Современные направления системы принципов налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 07:34, контрольная работа

Описание работы

Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды. «В налогах воплощено экономически выраженное существование государства», — подчеркивал К. Маркс. В эпоху становления и развития капиталистических отношений значение налогов стало усиливаться: для содержания армии и флота, обеспечивающих завоевание новых территорий — рынков сырья и сбыта готовой продукции, казне нужны были дополнительные средства. В данной контрольной работе будут изложена суть принципов налогообложении. Поэтому ее актуальность вытекает из необходимости наиболее полного удовлетворения потребностей государства в финансовых ресурсах государство устанавливает совокупность налогов, которые должны взиматься по единым правилам и на единых принципах.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..2
ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ПРИНЦИПОВ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ…………………………………………………3
СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ ПРИНЦИПОВ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ………………………………………………….6
2.1. Экономические принципы налогообложения………………………6
2.2. Организационные принципы налогообложения……………………9
2.3. Юридические принципы налогообложения………………….……12
3. ПРАКТИЧЕКИЙ РАЗДЕЛ…………………………………….……….16
3.1. Определение суммы безнадежного долга и остатка резерва по сомнительной задолженности………………………….…………………….16
3.2. Тестовые задания……………………………………………………19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………...………………..22
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..….24

Файлы: 1 файл

налоги.doc

— 146.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..2

    1. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ПРИНЦИПОВ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ…………………………………………………3
    2. СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ ПРИНЦИПОВ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ………………………………………………….6

2.1. Экономические принципы  налогообложения………………………6

2.2. Организационные принципы налогообложения……………………9

2.3. Юридические принципы  налогообложения………………….……12

3. ПРАКТИЧЕКИЙ РАЗДЕЛ…………………………………….……….16

3.1. Определение суммы  безнадежного долга и остатка  резерва по сомнительной задолженности………………………….…………………….16

3.2. Тестовые задания……………………………………………………19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………...………………..22

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..….24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Государство, выражая  интересы общества в разных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику: экономическую, социальную, экологическую, демографическую и др. При этом в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта государственного регулирования социально-экономических процессов используются финансово-кредитный и ценовой механизмы. В финансово-бюджетной системе существуют отношения по поводу формирования и использования финансов государства: бюджета и внебюджетных фондов. Она призвана обеспечивать эффективную реализацию социальной, экономической, оборонной и других функций государства. Важной «артерией» финансово-бюджетной системы являются налоги.

Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением  общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды. «В налогах воплощено экономически выраженное существование государства», — подчеркивал К. Маркс. В эпоху становления и развития капиталистических отношений значение налогов стало усиливаться: для содержания армии и флота, обеспечивающих завоевание новых территорий — рынков сырья и сбыта готовой продукции, казне нужны были дополнительные средства. В данной контрольной работе будут изложена суть принципов налогообложении. Поэтому ее актуальность вытекает из необходимости наиболее полного удовлетворения потребностей государства в финансовых ресурсах государство устанавливает совокупность налогов, которые должны взиматься по единым правилам и на единых принципах.

 

 

1. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ПРИНЦИПОВ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

 

Первые принципы налогообложения  были сформулированы Адамом Смитом, который  в своем труде «Исследование  о природе и причинах богатства  народов», изданном в 1776 г., впервые  сформулировал четыре основных принципа налогообложения.

Принцип справедливости, утверждающий всеобщность налогообложения и равномерность распределения налогов между гражданами (равная обязанность граждан платить налоги) соразмерно с их доходами («соответственно их доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства»). Этот принцип означает, что налоги должны взиматься с учетом возможностей налогоплательщика, который обязан принимать участие в финансировании соответствующей части расходов государства. Государственные налоги и расходы должны влиять на распределение доходы. Налоговое бремя возлагается на одних лиц, привилегии предоставляются другим.

В настоящее время  для наглядного представления степени  неравенства доходов используется так называемая кривая Лоренца (рис.1) [8]. Абсолютно равномерное распределение доходов (абсолютное равенство) представлено на этой схеме биссектрисой ОСА, которая указывает на то, что любой данный процент семейных хозяйств получает соответствующий процент дохода: на 20% хозяйств приходится 20% доходов, на 40% хозяйств – 40% доходов и т.д. Область между линией, обозначающей абсолютное равенство, и кривой Лоренца (О-Е-А) отражает степень неравенства доходов. Чем шире эта область, тем больше степень неравенства доходов. Если бы фактическое распределение доходов было абсолютно равным, кривая Лоренца и биссектриса совпали бы и разрыв исчез. Напротив, на кривой О-В-А показана ситуация абсолютного неравенства: 1% хозяйств имеют 100% доходов, в то время как другие хозяйства не получают никакого дохода.

