Развитие механизмов налогового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 20:12, научная работа

Описание работы

Актуальность исследования. В условиях экономического кризиса и роста угроз национальной безопасности государства в современных условиях возникает необходимость изучения проблемы организации и взаимодействия органов налогового контроля в системе обеспечения экономической безопасности России. Обобщение теоретических положений в области обеспечения экономической безопасности, оценка практики деятельности контрольных и правоохранительных органов, а также анализ динамики вызовов и угроз налоговой безопасности, позволяет отметить, что в основу трансформации государственных экономико-правовых отношений в сфере налогового контроля заложены факторы, оказывающие воздействие на развитие налоговой системы в Российской Федерации.

Файлы: 1 файл

Развитие механизмов налогового контроля в системе обеспечения эк.doc

— 808.50 Кб (Скачать файл)

Основные положения  и выводы диссертационного исследования нашли отражение в 38 опубликованных научных работах общим объемом 124,8 п.л., в том числе две монографии: «Налоговый контроль», «Налоговое производство: исчисление, уплата, возврат», 4 работы в журналах, рекомендованных ВАК РФ.

Структура диссертационной  работы. Диссертационная работа состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографического списка и приложений.

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснованы выбор и актуальность темя исследования, отражена степень изученности проблемы, изложены цель, задачи, научная новизна и практическая значимость работы.

В первой главе  «Экономические основы налогового контроля в системе обеспечения экономической  безопасности» раскрыта сущность  налоговой безопасности и налогового контроля в системе обеспечения экономической безопасности; определены факторы и тенденции развития налогового контроля в России; обоснованы методологические подходы к организации налогового контроля, включая содержание, элементы, принципы; обобщен зарубежный опыт организации налогового контроля.

Содержание  понятия экономической безопасности определяется его важнейшими компонентами, основными из которых являются: признание особых национально-государственных интересов и целей России (эти интересы существуют как в рамках страны, так и вовне); поддержание государственного суверенитета и самостоятельного развития  России, ее места в мировом разделении труда, в специализации и кооперации производства, в мировой торговле, в международной финансовой и банковской системах, важнейших рынках товаров и услуг, ценных бумаг; самосохранения, самозащиты и саморазвития России как единого федеративного многонационального государства.

Отличительной особенностью ближайших лет (2009-2011 гг.) является сочетание роста угроз в финансовой сфере, проявляющихся, прежде всего, в непомерно высокой нагрузке на ВВП, финансово-банковскую систему выплат по внешнему долгу, с усилением негативных тенденций в воспроизводстве основного капитала. Кроме того, усиливается экономический кризис, вызванный кризисом мировой финансовой системы. Все это порождает сбои в функционировании жизнеобеспечивающих отраслей и производств (энергетика, транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство). Непредсказуема по силе своего воздействия смена положительной для российской экономики динамики цен на энергоносители на их снижение.

Одной из самых опасных  неожиданностей следует считать  возможные резкие изменения курса рубля. Причем очень разрушительны как девальвация, так и ревальвация рубля. Эти тенденции разрушительны из-за двойственного характера российской  денежной системы, базирующейся на отечественной и иностранной  валютах. Из-за высокой доли иностранной валюты в балансах банков, ведущих корпораций, в сбережениях населения резкие колебания курса рубля способны вновь взорвать систему цен и доходов, функционирование финансовой, банковской и налоговой систем.

Сложившийся тип российской экономики  в своей основе имеет бюджетную, банковскую, налоговую системы, призванные обеспечить эффективное использование  природных, трудовых ресурсов, производственного и научно-технического потенциалов,  функционирование основных сфер жизнеобеспечения.

Тем не менее, налоговая  система России продолжает сохранять  существенный потенциал криминогенных  факторов, реализуемых во взаимодействии с другими звеньями финансовой системы. Собираемость налогов остается низкой, несмотря на принимаемые меры по снижению налогообложения. Остается высоким уровень теневой экономики, которая, по данным Росстата, составляет 25%, по данным МВД России – 45-50%, реальная собираемость находится на диапазоне от 35% до 50%.

