Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 21:52, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследовать процесс исполнения налоговой обязанности, проанализировать основные виды налоговой обязанности, а также дать анализ законодательству, регулирующему меры исполнения налоговых обязанностей. Основные задачи, которые будут рассмотрены в данной работе это:
- дать правовую характеристику видам налоговых правонарушений;
- выявить причины совершения налоговых правонарушений;
- определить основные методы борьбы с налоговыми правонарушениями.
а) гражданско-правовыми
(cт. 330 Основ гражданского законодательства, ст. 187-190ГКРФ);
б)административными(ст.
в)уголовно-правовыми(ст.21,
Административная
ответственность за правонарушения, предусмотренные
Кодексом "Об административных правонарушениях"
наступает, если эти нарушения не влекут
за собой в соответствии с действующим
законодательством уголовной ответственности.
Мера административно-правового принуждения
проявляется в форме административного
взыскания. За совершение административных
правонарушений, согласно ст. 24 Кодекса
«Об административных правонарушениях»,
могут применяться следующие административные
взыскания:
а) предупреждение;
б) штраф;
в) лишение специальною права, представленного данному гражданину;
г) административный арест;
д) исправительные paботы.
е) возмездное изъятие предмета, являющегося орудием совершения или непосредственным объектом административною правонарушения;
ж) конфискация предмета, явившеюся орудием совершения или непосредственным объектом административною правонарушения;
2.1 Законодательство, регулирующее меры исполнения налоговой обязанности
Действующая налоговая система
сложилась в Российской Федерации в 1991-1992
г.г. и уже не отвечает в полной мере требованиям
современного периода. Поэтому в настоящее
время проводится налоговая реформа и
31 июня 1998 г. утвержден президентом РФ
с 01.01.99 г вступила в силу ч.1 Налогового
кодекса РФ, которое явился важным шагом
к экономической стабильности государства.
Закон от 27 декабря 1991 года "Об основах
налоговой системы в Российской Федерации"
определял налоговую систему, как совокупность
налогов, сборов, пошлин и других платежей,
взимаемых в установленном порядке. Такое
определение оставляет без внимания иные
аспекты налоговой деятельности, в частности
исключает из понятия налоговой системы
порядок осуществления контроля за исполнением
налогового законодательства и налоговую
ответственность.
Новый уголовный Кодекс не оправдал ожиданий
следователей налоговой полиции. Он не
только не ужесточил наказания за налоговые
преступления, но в отдельных случаях
и смягчил, исключив конфискацию имущества
виновных, а так же ответственность за
противодействие налоговым органам (имеется
ввиду статья 162-3 УК РСФСР). Значительно
увеличены минимальная сумма сокрытого
налога, за которую можно привлечь к уголовной
ответственности (с 50
минимальных размеров оплаты труда до
1000). Кроме того, отсутствие законодательных
разъяснений, некоторых понятий, содержащихся
в статье 199 УК РФ, не позволяет расследовать
многие дела, либо усложняет процесс их
расследования. Таким образом, большая
масса налоговых нарушений из разряда
налоговых преступлений попадает в разряд
административных нарушений.
Говоря о налоговых
преступлениях нельзя не коснуться административной
ответственности за налоговые правонарушения.
Контрольными функциями в этой области
наделено так же и Министерство по налогам
и сборам - единая независимая система
контроля за своевременным полномочным
сбором налогов и других платежей, предусмотренных
законодательством. Для реализации своих
функции налоговым органам предоставлены
достаточно широкие нрава по проверке
правильности начисления налогов, своевременности
и полноты из уплаты всеми категориями
плательщиков. непосредственному сбору
налогов, по применению установленных
налоговым законодательством санкций
- мер административного воздействия.
Права налоговых органов по применению
санкции в административном порядке предусмотрены
cт. .7 Закона РФ "О Государе таенной налоговой
службе РФ" (в редакции Закона РФ от
25 февраля 1993 г, "О внесении изменений
в Закон РФ" О государственной налоговой
службе РФ).
Административные штрафы применяются
в тех случаях, когда в результате проведения
проверки предприятии, учреждений, организаций
и физических лиц (граждан) налоговыми
органами выявлены нарушения, предусмотренные
и 23 ст.7 Закона РФ "О государственной
налоговой службе РФ" и др, допущенные
должностными лицами, а так же физическими,
виновные в:
1. Сокрытии (занижении) или сокрытии (неучтенные),
иных объектов налогообложения;
2. Непредставление, несвоевременное представление
или представление, но не установленной
форме бухгалтерских отчетов, балансов
и других документов;
3. Нарушение гражданами законодательство
о предпринимательской деятельности;
4. Отсутствие бухгалтерского учета или
ведение с нарушением установленного
порядка, а так же искажения бухгалтерских
отчетов, балансов и других документов;
5. не предоставление или несвоевременное
представление декларации о доходах, а
также в представлении ее с искаженными
данными.
При рассмотрении и вынесении
Постановлений по делам об административной
ответственности в отношении руководителей
и гл. бухгалтеров хозяйствующих субъектов
необходимо учитывать, что руководитель
предприятия и организации производит
наем и увольнение главного бухгалтера
на одинаковых основаниях с руководителями
других структурных подразделений, в связи,
с чем у главного бухгалтера снижены права.
