Проблемы и перспективы организации налогового контроля как основного элемента выявления и предупреждения налоговых преступлений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 18:47, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в анализе способов выявления и пресечения налоговых правонарушений в ходе мероприятий налогового контроля.
В соответствии с целью в работе решаются следующие задачи:
Определить сущность налоговых правонарушений;
Проанализировать способы выявления налоговых преступлений в ходе мероприятия налогового контроля;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………..
Глава 1.Общая характеристика налоговых правонарушений…………………
1.1 Понятие и признаки налоговых правонарушений……………………………....
1.2 Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение...….

Глава 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В РАМКАХ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ……………………………………………………………………...

2.1 Организация контрольной работы налоговых органов по выявлению и предупреждению налоговых правонарушений……………………………………..
2.2 Основные показатели контрольной работы налоговых органов …………...…
ГЛАВА 3. Проблемы и перспективы организации налогового контроля как основного элемента выявления и предупреждения налоговых преступлений……………………………………………………


3.1 Основные направления совершенствования деятельности налоговых органов по выявлению и пресечению налоговых правонарушений …………...


Заключение………………………………………………………………………...

Список литературы……………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Бабаева(2) (1).doc

— 187.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В РАМКАХ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ

 

2.1Организация контрольной  работы налоговых органов по выявлению и предупреждению налоговых правонарушений

 

         На сегодняшний день достигнуты немалые результаты, прежде всего, существенное повышение уровня показателей, характеризующих эффективность контрольной работы налоговых органов. Однако общий уровень налоговой дисциплины в стране, характер применяемых недобросовестными налогоплательщиками схем уклонения от уплаты налогов, становящихся из года в год все более масштабными и изощренными, заставляют всерьез задуматься о необходимости использования новых резервов повышения эффективности налогового контроля. Главным стратегическим направлением совершенствования такой работы является внедрение в практику новых, основанных на передовых информационных и аналитических технологиях, форм и методов налогового контроля.

В чем же суть этих методов и  их отличие от тех, которые еще  совсем недавно казались традиционными  и незыблемыми? Так, еще каких-то пять лет назад большая часть дополнительных доначислений обеспечивалась посредством элементарной проверки первичной учетной документации налогоплательщика: налоговый инспектор приходил на предприятие, брал главную книгу, отыскивал неправильные бухгалтерские проводки, «вытаскивал» затраты, неправильно отнесенные на себестоимость, и, собственно говоря, этого оказывалось достаточно, чтобы обеспечить значительные доначисления по результатам контрольной работы, хотя, следует отметить, что такого рода нарушения - это прежде всего результат ошибок главных бухгалтеров, а не целенаправленного стремления уклонения от уплаты налогов.

В настоящее время ситуация иная: налогоплательщик стал грамотнее, а  недобросовестный налогоплательщик изворотливей. И на сегодняшний день основные схемы уклонения от налогообложения основаны на использовании «черного нала», двойной бухгалтерии, а также сложных механизмов сокрытия объектов налогообложения, связанных с использованием посреднических фирм, дочерних компаний, кредиторов, поставщиков и потребителей их продукции. Выявить такие схемы на основе использования одного метода проверки учетной документации просто невозможно.

Поэтому в настоящее время главной  задачей контрольной работы налоговых  органов - это задача усиления аналитической составляющей работы налоговых органов, внедрение в практику налогового контроля комплексного системного анализа финансово-хозяйственной деятельности проверяемых объектов.

И основной акцент в решении данной проблемы ФНС РФ делает на усилении роли и значимости камеральных проверок налоговой отчетности. Настоящая позиция обусловлена следующими обстоятельствами:

· камеральная проверка является наименее трудоемкой формой налогового контроля (трудозатраты на ее проведение на несколько  порядков ниже, чем на проведение выездной проверки) и в наибольшей степени поддается автоматизации;

· данными проверками охватываются все 100% налогоплательщиков, представивших  налоговую отчетность в налоговые  органы, в то время как выездными  проверками ежегодно охватываются порядка 20% налогоплательщиков.

В соответствии с Налоговым  кодексом Российской Федерации камеральная  проверка максимально приближена по своим возможностям к выездной: в  процессе ее проведения налоговый инспектор  может истребовать любые дополнительные документы и сведения, получить показания свидетелей, назначить встречные проверки, экспертизу и т.д. Анализ материалов контрольной работы налоговых органов показывает, что при проведении камеральных проверок налоговые органы постоянно расширяют использование предоставленного НК РФ права истребования у налогоплательщиков и их контрагентов всех необходимых документов и сведений, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

 

Кроме того, в сфере  проведения камерального контроля заложена и эффективность контроля выездного, поскольку именно по результатам  камерального анализа осуществляется отбор налогоплательщика для  проведения выездных проверок.

Вопрос обеспечения  рационального отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых  проверок постоянно находится в  разряде наиболее актуальных проблем  повышения эффективности налогового контроля. Актуальность данной темы очевидна, поскольку в настоящее время 29 % выездных налоговых проверок, то есть практически каждая третья, заканчиваются безрезультатно, не принося каких-либо доначислений в бюджет. Такая ситуация вызывает необходимость внесения существенных изменений в действующую на сегодняшний день в налоговых органах методику планирования контрольных мероприятий.

Сегодня налоговые органы кардинальным образом меняют отношение  к планированию проверок, и главное  требование здесь то, что прежде, чем выходить на выездной контроль налоговые органы должны иметь на 50% оснований и уверенности, что у налогоплательщика будут найдены существенные суммы налоговых нарушений. Особое внимание в этой сфере обращается максимальному использованию информации, полученной из внешних источников, которая является основой для проведения полноценной налоговой проверки. Это очевидный резерв налоговых органов.

