Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 18:08, курсовая работа
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основной источник доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.
ВВЕДЕНИЕ _______________________________________________ 3
1. Сущность налога __________________________________ 5
1.1 Понятие и роль налогов ____________________________ 5
1.2. Элементы закона о налоге _________________________ 5
1.3. Виды налогов ____________________________________ 6
1.4. Функции налогов __________________________________ 7
2. Налоговая система ________________________________ 9
Налоговая система и ее задачи _____________________ 9
Виды налоговых систем ___________________________ 9
Принципы налогообложения ______________________ 10
3. Система налогов в Российской Федерации __________ 14
3.1. Классификация налогов в российской экономике ______ 14
3.2. Основные налоги ________________________________ 17
4. Совершенствование налоговой системы
Российской Федерации _______________________________ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ___________________________________________34
Список используемой литературы _________________________36
Важным моментом налогообложения является то, что для арендных предприятий, созданных на основе аренды имущества государственных предприятий и их структурных подразделений, сумма налога на прибыль уменьшается на сумму арендной платы, подлежащей в установленном порядке взносу в бюджет.
Законом предусмотрены особенности
определения прибыли
территории РФ.
Налог на добавленную стоимость. Переход к рыночным отношениям обуславливает необходимость появления новых налогов, непосредственно связанных с формированием стоимости. Таким налогом является налог на добавленную стоимость. Добавленная стоимость включает в себя в основном оплату труда и прибыль и практически исчисляется как разница между стоимостью готовой продукции, товаров и стоимостью сырья, материалов, полуфабрикатов, используемых на их изготовление. Кроме того, в добавленную стоимость включается амортизация и некоторые другие элементы. Таким образом, налог на добавленную стоимость, создаваемой на всех стадиях производства, определяется как разница между стоимость» реализованных товаров, работ, услуг производства и обращения и стоимости материальных затрат, отнесенных на издержки
Плательщиками НДС являются
предприятия и организации
Стоимость, добавленная в
процессе работы над имеющимися предметами
труда, облагается налогом с добавленной
стоимости. Но каждый налогоплательщик
включает эту сумму в цену своего
товара, который приобретает
Объектами налогообложения являются также товары, ввозимые на территорию России в соответствии с установленными таможенными режимами, исключая гуманитарную помощь,
Законом определен перечень товаров (работ, услуг), освобождаемых от налога. Этот перечень является единым на всей территории Российской Федерации. Освобождаются от налета на добавленную стоимость услуги в сфере народного образования, связанные с учебно-производственным процессом; услуга по уходу за больными и престарелыми; ритуальные у слуги похоронных бюро; услуги учреждений культуры и искусства, религиозных объединений;, театрально-зрелищные, спортивные и другие развлекательные мероприятия. Освобождаются от платы НДС научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, выполняемые за счет государственного бюджета, и хоздоговорные работы, выполняемые учреждениями народного образования.
Налог на добавленную стоимость взимается в России и во всех странах ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития), кроме Австралии, США, Швеции. Налог на добавленную стоимость взимается с фирм-продавцов товаров и услуг в размере от 5 до 8% стоимости их товара и распространяется на наиболее "ходовые" товары и услуги. У нас он составляет 20%.
Акциз[6] является косвенным налогом, включаемым в цену товара, и оплачиваемым покупателем. Акцизы, как налог на добавленную стоимость, введены в действие с 1 января 1992 года при одновременной отмене налога с оборота и налога с продаж.
Это общепринятая в мировой практике форма изъятия сверхприбыли, получаемой от производства товаров со значительной разницей между ценой, определяемой потребительной стоимостью, и фактической себестоимостью. Рыночная экономика неизбежно порождает необходимость в акцизах.
Плательщиками акцизов являются все находящиеся на территории РФ предприятия и организации, реализующие вышеназванные товары, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.
Объектом налогообложения является оборот (стоимость) подакцизных товаров собственного производства, реализуемых по отпускным ценам, включающим акциз, К числу таких товаров, подлежащих обложению акцизами, относятся винно-водочные изделия, этиловый спирт из пищевого сырья, пиво, табачные изделия, легковые автомобили, грузовые автомобили емкостью до 25 т, ювелирные изделия, бриллианты, изделия из хрусталя, ковры и ковровые изделия, меховые изделия, а также одежда из натуральной кожи Сумма акциза учитывается в базе обложения налогом на добавленную стоимость.
Отдельные товары акцизами не облагаются. Ставки акцизов утверждаются правительством Российской Федерации и являются едиными на всей территории России.
Единый социальный налог
(взнос). Частью второй НК РФ введен с 1
января 2001 г единый социальный налог
(взнос). Этот налог заменил страховые
платежи в государственные
Налогоплательщиками социального
налога признаются работодатели, индивидуальные
предприниматели, родовые, семейные общины
малочисленных народов Севера, занимающиеся
традиционными отраслями
Организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, не уплачивают социальный налог с дохода от данных видов деятельности.
Объектом налогообложения для работодателей признаются выплаты и вознаграждения, начисляемые работодателями в пользу наемных работников по всем основаниям. При этом выплаты материальной помощи, а также выплаты в натуральной форме сельскохозяйственной продукцией и товарами для детей освобождаются от налогообложения в пределах 1000 руб. в календарный месяц.
Выплаты физическому лицу,
не связанному с налогоплательщиком
трудовым договором, договором гражданско-
Для индивидуальных предпринимателей объектом налогообложения служат доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с извлечением данных доходов. Дня индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, облагаемый доход определяется исходя из стоимости патента.