В соответствии с Законом "О бухгалтерском
учете и отчетности в РФ" ответственность
за состояние бухгалтерского учета несет
в первую очередь руководитель предприятия,
учреждения, организации. Кроме того, в
соответствии с Законом РФ "О государственной
налоговой службе РФ" налоговым службам
в соответствии со ст.7 предоставляется
право налагать административные штрафы:
1. На должностных лиц предприятий, учреждений
и организаций, виновных в сокрытии (занижении)
прибыли (дохода) или сокрытие (неучтение)
иных объектов налогообложения, а так
же в отсутствии бухгалтерского учета
или ведение ею с нарушением установленною
законодательством порядка и искажении
бухгалтерских отчетов, в непредставлении,
не своевременном представлении или представлении
но не установленной форме бухгалтерских
отчетов, балансов, расчетов, деклараций
- в размере от 2-х до 5-ти минимальных оплат
труда, а за те же действия, совершенные
повторно в течение года после наложения
административного взыскания, в размере
от 5-ти до 10-ти минимальных оплат труда;
2. На руководителей и других должностных
лиц предприятий, учреждений и организаций,
а так же граждан, не выполняющих требования
государственных налоговых служб - в размере
от 2-х до 5-ти минимальных оплат труда.
В соответствии с
Законом РФ "О подоходном налоге с физических
лиц" предусмотрено, что граждане, имевшие
в течение года или определенного отчетного
периода доходы, как по месту основной
работы, так и без нее, обязаны представить
декларацию о совокупном доходе.
Налогоплательщик, нарушивший налоговое
законодательство несет ответственность:
1. За непредставление или несвоевременное
представление декларации о совокупном
доходе в налоговый орган - штраф в размере
от 2-х до 5-ти минимальных размеров месячной
оплаты труда;
2. За сокрытие или занижение доходов, подлежащих
отражению в декларации о доходах. "Доходы,
полученные плательщиков в иностранном
государстве или из иностранного государства
в иностранной валюте", и "Доходы,
полученные в виде авторских вознаграждений":
- финансовая санкция в виде сокрытого
или заниженного дохода;
- штраф в размере сокрытого или заниженного
дохода;
- административный штраф в размере от
2-х до 5-ти минимальных размеров месячной
оплаты труда.
В случае установления судом факта умышленного
сокрытия или занижения дохода решении
суда может быть взыскан штраф в пятикратном
размере.
Кроме того, граждане, виновные в нарушении
законодательства о предпринимательстве,
виновные в отсутствии учета доходов или
введении его с нарушением установленного
порядка, привлекаются к административной
ответственности в виде штрафа от двух
до пяти минимальных размеров месячной
оплаты труда. За те же действия, совершенные
повторно в течении года - в размере от
пяти до десяти минимальных размеров месячных
размеров месячной оплаты труда.
Граждане, виновные
в нарушении законодательства о нарушении
предпринимательской деятельности, или
занимающиеся ею, в отношении которой
имеется специальное запрещение, а так
же, граждане, виновные в отсутствии учета
с нарушением установленною порядка, привлекаются
к административной ответственности в
виде штрафа от двух до пяти минимальных
месячных размеров оплаты труда.
Налоговые органы в случаях нарушения
налогоплательщиком налогового законодательства
вправе:
- возбуждать ходатайство о запрещении
заниматься предпринимательской деятельностью;
- приостанавливать операции граждан по
лицевым счетам в банках учреждении;
- изымать у граждан документы, свидетельствующие
о сокрытии доходов (прибыли) и иных объектов
налогообложения с одновременным производством
осмотра документов, фиксации задержания.
Граждане, виновные
в сокрытии доходов (прибыли) и иных объектов
налогообложения в крупных размерах (более
двести минимальных окладов), привлекаются
уже не к административной ответственности,
а к уголовной и наказываются штрафом
от двухсот до пятисот минимальных размеров
месячной оплаты труда или в размере заработной
платы или иного дохода за период от двух
до пяти месяцев, либо обязательными работами
на срок от 180 до 240 часов, либо лишением
свободы на срок до одного года.
Статья 198 УК РФ в части второй предусматривает
ответственность за уклонение от уплаты
налога в особо крупном размере более
пятисот минимальных размеров оплаты
труда, или лицом, ранее совершившим преступление,
предусмотренное данной статьей.
Здесь законодатель устанавливает наказание
в виде штрафа в размере от пятисот до
тысячи минимальных размеров оплаты труда
или в размере заработной платы или иного
дохода за период от пяти месяцев, до одного
года лишения свободы на срок до трех лет.
Когда речь идет о
налогах с организацией, то действует
ст. 199 УК РФ. Но по сравнению с аналогичной
статьей "старого" Уголовного Кодекса
162-2, чтобы вменить гражданину деяние,
предусмотренное этой статьей, необходимо,
чтобы минимальная сумма неуплаченною
налога превышала тысячу минимальных
размеров оплаты труда, а по ст. 162-2 эта
сумма равнялась пятидесяти минимальным
размерам оплаты труда. Законодатель не
случайно поднял нижнюю планку, ограничивавшую
уголовное преступление от административного
нарушения.
