Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 12:49, контрольная работа
Целью данной работы является рассмотрение налоговой системы Российской Федерации. Исходя из цели, поставлены следующие задачи:
- дать определение налоговой системы РФ;
- рассмотреть права, принципы, обязанности налоговых органов;
- определить нормативно-правовую базу деятельности налоговых органов;
- рассмотреть все структурные подразделения системы налоговых органов, полномочия и функции каждого из них.
Введение………………………………………………………….…..3
1. Налоговые органы…………………………………………………5
1.1. Понятие налоговых органов, принципы налоговой
системы РФ…………………………………………………….5
1.2. Функции, обязанности и права налоговых органов………………………………………………………………..9
1.3. Нормативно-правовая база налоговых органов………..13
2. Система налоговых органов РФ……………….…………………16
2.1. Общефедеральный уровень……………………………...17
2.2.Региональный уровень…………………………………... 19
2.3. Местный уровень…………………………………………21
Заключение…………………………………………………………...23
Список литературы…………………………………………………...25
6) сообщать налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам при их постановке на учет в налоговых органах сведения о реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства, а также в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, доводить до налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сведения об изменении реквизитов этих счетов и иные сведения, необходимые для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации;
7) принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;
8) соблюдать налоговую тайну и обеспечивать ее сохранение;
9) направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора;
10) представлять
11)
осуществлять по заявлению
12) по заявлению
Налоговые органы несут также другие обязанности, предусмотренные НК РФ и иными федеральными законами. Налоговые органы при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, обязаны в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Права налоговых органов, закрепленные в статье 31 Кодекса неразрывно связаны с обязанностями, т. к. налоговый орган не только вправе, но и обязан действовать определенным образом в рамках своей компетенции и в целях реализации возложенных на него задач по осуществлению налогового контроля.
В частности налоговые органы имеют право7:
Перечень прав налогового органа открытый, т. е. он не ограничен только теми правами, которые указаны в статье 31 Кодекса. Права налоговых органов, закрепленные в Кодексе и других нормативных актах, связаны с реализацией контрольной функции. Налоговые органы осуществляют также другие права, предусмотренные Налоговым Кодексом.
Вышестоящие
налоговые органы вправе отменять и
изменять решения нижестоящих налоговых
органов в случае несоответствия указанных
решений законодательству о налогах и
сборах.
1.3. Нормативно-правовая база налоговых органов
Конституция Российской Федерации. Конституция РФ является актом высшей юридической силы и потому ее положения обязательны к исполнению всеми государственными органами и должностными лицами.
Деятельность налоговых органов должна соответствовать конституционным нормам, в том числе и тем из них, которые прямо налоговые отношения не регулируют.
Налоговый кодекс Российской Федерации. НК РФ, часть первая которого вступила в силу с 1 января 1999 г., содержит нормы, устанавливающие основные права и обязанности налоговых органов и их должностных лиц. НК РФ закрепляет формы и методы налогового контроля, детально его регламентирует: устанавливает порядок проведения налоговых проверок, оформления их результатов, производства по делу о налоговом правонарушении и др. (гл. 14 НК РФ)8.
Закон РФ от 21 марта 1991 г. № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации». Этот Закон является единственным актом законодательства, специально посвященным регулированию различных аспектов деятельности налоговых органов. Наряду с общими принципами и задачами Закон перечисляет права и обязанности налоговых органов, а также предусматривает социальные и имущественные гарантии их работникам. Следует, однако, иметь в виду, что отдельные нормы данного Закона, не соответствующие НК РФ — основному акту налогового законодательства, применению не подлежат.
Указ
Президента РФ от 31 декабря 1991 г. № 340 «О
государственной налоговой
Приказы
и письма Министерства Федеральной
налоговой службы РФ. Отдельные вопросы
деятельности налоговых органов регулируются
подзаконными актами. Среди них, прежде
всего, назовем акты МНС России. Они конкретизируют
и разъясняют положения НК РФ и налоговых
законов.
