Система налоговых органов РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 12:49, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение налоговой системы Российской Федерации. Исходя из цели, поставлены следующие задачи:
- дать определение налоговой системы РФ;
- рассмотреть права, принципы, обязанности налоговых органов;
- определить нормативно-правовую базу деятельности налоговых органов;
- рассмотреть все структурные подразделения системы налоговых органов, полномочия и функции каждого из них.

Содержание работы

Введение………………………………………………………….…..3
1. Налоговые органы…………………………………………………5
1.1. Понятие налоговых органов, принципы налоговой
системы РФ…………………………………………………….5
1.2. Функции, обязанности и права налоговых органов………………………………………………………………..9
1.3. Нормативно-правовая база налоговых органов………..13
2. Система налоговых органов РФ……………….…………………16
2.1. Общефедеральный уровень……………………………...17
2.2.Региональный уровень…………………………………... 19
2.3. Местный уровень…………………………………………21
Заключение…………………………………………………………...23
Список литературы…………………………………………………...25

Файлы: 1 файл

3 система налоговых органов РФ.doc

— 111.00 Кб (Скачать файл)

     Система налоговых органов РФ

     Содержание

     Введение………………………………………………………….…..3

     1. Налоговые органы…………………………………………………5

         1.1. Понятие налоговых органов, принципы  налоговой 

         системы РФ…………………………………………………….5

         1.2. Функции, обязанности и права налоговых органов………………………………………………………………..9

         1.3. Нормативно-правовая база налоговых  органов………..13

     2. Система налоговых органов РФ……………….…………………16

           2.1. Общефедеральный  уровень……………………………...17

           2.2.Региональный уровень…………………………………... 19

           2.3. Местный уровень…………………………………………21

     Заключение…………………………………………………………...23

     Список  литературы…………………………………………………...25

     Приложение 1…………………………………………………………27 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Налоговые органы согласно ст. 30 НК РФ составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, — за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.

     Действующая ныне налоговая система России практически введена с 1992 г. и основывается на более чем 20 законах, охватывающих, по сути, все сферы экономической жизни государства.

     Налоговые органы являются единственными законными  сборщиками налогов и сборов, которые  и формируют бюджеты всех уровней  государства. От того, насколько правильно построена система налогообложения, и система налоговых органов зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства страны.

     Целью данной работы является рассмотрение налоговой системы Российской Федерации. Исходя из цели, поставлены следующие задачи:

     - дать определение налоговой системы  РФ;

     - рассмотреть права, принципы, обязанности  налоговых органов;

     - определить нормативно-правовую  базу деятельности налоговых  органов;

     - рассмотреть все структурные подразделения системы налоговых органов, полномочия и функции каждого из них. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Налоговые органы: принципы, обязанности и права

          1.1. Понятие налоговой системы РФ и принципы ее действия  

     Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.

     ФНС является уполномоченным федеральным  органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических  лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам1.

     Под налоговой системой понимается совокупность налогов и сборов, взимаемых в установленном порядке. В НК РФ такой термин отсутствует, там применяется другое словосочетание — система налогов и сборов. Однако очевидно, что эти понятия — синонимы2.                              

     Согласно  п.1 ст.30 в систему налоговых органов входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.

     Налоговая система государства, как и любая  другая система, не может формироваться и развиваться иначе как на основе определенных принципов, к которым относятся3:

     Принцип законности налогообложения. Данный принцип общеправовой и опирается на конституционный запрет ограничения прав и свобод человека и гражданина иначе, чем федеральным законом (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ). Налогообложение — это ограничение права собственности, закрепленного в ст. 35 Конституции РФ, но ограничение законное, т. е. основанное на законе, в широком смысле, направлено на реализацию права (через финансирование государственных нужд по реализации государством и его органами норм права). НК РФ также указывает на то, что каждое лицо должно уплачивать лишь законно установленные налоги и сборы (п. 1 ст. 3 НК РФ).

     Принцип справедливости налогообложения. Налоги должны устанавливаться с учетом фактической способности налогоплательщика к их уплате (п. 1 ст. 3 НК РФ). Принцип равенства в социальном государстве в отношении обязанности платить законно установленные налоги и сборы (часть 2 ст. 6 и ст. 57 Конституции Российской Федерации) предполагает, что равенство должно достигаться посредством справедливого перераспределения доходов и дифференциации налогов и сборов».

     Принцип всеобщности и равенства налогообложения (п. 1 ст. 3 НК РФ). Он заключается в том, что каждое лицо несет равные обязанности перед обществом. Это следует из статьи 8 Конституции РФ. Пунктом 2 статьи 3 НК РФ также установлено, что налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из  социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не  допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

     В соответствии с этим принципом каждый член общества обязан участвовать в  финансировании публичных затрат государства  и общества наравне с другими. Всеобщность налогообложения состоит в том, что определенные налоговые обязанности устанавливаются, по общему правилу, для всего круга лиц, соответствующего конкретным родовым требованиям (например, земельный налог, по общему правилу, уплачивают все владельцы земельных участков), при этом налогообложение строится на единых принципах.

     Принцип экономической обоснованности налогообложения. Пунктом 3 статьи 3 Налогового кодекса установлено, что налоги и сборы должны иметь экономическое основание, и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и  сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

     Принцип единства экономического пространства Российской Федерации. В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Налогового кодекса не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории России товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не  запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и  организаций.

     Принцип установления налогов  и сборов в должном  порядке. Ни на кого не  может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие признаками налогов и сборов, и при этом не  предусмотренные Налоговым кодексом, либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ. Об этом говорится в пункте 5 статьи 3 Налогового кодекса. Запрет на установление налогов иначе как федеральным законом прямо закреплен в Конституции РФ.

     Принцип определенности налоговой  обязанности. Он установлен пунктом 6 статьи 3 Налогового кодекса. В соответствии с данной нормой при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он  должен платить.

     Принцип презумпции толкования всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей в налоговом законодательстве в пользу налогоплательщика (плательщика сборов). Согласно пункту 7 статьи 3 Налогового кодекса все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о  налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов). Российская налоговая система строится на конституционных принципах федерализма. В Конституции РФ содержатся принципы, определяющие федеративное устройство государства, а также указаны равноправные субъекты РФ: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. Конституционными принципами федерализма являются: государственная целостность, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ4. 

     1.2. Функции, обязанности и права налоговых органов

     Основными функциями налоговой системы  государства и, соответственно, установленных  в государстве налогов являются5:

  • Фискальная, суть, которой, состоит в пополнении доходов государства на различных уровнях, необходимых для исполнения государством своих функций.
  • Распределительная, суть, которой, состоит в распределении совокупного общественного продукта между юридическими и физическими лицами, отраслями и сферами экономики, государством в целом и его территориально-административными образованиями.
  • Регулирующая, суть, которой, в активном воздействии государства с помощью экономических рычагов и методов на экономические и социальные процессы в обществе.
  • Контрольная, суть, которой, состоит в наблюдении и соблюдении стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов различных субъектов экономики.

     В соответствии со ст. 32 НК РФ налоговые  органы обязаны6:

         1) соблюдать законодательство о налогах и сборах;

         2) осуществлять контроль за соблюдением  законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;

         3) вести в установленном порядке  учет налогоплательщиков;

         4) проводить разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, представлять формы установленной отчетности и разъяснять порядок их заполнения, давать разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов;

         5) руководствоваться письменными разъяснениями Федеральной налоговой службы по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;

         6) осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном НК РФ;

         7) соблюдать налоговую тайну;

         8) направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных НК РФ, — налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.

Информация о работе Система налоговых органов РФ