразделяются на преступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести, тяжкие преступления и особо тяжкие преступления.

Преступлениями  небольшой тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание  не превышает двух лет лишения  свободы.

Преступлениями  средней тяжести признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает пяти лет  лишения свободы, и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание превышает два года лишения свободы.

Тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает десяти лет  лишения свободы.

Особо тяжкими  преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых предусмотрено  наказание в виде лишения свободы  на срок свыше десяти лет или более  строгое наказание.

Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее  ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста.

Видами  наказаний являются: штраф; лишение  права занимать определенные должности  или заниматься определенной деятельностью; лишение специального, воинского  или почетного звания, классного  чина и государственных наград; обязательные работы; исправительные работы; ограничение по военной службе; ограничение свободы; арест; содержание в дисциплинарной воинской части; лишение свободы; пожизненное лишение свободы.

Федеральный закон от 29 декабря 2009 г. № 383-ФЗ "О  внесении изменений в часть первую НК РФ и отдельные законодательные  акты РФ"  внес существенные изменения  в Уголовный кодекс РФ в части  статей, предполагающих возможность  привлечения к уголовной ответственности  за совершение налоговых правонарушений. Закон вступил в силу с 1 января 2010 г. 

Таким образом  с 1 января 2010 г. Уголовный кодекс РФ действует в новой, более приемлемой для налогоплательщиков редакции. Федеральным законом от 29 декабря 2009 г. № 383-ФЗ предусмотрено, что лицо, впервые совершившее преступление, освобождается от уголовной ответственности, если оно полностью уплатило суммы недоимки, пеней и штрафов (ст. 198, 199, 199.1 УК РФ). Данная поправка действует на лица, по которым идет следствие или которые отбывают наказание.   С 1 января 2010 г. значительно увеличен размер недоимки, который может привести к уголовной ответственности (Приложение 3).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Рассмотрев налоговые правонарушения и характер ответственности за нарушение  законодательства о налогах и  сборах, проанализировав общие положения  об ответственности за нарушение  законодательства о налогах и  сборах, отдельные виды правонарушений, предусмотренных Налоговым Кодексом Российской Федерации можно сделать следующие выводы:

  1. Налоговое правонарушение представляет собой виновно совершенное в сфере налогообложения противоправное (т.е. в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и их представителей, за совершение которого установлена юридическая ответственность законодательством о налогах и сборах.
  2. Для признания нарушения нормы в качестве налогового правонарушения необходимо, чтобы оно обладало следующими признаками: противоправность, реальность, вредность, виновность, наказуемость.
  3. Состав налогового правонарушения представляет собой совокупность установленных НК РФ фактических обстоятельств и признаков, наличие которых позволяет квалифицировать противоправное деяние как определенное налоговое правонарушение. Состав налогового правонарушения является критерием достоверной квалификации совершенного деяния и, следовательно, обоснованного применения налоговой санкции. Одновременно состав налогового правонарушения имеет важное значение для обеспечения прав человека и гражданина, а также соблюдения принципа законности привлечения к налоговой ответственности.
  4. Классификация налоговых правонарушений может проводиться по различным основаниям. Единой классификации не существует. В зависимости от характера деяния правонарушения делятся на административные, налоговые, уголовные.
  5. Основой целью налоговой ответственности выражаются в восстановлении нарушенных имущественных интересов государства, а также в наказании виновного, предотвращении новых правонарушений в налоговой сфере.
  6. Уплата налогов играет для России как для любого государства существенную роль, так как из них формируется доходная часть бюджета. Необходимость борьбы с налоговыми правонарушениями диктуется обеспечением экономической безопасности государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                 Библиографический список

Нормативные правовые акты.

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г) // Российская газета от 25 декабря 1993 г. № 237.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 28.10.2012) // Собрание законодательства РФ, № 30, 2012г.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ, с изм. от 30.11.2011 № 363-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, № 49, 2011г.
  4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 N 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ, № 25, 2013г.
  5. Налоговый кодекс РФ (часть первая, вторая) от 31.07.1998 №146-ФЗ (ред. от 23.07.20132) [Электронный ресурс] / СПС «Консультант Плюс». – Послед. обновление 01.10.2013.

Специальная литература:

  1. Александров И.В. Налоговые преступления, СПб, ЮЦ, 2007.
  2. Баглай М.В. Налоговое право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов. - М.: Издательская группа ИНФРА М - НОРМА, 2007.
  3. Бахрах Д. Н. Административное право России. Учебник для вузов. - М.: Издательство НОРМА, 2010.
  4. Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А. П., Брызгалин В.В. Методы налоговой оптимизации / Под ред. А.В. Брызгалина. - М.: Аналитика-Пресс, 2008.
  5. Верин В.П. Преступления в сфере экономики, М., 2007.
  6. Вершинин А.П. Внешнеэкономическое право./«Норма-М», М., 2008.
  7. Волженкин Б.В. Преступления в сфере экономической деятельности. /М., 2007.
  8. Волженкин Б.В. Экономические преступления./М., 2007.
  9. Гусев О.Б., Завидов Б.Д., Попов И.А.. Преступления в сфере экономики. Уголовно-правовой анализ и квалификация. «Экзамен», М., 2008.
  10. Горелик А.С., Крупинина Г.И. Преступления в сфере экономической деятельности и против интересов службы в коммерческих и иных организациях, Красноярск, 2008.
  11. Данилкевич Л.И., Балеевских М.М., Степанова Л.А. Уплата и практика применения современного налогового законодательства РФ, М., 2008.
  12. Дубов В.В. Действующая налоговая система и пути её совершенствования. // Финансы. - 2007. - № 4.
  13. Игнатов А.Н, Красиков Ю.А., Косарева Т.А., Ахмедшин Х.М, Волженкин Б.В. и др. Уголовное право. Учебник для ВУЗов. Особенная часть (т.2) / «Норма». 2008.
  14. Емельянов А.С. Правонарушения в сфере налогов и сборов и ответственность за них: сравнительный анализ законодательства о налогах и сборах и законодательства об административных правонарушениях // "Налоговый вестник" № 11 ноябрь 2008г.
  15. Касьянова Г.Ю., Верещагин С.А., Иванов М.Д.. Преступление и наказание в бухгалтерском учете. / Информцентр, М., 2007 год.
  16. Кучеров И. И. Налоговое право России: курс лекций / И. И. Кучеров. - М.: ЮрИнфор, 2012.
  17. Налоговое право России: учебник / отв. ред. Ю. А. Крохина.- 5 –е изд., испр. и доп. - М.: Норма, 2011.
  18. Парыгина В.А., Тедеев А.А. Налоговое право России в схемах и таблицах с комментариями: Учебное пособие. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.
  19. Пепеляев С.Г. Комментарии к главе 15. "Общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений" части первой НК РФ // "Ваш налоговый адвокат", N 1, I квартал 2008 г.
  20. Староверова О.В. Налоговый процесс: учебное пособие / О. В. Староверова, Н. Д. Эриашвили. - М.: Юнити, 2011.
  21. Химичева Н.И. Финансовое право: учебно-методический комплекс / Н. И.Химичева, Е. В. Покачалова. - М.: Норма, 2010.

Информация о работе Понятие, виды правонарушений