По простоте применения налоговой  системы Россия в 2007 - 2008гг. заняла 134-е  место, пропустив вперед себя большинство  развитых и развивающихся государств в мире. По времени, которое необходимо потратить на уплату налогов, Россия заняла 155 место. По общей сумме уплачиваемых налогов России досталось 123-е место1

Налоговый контроль представляет собой часть налоговой системы (подсистему), включающую взаимосвязанные  элементы, обеспечивающие ее устойчивое функционирование и решение поставленных задач, институты и механизмы, нормативно-правовую базу, экономические отношения, органы (субъекты), осуществляющие налоговый контроль, формы и методы его организации.

Согласно определению, данному в Налоговом кодексе РФ, налоговым контролем является деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Налоговым кодексом  РФ (ст. 82). 

Налоговый контроль предлагается рассматривать как экономико-правовую категорию, представляющую систему  взаимосвязанных и взаимодействующих  элементов, основными из которых  являются институты и механизмы, каждый из которых состоит из группы правовых норм и экономических инструментов, регулирующих однородные виды налогов.

Понятие «налоговый контроль»  может употребляться в широком  и узком смысле слова. В первом случае оно охватывает все сферы  деятельности уполномоченных органов (государственная регистрация налогоплательщиков, налоговый учет, налоговые проверки, а также сферы деятельности контролируемых субъектов, связанные с уплатой налогов). Во втором случае речь идет о проведении собственно налоговых проверок уполномоченными органами.

В теории налогового контроля предлагается выделить институты, которые с экономико-правовых позиций наиболее полно раскрывают сущность и содержание налогового контроля (рис. 1).

 

Рис. 1 Принципиальная схема функционирования налогового контроля

 

По нашему мнению, это позволит обеспечить более качественную разработку и подготовку законодательной базы по налоговому контролю, исключающую двоякое толкование правовых норм, что даст возможность оценить эффективность деятельности каждого института исходя из функционального потенциала.

В ходе налогового контроля возникают отношения, являющиеся составной  частью налоговых экономико-правовых отношений, обладающих особыми признаками.

Концептуально налоговый  контроль выступает как процесс  реализации продуктивной функции налоговой системы через функции системы (институты) налогового контроля. Таким образом, система налоговых отношений выступает частью финансовых отношений, связанных с перераспределением ВВП, в том числе в интересах экономической безопасности, проявляет свои функции в границах потока денежных средств из сферы «бизнес» в сферу «бюджет». Это ее трансфертная способность определяется как фискальная функция налогового контроля, действующая независимо от уровня развития экономики.

Следовательно, налоговый  контроль с позиций экономической безопасности находит свое выражение в налоговом механизме, позволяющем выявлять незаконные потоки движения финансовых ресурсов, их сокрытие.

Сущность налогового контроля можно  рассматривать с нескольких позиций, в том числе:

- как функцию, элемент  государственного управления экономикой;

- как особую деятельность по  исполнению налогового законодательства, осуществляемую уполномоченными  органами государственной исполнительной  власти, исполнительными органами  местного самоуправления, другими уполномоченными органами и должностными лицами, вытекающую из сущности налоговых отношений.

 

 

Рис. 2. Содержание налогового контроля

 

В диссертационной работе определено содержание и систематизированы  функции налогового контроля (рис. 2). Следует отметить, что деятельность обладающих соответствующей компетенцией субъектов осуществляется с использованием специальных форм и методов.

Кроме того, важно определить конечную (стратегическую) цель налогового контроля. Контрольная деятельность  государства ориентирована  на создание совершенной системы налогообложения и достижение такого уровня налоговой дисциплины, при которой исключаются или сводятся к минимуму нарушения налогового законодательства.

Поэтому налоговый контроль должен быть нацелен на предотвращение  нарушений налогового законодательства, а также  на  постоянное выявление и изъятие в бюджетную систему недоимок по налогам, о чём свидетельствуют широкие полномочия, предоставленные налоговым органам по принудительному взысканию, применению способов обеспечения и реструктуризации задолженности по налогам и сборам.

В условиях рыночных отношений  возникает система отношений  между государством и субъектами хозяйствования, внутри которой неизбежно  возникают расхождения и противоречия экономического характера, оказывающие влияние на общественную и хозяйственную стороны жизни государства.

Налоговый контроль, с  позиции его влияния на разрешение проблем, возникающих в системе  экономических отношений по поводу перераспределения ВВП, можно рассматривать как социально-экономическую категорию. Это подтверждается и тем фактом, что налоговый контроль довольно часто становится орудием передела собственности в интересах группы лиц или одного лица. При помощи контроля, в том числе и налогового, можно решать задачи консолидации общества и развития общественного самосознания.