Квалифицированным видом уклонение от
уплаты налогов с организацией является
совершение этого деяния повторно, независимо
от того, привлекался виновный к ответственности
за первый случай или нет. Если лицо не
было ранее судимо по статье 199 УК РФ, то
для привлечения его к ответственности
по ч.2 ст. 199 УК РФ, то для привлечения его
к ответственности по ч.2 ст. 199 УК РФ. С
данным квалифицирующим признаком, необходимо,
чтобы каждое вменяемое ему в вину деяние
являлось самостоятельным преступлением,
кроме того, совершение группой лиц, или
же превышение сокрытых налогов более
5000 МРОТ.
И так, основным критерием,
влекущим уголовную ответственность по
статьям 198 и 199 УК РФ является размер неуплаченного
налога. Кроме того, ранее по ст. 162-3 УК
РФ к уголовной ответственности можно
было привлечь при уклонении от явки в
органы Министерства по налогам и сборам
для дачи пояснений или отказе от дачи
пояснений об источниках доходов и фактическом
их объеме, а равно непредставление документов
и иной информации о деятельности хозяйствующего
объекта по требованию органов Государственной
налоговой службы.
Законодатель устанавливал ответственность
в виде штрафа в сумме от ста до ста пятидесяти
минимальных размеров оплаты труда.
В качестве примера можно привести самое
первое уголовное дело, возбужденное по
этой статье в Дагестане в декабре 1994 г.
в отношении директора ТОО" ЯГУАР".
Поводом к возбуждению уголовного дела
послужил материал о невыполнении требований
Государственной налоговой службы директором
ТОО "Ягуар" Магомедовым М.М. Поступивший
из налоговой инспекции Магомедов М.М.
путем преступного бездействия уклонялся
от явки в ГНИ для сдачи отчетов и дачи
объяснений об источниках доходов и фактическом
их объеме по повестке от 14 июня 1994 года,
а так же не представил документы и иную
информацию о деятельности хозяйствующего
субъекта - ТОО "Ягуар" по требованию
органов ГНС от 19 сентября 1994 года. То,
что действия Магомедова М.М. были совершены
именно в целях сокрытия доходов, доказывает
тот факт, что он в 1993 г. перепродал в г.
Махачкале за 3 500 000 рублей автомобиль
ВАЗ-2105 приобретенный в г. Тольятти за
2 900 000 рублей, что подтверждается выпиской
из расчетного счета ТОО "Ягуар" в
коммерческом банке "Анжи - банк"
и платежным поручением №18 от 10.02.94 г. и
перечислении МП "Рассвет" на его
счет 3 500 000 рублей 'за приобретенные материальные
ценности. Согласно Закону РФ "О налоге
на прибыль предприятий" Магомедов
М.М. обязан был уплатить налог в сумме
610 000 рублей, что им не было сделано. Суд
назначил Магомедову М.М. наказание в виде
штрафа в сумме ста минимальных размеров
оплаты труда.
Другой пример:
Проведённой проверкой
налогового законодательства МП "Набат"
установлено, что руководитель МП Разаханов
Т.Р. в течении 1997 года занимался экспортно-импортными
операциями по реализации и покупки продуктов
питания, в ГНИ отчётность не представлял
и путём сокрытия объектов налогообложения
уклонялся от уплаты налогов с организации
в крупном размере. Разаханов Т.Р. судом
признан виновным по ст. 199 ч. 1 УК РФ и осуждён.
Кроме того УФСНП РФ по РД по поручению
Прокуратуры РД расследует экономические
преступления, не относящиеся к прямой
подследственности органов налоговой
полиции.
Так, в марте 1998 года coтрудники налоговой
полиции в ходе рейда обнаружили подпольный
цех по разливу водки "Столичная"
в г.Махачкале и изъяли более 1200 бутылок
готовой продукции, более 300 литров спирта,
оборудование для изготовления фальсифицированной
водки. Было возбуждено уголовное дело
по ст. 170, 175, I80 УК РФ, по которым гр. Макаев
Д.Т. был привлечен к уголовной ответственности.
2.2 Государственное регулирование налоговой политики РФ в отношении налогоплательщиков, не исполняющих свои обязанности
В рамках административной
деятельности в компетенцию сотрудников
налоговой полиции входит право составлять
протоколы об административных правонарушениях
в пределах установленных законом полномочий,
осуществлять административное задержание
и другие меры, предусмотренные законодательством.
В соответствии с действующими законами
протокол об административном правонарушении
составляется в тех случаях, когда руководителя
и должностные лица предприятий, учреждений
и организаций, не зависимо от форм собственности,
физические лица нарушают требования
и п 5-10 ст 11 Закона "О федеральных органах
налоговой полиции"
Основанием для составления протокола
об административном правонарушении может
послужить отказ в допуске сотрудника
налоговой полиции в производственные,
складские, торговые и иные помещения,
используемые налогоплательщиками для
извлечения дохода, не предъявление документов,
удостоверяющих личность, неявка, в органы
налоговой полиции по вызову, невыполнение
требовании об устранении нарушений, непредставление
необходимой для налоговых органов информации,
воспрепятствование в использовании средств
связи и транспортных средств сотруднику
налоговой полиции в экстраординарных
случаях.
