Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 12:47, курсовая работа
Как известно, земля – это фактор производства, который выступает для предпринимателей, государства, крупных фирм дефицитным фактором производства, от которого зависит существование всей экономики в целом и каждого человека в мировой и национальной экономиках в частности. Поскольку земля не используется как фактор производства - схема воспроизводственного процесса, который дается возможность существовать жить, перестанет функционировать экономика. Вот почему так необходимо рационально пользоваться землей, охранять ее и брать плату за пользование с землей. Каков порядок оплаты за землю необходимо рассмотреть в настоящей работе.
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы земельного налога 3
1.1. Методические аспекты земельного налогообложения 3
1.2. Роль и развитие земельного налога в РК 6
Глава 2. Анализ действующего механизма земельного налогообложения 10
2.1. Налог на земли сельскохозяйственного, населенных пунктов, промышленности, транспорта, связи и иного назначения 10
2.2. Анализ контроля налоговых органов за поступлением земельного налога в бюджет 13
Глава 3. Пути совершенствования земельного налогообложения 14
3.1. Проблемы земельного налогообложения 14
3.2. Совершенствование порядка исчисления и уплат земельного налога 15
Заключение 17
Cписок использованной литературы 18
Размер земельного налога за землю, занятую под нежилыми строениями, сооружениями, участками, необходимыми для их содержания, санитарно-защитными зонами объектов, техническими и иными зонами, а также на территории, на которых осуществляется деятельность с взиманием сбора за право реализации товаров на рынках Республики Казахстан, автостоянки и автозаправочные станции.
Плательщиками являются физические лица, имеющие во владении и пользовании земельный участок. Объектом обложения является земельный участок, предоставляемый в пользование.
Для цели налогообложения все земли в Республике Казахстан подразделяются на следующие категории:
• земли сельскохозяйственного назначения;
• земли населенных пунктов;
• земли промышленности, транспорта, связи, обороны;
• земли особо охраняемых природных территорий;
• земли лесного фонда;
• земли водного фонда;
Законодательством РК установлены нормы платного использования земли в РК.
Подходя к анализу законодательства, законов РК и других нормативных актов, содержащих нормы о земле в РК можно уяснить:
Закон утверждает средние ставки по Республике, на основании которых утверждают ставки налога для данной территории. При их определении должно учитываться качество земельных угодий. Эти же органы устанавливают минимальные ставки за один гектар пашни и других сельскохозяйственных угодий.
Особо регулируется порядок налогообложения других земель сельскохозяйственного назначения. К ним отнесены участки в границах сельских населенных пунктов или садоводческих товариществ, предоставленные гражданам для ведения садоводства, огородничества, животноводства, личного подсобного хозяйства, а также юридическим лицам для иных целей.
Земельный налог за участки, предоставленные гражданам и юридическим лицам в границах сельских населенных пунктов для иных целей (за исключением указанных выше), взимается со всей площади земельного участка.
Налогообложение земель несельскохозяйственного назначения. К ним отнесены земли городов, рабочих, курортных и дачных поселков, а также расположенные вне населенных пунктов земли различного специального назначения.
Перечисленные виды земель облагаются
налогом по разным ставкам, однако,
большей частью они выше ставок по
землям сельскохозяйственного
Средние ставки дифференцируются органами местного самоуправления по местоположению и зонам различной градостроительной ценности.
Если земельный участок
Специальные размеры налогообложения установлены для расположенных вне населенных пунктов земель промышленности, транспорта, связи, других отраслей хозяйства, занятых полигонами, и т. д. Особые ставки налога предусмотрены для земель водного и лесного фондов.
В целях налогообложения земли подразделяется на семь категории в зависимости от их целевого назначения (сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов, промышленности транспорта и т.д.)
Земельный налог устанавливается в виде ежегодных и фиксированных платежей за единицу земельной площади.
Размер земельного налога определяется в зависимости от качества, местоположения и водообеспеченности земельного участка и не зависит от результатов хозяйственной и иной деятельности землевладельца и землепользователя. Этим подчеркивается, заметим, что земельный налог относится к числу не личных, а реальных налогов.
По большинству земель ставка налога зависит от балла бонитета, что послужило основанием для признания некоторыми специалистами в области налоговой теории существования особого способа уплаты налогов - кадастрового.
Для того чтобы дать понятие роли земельного налога необходимо отметить, что сравнительные данные за три года по данным Налогового комитета как нельзя лучше будут комментировать роль земельного налога в доходах местного бюджета. Поэтому, с целью увеличения поступлений в бюджет, районными налоговыми органами по поручению НК по г. Алматы, 25 и 26 сентября 1999 г. проведены подворовые рейдовые обходы по земельному налогу на 01.12.99 г. фактическое поступление составило 730190,00 тыс. тенге при прогнозе 886573,00 тыс. тенге или 82,36 %, недопоступило 156383,00 тыс. тенге.
