Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 13:45, курсовая работа
Нормы НК РФ, определяющие правила проведения ВНП, устанавливают границы контроля за предпринимательской деятельностью, что обеспечивает паритет публичных и частноправовых интересов участников экономической деятельности. В частности, выполняя эти задачи, законодатель ограничил:
– период, подлежащий налоговому контролю;
– возможность проведения повторных налоговых проверок;
– сроки проведения выездных налоговых проверок.
Введение……………………………………………………………….3
Общая характеристика выездной налоговой проверки…………4
Организационная работа налоговых органов при выезд-
ной налоговой проверке……………………………………………6
Доступ должностных лиц налоговых органов на территорию
или в помещение для проведения налоговой проверки……………….6
Осмотр помещений и территорий должностными лицами
Налоговых органов……………………………………………………….9
Истребование документов при проведении налоговой
Проверки…………………………………………………………………10
Выемка документов и предметов у налогоплательщика……………..11
Сроки, продолжительность и оформление
результатов проверки……………………………………………...13
3.1 Сроки и продолжительность проверки………………………………...13
3.2 Приостановление проверки…………………………………………….13
3.3Окончание проверки……………………………………………………..14
3.4 Оформление результатов проверки …………………………………..15
Заключение……………………………………………………………20
Список использованной литературы………………………
В отделах выездных налоговых проверок, как правило, нет постоянных участвующих во многих проверках групп. Состав группы определяется при подготовке решения о проведении проверки. Выделяется сотрудник, ответственный за результаты проверки, который не только проверяет отдельные вопросы сам, но и координирует работу других участников группы. Налоговый инспектор, ответственный за проведение проверки, занимается также оформлением ее результатов, участвует в рассмотрении разногласий налогоплательщика и подготовке решения по итогам проверки.
2. Организационная работа налоговых органов при выездной налоговой проверке
При проведении выездной налоговой проверки налоговый орган обладает внушительным количеством полномочий. В соответствии с нормами ст. ст. 90 - 98 Ч. I НК РФ в ходе выездной налоговой проверки проводятся следующие мероприятия:
- доступ на территорию или в помещение;
- инвентаризация имущества;
- осмотр;
- истребование документов;
- выемка (изъятие) документов;
- встречные проверки;
- привлечение свидетелей, специалистов, переводчиков;
- проведение экспертиз.
Остановимся на рассмотрении некоторых из них подробнее
2.1 Доступ должностных
лиц налоговых органов на
В соответствии со ст. 89 Ч. I НК РФ выездная налоговая проверка организаций и индивидуальных предпринимателей проводится на основании решения руководителя налогового органа или его заместителя. Указанное решение должно содержать:
– наименование налогового органа;
– номер решения и дату его вынесения;
– наименование проверяемого налогоплательщика, его ИНН и КПП;
– период финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, за который про-водится проверка;
– фамилии, должности и
классные чины сотрудников инспекции,
входящих в состав проверяющей группы,
если в проверке будут участвовать
представители
– подпись руководителя инспекции, вынесшего решение с указанием его фамилии, должности и классного чина.
По прибытии в организацию
проверяющая группа в полном составе
должна представиться руководству
организации и предъявить ему
свои документы, удостоверяющие их полномочия
по вопросам проведения ВНП. С целью
правильного исчисления сроков, связанных
с проведением ВНП, необходимо четко
зафиксировать дату предъявления руководителю
проверяемой организации или
индивидуальному
В свою очередь, руководство
организации имеет право
В случае отсутствия на момент
прибытия проверяющей группы руководителя
организации и иных должностных
лиц, непосредственно связанных
с финансово-хозяйственной
Одновременно следует установить полномочия присутствующего должностного лица проверяемой организации и возможность проведения проверки, а также предъявить ему решение о проведении проверки для фиксации ее начала.
Налогоплательщик обязан выполнить законные требования должностных лиц по их допуску в помещения и на территории, в которых должна проводиться проверка, предъявлять Необходимые для проверки документы.
Согласно п. 3 ст. 91 Ч. I НК РФ в случае воспрепятствования доступу проверяющей группы на территорию организации или в помещения (кроме жилых) руководителем группы составляется акт, подписываемый им и налогоплательщиком. На основании этого акта налоговый орган вправе самостоятельно определить суммы налогов, подлежащих уплате, в соответствии с оценкой имеющихся у него данных о налогоплательщике или по аналогии.
Если налогоплательщик отказывается подписывать данный акт, в нем делается соответствующая запись. Данные действия налогоплательщика влекут за собой наложение штрафа в размере 5 тыс. руб. (ст. 124 Ч. I НК РФ).
В целях качественной организации
работы в ходе проверки особое значение
имеет первое посещение налогоплательщика,
которое должно быть хорошо спланировано.
