Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 20:47, реферат
Мировой опыт показывает, что стабильный экономический рост, увеличение валового внутреннего продукта возможно только на инновационной основе при активном использовании современных научно-технических достижений, а так же на способности к инновационной деятельности и нововведениям.
По этому поводу ведущий французский специалист по социологии организаций М. Крозье отмечает: «В современной конкурентной борьбе в первую очередь борьба идет не за обладание ресурсами, материальными ценностями, а за способность к нововведениям».
Введение………………………………………………………………………….3
1.1 Сущность и значение налогового стимулирования инновационной деятельности…………………………………………………………………….4
1.2 Методы и инструменты налогового стимулирования инновационной деятельности……………………………………………………………………..6
1.3 Факторы, движущие инновационной деятельности, особенности формирования государством системы ее налоговых стимулов……………12
1.4 Оценки эффективности налоговых стимулов…………………………….15
1.5 Зарубежный опыт стимулирования инновационной деятельности……20
Заключение……………………………………………………………………..30
Использованная литература………………………………………………….32
Одним из наиболее важных направлений
государственного регулирования инновационных
процессов является налоговое стимулирование
инновационной деятельности. В ФРГ
налоговая поддержка малого и
среднего бизнеса существует ещё
с первых послевоенных десятилетий.
Однако если в те годы она была направлена
преимущественно на решение проблем
занятости и декартелизации, то начиная
со второй половины 1980-х годов, в
эпоху быстрых технологических
изменений и структурных
В результате налоговой реформы
1998-2005 гг. в Германии налоговая нагрузка
на предприятия малого и среднего
бизнеса снизилась за счёт значительного
уменьшения ставок индивидуального
подоходного налога: минимальной
– на 10 процентных пунктов (с 25 до 15%)
и максимальной – на 11 (с 53 до 42%),
а также за счёт снижения фактических
выплат промыслового налога. Значительное
снижение налоговой нагрузки на малый
и средний бизнес посредством
уменьшения индивидуального подоходного
налогообложения объясняется
Кроме того, малый и средний
бизнес в Германии получал и продолжает
получать широкую поддержку, в том
числе в области
Согласно данным, получаемым в результате ежегодных исследований, проводимых Европейской ассоциацией всемирных инвестиций (EVCA), Германия располагает благоприятными условиями для построения прозрачных схем налогообложения фондовых структур всемирного капитала. Это достигается благодаря наличию специальной юридической формы – GmbH Co.KG (Общество с ограниченной ответственностью и коммандитные товарищества). С целью привлечения инвесторов в высокорисковые венчурные проекты в 2002 году в Германии был разработан законопроект, призванный сделать рынок венчурного капитала более привлекательным для инвесторов. В соответствии с изменениями, внесёнными в германское законодательство, в настоящее время только 50 % валовой прибыли, полученной от инвестирования в сфере венчурного капитала, облагаются налогом.
В Великобритании налоговые кредиты на ИР являются важной составляющей комплекса мер по выполнению обязательства правительства по росту ИР в стране наряду с иными формами поддержки бизнеса. Налоговые скидки на ИР для малого и среднего бизнеса (МСБ) были введены в 2000 году, а в 2002 году эта схема распространилась и на крупные компании. К 2005 году было передано уже свыше 17000 заявлений на получение налоговых кредитов и свыше 1,3 млрд. фунтов стерлингов запрошено по данной схеме. В настоящее время применяется три типа налоговых скидок на ИР: с 2007 года вычет из налогооблагаемой базы расходов на ИР составлял для МСБ – 175%, для крупных компаний – 130% (ранее для МСБ – 150%, для крупного бизнеса – 125%), для малых компаний, не имеющих прибыли, использовались прямое возмещение затрат на ИР, а также налоговые скидки на ИР для компаний, разрабатывающих вакцины против инфекционных болезней.
