Проблемы земельного налогообложения в РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 12:47, курсовая работа

Описание работы

Как известно, земля – это фактор производства, который выступает для предпринимателей, государства, крупных фирм дефицитным фактором производства, от которого зависит существование всей экономики в целом и каждого человека в мировой и национальной экономиках в частности. Поскольку земля не используется как фактор производства - схема воспроизводственного процесса, который дается возможность существовать жить, перестанет функционировать экономика. Вот почему так необходимо рационально пользоваться землей, охранять ее и брать плату за пользование с землей. Каков порядок оплаты за землю необходимо рассмотреть в настоящей работе.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Теоретические основы земельного налога 3
1.1. Методические аспекты земельного налогообложения 3
1.2. Роль и развитие земельного налога в РК 6
Глава 2. Анализ действующего механизма земельного налогообложения 10
2.1. Налог на земли сельскохозяйственного, населенных пунктов, промышленности, транспорта, связи и иного назначения 10
2.2. Анализ контроля налоговых органов за поступлением земельного налога в бюджет 13
Глава 3. Пути совершенствования земельного налогообложения 14
3.1. Проблемы земельного налогообложения 14
3.2. Совершенствование порядка исчисления и уплат земельного налога 15
Заключение 17
Cписок использованной литературы 18

Файлы: 1 файл

КП Зем. налог.doc

— 160.50 Кб (Скачать файл)

.

 

Этот " вал " отчетности требует  наличия дополнительно десятков тысяч бухгалтеров и налоговых  инспекторов. При этом необходимо учесть, что уровень компьютеризации налоговых служб у нас в стране достаточно низок, а бессмысленность и громоздкость этой работы очевидна. К примеру, дивиденды акционеров инвестиционных фондов составляют в среднем 50 - 100 %, что в расчете на одну акцию не превышает десяти тысяч тенге. Это далеко от превышения предела минимальной нормы налогообложения. В конечном итоге расходы по ведению подобного учета намного превышают доходы от возможного дополнительного поступления средств в бюджет,  что  нарушает принцип экономичности функционирования налоговой системы.

Облагаемая площадь района составляет, согласно деклараций – 2309956 кв. м., льготируемая площадь – 1878500 кв. м. С начала 2000г. по земельному налогу поступило 22855.0 тыс. тенге при прогнозе 31313.0 тыс. тенге, что составило 73,3%. Невыполнение объясняется необоснованно завышенным прогнозом и ухудшением финансового положения налогоплательщиков.

По сравнению с аналогичным  периодом 1999г. наблюдается увеличение поступлений по налогу. Это произошло из-за увеличения ставки налога с 1 кв. м. в связи с применением ежегодного правительственного коэффициента, который составил в 2000г. 1.81 к базовой ставке 1996г.

 

 

 

 

Глава 3. Пути совершенствования  земельного налогообложения

3.1. Проблемы  земельного налогообложения

Результативность, эффективность  деятельности предприятий, компаний зависит  от господствующей на них собственности. Отсюда возникает стремление к преобразованию форм и отношений собственности  в целях обеспечения эффективного функционирования компании. Это основная причина приватизации объектов собственности.

В качестве основных признаков приватизации используются следующие:

- переход прав собственности государства в пользу частных лиц (частного сектора) или смена государственной собственности на частную.

- -Делегирование госпредприятию права распоряжения имуществом.

- -Полная продажа госпредприятия частным лицам.

- -Продажа части активов

Термин «приватизация» в официальных  документах конкретных стран трактуется также по-разному, но при этом он не выходит за рамки вышеуказанных значений, что, впрочем, вполне объяснимо. Например, в Румынии под «приватизацией» подразумевается выпуск ценных бумаг с учетом оценки имущества предприятия, в Англии «приватизация» означает сокращение участия государства в капитале предприятия до уровня менее 50%, а в некоторых других странах (Малайзия, Турция  и т.д.) «приватизация» признается и при сохранении государством большей части активов в своей собственности. В Польше «приватизация» означает преобразование собственности государственных предприятий в частную, акционерную, кооперативную, смешанную и другие формы собственности.

В целом объективные условия  экономической ситуации порождают  большое разнообразие моделей перехода от одной формы собственности  на землю к другой. Эти современные тенденции отражает широкая трактовка «приватизации». Наряду с общепринятыми формулировками определения «приватизации» в качестве дополнения нередко используются положения о том, что «приватизация» - это сдача государственного имущества, земли в аренду частным фирмам для производства товаров и услуг, передача производственных функций частному сектору при сохранении финансовых рычагов в руках государства, а также и другие подобные определения. На самом деле приватизация предприятий не сводится к простой продаже имущества. Она является инструментом  разгосударствления экономики и означает продажу государством частным лицам прав собственности на имущество, а так же прав распоряжения и пользования имуществом при одновременном снятии административных ограничений на деятельность предприятия.