Любое из перечисленных действий может
повлечь за собой применение к правонарушителю
такой меры пресечения, как административное
задержание, выражающееся в кратковременном
(до 3-х часов) ограничения свободы с доставлением
в официальное помещение органов налоговой
полиции или внутренних дел.
Административное наказание
- не наказание за проступок. Это всего
лишь мера пресечения противоправной
деятельности, которая позволяет в деловой
обстановке уточнить обстоятельства нарушения,
выяснить личность виновного, составить
соответствующие документы, на основании
которых будет решаться вопрос о применении
к правонарушителю иных мер административного
принуждения общественною воздействия.
Применительно к вышеперечисленным правонарушениям,
решение но существу изложенных в протоколе
фактов и обстоятельств принимает начальник
органа налоговой полиции или его заместитель.
Предельная сумма штрафа, который может
быть наложен на правонарушителя, равняется
стократному минимуму ставки заработной
платы.
Начальник органа налоговой полиции или
его заместитель так же имеют право применять
соответствующие санкции, но по результатам
проверок налогоплательщиков, которые
проводятся после проверок, проведенных
должностными лицами Государственной
налоговой службы.
Решение о взыскании сокрытой суммы налога
и о наложении штрафа принимается одновременно
с утверждением актов проверок.
Основную часть зарегистрированных административных
правонарушений составляют нарушения
правил ведения бухгалтерского учета
и отчетности на предприятиях.
Состояние административных
правонарушений за 1998 г. выглядело следующим образом:
- количество зарегистрированных административных
правонарушений 2180;
- сумма вынесенных административных штрафов536
т. руб.;
- сумма оплаченных административных штрафов
399 т. руб.;
- Финансовая ответственность- это санкции,
примененные налоговыми органами за нарушение
налогоплательщиками налогового законодательства.
Это прежде всего бесспорное списание
недоимок, взыскание сокрытого или заниженною
дохода либо налога за иной объект налогообложения.
Например: согласно п.8 ст.7 Закона "О
Государственной налоговой службе РСФСР",
налоговые органы (налоговые инспекции)
вправе применять к нарушителям налогового
законодательства финансовые санкции
в виде взыскания всей суммы сокрытой
или заниженной прибыли: 10 % причитающихся
сумм налогов за отсутствие учета прибыли.
В качестве санкции налоговое законодательство
предусматривает и пеню ст. 75ч.1ИКРФ. Пеня,
применяемая в налоговом праве, отличается
от пени, установленной нормами гражданского
права тем, что защищает налоговые правонарушения
и применяется в случае нарушения налогоплательщиками
своих обязанностей в срок уплачивать
налоги, тогда как в гражданском праве
пеня применяется за ненадлежащее исполнение
обязательств.
Уголовная ответственность
- это мера принуждения, установленная
нормами уголовного права за совершенное
преступление. Мера принуждения в таких
случаях проявляется в форме уголовного
наказания. Привлечение к уголовной ответственности
означает возбуждение уголовного дела,
последующее расследование и судебное
разбирательство. Совершение преступления
является юридическим фактом, влекущим
возникновение специфических правовых
отношений между виновным лицом и государством,
осуществляющим правосудие.
Условная ответственность за налоговые
преступления поступает в соответствии
со ст.ст.198, 199 Уголовного Кодекса РФ.
Уклонение от уплаты налогов с организаций
признается совершенным в крупном размере,
если сумма недоплаченного налога превышает
одну тысячу минимальных размеров оплаты
труда.
Оперативно - розыскная
деятельность представляет собой нормативную
урегулированию, научно-обоснованную
и апробированную практикой систему разведывательно-поисковых
мероприятий, осуществляемых преимущественно
негласно, специально на то уполномоченных
оперативными аппаратами и должностными
лицами органов налоговой полиции с целью
борьбы с налоговыми преступлениями.
Согласно закону органам налоговой полиции
предоставлено право проводить в соответствии
с законодательством оперативно-розыскные
мероприятия с целью выявления, предупреждения
и пресечения от уплаты налогов, а также
осуществлять розыск лиц, совершивших
указанные преступления (подозреваемых
в их совершении), принимать меры к возмещению
нанесенною ущерба государству и обеспечивать
собственную безопасность сотрудников
налоговой полиции.
Претворение в жизнь уголовной политики
государства связано с использованием
государственными органами комплекса
правовых, социально-экономических, воспитательных
и специальных мероприятий. К числу последних
(в сфере действия налогового законодательства)
в первую очередь относятся те, которые
проводятся федеральными органами налоговой
полиции в процессе осуществления оперативно-розыскной
деятельности. Их необходимость определяется
обязанностью оперативных аппаратов вести
борьбу с преступлениями, подготавливаемыми
и совершаемыми тайно, с применением различных
ухищрений. Важной деталью является то,
что оперативно-розыскная деятельность
осуществляется преимущественно в отношении
лиц, совершивших тяжкие преступления,
которые гласным /следственным/ путем
раскрыть невозможно, либо крайне затруднительно.
Оперативно-розыскная
деятельность имеет достаточно прочную
правовую регламентацию. Правовые нормы,
регулирующие оперативно-розыскную деятельность
носят, в основном, предписывающий характер.