По оценкам экспертов, налоговые скидки позволяют снизить расходы на ИР для МСБ максимум на 15,75, а для крупных компаний – на 8,4%, компании без прибыли могут получить 24,50 фунтов стерлингов на каждые 100 фунтов стерлингов, затраченных на ИР. Условия получения налогового кредита для предприятий МСБ следующие:
1) компания должна отвечать
требованиям МСБ ЕСС (
2) годовые расходы на ИР – не менее 10000 фунтов стерлингов без верхнего ограничения;
3) расходы на ИР квалифицируются
в соответствии с
4) налоговые скидки
5) запрашиваемая сумма скидки может быть уменьшена, если проекты на ИР получают субсидию или грант;
6) компания должна быть
владельцем интеллектуальной
Капиталовложение в ИР, включая строительство, согласно документу Министерства финансов Великобритании «Supporting growth in innovation:enhancing the R&D tax credit» стимулируется также 100 %-ной налоговой скидкой в первый год. Налоговые кредиты применяются и к расходам на «независимые исследования», финансируемые крупными компаниями и выполняемые университетами или научно-исследовательскими организациями. Как отмечено в данном документе, они снижают реальную стоимость вложений в ИР.
Обследование 2008 года показало,
что благодаря налоговым
В США используется два
основных вида налоговых скидок –
специальный режим
Положение о налоговых льготах при проведении исследований и экспериментов 1981 года (Economic Recovery Tax Act of 1981) вошли в виде 41-й статьи в Свод законов о доходах от внутриэкономической деятельности США (Internal Revenue Code Section 41).
Первоначально закон предусматривал
скидку с налога на доход в размере
25% дополнительных расходов компаний на
квалифицированные ИР по сравнению
с соответствующими среднегодовыми
затратами на эти цели за предшествующие
три года. В соответствии с текущим
законодательством налоговая
В региональном законодательстве
по меньшей мере тридцати двух штатов
(данные на 2006 год) также предполагаются
стимулы инновационного развития промышленности,
хотя размер ставок различен. Так, например,
более половины из них (19 из 32) полностью
повторили структуру
Вне специализированного
налогового кредита на исследования
и разработки налоговые кредиты
для потребителей и бизнеса, имеющие
значение для стимулирования спроса
на инновации, широко применяются в
США в сфере передовых
Япония, как отмечено в публикации Института мировой экономики и международных отношений РАН «Налоговое стимулирование инновационных процессов», является пионером в вопросах разработки и широкого использования налоговых скидок как инструмента воздействия на науку в частном секторе. По мнению японского руководства, среди набора мер финансового стимулирования инновационной активности частного сектора одна из наиболее эффективных – налоговые льготы.
В 2003 году была принята система налоговых скидок на общий объём расходов, связанных с научными исследованиями. В соответствии с ней размер специальных налоговых скидок на общий объём расходов на НИОЛК составляет от 8 до 10% от этого показателя. В качестве пилотного проекта по стимулированию промышленных инвестиций в науку на период 2000-2006 гг. была принята специальная налоговая скидка (налоговый кредит) в размере 10-12% на весь объём затрат конкретной фирмы в науку. При этом на суммарный объём кредита наложены ограничения в объёме 20% корпоративного налога в текущем году. Было решено, что по завершении проекта, в случае подтверждения эффективности этой льготы, её оставляют, но на уровне 8-10% в зависимости от соотношения суммарных ассигнований фирмы в сферу ИР и объёма её продаж
На малые и средние фирмы (с капиталом менее 100 млн. иен) распространялась ставка налогового кредита в размере 12% от общей суммы вложений в науку. Кроме того, из налогооблагаемой базы этих фирм стали вычитать 12% от их ассигнований в сферу ИР при исчислении местных налогов.
В качестве дополнительного
стимула, способствующего развитию
науки в сфере бизнеса, на период
2006 – 2008 гг. любой компании был предложен
5%-ный налоговый кредит, начисляемый
при расширении ею своих исследовательских
подразделений. В соответствии с
данным положением, при увеличении
в отчётном году ассигнований на исследования
и эксперименты конкретной фирмой свыше
аналогичного показания за два предшествующих
года и в случае превышения по уровню
затрат среднего значения за три финансовых
года, в течение которых
Последний этап реформирования
налогового законодательства Японии,
как утверждается в публикации Института
мировой экономики и
В Японии, как и в других
промышленно развитых странах, региональные
и местные власти, стремящиеся
обеспечить экономическое развитие
своих территорий, всё чаще берут
на вооружение меры по стимулированию
научно-технического прогресса, в том
числе и в области налогового
законодательства. Закон о местном
налогообложении (ст. 73-74, п. 1; ст. 348, п.2;
ст. 702-2, п. 2) освобождает активы промышленных
фирм, определяемые в соответствии
с Гражданским правом как используемые
в научно-исследовательских
Информация о работе Развитие форм и методов налогового стимулирования инновационной деятельности