Для этого рекомендуется
Содержание программы первого дня посещения может включать следующие разделы:
1) представление членов проверяющей группы;
2) объявление причин, по которым организация отобрана для проверки;
3) представление организации;
4) доведение графика проведения
проверки до сотрудников
5) представление системы
бухгалтерского учета и
6) постановка практических
вопросов организации проверки (предоставление
помещения, технические
7) получение информации
и документов при первом
После посещения организации и проверки всей собранной информации и документации работники налоговых органов составляют окончательный план, в котором определяют вопросы, подлежащие проверке. Так, при проведении проверки уплаты налога на прибыль и НДС в план могут быть включены следующие вопросы:
1) объем реализации продукции для целей налогообложения;
2) себестоимость реализованной продукции;
3) правильность списания сумм на затраты производства и отпуск на сторону сырья и материалов;
4) учет износа по основным
средствам, нематериальным
5) списание расходов по оплате труда;
6) сделки с родственными
предприятиями, партнерами и
В ходе ВНП работники налоговых органов на основе имеющейся у них информации о налогоплательщике, анализа предоставленных им документов, а также материалов, полученных в процессе проверочных действий, в соответствии с задачами ВНП:
– анализируют всю информацию о деятельности налогоплательщика;
– выявляют несоответствия
в содержании исследуемых документов,
нарушения порядка ведения
– запрашивают информацию
о налогоплательщике или
– проводят инвентаризацию имущества налогоплательщика;
– опрашивают свидетелей, привлекают специалистов, экспертов, переводчиков;
– формируют доказательственную базу по фактам выявленных налоговых правонарушений;
– производят доначисление сумм неуплаченных налогов.
2.2 Осмотр помещений и
территорий должностными
Должностные лица налоговых органов, осуществляющие ВНП, имеют право проводить осмотр помещений и территорий, а также предметов и документов налогоплательщика.
Объектом осмотра могут
являться производственные, складские,
торговые и иные помещения и территории,
используемые налогоплательщиком для
извлечения доходов либо связанные
с содержанием объектов налогообложения
независимо от места их нахождения.
Поскольку для налоговой
Для проведения осмотра не требуются специально оформленные разрешения.
Осмотр территорий помещений, проверка документов и предметов налогоплательщика представляют собой комплекс процессуальных действий, имеющий целью выявить обстоятельства, значимые для полноты проводимой налоговой проверки.
Задачи осмотра:
– обнаружение объектов, прямо или косвенно свидетельствующих о факте налогового правонарушения;
– обнаружение других фактов, имеющих значение для выявления налоговых правонарушений.
Значимость осмотра как
процессуального действия заключается
в том, что при его проведении
возможно получение данных, которые
не могут быть получены посредством
совершения других действий налогового
контроля. Результат предварительного
контроля позволяет скорректировать
программу ВНП и план ее проведения.
По результатам осмотра
Осмотр производится в присутствии понятых. Участие понятых в действиях по осуществлению налогового контроля регламентировано ст. 98 Ч. I НК РФ. В соответствии с ней понятые вызываются в количестве не менее двух человек. В качестве понятых могут быть вызваны любые не заинтересованные в исходе дела физические лица. Не допускается участие в качестве понятых должностных лиц налоговых органов. Понятые обязаны удостоверить в протоколе факт, содержание и результаты действий, производившихся в их присутствии. В случае необходимости понятые могут быть опрошены по указанным обстоятельствам.
В проведении осмотра вправе участвовать лицо, в отношении которого осуществляется налоговая проверка, или его представитель, а также специалисты.
В необходимых случаях при осмотре производятся фото- и киносъемка, видеозапись, снимаются копии с документов и другие действия.
Общие требования, предъявляемые к протоколу, составленному при производстве действий по осуществлению налогового контроля, зафиксированы в ст. 99 Ч. I НК РФ. В соответствии с этой статьей протокол составляется на русском языке. В протоколе указываются:
– наименование протокола;
– место и дата производства конкретного действия;
– время начала и окончания действия;
– должность, фамилия, имя, отчество каждого лица, участвовавшего в действии или при его проведении;
– содержание действия, последовательность его проведения;
– выявленные при производстве действия существенные для дела факты и обстоятельства.
Протокол прочитывается
всеми лицами, участвовавшими в производстве
действия или присутствовавшими
при его проведении. Эти лица вправе
делать замечания, подлежащие внесению
в протокол или приобщению к делу.
Протокол подписывается составившим
его должностным лицом
2.3 Истребование документов
при проведении налоговой
Должностное лицо налогового органа, проводящее ВНП, истребует у проверяемого налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) необходимые для проверки документы. Для этого должностное лицо налогового органа предъявляет под роспись налогоплательщику требование о предоставлении необходимых документов. Истребуемая документация должна быть предъявлена налоговому органу в течение 10-дневного срока. Отказ налогоплательщика от представления документов в установленные сроки признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную ст. 126 Ч. I НК РФ, а именно штраф 50 руб. за каждый непредставленный документ.
Форма требования о представлении документов утверждена приказом ФНС России от 31.05.2007 № M3-06/338 «Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах» (приложение № 5).
Требование оформляется в двух экземплярах. Первый экземпляр под расписку, которая делается во втором экземпляре (копии), вручается налогоплательщику. Копия требования прилагается к акту выездной налоговой проверки.
По смыслу п. 1 ст. 93 НК РФ для исчисления 10-дневного срока, в течение которого должны быть представлены налоговому органу документы, должен быть зафиксирован момент получения соответствующим лицом запроса налогового органа. В связи с этим предусмотрена письменная форма запроса.
Документы, подтверждающие
исполнение платежных поручений
налогоплательщиков, плательщиков сборов
или налоговых агентов и
Состав документов, подлежащих истребованию, определяется на подготовительном этапе при выработке стратегии налоговой проверки.
В соответствии с задачами проверки могут быть истребованы любые документы, исследование которых необходимо при рассмотрении вопросов, определенных решением налогового органа.
В первую очередь следует получить следующие документы:
- устав организации (
- протоколы заседаний
совета директоров, собраний акционеров
либо других аналогичных
- документы, регламентирующие
порядок ведения учетной
Информация о работе Порядок назначения и проведения выездной налоговой проверки