Их источник можно условно разделить на
два вида:
1. Общефедеральные нормативно-правовые
акты (законы РФ, Указы Президента РФ, постановления
Правительства РФ и др. их предписания)
обязательны для исполнения всеми гражданами
и должностными лицами на всей территории
РФ, определяющие права и обязанности
граждан и государственных органов по
защите интересов гражданина и государства
от преступных посягательств.
Важнейшим правовым
актом является принятый 12 августа 1995
года "Об оперативно-розыскной деятельности",
который не только является первым нормативно-правовым
актом такого рода в России, но и имеет
мало аналогов в зарубежных странах. Его
основное достоинство заключается в том,
что с его принятием оперативно-розыскная
деятельность получила статус функции
государства по борьбе с преступностью.
Данный закон определил сущность и содержание
оперативно-розыскной деятельности, ее
задачи и принципы; права и обязанности
объектов оперативно-розыскной деятельности;
формы контроля и надзора за ее проведением;
ее финансовое обеспечение.
Помимо названного Закона правовую основу
оперативно-розыскной деятельности составляют
и иные нормативные акты субъектов РФ;
2. Ведомственные нормативные акты (приказы,
решения коллегии, инструкции, директивы,
указания и т.п.) министерств и ведомств,
сотрудники и подразделения которых определены
Законом "Об оперативно-розыскной деятельности
в РФ", как субъектов оперативно-розыскной
деятельности.
Указанные нормативные акты могут быть
разделены на два вида:
- регламентирующие общие положения организации
и тактики оперативно-розыскной деятельности,
применительно к решаемым федеральными
органами налоговой полиции по задачам
Об оперативно - розыскной деятельности.
Закон РФ от 12.08.95г. № 144-93 /Российская газета
от 18 авг. 1995г.
- регламентирующие частные организационно-тактические
вопросы оперативно-розыскной деятельности
в борьбе с определенными видами преступлений.
Оперативно-розыскная деятельность представляет
собой один из немногих видов деятельности,
которая осуществляется в форме противодействия,
где с одной стороны выступает оперативный
аппарат (в лице его сотрудников), а с другой
- лицо (группа лиц), подготавливающее,
совершающее либо совершившее налоговое
преступление и уклоняющееся от предусмотренной
законом ответственности. Если действия
оперативного работника (в процессе оперативно-розыскной
деятельности) направлены на выявление,
предупреждение и раскрытие преступления,
то действия лица, совершившего (подготавливающего
совершающего) преступление, носят как
раз обратный характер, т.е. направлены
на маскировку преступного деяния, сокрытие
его следов, уклонение от ответственности
и т.д. В силу того, что противодействие
носит внешне скрытый характер, действия
оперативного работника направлены на
преодоление противодействия, что на первом
этапе предусматривает получение различными
способами информации о замыслах и деятельности
субъекта, представляющего оперативный
интерес и далее - на использование этой
информации при осуществлении оперативно-розыскных
мероприятий по предупреждению и раскрытию
преступления.
Оперативно-розыскные действия выполняются
как гласно, так и негласно. Негласность
не является самоцелью', она продиктована
характером задач, решаемых с помощью
оперативно-розыскной деятельности. Негласные
мероприятия являются более трудоемкими,
чем аналогичные гласные, носят более
сложный организационный характер. В зависимости
от ситуации, оперативный работник определяет
характер своей действительности /гласный
или негласный / и избирает их оптимальное
сочетание.
При решении каждой задачи первоначально
рассматривается вариант проведения гласных
мероприятий, и, лишь убедившись в невозможности
либо существенном затруднении достижения
цели гласным путем, оперативный работник
принимает решение о проведении мероприятии
негласного характера. Но не все без исключения
сотрудники федеральных органов налоговой
полиции вправе осуществлять негласные
формы и методы работы Конкретный перечень
непосредственных субъектов ОРД определяется
ведомственными нормативными актами.
В них указывается перечень руководителей,
допущенных к негласной работе но должности,
а так же перечет, оперативных аппаратов,
сотрудники которых допускаются к оперативно
-розыскной деятельности после сдачи соответствующих
зачетов и оформления необходимого заключения,
помещаемого в личное дело.
Сотрудники оперативных аппаратов наделены
соответствующими правами и обязанностями.
К основным их правам относятся:
- возможность проводить, оперативно-розыскные
действия;
- устанавливать конфиденциальное сотрудничество
с различными категориями лиц;
-создавать и использовать информационные
системы оперативно-розыскного назначения,
применять специальные технические и
иные средства;
-использовать при осуществлении ОРД помещения,
имущество, транспортные средства граждан
и организаций, использовать документы,
зашифровывающие личность граждан и ведомственную
принадлежность помещений и транспортных
средств .
В обязанности сотрудников оперативных
аппаратов входит:
- принятие необходимых мер для защиты
законных прав и свобод личности, собственности,
безопасности общества и государства;
- исполнение письменных поручений следователя,
указаний прокурора, определений суда
о проведении оперативно-розыскных мероприятий;
- выполнение запросов соответствующих
международных правоохранительных органов;
- информирование других органов, осуществляющих
ОРД о противоправных фактах, относящихся
к их компетенции, соблюдение правил конспирации
в оперативно-розыскной деятельности;
- обеспечение безопасности своих сотрудников,
членов их семей и близких от противоправных
посягательств.
