Проблемы налогообложения физических лиц в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 00:05, дипломная работа

Описание работы

Целью выпускной квалификационной работы является исследование проблем налогообложения физических лиц в РФ (на примере компании ООО «Вершина»). На основе исследуемого материала дается характеристика на предмет выявления факторов его развития путем обобщения мирового опыта и изучения отечественной практики в сфере налогообложения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…..……………………………………………………………………2
Глава 1. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ ЗА РУБЕЖОМ….…..5
1.1. Классификация налогов…………………………………………….......5
1.2. Налогообложение физических лиц в США……………………….…..7
1.3. Налогообложение физических лиц во Франции………………….…19
1.4. Налогообложение физических лиц в Великобритании……………..27
1.5. Ответственность за налоговые правонарушения……………………35
Глава 2. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РФ………………45
2.2. Налогообложение физических лиц в РФ …………………………...45
2.3. Проблемы налогообложения физических лиц………………………59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………

Файлы: 1 файл

выпускная квалификационная работа (1).doc

— 364.50 Кб (Скачать файл)

      суммы, получаемые налогоплательщиками в виде международных, иностранных или российских премий за выдающиеся достижения в области науки и техники, образования, культуры, литературы и искусства по перечню премий, утверждаемому Правительством Российской Федерации;

      доходы (за исключением оплаты труда наемных работников), получаемые членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, зарегистрированных в установленном порядке, от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла;

      доходы, полученные от акционерных обществ в результате переоценки основных фондов в виде дополнительно полученных ими акций или иных имущественных долей, либо в виде разницы между новой и первоначальной номинальной стоимостью акций или их имущественной доли в уставном капитале [6].

 

 

 

 

2.3.           Проблемы налогообложения физических лиц

 

Одной из самых острых и нерешённых проблем, стоящих перед нашей страной в последние годы - проблема, связанная с налогообложением.

Если один из великих классиков говорил, что в России воруют все, то сейчас можно добавить – "В России воруют все и не платят налоги все!"

И, хотя решение этой проблемы напрямую влияет на подъём и развитие экономики, выполнение соц. проблем – выплата пенсий, пособий, борьба с обнищанием народа, обеспечение конституционных гарантий, связанных с  бесплатным образованием, медициной и т. д. Попытки государства решить данную проблему, пока к положительному успеху не привели.

До сих пор:

-              законодательная база несовершенна;

-              механизм сбора налогов не эффективен;

-              соответствующие кадры не имеют должной подготовки;

-              по – прежнему теневая экономика процветает;

-              коррупция практически пронизывает всё наше общество

Трудность и в то же время важность решения проблемы, связанной с совершенствованием системы налогообложения в России очевидна.

В стране принимаются законы, постановления, издаются указы по налогам и сборам, т.е. принимаются соответствующие нормативно-правовые акты на федеральном уровне, на уровне субъектов Федерации и органом местного самоуправления, а проблема не решается. Налоговый кодекс не совершенен, требует внесения изменений и дополнений, что уже неоднократно и происходило.

Для современной налоговой системы России, характерно множество проблем, одной из которых продолжает оставаться её фискальная направленность.

Подтверждением этому является тот факт, что в 2005 году основной формирования доходной базы федерального бюджета продолжают оставаться налоговые доходы.

Общее бремя  налогов и платежей в Российской Федерации в настоящее время намного выше, чем в развитых зарубежных странах. Налоговую политику России можно охарактеризовать принципом "взять всё, что можно". В  этой связи, естественна и понятна точка зрения  многих учёных – экономистов о необходимости значительного сокращения налогов и как следствие этого подъёма экономики [17].

В результате ни одно юридическое или физическое лицо просто не в состоянии реально заплатить все налоги да ещё и вкладывать средства в расширение производства. Поэтому, сплошь и рядом идёт сокрытие налогов, неплатежи, разрастание теневой экономики.

Следует отметить и проблему нестабильности налогового законодательства, когда вносятся поправки и изменения, имеющие обратную силу, ликвидируются ранее введённые привилегии, что создаёт дополнительный источник риска для инвесторов. Государство должно гарантировать соблюдение стабильности налогов и правил их  взимания в течение значительного периода времени. Налоги не должны пересматриваться чаще, чем раз, например, в 5 лет.

При этом обо всех планируемых изменениях, налогоплательщиков необходимо извещать до периода их действия, а не ставить перед уже свершившимся фактом.

К сожалению, принятый Налоговый Кодекс требует дальнейших уточнений и дополнений.

В налоговом кодексе любая неясность заведомо обращена в пользу одной стороны – налогоплательщика.

Буквальная трактовка Налогового Кодекса РФ предоставляет безграничные возможности для извращения сути налоговой идеи и субъективного толкования законодательства т.е. в настоящее время продолжает иметь место недостаточная чёткость и ясность положений нормативных документов по налогообложению, их противоречивость и запутанность, что, значительно затрудняет их изучение налогоплательщика, в связи с чем их ошибки при исчислении налогов остаются неизбежными.

Очень сложной является проблема неплатежей налогов, т. е. Недоимки. Одной из причин, способствовавших значительному росту недоимки, стало увеличение объёмов отсроченных платежей, предоставляемых предприятием имеющим задолженность по платежам в бюджет, с целью бронирования поступающих на их расчётные счета средств для выплаты заработной платы.

Обращает на себя внимание проблема неэффективности отдельных элементов налогового механизма. Существует многочисленный аппарат налоговой инспекции, налоговой полиции, отделов УВД по борьбе с экономическими преступлениями. Из-за неподготовленности кадров этих органов, неумения грамотно провести поддержку, ревизию, зачастую многие и юридические и физические лица легко уходят от ответственности за сокрытие налогов.

