Порядок назначения и проведения выездной налоговой проверки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 13:45, курсовая работа

Описание работы

Нормы НК РФ, определяющие правила проведения ВНП, устанавливают границы контроля за предпринимательской деятельностью, что обеспечивает паритет публичных и частноправовых интересов участников экономической деятельности. В частности, выполняя эти задачи, законодатель ограничил:
– период, подлежащий налоговому контролю;
– возможность проведения повторных налоговых проверок;
– сроки проведения выездных налоговых проверок.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….3
Общая характеристика выездной налоговой проверки…………4

Организационная работа налоговых органов при выезд-
ной налоговой проверке……………………………………………6

Доступ должностных лиц налоговых органов на территорию
или в помещение для проведения налоговой проверки……………….6

Осмотр помещений и территорий должностными лицами
Налоговых органов……………………………………………………….9

Истребование документов при проведении налоговой
Проверки…………………………………………………………………10

Выемка документов и предметов у налогоплательщика……………..11

Сроки, продолжительность и оформление
результатов проверки……………………………………………...13
3.1 Сроки и продолжительность проверки………………………………...13
3.2 Приостановление проверки…………………………………………….13
3.3Окончание проверки……………………………………………………..14
3.4 Оформление результатов проверки …………………………………..15
Заключение……………………………………………………………20
Список использованной литературы………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая налоговые проверкии.docx

— 69.67 Кб (Скачать файл)

В отделах выездных налоговых  проверок, как правило, нет постоянных  участвующих во многих проверках групп. Состав группы определяется при подготовке решения о проведении проверки. Выделяется сотрудник, ответственный за результаты проверки, который не только проверяет отдельные вопросы сам, но и координирует работу других участников группы. Налоговый инспектор, ответственный за проведение проверки, занимается также оформлением ее результатов, участвует в рассмотрении разногласий налогоплательщика и подготовке решения по итогам проверки.

2. Организационная  работа налоговых органов при  выездной налоговой проверке

При проведении выездной налоговой  проверки налоговый орган обладает внушительным количеством полномочий. В соответствии с нормами ст. ст. 90 - 98 Ч. I НК РФ в ходе выездной налоговой проверки проводятся следующие мероприятия:

- доступ на территорию или в помещение;

- инвентаризация имущества;

- осмотр;

- истребование документов;

- выемка (изъятие) документов;

- встречные проверки;

- привлечение свидетелей, специалистов, переводчиков;

- проведение экспертиз. 

Остановимся на рассмотрении некоторых из них подробнее

2.1 Доступ должностных  лиц налоговых органов на территорию  или в помещение для проведения  налоговой проверки

В соответствии со ст. 89 Ч. I НК РФ выездная налоговая проверка организаций и индивидуальных предпринимателей проводится на основании решения руководителя налогового органа или его заместителя. Указанное решение должно содержать:

– наименование налогового органа;

– номер решения и дату его вынесения;

– наименование проверяемого налогоплательщика, его ИНН и  КПП;

– период финансово-хозяйственной  деятельности налогоплательщика, за который  про-водится проверка;

– фамилии, должности и  классные чины сотрудников инспекции, входящих в состав проверяющей группы, если в проверке будут участвовать  представители правоохранительных и контролирующих органов, то указываются  их фамилии, должности и звания;

– подпись руководителя инспекции, вынесшего решение с  указанием его фамилии, должности  и классного чина.

По прибытии в организацию  проверяющая группа в полном составе  должна представиться руководству  организации и предъявить ему  свои документы, удостоверяющие их полномочия по вопросам проведения ВНП. С целью  правильного исчисления сроков, связанных  с проведением ВНП, необходимо четко  зафиксировать дату предъявления руководителю проверяемой организации или  индивидуальному предпринимателю  решения руководителя налогового органа о проведении выездной налоговой  проверки.

В свою очередь, руководство  организации имеет право ознакомиться с решением о проведении ВНП и  сделать его копию, а также  со служебными удостоверениями должностных  лиц группы, переписать их содержание. Факт предъявления решения подтверждается подписью руководителя организации  или индивидуального предпринимателя  в нижней части данного решения  после слов «С решением на проведение ВНП ознакомлен» с указанием  соответствующей даты. Согласно подп. 8 п. 1 ст. 21 Ч. I НК РФ налогоплательщик имеет право присутствовать при проведении ВНП лично или направить своего представителя.