Поскольку оперативно-розыскная деятельность
в ряде случаев сопряжена с нарушением
некоторых нрав граждан, государство прямо
предписывает использовать негласные
методы исключительно для борьбы с преступностью
Вторжение оперативных работников в охраняемую
законом сферу жизнедеятельности физических
лиц обусловлено и оправдано лишь при
условии совершения последними серьезных
уголовных наказуемых правонарушений.
ОРД базируется на
определенных исходных положениях. В Законе
"(Об оперативно-розыскной деятельности)"
и ведомственных нормативных актах Федеральной
службы налоговой полиции определены
следующие принципы:
а) соблюдение законности обеспечения
правомерности, соответствия законам
и подзаконным актам оперативно-розыскных
действий и мероприятий, осуществляемых
оперативными работниками, а так же выявление
нарушений закона, установление нарушителей
и обеспечение неотвратимости их ответственности;
б) уважение прав и свобод личности. ОРД
проводится лишь в отношении лиц, подготавливающих,
совершающих, либо совершивших тяжкие
преступления. Но даже в отношении таких
лиц ряд оперативно-розыскных действий,
затрагивающих их конституционные права
(контроле почтовых отправлений, обследование
жилых помещений, прослушивание телефонных
переговоров и др.), могут проводиться
лишь по решению суда или с санкции прокурора;
в) соблюдение конспирации предопределяется
необходимостью сохранения в тайне от
подозреваемых и совершении преступлений
лиц планов и действий оперативного работника
по их разоблачению, а так же предохранения
от расправы со стороны преступников лиц,
оказывающих содействие оперативным аппаратам
и предотвращения необоснованной и преждевременной
заподозренности того или иного лица,
г) сочетание гласных и негласных начал.
Несмотря на то, что оперативно-розыскные
мероприятия, в основном, носят негласный
характер, оперативные работники не могут
обойтись и без гласных мероприятий и
действий, что обусловливается следующими
факторами:
- информация, полученная негласным путем,
при ее использовании в уголовном процессе
нуждается в "легализации";
- в определенных ситуациях сбор интересующей
оперативного работника информации целесообразно
проводить гласным путем;
- одними негласными мероприятиями невозможно
решить задачи оперативно-розыскной деятельности
уголовного судопроизводства;
- при осуществлении оперативно-розыскной
деятельности оперативные работники взаимодействуют
с различными субъектами /не наделенными
нравом ведения оперативно-розыскной
деятельности работы/ органы следствия,
государственные организации и общественные
формирования/, которые по их поручению
проводят в пределах своей компетенции
гласные мероприятия, направленные на
сбор информации, представляющей оперативный
интерес. Таким образом, оперативный работник
выбирает оптимальный вариант сочетаний
гласных и негласных мероприятий.
Подконтрольность и подотчетность высшим
органам законодательной и исполнительной
власти РФ обусловливает обязанность
органов налоговой полиции предоставлять
соответствующим комитетам и комиссиям
высших органов законодательной и исполнительной
власти сведения о своей деятельности,
в том числе и оперативно-розыскной, в
объеме и пределах, установленных законом. В организационно-тактическом
плане ОРД осуществляется в форме оперативной
проверки, предусматривающей ведение
соответствующих дел, в которых сосредотачиваются
планы оперативно-розыскных мероприятий
и результаты их проведения (в виде справок,
актов, объяснений, заключений и других
оперативно-служебных документов).
Оперативная проверка осуществляется
в два этапа:
-предварительная оперативная проверка;
-последующая оперативная проверка.
Предварительная оперативная проверка
осуществляется в отношении лиц и фактов,
представляющих оперативный интерес,
когда имеющаяся оперативная первичная
информация в целом носит ориентирующий
характер и не позволяет прийти к обставленному
выводу о подготовки, либо совершении
лицом /группой лиц/ тяжкого преступления
и указанные сведения нуждаются в углубленной
проверке.
Предварительная оперативная проверка
может заканчиваться при условии:
- возбуждении уголовного дела оперативная
проверка может не прекращаться, если
из материалов усматривается, что в действиях
проверяемого имеются признаки состава
преступления, но которым необходимо осуществление
оперативно-розыскных мероприятий;
- отказа в возбуждении уголовного дела;
- направление материалов по подследственности,
подсудности, территориальности;
- направление материалов в соответствующие
органы для принятия к проверяемому лицу
мер административного, дисциплинарного
либо иною воздействия;
- в случае смерти проверяемого лица;
- не подтверждения первичной информации.
В случае неполучения в процессе предварительной
проверки материалов, являющихся основанием
для проведения последующей оперативной
проверки, последняя проводится в соответствии
с законом.
Последующая оперативная проверка осуществляется
в отношении лиц, обоснованно подозреваемых
в совершении тяжких преступлений, если
недостаточно поводов и оснований для
возбуждения уголовною дела, либо при
наличии проверенных фактов, указывающих
на совершение тяжкого преступления, когда
лицо, совершившее его, не установлено
или скрылось с места происшествия. Помимо
этого, последующая оперативная проверка
может проводиться по материалам уже возбужденного
уголовного дела в случае, если процессуальным
путем раскрыть преступление невозможно
либо крайне затруднительно.
