Проблемы и перспективы организации налогового контроля как основного элемента выявления и предупреждения налоговых преступлений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 18:47, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в анализе способов выявления и пресечения налоговых правонарушений в ходе мероприятий налогового контроля.
В соответствии с целью в работе решаются следующие задачи:
Определить сущность налоговых правонарушений;
Проанализировать способы выявления налоговых преступлений в ходе мероприятия налогового контроля;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………..
Глава 1.Общая характеристика налоговых правонарушений…………………
1.1 Понятие и признаки налоговых правонарушений……………………………....
1.2 Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение...….

Глава 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В РАМКАХ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ……………………………………………………………………...

2.1 Организация контрольной работы налоговых органов по выявлению и предупреждению налоговых правонарушений……………………………………..
2.2 Основные показатели контрольной работы налоговых органов …………...…
ГЛАВА 3. Проблемы и перспективы организации налогового контроля как основного элемента выявления и предупреждения налоговых преступлений……………………………………………………


3.1 Основные направления совершенствования деятельности налоговых органов по выявлению и пресечению налоговых правонарушений …………...


Заключение………………………………………………………………………...

Список литературы……………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Бабаева(2) (1).doc

— 187.50 Кб (Скачать файл)

Введение………………………………………………………………………………..

Глава 1.Общая характеристика налоговых правонарушений…………………

1.1 Понятие и признаки налоговых правонарушений……………………………....

 1.2  Виды налоговых правонарушений  и ответственность за их совершение...….

 

Глава 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В РАМКАХ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ……………………………………………………………………...

 

2.1 Организация контрольной работы налоговых органов по выявлению и предупреждению налоговых правонарушений……………………………………..

2.2 Основные показатели контрольной работы налоговых органов …………...…

ГЛАВА 3. Проблемы и перспективы  организации налогового контроля как  основного элемента выявления и предупреждения налоговых преступлений……………………………………………………

 

 

 3.1 Основные направления  совершенствования деятельности налоговых органов по выявлению и пресечению налоговых правонарушений …………...

 

 

Заключение………………………………………………………………………...

 

Список литературы……………………………………………………………….

 

Введение

              Становление налоговой системы в России сопровождается значительным ростом числа налоговых правонарушений и преступлений. По оценкам специалистов, государство ежегодно недополучает до трети налоговых поступлений в бюджет. Уклонение от уплаты налогов получило широкое распространение и является главной причиной непоступления налогов в бюджет. Рост налоговой преступности имеет высокую динамику, поэтому по некоторым оценкам характеризуется как катастрофический. Как показывает статистика, чаще всего налоговые преступления направлены на уклонение от уплаты налогов, предусматривающих наиболее крупные отчисления в бюджет.

           В современных условиях налоговые преступления и правонарушения приобретают все более массовый характер. Они нередко связаны с совершением иных тяжких экономических и общеуголовных преступлений, с отмыванием доходов от преступной деятельности. Общественная опасность налоговых преступлений состоит прежде всего в том, что перекрываются каналы поступления денежных средств в доходную часть бюджетов всех уровней страны, и таким образом торпедируется бюджетная и налоговая политика Правительства России и субъектов Федерации, которые лишаются одного из наиболее действенных средств управления экономикой. Недостаток средств в бюджете прежде всего сказывается на социальной сфере, развитии культуры, содержании наукоемких отраслей экономики. Поэтому массовое сокрытие доходов и уклонение от уплаты налогов являются одной из серьезных внутренних угроз экономической безопасности страны.

          Из прочих налоговых правонарушений налоговые преступления наносят наибольший ущерб экономике и бюджету нашей страны.

Средства, полученные в  результате уклонения от уплаты налогов, являются одним из финансовых источников, питающих организованную преступность. На сегодняшний день выделяются такие формы ее финансовой подпитки, как создание за счет грязных денег организаций, часть доходов которых выводится из сферы налогообложения, с последующим реинвестированием сокрытых средств в криминальный бизнес, а также принудительное изъятие таких средств представителями организованной преступности в результате рэкета. Первая форма является типичным примером сращивания налоговой и организованной экономической преступности на финансовой основе, вторая - взимания так называемого бандитского налога. Там, где имеет место сокрытие доходов от налогообложения, во многих случаях появляется необходимость «платить налоги» негосударственным структурам.

         В этой связи на современном этапе очень важным представляется глубокий, как научный, так и практический анализ положений уголовного законодательства РФ в части ответственности за налоговые преступления, выявление пробелов и противоречий, проблемных ситуаций и слабых сторон законодательно установленных составов, пересмотр концептуальных основ самого понятия «налоговые преступления».

Цель данной работы заключается в анализе способов выявления и пресечения налоговых правонарушений в ходе мероприятий налогового контроля.

В соответствии с целью  в работе решаются следующие задачи:

Определить сущность налоговых правонарушений;

Проанализировать способы  выявления налоговых преступлений в ходе мероприятия налогового контроля;

 

 

 

 

 

Глава 1.Общая характеристика налоговых правонарушений

1.1 Понятие и признаки налоговых правонарушений

      Налоговое правонарушение – виновно совершенное, вредное, противоправное деяние (действие или бездействие), за которое НК установлена ответственность.

Признаками налогового правонарушения являются противоправность, реальность, вредность, виновность, наказуемость.

       Противоправность состоит в нарушении действующих норм налогового законодательства. Совершение вредного, осуждаемого деяния, причиняющего ущерб общественным отношениям, но не предусмотренного НК в качестве налогового правонарушения, не является основанием налоговой ответственности.