В том числе за ноябрь месяц текущего года при прогнозе 99104,00тыс. тенге, фактическое поступление составило 128262,8 тыс. тенге или процент выполнения 129,42 %. Основной причиной выполнения прогноза является наступление последнего срока уплаты земельного налога - 20 ноября 1999 года.
При сравнении с аналогичным периодом прошлого года наблюдается рост поступлений на 79293,00 тыс. тенге или 12,18 %.
Наибольшее невыполнение прогноза за отчетный период наблюдается по земельному налогу на земли населенных пунктов (20,6%). Следует отметить, что в предыдущих анализах по данной категории земель расчет приводился только по жилому фонду.
В настоящее время проведена работа по уточнению реальной налогооблагаемой базы по земельному налогу на 1999 год на территории города Алматы.
В связи с тем, что с 1 апреля 1999 г. введен новый код бюджетной классификации 303101 «Поступления от продажи земли и права постоянного пользования» платежи, поступавшие по коду 201208, сократились на 407120,00 тыс. тенге.
В прогнозе, доведенном МГД РК по данному коду 201208 на 1999 год, учтены суммы прогнозных данных по поступлениям арендной платы за пользование земельными участками и суммы прогноза по продаже земли.
В настоящий момент, разбивка прогноза по данным видам платежей МГД РК до налогового комитета по г. Алматы не доведена.
Провести сравнение
Если учесть сумму, поступившую по коду 303101 «Поступления от продажи земли и права постоянного пользования» в размере 407120,00 тыс. тенге, то прогноз на 01.12.1999 г. был бы выполнен на 124,49 %.По земельному налогу по состоянию на 01.10.2000 г. при прогнозе 847860,0 тыс. тенге, фактическое поступление составило 576776,0 тыс. тенге или 68,0%, недопоступило 271084,0 тыс. тенге, в том числе по:
землям сельскохозяйственного назначения при прогнозе 540,0 тыс. тенге, поступило 273,0,0 тыс. тенге или 50,6%;
землям населенных пунктов при прогнозе 427470,0 тыс. тенге поступило 51747,0 тыс. тенге или 12,1%;
землям промышленности, транспорта,
связи и иного
В том числе за сентябрь месяц текущего года при прогнозе 56560,0 тыс. тенге фактическое поступление составило 45598,0 тыс. тенге или 80,6%.
По сравнению с аналогичным периодом прошлого года наблюдается рост поступлений на 23904,0 тыс. тенге или 4,3%. [12]
Увеличение фактического поступления по данному виду платежа произошло за счет перечисления крупных сумм, таких как:
ОАО АЗТМ - 10902,1 тыс. тенге;
Станция водосточников - 6944,3 тыс. тенге:
АООТ Ырысты АЭВРЗ - 7028,9 тыс. тенге;
ОАО «Асфальтобетон»- 10896,0 тыс. тенге;
По уточнению реальной налогооблагаемой базы по земельным платежам налоговым комитетом по городу Алмазы была произведена сверка в Комитете по управлению земельными ресурсами.
Сумма прогнозных данных по аренде земли завышена на 235000,0 тыс. тенге, что обусловлено, прежде всего, тем, что налогооблагаемая база по данному виду налога осталась прежней, а также принятием Постановления Правительства РК № 566 от 12.05.1999г. «О внесении изменений в Постановление Правительства РК от.08.05.96г. №576» установлено, что при сдаче государством или государственными землепользователями земельных участков в аренду, размер ежегодной арендной платы устанавливается соглашением сторон, но существуют пределы размера арендной платы:
нижний предел - 80% от размера земельного налога;
верхний предел - 120% от размера земельного налога.
Установленные пределы ведут к снижению поступлений арендной платы в доход бюджета. Также, на невыполнении прогноза сказывается неплатежеспособность многих предприятий, например: [6]
Алматинский филиал союза водителей - 3700,00 тыс. тенге;
АО Станкостроительный завод - 1600,00 тыс. тенге;
ГАО Жилстройиндустрия - 2510,00 тыс. тенге.
Необходимо отметить, что в прогнозе, доведенном МГД РК по коду 201208 на 2000 год, вновь учтены суммы прогнозных данных от продажи земельных участков.
Если учесть сумму, поступившую по коду 303101 «Поступления от продажи земельных участков» в размере 548077,0тыс. тенге, то прогноз на 01.10.2000 г. был бы выполнен на 157,0%.