Согласно Закону "0б оперативно-розыскной
деятельности" основаниями для проведения
оперативно-розыскных мероприятий являются:
-Наличие возбужденного уголовного дела;
-Ставшие известными оперативным аппаратам
сведения о подготавливаемом, совершаемом,
совершенном преступлении, по которому
обязательно проведение предварительного
следствия, когда имеющиеся данные недостаточны
для возбуждения уголовного дела, данных
о лицах, скрывающихся от органов дознания,
следствия и суда;
-Поручения следователя, указания прокурора
или определения суда по уголовным делам,
находящимся в производстве;
-Запросы других органов, осуществляющих
оперативно-розыскную деятельность;
-Запросы международных правоохранительных
органов и правоохранительных органов
иностранных государств, в соответствии
с договорами /соглашениями/о правовой
помощи.
Оперативная проверка реализуется посредством
проведения комплекса оперативно-розыскных
мероприятии, в процессе которых используются
предусмотренные законом "Об оперативно-розыскной
деятельности" и ведомственным нормативным
актом Федеральной службы налоговой полиции
РФ оперативно-розыскные действия. Это:
- Опрос граждан - представляет собой сбор
информации в процессе непосредственной
беседы оперативного работника с гражданином
располагающим сведениями, представляющим
оперативный интерес;
- Наведение справок - собирание оперативным
работником /или но его поручению другими
лицами информации посредством изучения
относящихся к делу документов и направления
запросов в различные информационные
системы;
- Сбор образцов для сравнительного анализа
- получение объектов - носителей информации
для последующего изучения, описания и
сравнения с ранее добытыми;
- Контрольная закупка - разновидность
сбора образцов для сравнительного исследования;
- Исследование предметов и документов
- способ получения информации о назначении
предметов и их отождествление, содержании
документов, лицах, исполнявших документы
(изготовивших предметы);
- Отождествление личности - установление
лиц, причастных к совершению налоговых
преступлении;
- Негласные оперативно-технические и
оперативно-розыскные мероприятия. В их
число входят обследование помещений,
зданий, сооружений, участков местности
и транспортных средств, исследование
предметов и документов, прослушивание
телефонных и иных переговоров, снятие
информации с технических средств связи,
контроль почтовых отправлений, опрос
граждан с использованием специальных
технических средств. Организация и тактика
проведения указанных действий регламентированы
специальными нормативными актами Федеральной
службы налоговой полиции РФ и составляют
государственную тайну. Проведение оперативно-розыскных
мероприятий обеспечивает:
-получение первичной информации о признаках
преступлений;
-установление источников доказательств;
-установление лиц совершивших /подготавливающих,
совершающих/ налоговые преступления;
-решение частных задач оперативно-розыскной
деятельности.
Сотрудниками оперативных аппаратов органов
налоговой полиции к участию оперативно-розыскных
мероприятии могут привлекаться различные
лица, в том числе и на конфиденциальной
основе.
Общим итогом проведения оперативно-розыскных
действий является выполнение тех задач,
которые стоят перед органами налоговой
полиции - выявление, предупреждение и
пресечение налоговых преступлений и
правонарушении, коррупции в налоговых
органах, обеспечение безопасности сотрудников
налоговых органов при исполнении ими
служебных обязанностей.
Основными количественными
показателями, характеризующими результаты
проводимых оперативно-розыскных действий,
являются количество проведенных проверок
финансово-хозяйственной деятельности
юридических и физических лиц, суммы до
начисленных налогов, количество возбужденных
уголовных дел и т.д.
Несмотря на короткий срок функционирования
органов налоговой полиции и сравнительно
небольшой состав оперативных сотрудников,
оперативно-розыскная работа развивается
и совершенствуется изо дня, вдень.
Глава 3. Профилактические меры борьбы с налоговыми правонарушениями
В связи со значимостью налогов и сборов для благосостояния государства и общества, а также неуменьшающимся уровнем налоговых правонарушений, считаем необходимым рассмотрение законодательными органами возможности внесения изменений в налоговое законодательство страны, устанавливающее обязанность налогоплательщиков (физических лиц) предоставлять разъяснения в налоговые органы по исчислению и уплате налогов, а также в случаях обнаружения налоговыми органами фактов существенного различия между доходами и расходами физических лиц. Указанная мера способствовала бы существенному сокращению теневых финансовых махинаций, связанных с обналичиванием денежных средств, выведенных из-под налогообложения, и их последующим введением в легальный оборот посредством совершения с ними различного рода гражданско-правовых сделок, в том числе купли-продажи. Также немаловажное значение в борьбе с налоговыми правонарушениями и преступлениями имеет формирование высокого уровня налоговой культуры налогоплательщиков. В последнее время в России недооценивается сила средств массовой информации, которые необходимо использовать как профилактические меры по борьбе с налоговыми правонарушениями, так как6 именно они могут довести уровень налоговой культуры налогоплательщиков до необходимого. Именно профилактические меры существеннее всего сказываются на уровне правонарушений в налоговой сфере в сторону его снижения. Отдельным направлением профилактики налоговых правонарушений и формирования высокого уровня налоговой культуры необходимо выделить Интернет. В зарубежных странах существенная доля информирования и консультирования налогоплательщиков осуществляется через телекоммуникационные каналы связи. Так, в Великобритании можно отметить широкое использование возможностей сети Интернет для проведения рекламных и обучающих акций, консультаций по вопросам налогообложения, рассылки уведомлений и предупреждений, введение системы исполнения налоговой обязанности в режиме on-line, что дает впечатляющие результаты по быстроте обмена информацией, экономичности и удобству для обеих сторон налоговых правоотношений. Подобный опыт в России может быть использован в республиканских, областных и районных центрах, которые отличаются наиболее высоким уровнем информатизации, но с учетом разработки и законодательного утверждения процедуры электронного документооборота. Также необходимо, по возможности, сделать систему распределения поступающих налоговых платежей более прозрачной.