Содержание налогового контроля в системе обеспечения  экономической безопасности выходит  за рамки положений Налогового кодекса  РФ. Планируемый перевод экономики страны на инновационный путь развития, сохраняющий свое влияние мировой финансовый кризис, требуют учета всех факторов, прямо или косвенно влияющих на состояние налоговой системы в целом и, в частности, налогового контроля.

Обобщение зарубежного  опыта, прежде всего, стран с развитой рыночной экономикой и опыта России позволяет отметить необходимость использования специфических методов борьбы с уклонением от уплаты налогов. В развитых странах действуют специальные оперативные службы органов налогового розыска, налоговой полиции, занимающиеся поиском экономических объектов, скрывающих свои доходы от налогообложения.

В широком смысле слова  эту деятельность также следует  отнести к сфере налогового контроля, так как в ее основе лежит проверка достоверности информации, поступающей  в налоговые органы, которая осуществляется различными методами. Таким образом, содержание налогового контроля включает в себя не только контроль соблюдения налогового законодательства, но и  выявление экономических объектов, фальсифицирующих информацию о своей деятельности, оценку степени достоверности этой информации, получение достоверной информации на основе косвенных (расчетно-аналитических) методов определения налоговых обязательств.

В процессе налогового контроля контролирующие органы осуществляют реализацию следующих функций: фискальной (формирование государственного денежного фонда), контрольной (контроль правильности исчисления, полноты уплаты налогов и сборов), а также стимулирующей (обеспечение надлежащего исполнения налогового законодательства на основе комплекса предупредительных мероприятий). 

Одним из важнейших общих  принципов финансового контроля является принцип эффективности (экономичности). Понятие эффективности деятельности в общем плане определяется отношением результатов к величине затрат, имевших место при достижении результатов.

По нашему мнению эффективность  налогового контроля следует оценивать  по реально поступившим в бюджетную  систему доначислениям в соотношении  с расходами на содержание налоговой  инспекции в целом, то есть  необходима оценка эффективности управления.

В условиях либерализации  экономической политики, снижения налогового бремени наиболее остро встает проблема обеспечения безусловного соблюдения налогового законодательства. Отсюда, в свою очередь, возрастает необходимость  совершенствования критериев законности применения налогоплательщиками налогового планирования с использованием различных схем. Задачи обеспечения экономической безопасности в налоговой сфере требуют организации действенного налогового контроля за подобной оптимизацией налоговых обязательств налогоплательщиками.

Понятие «организация»  в самом общем смысле предлагается рассматривать как процесс формирования внутренне упорядоченной структуры. Организация налогового контроля (в  широком смысле слова) - это комплексное  понятие, которое включает в себя  важнейшие элементы, которые отражены на рисунке 3.

Принципы организации  налогового контроля можно разделить  на общие и  специфические.

В первую группу входят общие принципы контрольной деятельности

- безвозмездность  (бесплатность) осуществления,

- правомочность,

- профессионализм,

- определенность предмета  контроля,

- координация и взаимодействие  органов контроля,

- полнота,

- превентивность.

 

 

Рис. 3. Схема  организация налогового контроля

 

 

К специфическим принципам  организации налогового контроля относятся следующие:

  • соблюдения процессуальной формы (вытекает из такой особенности налогового контроля, как регламентированность),
  • презумпции невиновности налогоплательщика,
  • презумпции правоты налогоплательщика,
  • соблюдения налоговой тайны,
  • обеспечения оптимального сочетания фискальной и регулирующей направленности налогового контроля (принцип недопущения причинения вреда налогоплательщику).

В целом рассмотренные  принципы определяют особенности деятельности правоохранительных и контролирующих органов в налоговой сфере, оперативно-розыскной деятельности, уголовного процесса, уголовного права и обеспечения налоговой безопасности2.

Анализ этих принципов позволяет  согласиться со следующим мнением: Если в ходе налоговой проверки были обнаружены нарушения налогового законодательства, данная проверка фактически и является расследованием, в то же время порядок налогового расследования изложен в ст. 87-100 Налогового кодекса РФ. При этом налоговое расследование как элемент налогового контроля является первой стадией производства по делу о налоговом правонарушении (или преступлении) и заключается в сборе информации и материалов о налоговом правонарушении.

Информация о работе Развитие механизмов налогового контроля