В случае отсутствия на момент прибытия проверяющей группы руководителя организации и иных должностных  лиц, непосредственно связанных  с финансово-хозяйственной деятельностью  организации, следует принять меры по установлению их местонахождения.

Одновременно следует  установить полномочия присутствующего  должностного лица проверяемой организации  и возможность проведения проверки, а также предъявить ему решение  о проведении проверки для фиксации ее начала.

Налогоплательщик обязан выполнить законные требования должностных  лиц по их допуску в помещения  и на территории, в которых должна проводиться проверка, предъявлять  Необходимые для проверки документы.

Согласно п. 3 ст. 91 Ч. I НК РФ в случае воспрепятствования доступу проверяющей группы на территорию организации или в помещения (кроме жилых) руководителем группы составляется акт, подписываемый им и налогоплательщиком. На основании этого акта налоговый орган вправе самостоятельно определить суммы налогов, подлежащих уплате, в соответствии с оценкой имеющихся у него данных о налогоплательщике или по аналогии.

Если налогоплательщик отказывается подписывать данный акт, в нем  делается соответствующая запись. Данные действия налогоплательщика влекут за собой наложение штрафа в размере 5 тыс. руб. (ст. 124 Ч. I НК РФ).

В целях качественной организации  работы в ходе проверки особое значение имеет первое посещение налогоплательщика, которое должно быть хорошо спланировано. Для этого рекомендуется заранее  составить повестку дня встречи  и затем работать по ней в организации.

Содержание программы  первого дня посещения может  включать следующие разделы:

1) представление членов  проверяющей группы;

2) объявление причин, по  которым организация отобрана  для проверки;

3) представление организации;

4) доведение графика проведения  проверки до сотрудников организации;

5) представление системы  бухгалтерского учета и отчетности;

6) постановка практических  вопросов организации проверки (предоставление  помещения, технические процедуры,  определение сотрудников для  контактов в ходе работы, сейфов  для хранения документов, копировальной  техники и др.);

7) получение информации  и документов при первом посещении  или предъявление требования  о представлении документов.

После посещения организации  и проверки всей собранной информации и документации работники налоговых  органов составляют окончательный  план, в котором определяют вопросы, подлежащие проверке. Так, при проведении проверки уплаты налога на прибыль  и НДС в план могут быть включены следующие вопросы:

1) объем реализации продукции  для целей налогообложения;

2) себестоимость реализованной  продукции;

3) правильность списания  сумм на затраты производства  и отпуск на сторону сырья  и материалов;

4) учет износа по основным  средствам, нематериальным активам  и др.;

5) списание расходов по  оплате труда;

6) сделки с родственными  предприятиями, партнерами и владельцами  акций и пр.

В ходе ВНП работники налоговых  органов на основе имеющейся у  них информации о налогоплательщике, анализа предоставленных им документов, а также материалов, полученных в процессе проверочных действий, в соответствии с задачами ВНП:

– анализируют всю информацию о деятельности налогоплательщика;

– выявляют несоответствия в содержании исследуемых документов, нарушения порядка ведения бухгалтерского учета, ошибки в составлении деклараций, определяют влияние данных нарушений  на формирование налоговой базы;

– запрашивают информацию о налогоплательщике или информацию о конкретных сделках согласно ст. 93.1 Ч. I НК РФ;

– проводят инвентаризацию имущества налогоплательщика;

– опрашивают свидетелей, привлекают специалистов, экспертов, переводчиков;

– формируют доказательственную базу по фактам выявленных налоговых  правонарушений;

– производят доначисление сумм неуплаченных налогов.

2.2 Осмотр помещений и  территорий должностными лицами  налоговых органов

Должностные лица налоговых  органов, осуществляющие ВНП, имеют  право проводить осмотр помещений  и территорий, а также предметов  и документов налогоплательщика.

Объектом осмотра могут  являться производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, используемые налогоплательщиком для  извлечения доходов либо связанные  с содержанием объектов налогообложения  независимо от места их нахождения. Поскольку для налоговой проверки значение имеют не столько помещения  или территории, сколько находящееся  в них имущество, в п. 1 ст. 92 Ч. I НК РФ содержится указание на документы и предметы.

Для проведения осмотра не требуются специально оформленные  разрешения.

Осмотр территорий помещений, проверка документов и предметов  налогоплательщика представляют собой  комплекс процессуальных действий, имеющий  целью выявить обстоятельства, значимые для полноты проводимой налоговой  проверки.