Таким образом, вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что поэтапное осуществление предлагаемых изменений в системе налоговых правоотношений позволит эффективно противодействовать угрозам экономической безопасности в налоговой сфере, прежде всего налоговым правонарушениям и преступлениям и обеспечения стабильного функционирования бюджетно-налоговой системы государства в целом.
3.1 Способы борьбы с налоговыми правонарушениями
Одно из основных
средств борьбы государства с
таким явлением, как уклонение
от налогообложения, проявляется в
административной и судебной защите
интересов бюджета. Можно выделить четыре
основных способа, при помощи которых
государство борется с уклонением от уплаты
налогов, а именно:
-доктрина "существо над формой";
-доктрина "деловая цель";
-презумпция облагаемости;
-заполнение пробелов в налоговом законодательстве.
Доктрина "существо
над формой" сводится к тому, что юридические
последствия сделки определяются ее существом,
а не формой; главное при этом- ее содержание,
характер действий ее участников. Иными
словами, решающее значение при рассмотрении
вопроса об уплате или неуплате налогов
имеет характер фактически сложившихся
отношений между сторонами, а не название
договора. Мнимая сделка - это сделка совершенная
лишь для вида, без намерения создать соответствующие
ей правовые последствия. Признание сделки
мнимой и, соответственно, применение
последствий ее недействительности на
практике может привести к довольно серьезным
последствиям для предприятия. Например,
при выявлении налоговыми органами факта
фиктивной передачи предприятием денежных
средств (только на бумаге, без реального
перечисления) в качестве добровольных
пожертвований в избирательные фонды
кандидатов в депутаты, которые подлежат
льготированию по налогу на прибыль, данная
сделка будет признана судом недействительной,
что в свою очередь приведет к доначислению
налога на прибыль, начислению пени и применению
к предприятию налоговых санкций за недоплату
налога на прибыль.
Притворной признается
сделка, совершенная с целью прикрыть
другую сделку. К притворной сделке применяются
правила сделки, которую стороны имели
в виду при совершении притворной сделки.
Например, договор комиссии может быть
выдан предприятием за договор купли -
продажи имущества. В случае признания
такого договора притворным, к данной
сделке будет применен порядок регулирования
отношений комиссии и, соответственно,
на комиссионера будут наложены налоговые
санкции за занижение сумм налога, вызванного
неприменением повышенной ставки налога
на прибыль, а также до начислен налог
и пени.
В то же время, юридическая квалификация
сделки в соответствии с п.1 ст.45 Налогового
кодекса РФ может быть осуществлена в
судебном порядке по иску налогового органа
о взыскании недоимки или налоговой санкции.
Сущность доктрины
"деловая цель" заключается в том,
что сделка, которая создает налоговые
преимущества, подлежит переквалификации,
если она не достигает деловой цели. Презумпция
облагаемости предполагает, что налогом
должны облагаться все объекты налогообложения,
за исключением тех, которые прямо перечислены
в законе. Принцип "презумпции облагаемости"
подразумевает то, что налогоплательщик
сам должен доказывать, что он не заплатил
налог на вполне законных основаниях.
Необходимо учитывать, что возможности
применения данного способа "борьбы"
государства с уклонением от уплаты налогов
(уменьшением налогов) в последнее время
несколько сократились в связи с принятием
и вступлением в силу Налогового кодекса
РФ. Данное обусловлено, прежде всего,
тем, что данный нормативный документ
законодательно закрепил принцип "презумпции
невиновности" плательщиков налогов,
в связи с чем, в настоящее время обязанность
по доказыванию факта совершения правонарушения
лежит на налоговых органах и, соответственно,
налогоплательщик не обязан доказывать
свою невиновность.
Заполнение пробелов в налоговом законодательстве
сводится к тому, что законодатель регулярно
принимает соответствующие поправки к
налоговым законам, закрывая различные
"лазейки", дающие возможность уменьшать
размеры налоговых отчислений и уклоняться
от уплаты налогов. Как указывалось выше,
такие поправки, в основном, принимаются
по результатам практической деятельности
налоговых органов и вносимых ими в парламент
предложений в связи с выявлением случаев
легального уклонения от уплаты налогов,
совершаемого из-за нечеткости и недоработанности
законов. Также одним из способов борьбы
с налоговыми правонарушениями может
служить налоговый контроль.
Информация о работе Профилактические меры борьбы с налоговыми правонарушениями