Площадь арендуемых земель по г. Алматы всего 1143,7 га., ожидаемое поступление на 2000 год 610257,0 тыс. тенге.
Несмотря на это, районными налоговыми комитетами принимаются определенные меры, направленные на обеспечение поступлений в полном объеме, однако в ходе проводимой работы по взысканию налога по землям, занятым под автостоянками, по которым ставки земельного налога увеличены в 10 раз, столкнулся со следующей проблемой.
На территории города Алматы существуют
автостоянки коллективного
Как правило, они представляют собой организацию пайщиков, существующую на членские взносы (около 1000 тенге в месяц за одно место).
Понятно, что у таких стоянок нет дополнительных, неучтенных доходов в виде оплаты за ночь (в среднем 100 тенге за машину).
Вместе с тем, есть категории стоянок, расположенные в престижном и соответственно рентабельном районе города, занимающие небольшой участок земли, но имеющие интенсивную проходимость от ночной парковки машин.
В связи с внесенными изменениями от 01.04.99г. в Закон РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» по исчислению налога на землю (10-кратное увеличение) данные виды автостоянок попали в неравные условия.
По земельному налогу по состоянию
на 01.01.2001г. при прогнозе 750051,0 тыс. тенге,
фактическое поступление
- землям сельскохозяйственного назначения при прогнозе 666,0 тыс. тенге, поступило 420,0 тыс. тенге или 63,1%;
- землям населенных пунктов при прогнозе 189588,0 тыс. тенге поступило 79442,0 тыс. тенге или 41,9%;
землям промышленности, транспорта, связи и иного несельскохозяйственного назначения при прогнозе 559797,0 тыс. тенге поступило 684268,0 тыс. тенге или 122,2%;
За аналогичный период прошлого
года поступило 791480,0 тыс. тенге. По видам
земель: земельный налог на земли
сельскохозяйственного
Наибольшее невыполнение прогноза за отчетный период наблюдается по земельному налогу на земли населенных пунктов - 41,9%.
При расчете суммы налога по реальной налогооблагаемой базе по г. Алматы на 2000 год на площадь 1594,2 га. занятые под торговые павильоны, встроенные помещения ожидаемое поступление составляло 422330,0 тыс. тенге и относится к данной категории земель. Так как основную деятельность по вышеуказанной площади ведут юридические лица, большая часть суммы поступления производилась на категорию земель 104303 «земельный налог на земли промышленности, связи транспорта и несельскохозяйственного назначения», наличие неоформленных земель на территории города (5788,0 га) также влияют на недопоступления средств в доход местного бюджета.
Таким образом, собираемость налогов с земель не изменилась, увеличившись, уровень прогноза не дал ощутимых результатов, несмотря на все предпринятые в 2000 году попытки улучшить положения налогоплательщиков. Так, по состоянию на 1999 года прогноз, например по землям сельскохозяйственного значения был прогноз в размере 404,0, тыс. тенге за год поступлений, а получено по факту было только 273 тыс. тенге. Однако в 2000 году было намечено поступлений 456 тыс. тенге, однако получено лишь также 273 тыс. тенге. Отклонения равны - 98 %.
Решением VI-й сессии Алматинского городского Маслихата II-го созыва, состоявшейся 27 сентября 2000 года «О снижении ставок земельного налога отдельным предприятиям, организациям» на 2000 год 29 предприятиям и организациям, расположенным в черте города Алматы, но за пределами селитебной территории снизили базовую ставку земельного налога, и земельный налог по данным предприятиям уменьшился с 79939,1 тыс. тенге до 68672,9 тыс. тенге, т.е. сумма льгот составляет 11266,1 тыс. тенге.
Контроль подразделяется на несколько видов по разным основаниям. В зависимости от времени проведения он может быть предварительным, текущим и последующим. Такие виды контроля свойственны деятельности всех контролирующих органов. [10] Для того чтобы проследить анализ работы налоговых служб и порядок выплат налога, необходимо обратить внимание на следующие данные.
Перевыполнения прогноза, и рост факта поступлений за 2000 год по сравнению с 1999 годом на 282420,0 тыс. тенге или на 55,3% обусловлено перечислением крупных сумм следующими предприятиями: ЗАО «ХОЗУ» - 29894,6 тыс. тенге; ТОО «ТЭЦ - 1» - 29316,5 тыс. тенге; ТОО «Достар сауда» - 27960,6 тыс. тенге.
Данный вид поступления имеет характер начисления по факту уплаты суммы к зачислению.
По договору
купли-продажи земельного участка
суммы за выкуп земли с рассрочкой
покупателем выплачивается
Информация о работе Проблемы земельного налогообложения в РК