2.
Система налоговых органов
Российской Федерации
Жизнедеятельность любого государства находится в прямой зависимости от налоговых и иных поступлений в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды. Согласно ст. 8 части первой НК РФ под налогом, сбором понимается обязательный, индивидуальный и безвозмездный взнос, взимаемый с юридических и физических лиц. Конституционная обязанность платить законно установленные налоги и сборы закреплена в ст. 57 Конституции Российской Федерации. Но налогоплательщики, в силу разных причин, допускают нарушения налогового законодательства - от несвоевременной уплаты налогов до уклонения от их уплаты9.
Налоговыми органами в Российской Федерации являются Федеральная налоговая служба и ее подразделения в Российской Федерации.
Структура центрального аппарата ФНС России рассмотрена в Приложении 1.
Различным звеньям Госналогслужбы свойственны различные функции. Между тем всем звеньям - общефедеральному, региональному и местному присущи и некоторые общие функции, поскольку все они осуществляют непосредственный контроль за соблюдением плательщиками налогового законодательства.
Центральный аппарат в дополнение к тем функциям, которые выполняет местное звено налоговой службы, обладает следующими полномочиями10:
– организует, координирует и контролирует работу налоговых инспекций;
– осуществляет аналитическую и статистическую деятельность;
– разрабатывает и издает инструктивные и методические указания и другие документы по применению налогового законодательства;
– осуществляет контроль за актами, связанными с налогообложением, издаваемыми министерствами, ведомствами и другими организациями;
–
участвует в выработке
– решает вопросы международного сотрудничества.
Система Федеральной налоговой службы Российской Федерации условно делится на три уровня: общефедеральный, региональный и местный.
2.1. Общефедеральный уровень
Общефедеральный - центральный федеральный орган исполнительной государственной власти. Оно возглавляется Руководителем ФНС, назначаемым Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства РФ. Заместители руководителя назначаются по его представлению Правительством Российской Федерации. Руководитель ФНС Российской Федерации формирует совещательный орган - коллегию11.
Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом12.
К федеральным налогам и сборам относятся13:
1) налог на добавленную стоимость;
2) акцизы;
3) налог на доходы физических лиц;
4) единый социальный налог;
5) налог на прибыль организаций;
6) налог на добычу полезных ископаемых;
7) налог на наследование или дарение;
8) водный налог;
9) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
10) государственная пошлина.
В рамках решения поставленных задач отраслевые департаменты изучают и анализируют практику применения действующего налогового законодательства на местах, с учетом отечественного и зарубежного опыта ведут разработку актуальных аспектов налоговой политики, участвуют в подготовке законодательных актов по конкретным видам налогообложения, разрабатывают инструкции, методические рекомендации, указания о порядке исчисления и взимания того или иного вида налога. Они вправе осуществлять либо принимать участие в комплексных и тематических проверках территориальных налоговых инспекций. В их компетенцию входит рассмотрение писем, жалоб и заявлений налогоплательщиков на действия должностных лиц, налоговых инспекций, контроль за изданием нормативных актов министерствами, ведомствами, если они имеют отношение к платежам налогов и сборам в бюджет и др.
Непосредственные задачи других подразделений центрального аппарата реализуются в основном в рамках обеспечительных и вспомогательных функций. К примеру, юридическое управление, которое состоит из отдела правового обеспечения налогообложения и отдела нормативных актов и контроля за организацией правовой работы в налоговых органах, должно обеспечивать соответствие действующему законодательству всех нормативных актов, издаваемых налоговой службой РФ, защищать права и законные интересы налоговой службы в судах, а также органах государственной власти и управления, участвовать в разработке и совершенствовании законов о налогах и налоговых органах, осуществлять методическое руководство правовой работой в инспекциях, систематизировать правовые акты, обеспечивать правовой информацией руководящие и структурные подразделения Госналогслужбы, анализировать практику правовой работы на местах и т. д.