Мировой опыт говорит о множестве  задач, решаемых с помощью приватизации права собственности на землю. Сюда можно отнести повышение рентабельности, сокращение правительственных расходов, увеличение поступлений в бюджет, ликвидацию внутренней и внешней задолженности, борьбу с монополизмом, расширение рынка капиталов, увеличение инвестиционного спроса населения, привлечение работников к участию в капитале компании, ослабление профсоюзного движения, создание широкой социальной базы мелких собственников в политических целях. Для постсоциалистических стран немаловажным является развитие многоукладной экономики, становление социальной базы нового общественного строя – широкого среднего класса.

Возникает также возможность, как показывает опыт Англии, за счет доходов от приватизации снизить подоходный налог, что позволяет оживить частную экономическую активность. Как следствие кроме получения доходов государственный бюджет может освободиться от расходов по финансированию убыточных предприятий. Наряду с традиционным использованием выручки для погашения бюджетного дефицита она также может быть направлена на диверсификацию государственного капитала в более прибыльные отрасли, создавая, таким образом, источники будущих стабильных поступлений в бюджет.

В целом зарубежная практика использования  денежных доходов от приватизации показывает, что имеется возможность с  их помощью решить ряд финансовых проблем.

Государственная собственность на землю является достаточно емким  источником финансирования тех или иных программ, погашения бюджетного дефицита, предотвращающим негативные последствия эмиссии, увеличения государственного долга. Помимо этого, в результате приватизации и последующего повышения их эффективности может быть, увеличена налоговая база, увеличены поступления в виде дивидендов. Приватизация убыточных предприятий напрямую сказывается на сокращении бюджетных расходов. Увеличение доходов государственного бюджета ведет в свою очередь к снижению давления финансовых ограничений на производство. В период получения доходов от приватизации возникает возможность маневрирования инструментами макроэкономической политики.

В РК существует около 4000 государственных  сельскохозяйственных предприятий  и предприятий по переработке  сельскохозяйственной продукции. Государственные предприятия коллективизируются, и земля распределяется между отдельными членами коллектива.

Государственные предприятия сектора  переработки сельскохозяйственной продукции и агросервиса также  приватизируются по этой программе с передачей акций коллективам, отдельным сотрудникам и сельскохозяйственным производителям. При этом цены устанавливаются на приемлемом уровне с поправкой на инфляцию. Несколько крупных перерабатывающих предприятий будут проданы по Программе приватизации по индивидуальным проектам.

Необходимо еще раз отметить, что при огромном значении смены  владельцев и распорядителей государственной  собственности переход от государственной  формы к коллективной и частной  на землю, сам по себе еще не решает проблемы создания эффективной рыночной экономики. Необходимо, чтобы новые собственники умели организовать производство, управлять им, обладали компетентностью, проявляли заинтересованность. Иначе преобразование форм собственности не приводит к успеху.

В случаях, когда невозможно восстановить плодородие почв деградированных сельскохозяйственных угодий, земель, загрязненных химическими и (или) радиоактивными веществами сверх установленных предельно допустимых норм, производственными отходами, сточными водами, а также земель, зараженных карантинными вредителями и болезнями растений, предусматривается консервация земель в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Казахстан.

3.2. Совершенствование  порядка исчисления и уплат  земельного налога

Сегодня, лучшие по качеству и местоположению земли пространственно ограниченны, и продукции, поступающей с них, недостаточно, поэтому сельскохозяйственное производство ведется также и на относительно худших землях. С течением этот фактор (ограниченность земель) играет все более существенную роль, так как площадь сельскохозяйственных угодий постоянно сокращается под влиянием урбанизации. В связи с этим относительная ценность лучших земель все время растет.

В земельные участки, обработанные человеком, вложено немало средств; они постоянно функционируют и требуют определенных затрат на поддержание их в нормальном состоянии. В отличие от других основных средств земля не обладает свойствами физического и морального износа. При рациональном ее использовании плодородие только возрастает. К сожалению, в нашей стране это условие давно не соблюдается, и земля, по своей роли являясь основным фондом, по действующей классификации к ним не относится.                                                                        

Исходя из вышесказанного и необходимости скорейшего решения проблем, связанных с землепользованием сельскохозяйственных предприятий, необходимо рассмотреть: какими объемами и видами земельных ресурсов располагает Казахстан; каким образом они распределяются между основными землепользователями; оценить состояние сельскохозяйственных угодий.