Реальность. Налоговая  ответственность наступает только за фактически совершенное, то есть объективированное  вовне деяние. При этом налоговое  правонарушение может выразиться в  форме действия или бездействия. Первое предполагает несоблюдение запретов, второе – неисполнение обязанностей. Субъективное вменение, то есть ответственность за какие-либо проявления психической деятельности (мысли, чувства, намерения, убеждения) или за определенные качества личности (национальность, вероисповедание, социальное положение, родственные или дружеские связи), не допускается.

         Налоговые правонарушения причиняют вред фискальным интересам государства.

Наказуемость. Не всякое неисполнение юридической обязанности  или несоблюдение запрета, установленного налоговым законодательством, является налоговым правонарушением. Им признаются лишь деяния, совершение которых влечет применение налоговых санкций в порядке, установленном НК.

     Виновность выражается в упречном психически-волевом отношении нарушителя к правонарушению и его вредным последствиям. Правонарушение возможно только тогда, когда у нарушителя существует реальная возможность выбора своего поведения, когда он может поступить по-разному – правомерно или неправомерно в зависимости от своего сознательно-волевого усмотрения. То есть у нарушителя должна быть осознанная возможность не совершать налоговое правонарушение. Виновность заключается в том, что лицо умышленно или по неосторожности выбирает неправомерное поведение в сфере налогообложения.

НК нормативно закрепляет две формы вины – умысел и неосторожность. Умысел предполагает, что лицо, совершившее налоговое правонарушение, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия).

         Неосторожность представляет собой такую форму вины, при которой лицо, совершившее налоговое правонарушение, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредный характер последствий, возникших из-за этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Виды налоговых правонарушений  и ответственность за их совершение

 

         Налоговое правонарушение, согласно статье 106 НК РФ, — это виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, за которое НК РФ установлена ответственность.

           К ответственности за налоговые правонарушения могут быть привлечены как организации, так и физические лица в случаях, предусмотренных гл.16 Налогового кодекса. Последние могут быть привлечены к ответственности с шестнадцатилетнего возраста. Ст. 108 НК РФ раскрывает общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения:

  • никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены НК РФ;
  • ответственность за налоговое правонарушение, совершенное физическим лицом, наступает, если это деяние не содержит признаков состава преступления, предусмотренного УК РФ;

НК РФ различает степень виновности налогоплательщиков за совершение налоговых правонарушений. Так, противоправное деяние может быть совершено умышленно или по неосторожности. Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействий), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействий). Налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействий) либо вредного характера последствий, возникших вследствие этих действий (бездействий), хотя должно и могло это осознавать.

         Согласно ст. 114 НК РФ, налоговой санкцией является мера ответственности за совершение налогового правонарушения. Налоговые санкции установлены в виде денежных взысканий (штрафов) главой 16 НК РФ.

Если налогоплательщик совершил два или более налоговых  правонарушения, то налоговые санкции  взыскиваются за каждое правонарушение.

      Основным нормативно-правовым актом, регламентирующим вопросы, связанные с налоговыми правонарушениями, является НК РФ. Налоговым правонарушениям и ответственности за их совершение посвящен VI раздел НК РФ.

НК РФ является не единственным источником, в котором закреплена ответственность за совершение налогового правонарушения. Объективно существующая дифференциация в проявлениях и  последствиях противоправных действий (бездействий) в налоговой сфере повлекла их разделение на налоговые преступления, за которые предусмотрена уголовная ответственность, и налоговые правонарушения, влекущие административную ответственность. Регламентирование различных видов ответственности за совершение противоправных деяний объясняется их разнообразным характером.

         Противоправность деяния и наличие санкции за данное деяние являются обязательными признаками налогового правонарушения, которые образуют его состав. Налоговым правонарушением признается действие (бездействие) при одновременном наличии 4 элементов: объекта, объективной стороны, субъекта, субъективной стороны.

        Элементы налогового правонарушения

Объект налогового правонарушения:

Урегулированные и защищенные законом блага и ценности, которым наносится вред противоправными действиями (бездействиями) Его составные части:

  • Установленный законом порядок исчисления и уплаты налогов и сборов.
  • Порядок учета налогоплательщиков.
  • Порядок составления налоговой отчетности.

Объективная сторона налогового правонарушения

Противоправное действие (бездействие) субъекта правонарушения, за которое нормами НК установлена  ответственность.

Субъективная сторона налогового правонарушения

Юридическая вина в форме  умысла или неосторожности.

Субъект налогового правонарушения

Лица, совершившие правонарушение:

  • Налогоплательщик.
  • Плательщик сборов.
  • Налоговый агент.

Лица, способствующие осуществлению  налогового контроля:

  • Эксперт.
  • Переводчик.
  • Специалист

(кредитная организация  выступает в качестве особого  субъкта правонарушения).

Существуют основания  для того, чтобы деяние было квалифицировано  как налоговое правонарушение, за которое наступает ответственность.

3 основания отнесения деяния к налоговому правонарушению:

  1. Нормативное — деяние должно быть соответствующим образом закреплено нормой, определяющей ответственность за совершение данного деяния.
  2. Процессуальное — акт уполномоченного органа в наложении конкретного взыскания за конкретное правонарушение.
  3. Фактическое — есть деяние конкретного субъекта, нарушающего правовые предписания, охраняемые санкциями.

Общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения:

  • привлечение виновного лица к ответственности не освобождает его от обязанности уплатить причитающуюся сумму налога;
  • привлечение организации за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц, при наличии соответствующих оснований, от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами РФ;
  • никто не может быть повторно привлечен к налоговой ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения;
  • лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда;
  • лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица (принцип презумпции невиновности налогоплательщика закреплен в п. 6 ст. 108 НК РФ);
  • если вина налогоплательщика не доказана, то и санкции не могут применяться к налогоплательщику.

Информация о работе Проблемы и перспективы организации налогового контроля как основного элемента выявления и предупреждения налоговых преступлений