Задачи осмотра:

– обнаружение объектов, прямо или косвенно свидетельствующих  о факте налогового правонарушения;

– обнаружение других фактов, имеющих значение для выявления  налоговых правонарушений.

Значимость осмотра как  процессуального действия заключается  в том, что при его проведении возможно получение данных, которые  не могут быть получены посредством  совершения других действий налогового контроля. Результат предварительного контроля позволяет скорректировать  программу ВНП и план ее проведения. По результатам осмотра составляется протокол.

Осмотр производится в  присутствии понятых. Участие понятых  в действиях по осуществлению  налогового контроля регламентировано ст. 98 Ч. I НК РФ. В соответствии с ней понятые вызываются в количестве не менее двух человек. В качестве понятых могут быть вызваны любые не заинтересованные в исходе дела физические лица. Не допускается участие в качестве понятых должностных лиц налоговых органов. Понятые обязаны удостоверить в протоколе факт, содержание и результаты действий, производившихся в их присутствии. В случае необходимости понятые могут быть опрошены по указанным обстоятельствам.

В проведении осмотра вправе участвовать лицо, в отношении  которого осуществляется налоговая  проверка, или его представитель, а также специалисты.

В необходимых случаях  при осмотре производятся фото- и  киносъемка, видеозапись, снимаются  копии с документов и другие действия.

Общие требования, предъявляемые  к протоколу, составленному при  производстве действий по осуществлению  налогового контроля, зафиксированы  в ст. 99 Ч. I НК РФ. В соответствии  с этой статьей протокол составляется на русском языке. В протоколе указываются:

– наименование протокола;

– место и дата производства конкретного действия;

– время начала и окончания  действия;

– должность, фамилия, имя, отчество каждого лица, участвовавшего в действии или при его проведении;

– содержание действия, последовательность его проведения;

– выявленные при производстве действия существенные для дела факты  и обстоятельства.

Протокол прочитывается  всеми лицами, участвовавшими в производстве действия или присутствовавшими  при его проведении. Эти лица вправе делать замечания, подлежащие внесению в протокол или приобщению к делу. Протокол подписывается составившим  его должностным лицом налогового органа, а также всеми лицами, участвовавшими в производстве действия или присутствовавшие при его  проведении. К протоколу прилагаются  фотографические снимки и негативы, киноленты, видеозаписи и другие материалы, выполненные при производстве действия.

2.3 Истребование документов  при проведении налоговой проверки 

Должностное лицо налогового органа, проводящее ВНП, истребует у  проверяемого налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) необходимые для проверки документы. Для этого должностное лицо налогового органа предъявляет под роспись налогоплательщику требование о предоставлении необходимых документов. Истребуемая документация должна быть предъявлена налоговому органу в течение 10-дневного срока. Отказ налогоплательщика от представления документов в установленные сроки признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную ст. 126 Ч. I НК РФ, а именно штраф 50 руб. за каждый непредставленный документ.

Форма требования о представлении  документов утверждена приказом ФНС  России от 31.05.2007 № M3-06/338 «Об утверждении  форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством  о налогах и сборах» (приложение № 5).

Требование оформляется  в двух экземплярах. Первый экземпляр  под расписку, которая делается во втором экземпляре (копии), вручается  налогоплательщику. Копия требования прилагается к акту выездной налоговой  проверки.

По смыслу п. 1 ст. 93 НК РФ для  исчисления 10-дневного срока, в течение  которого должны быть представлены налоговому органу документы, должен быть зафиксирован момент получения соответствующим  лицом запроса налогового органа. В связи с этим предусмотрена  письменная форма запроса.

Документы, подтверждающие исполнение платежных поручений  налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов и инкассовых поручений налоговых органов  о списании со счета указанных  лиц сумм налогов и пени, могут  быть затребованы у банков на основании  ст. 31 Ч. I НК РФ.

Состав документов, подлежащих истребованию, определяется на подготовительном этапе при выработке стратегии  налоговой проверки.

В соответствии с задачами проверки могут быть истребованы любые документы, исследование которых необходимо при рассмотрении вопросов, определенных решением налогового органа.

В первую очередь следует  получить следующие документы:

- устав организации (учредительные  документы;

- протоколы заседаний  совета директоров, собраний акционеров  либо других аналогичных органов управления экономического субъекта;

- документы, регламентирующие  порядок ведения учетной политики  организации и внесения изменений  в нее;

Информация о работе Порядок назначения и проведения выездной налоговой проверки