Совершенствование системы  налогового контроля может быть осуществлено посредством повышения эффективности  камеральных и выездных проверок, что может быть достигнуто в результате проведения следующих мероприятий:

· создание единой информационной базы налоговых органов, включающей в себя данные о налогоплательщиках и социально-экономическом состоянии  регионов, среднестатистические данные по отраслям и категориям налогоплательщиков, а также другие сведения, отражающие деятельность хозяйствующих субъектов;

· разработка методов  проведения по отраслям анализа достоверности  информации, приведенной в налоговой  отчетности;

· разработка и внедрение  автоматизированной системы отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок;

· разработка эффективных  методов определения налоговой  базы в отношении различных видов  деятельности и косвенных параметров, характеризующих деятельность организаций;

· совершенствование  порядка определения очередности  налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок и выявления  приоритетных отраслей экономики, в  отношении которых необходимо разработать  методики камеральных проверок;

· создание базы данных налоговых нарушений, выявленных в результате проведения камерального контроля, для использования в выездных налоговых проверках и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Основные показатели контрольной работы налоговых органов

       Ключевой задачей налоговых органов во все времена было осуществление эффективного налогового контроля за соблюдением налогоплательщиками налогового законодательства. Несомненно, при его отсутствии или малой эффективности трудно рассчитывать на то, что налогоплательщики будут своевременно и в полном объеме уплачивать причитающиеся налоги и сборы. Доминирующая функция контрольной работы в системе налоговых органов вытекает из основной задачи, возложенной на налоговые органы действующим законодательством - контроль за полнотой и своевременностью уплаты налогов.

Результаты проверок соблюдения законодательства о налогах и сборах, проведенных  налоговыми органами  самостоятельно и с участием органов внутренних дел.

 

По состоянию  на 01.01.2007

КОЛИЧЕСТВО  ВЫЕЗДНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК ОРГАНИЗАЦИЙ

1070

1 666

102

из них выявивших  нарушения

1080

1 634

102

КОЛИЧЕСТВО  ВЫЕЗДНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

1090

897

27

из них выявивших  нарушения

1100

897

27




 

 

 

 

 

По состоянию  на 01.01.2008

КОЛИЧЕСТВО  ВЫЕЗДНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК ОРГАНИЗАЦИЙ

1070

1 154

167

из них выявивших нарушения

1080

1 129

167

           подлежащих ликвидации

1083

104

9

           в том числе выявивших нарушения

1086

79

9

КОЛИЧЕСТВО  ВЫЕЗДНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

1090

615

31

из них выявивших  нарушения

1100

615

31




 

 

 

 

 

 

 

 

По состоянию  на 01.01.2009

 

КОЛИЧЕСТВО  ВЫЕЗДНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК ОРГАНИЗАЦИЙ

1070

1 027

141

 из них:

     

выявивших нарушения

1080

1 013

141

подлежащих  ликвидации

1083

98

16

в том числе  выявивших нарушения

1086

87

16

КОЛИЧЕСТВО  ВЫЕЗДНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

1090

465

30

из них выявивших  нарушения

1100

465

30




 

 

 

 

 

 

 

По состоянию  на 01.01.2010

 

КОЛИЧЕСТВО  ВЫЕЗДНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК ОРГАНИЗАЦИЙ

1070

957

118

из них:

     

выявивших нарушения

1080

949

118

подлежащих  ликвидации

1083

81

8

в том числе  выявивших нарушения

1086

73

8

КОЛИЧЕСТВО  ВЫЕЗДНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

1090

425

21

из них выявивших  нарушения

1100

425

21




 

 

 

 

 

 

 

По состоянию  на 01.01.2011

КОЛИЧЕСТВО ВЫЕЗДНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК ОРГАНИЗАЦИЙ

1070

941

97

из них:

     

выявивших нарушения

1080

938

97

подлежащих ликвидации

1083

63

11

в том числе  выявивших нарушения

1086

60

11

КОЛИЧЕСТВО ВЫЕЗДНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

1090

359

16

из них выявивших  нарушения

1100

359

16




 

 

 

 

 

 

По  состоянию  на 01.01.2007

Доначислено  по  всем видам налогов (сборов), включая  пени и налоговые санкции, по результатам:

 

Выездных налоговых  проверок организаций

689 564

Выездных налоговых  проверок физических  лиц

37 519

Всего

727 083




 

По  состоянию  на 01.01.2008

 

Доначислено  по  всем видам налогов (сборов), включая пени и налоговые санкции, по результатам:

 

Выездных налоговых  проверок организаций

916 083

Выездных налоговых  проверок физических  лиц

40 884

Всего

956 967


 

По  состоянию  на 01.01.2009

 

Доначислено  по всем видам налогов (сборов), включая пени и налоговые санкции, по результатам:

 

Выездных налоговых  проверок организаций

1 192 523

Выездных налоговых  проверок физических  лиц

795 968

Всего

1 988 491


 

 

 

По  состоянию  на 01.01.2010

 

Доначислено  по  всем видам налогов (сборов), включая пени и налоговые санкции, по результатам:

 

Выездных налоговых  проверок организаций

1 860 828

Выездных налоговых  проверок физических  лиц

977 715

Всего

1 958 543

Информация о работе Проблемы и перспективы организации налогового контроля как основного элемента выявления и предупреждения налоговых преступлений