Система налогов в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 18:08, курсовая работа

Описание работы

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основной источник доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ _______________________________________________ 3

1. Сущность налога __________________________________ 5

1.1 Понятие и роль налогов ____________________________ 5

1.2. Элементы закона о налоге _________________________ 5

1.3. Виды налогов ____________________________________ 6

1.4. Функции налогов __________________________________ 7


2. Налоговая система ________________________________ 9

Налоговая система и ее задачи _____________________ 9

Виды налоговых систем ___________________________ 9

Принципы налогообложения ______________________ 10


3. Система налогов в Российской Федерации __________ 14


3.1. Классификация налогов в российской экономике ______ 14

3.2. Основные налоги ________________________________ 17


4. Совершенствование налоговой системы

Российской Федерации _______________________________ 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ___________________________________________34

Список используемой литературы _________________________36

Файлы: 1 файл

Налоги.docx

— 67.33 Кб (Скачать файл)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ _______________________________________________ 3

 

1.      Сущность  налога __________________________________  5

 

1.1  Понятие и роль  налогов ____________________________  5

 

1.2.  Элементы закона  о налоге _________________________  5

 

1.3.  Виды налогов  ____________________________________ 6

 

1.4.  Функции налогов  __________________________________ 7

 

 

2.   Налоговая система  ________________________________ 9

 

        Налоговая  система и ее задачи _____________________ 9

 

        Виды  налоговых систем ___________________________ 9

 

        Принципы  налогообложения ______________________ 10

 

 

3.    Система налогов  в Российской Федерации __________ 14

 

 

3.1.   Классификация налогов  в российской экономике ______ 14

 

3.2.   Основные налоги ________________________________ 17

 

 

4.      Совершенствование  налоговой системы 

 

Российской Федерации _______________________________ 25

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ___________________________________________34

 

Список используемой литературы _________________________36

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Налоги являются необходимым  звеном экономических отношений  в обществе с момента возникновения  государства. Развитие и изменение  форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой  системы. В современном цивилизованном обществе налоги  -   основной источник  доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия  государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние  научно-технического прогресса.

 

Налоги стали известны давным-давно, еще на заре человеческой цивилизации. Их появление связано  с самыми первыми общественными  потребностями.

 

В развитии форм и методов  взимания налогов можно выделить три крупных этапа.

 

На начальном этапе  развития общества (от древнего мира до начала средних веков) государство  не имело финансового аппарата, способного определить, сколько и каких налогов  необходимо собрать. Определялась лишь общая  сумма средств, которую  желательно  было получить; процесс  сбора налогов возлагался на город  или общину.

 

На втором этапе (XVI – начало  XIX вв.) государство организует сеть государственных учреждений, в том  числе финансовых, и берет на себя часть функций по пополнению казны: устанавливает квоту обложения, наблюдает за процессом сбора  налогов, ограничивает этот процесс  более или менее широкими рамками.

 

И, наконец, третий, современный, этап - государство берет в свои руки все функции установления и  взимания налогов, ибо на сегодняшний  день сложилась широкая практика применения государством  правил налогообложения. Региональные и местные органы власти играют роль помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности.

 

Важное место отводится  налогам, как экономическому рычагу, при помощи которого государство  воздействует на рыночную экономику. В  условиях рыночной экономики любое  государство широко  использует  налоговую политику в качестве определенного  регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся  налоговая система, являются мощным инструментом управления  экономикой в условиях рынка.

 

Применение  налогов  является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности,  форм  собственности и организационно  -  правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения субъектов предпринимательской деятельности  с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи  налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность налогоплательщиков, включая привлечение иностранных инвестиций путем предоставления налоговых льгот инвесторам.

 

В  условиях перехода от административно - директивных методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства путем предоставления им налоговых льгот. Государство, проводящее в жизнь грамотную налоговую политику, имеет возможность развивать наукоемкие производства и осуществлять ликвидацию убыточных предприятий.

 

Посредством налогов государство  воздействует на определенные общественные процессы, выполняет контрольные  функции, выступает гарантом конституционного права.

 

Налоговая  система  в  Российской Федерации начала создаваться  в 1991 году, когда в декабре был  принят  пакет законопроектов о  налоговой системе. Среди них  закон  “Об основах налоговой  системы  в  Российской  Федерации”,  “О налоге на прибыль предприятий  и организаций”, “О налоге на добавленную  стоимость” и другие. Эти законы установили перечень налогов, сборов, пошлин и других платежей, поступающих  в бюджетную систему России, определили категории налогоплательщиков, их права  и обязанности, а также права  и обязанности налоговых органов. К настоящему времени в некоторые  из этих  законов внесены изменения  и дополнения, некоторые из них  утратили силу в связи с введением  в действие налогового кодекса Российской Федерации (части I и II).

 

Цель моей курсовой работы – раскрыть сущность налога и дать определение налоговой системы. Для этого, мне так кажется, необходимо решить следующие задачи: рассмотреть  понятие и роль налогов, ввести элементы закона о налоге, выделить виды и  функции налогов. А поскольку  мы живем в Российской Федерации, то необходимо также рассмотреть  классификацию и основные виды налогов  в российской экономике. Чтобы раскрыть понятие налоговой системы нужно  ввести понятие налоговой системы, рассмотреть ее задачи, виды налоговых  систем, а также выделить основные принципы налогообложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.       Сущность  налога

 

1.1.          Понятие и роль налогов

 

 

Существование любого современного государства неразрывно связано  с налогами. Каждый человек в какой-то мере ощущает это на себе. Бенджамин Франклин писал, что «платить налоги и умереть должен каждый». Данный принцип заложен и в российском законодательстве: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы».[1]

 

Налоги играют важнейшую  роль среди государственных доходов, так как они  составляют более 80% доходной части федерального бюджета.