Предлагаемый процесс контролирования  объемов поступлений платежей в  бюджет должен проходить в три  последовательных этапа:                         

I этап - анализ состояния экономики региона в динамике за последние пять лет.                                                                        

II этап - расчет по видам налогов  налогооблагаемой базы контингента  (т.е. обоснование статей будущего  прогноза).                                         

Ш этап - согласование с финансовыми  органами.

Предлагаемая поэтапность покажет, как верно и насколько глубоко  идут    реформы в регионах, пока осуществляющиеся «сверху».

В рамах опросов регулирования  обложении налогом владельцев и  пользователей земли необходимо обратить внимание также и на тот факт, что в Стратегии развития Казахстана, Президент Назарбаев также обращает внимание на необходимость в 2001 году проводить решительные бюджетные реформы, направленные на поддержку наших долгосрочных приоритетов, придерживаясь принципа – жить только имеющимися средствами. В этой связи налогообложение земли станем формой сознательного участия граждан в распределительном механизме. И как считает Президент, «Уплата налогов для казахстанцев станет обычным делом и превратиться в патриотическую обязанность.

В рамках предлагаемых путей улучшения, необходимо также прокомментировать  их соответствие Программе 2030. Так, Президент  отмечает, что «начиная со следующего года, наши ежегодные планы должны соответствовать долгосрочным приоритетам». Вот почему так важно планирование в налогообложения такого важного фактора производства как земля.

И система, рассматриваемая нами в  рамках путей улучшения взимания налогов с земли – единого  земельного налога и прочие предложения создадут прочую основу для приоритета до 2030 года.

С целью выявления резервов, позволяющих  повысить экономическую   эффективность   территории,   на   которой  дислоцируется г. Алматы в отчетном периоде 1999 года налоговым комитетом  совместно с Комитетом по управлению земельными ресурсами, Департаментом архитектуры и градостроительства проведена работа по зонированию города   определению его селитебной зоны, в связи с чем Собранием Алматинского городского Маслихата 25-ой сессии от 14.05.99 года утверждено новое решение, где определены более гибкие ставки земельного налога, арендной ставки и ставки выкупа земли.

При этом в связи с введением  в Закон «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» 10-ти кратного исчисления земель, находящихся  под автостоянками, возникли многочисленные возмущения   со   стороны   потребительских   кооперативных автостоянок,     не    занимающихся    предпринимательской деятельностью, кроме уплаты ежемесячной платы за место.

С целью защиты интересов налогоплательщиков предлагаем в налоговом кодексе расширить понятие «автостоянки», как-то:

• Коммерческие, в том числе  на территориях рынков,

• Парковочные, в том числе на землях общего пользования, дорогах,

• Штрафные,

• Ведомственные, в том числе  при государственных учреждениях.

В этой связи необходимо использовать экономически целесообразный механизм взимания налогов как единый земельный  налог, как единовременно крупное  изъятие денежных средств в бюджет, что заметно увеличит уровень  выплат земельного налога в бюджет. Есть предложение также сделать эти взимания у источника выплаты.

 

 

Заключение

Среди экономических рычагов, при  помощи которых государство может  воздействовать на формирование рыночной экономики, важная роль отводится налогам. Рыночное развитие любого государства предполагает широкое использование налоговой политики в качестве регулятора важных сторон жизни государства и особенно его экономики. Отечественный и зарубежный опыт показывает, что налоги и налоговая система являются одним из наиболее мобильных финансовых институтов управления экономикой.

Я думаю, что в условиях становления  рыночной экономики в Казахстане все большее значение приобретает  формирование рациональной налоговой  системы, не оказывающей угнетающего  воздействия на предпринимательскую  деятельность.

В рамках анализа первой главы можно  отметить наличие проблем в области  земельного налогообложения. Однако можно  надеется, что  существенные изменения  в механизм уплаты и пополнения бюджета  земельным налогом внесен новый  Закон «О налогах» и Закон «О земле».

В главе второй мною были рассмотрены  основные направления деятельности налоговых служб, анализа механизма  взимания, трудности и проблемы. Далее необходимо привести пути улучшения  сложившей ситуации в связи с  динамичность законодательных и  частнособственнических отношений в РК.

Далее хотелось бы отметить что результативность, эффективность деятельности предприятий, компаний зависит от господствующей на них собственности. Отсюда возникает  стремление к преобразованию форм и  отношений собственности в целях обеспечения эффективного функционирования компании. Это основная причина приватизации объектов собственности.

Информация о работе Проблемы земельного налогообложения в РК