Россию захлестнула волна разоблачений связанных с незаконными финансовыми операциями. Теневая экономика – это наиболее латентный вид экономической  деятельности, качественно отличающийся от всех других нарушений и "сокрытий" требующий большего количества сил и средств для борьбы с ним.

По виду и объёму сокрытие реальных финансово-хозяйственных операций внутри теневой экономики можно выделить три составляющие операции, которые полностью выводятся из б/у (неучтённые операции, при которых происходит сокрытие самого факта её проведения), операции, направленные на сокрытие части полученной от операции выручки, а также операции, проведённые под видом других операций (псевдооперации). Схематично это может выглядеть следующим образом:

 

                                          Теневая экономика

 

Неучтённые операции

 

Сокрытие части выручки от эк. операций

 

Псевдооперация

 

 

Сокрытие всей экономической деятельности субъекта

 

Неотражение отд. Операций в б/у (сокрытие эк. Операций)

 

Рис.2.1. Структура теневой экономики [17]

 

Наряду с перечисленными выше проблемами необходимо отметить и проблему воспитания налоговой культуры, законопослушание наших сравнительно "молодых" налогоплательщиков. Сегодня уровень налоговой культуры остаётся низким. Об этом свидетельствуют данные о росте правонарушений и преступлений, связанных с сокрытием доходов от налогообложения, в том числе, в крупных и особо крупных размерах. Увеличилось и количество осуждённых лиц. Многие нарушения налогового законодательства носят особо опасный для российской экономики характер, так как связаны с "отмыванием" капиталов, добытых преступным путём, утечкой валютных средств за рубеж, сращиванием криминальных структур с рыночными.

Преломление негативных тенденций в экономике, возникших в нашем обществе в крупных размерах, одновременно с построением и развитием новой модели хозяйствования – задача сегодняшнего и завтрашнего дня. Немаловажное значение совершенствование разъяснительной работы с гражданами.

К основным недостаткам действующих налоговых систем в развитых странах, в том числе и России, можно отнести следующие:

      налоговые системы остаются сложными для понимания налогоплательщиков, налоговое законодательство в целом ряде стран не систематизировано. Нормы, регулирующие одни виды налогообложения, могут отличаться от норм, регулирующих другие виды налогов. Заполнение налоговых деклараций представляет собой труд, требующий досконального знания не только норм налогового права, но и достаточно сложного технического оснащения. Постоянно возрастает число лиц, которые не могут заполнить декларацию самостоятельно, а обращаются за помощью к специалистам. В ряде стран профессия налогового адвоката стала не только самостоятельной, но и массовой. Расчеты налогов и представление деклараций отнимают не только значительное время, но и связаны с возможными материальными потерями в результате ошибок и несоблюдения графиков;

      число налогов, парафискальных сборов, обязательных платежей в большинстве стран измеряется десятками, а с учетом платежей обязательного характера на региональном и местном уровне, нередко, превышает сотни. Сочетание сложности норм налогового права и большого числа налогов и иных платежей обязательного характера становится фактором, снижающим эффективность управления налоговой сферой, и вызывают многочисленные нарекания налогоплательщиков;

      налогообложение доходов во многих странах характеризуется неравномерностью распределения налогового бремени, выражающегося в том, что налогоплательщики примерно с одним уровнем доходов и одного социального статуса платят разные налоги;

      высокие предельные ставки налогов в налогообложении доходов приводят к потере стимулов к труду, росту оборотов теневой экономики, вывозу капитала и уходу производств в другие страны;

      несоблюдение принципов нейтральности налогообложения в отношении форм и методов экономической деятельности обусловливает регистрацию значительного числа фиктивных компаний, усложнение экономических связей, создание специфических форм экономической деятельности и рост числа мнимых сделок;

      многочисленные льготы, предоставляемые действующим налоговым законодательством, часто теряют свою эффективность, переставая быть стимулом для каких–то полезных изменений, и становятся просто формой снижения налоговых обязательств для предпринимателей, на высоком уровне владеющих технологиями налогового планирования;

      в целом ряде стран налоговые эксперты в качестве существенного недостатка действующего налогового права выделяют проблемы терминологии. В странах, не относящихся к англоязычным, в последние десятилетия появилось огромное количество терминов либо не понятных населению страны, либо таких, применение которых порождает неоднозначность трактовок, путаницу и многократное расширение профессионального сленга. Для преодоления этого явления в ряде стран предпринимаются меры, по масштабам и издержкам сопоставимые с коренными изменениями в налоговых системах;

      Недостатки налоговых систем, связанные с несоответствием действующего налогового национального законодательства по организации приемов и методов работы налоговых служб уровню развития международных экономических отношений. Архаичные нормы и правила входят в противоречия с задачами унификации систем налогообложения в рамках международных экономических и политических сообществ, союзов, организаций;

      значительное число недостатков действующих налоговых систем, противоречий, не состыковок и расхождений в трактовках связаны с мероприятиями, проводившимися в предыдущие годы и десятилетия, многие нормы налогового права теряют свое значение или становятся препятствиями для разрешения новых проблем, возникающих перед правительствами и экономическими субъектами.

 

Пересмотры и реформы систем налогообложения, осуществлявшиеся в последние десятилетия, были ориентированы на следующие основные направления:

      расширение базы налогообложения доходов физических лиц;

      пересмотр системы налоговых ставок по подоходному налогообложению с целью снижения предельных ставок, уменьшения степени прогрессивности налогообложения и уменьшения числа действующих ставок;

Информация о работе Проблемы налогообложения физических лиц в РФ