Налоговая база работодателей
определяется как сумма доходов,
начисленных ими за налоговый
период в пользу работников, с учетом
приведенных ранее вычетов по
материальной помощи, выплат, производимых
из собственной прибыли
Не подлежат налогообложению социальным налогом:
· государственные пособия, такие как пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, пособия по беременности,
· все виды компенсационных выплат,
·
суммы единовременной материальной
помощи, оказываемой в связи со
стихийными бедствиями, террористическими
актами, смертью члена семьи или
другими чрезвычайными
· сумма компенсации стоимости путевок в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, расположенные в России, кроме туристических путевок;
· суммы, направленные на лечение и медицинское обслуживание работников
и членов их семей, если оплата производится из прибыли, остающейся в
распоряжении организаций, и при наличии у медицинских учреждений
соответствующих лицензий; суммы оплаты труда в иностранной валюте, выплачиваемые работникам бюджетных учреждений, направленным на работу за границу, в пределах установленных законодательством размеров;
· доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые от производства и реализации сельскохозяйственной продукции в течение 5 лет, начиная с года регистрации хозяйства;
· доходы родовых общин малых народов Севера от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла, за исключением оплаты труда наемных работников;
· суммы
страховых платежей, выплачиваемых
организацией по договорам добровольного
страхования или добровольного
пенсионного обеспечения
· суммы, выплачиваемые за счет членских взносов садоводческих, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативов лицам, выполняющим какие-либо работы для данных кооперативов;
· суммы, выплачиваемые физическим лицам избирательными комиссиями, а также из средств избирательных фондов кандидатов в депутаты;
· стоимость проезда работников, проживающих в районах Крайнего Севера, и членов их семей к месту проведения отпуска, оплата расходов по содержанию детей своих работников в детских дошкольных учреждениях, если она производится из прибыли, остающейся в распоряжении организации;
· выплаты, осуществляемые за счет членских профсоюзных взносов, при условии, что они производятся не чаще одного раза в 3 мес. и не превышают 10 000 руб. в год.
По социальному налогу
предусматриваются налоговые
Поимущественные налоги, прежде всего налоги на имущество, дарения и наследство,
Налог на имущество предприятий.
Важное место в налоговой системе
занимает налог на имущество предприятий,
который в перспективе должен
получить дальнейшее развитие. Данный
налог относится к числу
Плательщиками этого налога являются предприятия, учреждения (включая банки и кредитные учреждения) и организации, в том числе с иностранными инвестициями, являющиеся юридическими лицами; их филиалы, имеющие отдельный баланс и расчетный счет, а также межфондовые объединения и организации, занимающиеся предпринимательской деятельностью, постоянные представительства и другие обособленные подразделения иностранных фирм, банков и организаций, расположенных на территории РФ. Объектом налогообложения является имущество предприятия в стоимостном выражении, находящееся на его балансе. Для целей налогообложения определяется среднегодовая стоимость имущества предприятия.
Налогом на имущество предприятий не облагаются имущество бюджетных учреждений и организаций, адвокатов; предприятий по производству и хранению сельскохозяйственной продукции; жилищно-коммунального и другого городского хозяйства и т.д.
Ставки налога на имущество
предприятий определяются в зависимости
от видов их деятельности. Однако предельный
размер налоговой ставки на имущество
предприятия не может превышать
2% от налогооблагаемой базы. Которые
региональные органы власти в рамках
предоставленных им полномочий по установлению
ставок и льгот имеют право
снижать ставку налога для предприятий
для отдельных областей. Снижение
ставки налога на имущество представляет
собой один из видов льгот. Чаще всего
применяется снижение ставки налога
на 50% (Москва, Ставропольский край). Не
разрешается устанавливать
Налог на имущество физических
лиц. Плательщиками этого налога
являются физические лица: граждане России,
иностранные граждане и лица без
гражданства, имеющие на территории
Российской Федерации в собственности
определенное имущество, являющееся объектом
налогообложения. Реформирование налоговой
системы затронуло
Формирование налогооблагаемой базы со строений и сооружений производится исходя из суммарной инвентаризационной стоимости
имущества по всем объектам, находящимся в собственности физического лица на определенной административной территории. Инвентаризационная стоимость каждого объекта собственности, учитывающая износ и рост цен на строительную продукцию (работы, услуги), определяется органами технической инвентаризации
Налог с имущества переходящего
в порядке наследования или дарения.
Согласно закону плательщиками являются
физические лица, которые принимают
имущество, переходящее в их собственность
в порядке наследования или дарения.
Объектами налогообложения
В настоящее время во всем мире наблюдается тенденция к упрощению налоговой системы. Чем проще налоговая система, тем проще определять экономический результат, меньше забот при составлении отчетных документов и тем больше остается времени у предпринимателей на обдумывание того, как снизить себестоимость продукции, а не на то, как снизить налоги. Налоговым же органам проще следить за правильностью уплаты налогов, что позволяет уменьшить число работников в финансовых органах. Такая тенденция подтверждается тем, что в некоторых странах вообще существует один единственный налог на добавленную стоимость. В нашей же стране система налогов имеет очень сложную структуру. В ней присутствуют различные налоги, отчисления, акцизы и сборы, которые, по сути, почти ничем друг от друга не отличаются. Однако такая масса платежей приходит к тому, что бухгалтерия предприятий очень часто ошибается при отчислениях налогов, в результате чего предприятие платит пени за несвоевременную уплату налога.