 

Под налогом понимается  обязательный,  индивидуально безвозмездный  платеж, взимаемый с организаций  и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. [2]

 

В силу традиций платеж, являющийся налогом, может быть назван пошлиной, сбором. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций  и физических лиц, уплата которого  является одним из условий совершения государственными органами юридически значимых действий в отношении плательщиков сборов.[3]

 

Налог является индивидуально  безвозмездным, взыскивается на условиях безвозвратности методами государственного принуждения и не носит характер наказания или контрибуции. Налоги устанавливаются законодательной  властью в одностороннем порядке.

 

Совокупность взимаемых  в государстве налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей (далее  налоги), а также форм и методов  их построения образует налоговую систему. Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными  бумагами, пользование природными ресурсами, имущество физических и юридических  лиц, передача имущества, добавленная стоимость произведенных товаров и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами. В России основы налоговой системы закреплены в Налоговом кодексе РФ.

 

 

 

1.2.      ЭЛЕМЕНТЫ  ЗАКОНА О НАЛОГЕ.

 

 

Законодательными актами государство  устанавливает конкретные методы исчисления  и способы  уплаты и взимания налогов.

 

Налог считается установленным  лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

 

·        объект налогообложения – это операции по реализации товаров (работ , услуг), имущество или доход, подлежащие обложению, измеримые количественно, которые служат базой для исчисления налога;

 

·        налоговая  база – стоимостная, физическая или  иная характеристика объекта налогообложения;

 

·        налоговый  период – определенный период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется  сумма налога, подлежащая уплате;

 

·        налоговая  ставка  – величина налоговых  отчислений с единицы объекта  налога. Ставка определяется либо в  виде твердой ставки, либо в виде процента и называется налоговой  квотой,

 

·        порядок  исчисления налога – конкретный порядок  уплаты налога, который  устанавливается  законодательством о налогах;

 

·        порядок  и сроки уплаты налога - срок, в  который должен быть уплачен налог, и который оговаривается в  законодательстве, а за его нарушение, не зависимо от вины налогоплательщика, взимается пени в зависимости  от просроченного срока.

 

 

1.3.          ВИДЫ НАЛОГОВ

 

 

Налога бывают двух видов. Первый вид — налоги на доходы и имущество:  подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм); на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами. Второй вид — налоги на товары и услуги: налог с оборота — в большинстве развитых стран заменен налогом на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Это косвенные налоги. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.

 

Прямые налоги трудно перенести  на потребителя. Из них легче всего  дело обстоит с налогами на землю  и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции. Косвенные  налоги переносятся на конечного  потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем  большая часть налога перекладывается  на потребителя. Чем менее эластично  предложение, тем меньшая часть  налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя  перекладывается все большая  часть косвенных налогов. В случае высокой эластичности спроса  увеличение косвенных налогов может привести к сокращению потребления, а при  высокой эластичности предложения— к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.

 

Различают также твердые, пропорциональные, прогрессивные и  регрессивные налоговые ставки. Твердые  ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размеров дохода. Пропорциональные — действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без  учета дифференциации его величины. Прогрессивные ставки предполагают возрастание величины ставки по мере роста дохода Прогрессивные налоги — это те налоги, бремя которых  сильнее давит на лиц с большими доходами. Регрессивные ставки предполагают снижение величины ставки по мере роста дохода Регрессивный налог может и не приводить к росту абсолютной суммы поступлений в бюджет при увеличении доходов налогоплательщиков.

 

В зависимости от использования  налоги делятся на общие и специфические. Общие налоги используются на финансирование текущих и капитальных расходов государственного и местных бюджетов без закрепления за каким либо определенным видом расходов. Специфические налоги имеют целевое назначение (например, отчисления на социальное страхование или отчисления в дорожные фонды).

 

 

1.4.          ФУНКЦИИ НАЛОГОВ

 

 

Социально-экономическая   сущность,   внутреннее  содержание налогов          проявляется через их функции. Налоги выполняют пять важнейшие функции:

 

1.     Обеспечение   финансирования  государственных   расходов  (фискальная   функция).

 

2          Государственное регулирование  экономики (регулирующая функция).

 

3          Поддержание социального равновесия  путем изменения соотношения  между доходами отдельных социальных  групп с целью сглаживания  неравенства между ними (социальная  функция).

 

4          Стимулирующая функция.

 

5          Контрольная функция

 

Во всех государствах, при  всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию — изъятие части доходов  предприятий и граждан для  содержания государственного аппарата, обороны страны и той части  непроизводственной сферы, которая  не имеет собственных источников доходов, либо они недостаточны для  обеспечения должного уровня развития -  учреждения культуры, здравоохранения, образования и др.

 

Налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части  государственного бюджета. Важную роль играет функция, без которой в  экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись. Рыночная экономика в развитых странах  — это регулируемая экономика. Представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику, не регулируемую государством, невозможно. Иное дело - как она регулируется, какими способами, в каких формах. Здесь возможны варианты, но каковы бы ни были эти формы и методы, центральное место в самой системе регулирования принадлежит налогам. Развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами — путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций и т. п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги. Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги,  государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

Информация о работе Система налогов в Российской Федерации