Рисунок 1. Кривая Лоренца

Применительно к анализу  налогообложения, используя кривую Лоренца, можно прийти к заключению, что прогрессивные налоги уменьшают  неравенство: они делают распределение  посленалоговых (после вычета налогов) доходов (О-Д-А) более равномерными по сравнению с распределением предналоговых доходов (до вычета налогов) (О-Е-А). Из этого следует вывод: прогрессивное налогообложение более справедливо, поскольку обеспечивает большее равенство плательщиков;

Принцип определенности: налог, который должен уплачивать каждый, должен быть точно определен, определено время его уплаты, способ и размер налога должны быть ясны и известны как самому налогоплательщику, так и всякому другому.

Принцип экономности: должна быть обеспечена максимальная эффективность каждого конкретного налога, выражаемая в низких издержках государства на сбор налогов и содержание налогового аппарата. Иными словами, административные расходы по управлению налоговой системой и соблюдению налогового законодательства должны быть минимальными.

Принцип удобства: каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, упрощение акта уплаты налогов.

Сформулировав и научно обосновав эти принципы, Адам Смит заложил фундамент (начало) теоретической  разработки принципиальных основ налогообложения. Немецкий экономист Адольф Вагнер расширил перечень ранее предложенных принципов, изложив их в девяти основных правилах, объеденных в четыре группы [5].

Финансовые принципы:

  • ·достаточность налогообложения, т.е. налоговых поступлений должно быть достаточно для покрытия государственных расходов;
  • эластичность, или подвижность, налогообложения, т.е. государство должно иметь возможность вводить новые и отменять действующие налоги, а также варьировать налоговые ставки.

Экономико-хозяйственные  принципы:

  • надлежащий выбор объекта налогообложения, т.е. государство должно иметь возможность устанавливать объект налогообложения;
  • разумность построения системы налогов, считающейся с последствиями и условиями их предложения.

Этические принципы:

  • всеобщность налогообложения;
  • равномерность налогообложения.

Принципы налогового администрирования:

  • определенность налогообложения;
  • удобство уплаты налогов;
  • максимальное уменьшение издержек взимания.

Таким образом, в теории налогообложения была заложена основа системы принципов налогообложения, сочетающей в себе интересы как государства, так и налогоплательщиков.

 

 

2. СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ ПРИНЦИПОВ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

 

Практическое применение перечисленные принципы нашли лишь в начале XX в., когда после Первой мировой войны в экономике многих стран назрели и стали осуществляться налоговые реформы. Между тем налоговая теория не ограничивается этими классическими принципами и правилами. По мере развития и совершенствования налоговых систем эволюционировала и финансовая наука, уточняя старые и выделяя новые принципы налогообложения. Разработанные в XVIII-XIX вв. и уточненные в XX в. с учетом современных реалий экономической и финансовой теории и практики принципы налогообложения в настоящее время сформированы в определенную систему. Эта система состоит из трех направлений.

 

2.1. Экономические принципы  налогообложения

 

Первое направление  — экономические принципы.

Принцип равенства  и справедливости. Согласно этому принципу все юридические и физические лица должны принимать материальное участие в финансировании потребностей государства соразмерно доходам, получаемым ими под покровительством и при поддержке государства. При этом равенство и справедливость должны быть обеспечены в вертикальном и горизонтальном аспектах [5].

Вертикальный аспект предполагает, что:

  • с увеличением дохода должны повышаться налоговые ставки;
  • больше налогов должны платить налогоплательщики, которые получают больше материальных благ от государства.

Горизонтальный аспект предполагает, что налогоплательщики  с одинаковыми доходами должны уплачивать налог по единой ставке.

В мировой практике налогообложения применяются два основных подхода к реализации принципа равенства и справедливости [9]:

    • обеспечение выгоды налогоплательщика – согласно ему уплачиваемые налоги соответствуют тем выгодам, которые налогоплательщик получает от услуг государства (налогоплательщику возвращается часть уплаченных налогов путем выплат из бюджета, различного рода компенсаций, трансфертов, финансирования образования, здравоохранения и других социальных затрат); в данном случае наиболее ярко прослеживается связь указанного подхода со структурой расходов бюджета;
    • платежеспособность налогоплательщика – этот подход не учитывает структуру бюджетных расходов, но тесно взаимосвязан со степенью платежеспособности налогоплательщика.

Практика налогообложения  сложилась таким образом, что  при формировании мировых систем налогообложения указанных два  подхода, как правило, сочетаются, что  обеспечивает наиболее благоприятные  условия для реализации этого  важнейшего принципа построения налоговой системы.

Принцип эффективности. Он содержит следующие особенности, которые невозможно игнорировать при построении налоговой системы любого государства [9].

Во-первых, налоги не должны оказывать существенного влияния на принятие экономических решений. А именно эффективная налоговая система подразумевает наличие ней инструментов, стимулирующих экономический рост, хозяйственную активность граждан и организаций. Практическая реализация данного принципа невозможна при условии, что налог устанавливается на доход. Основная идея эффективности налоговой системы состоит не в отрицании возможности обложения производительного имущества, а в том что налоги не должен превышать величины , приводящей к его сокращению.

Во-вторых, эффективность  каждого конкретного налога, выражается в низких издержках на содержание и поддержание в актуальном состоянии системы налогового администрирования.

Принцип соразмерности  налогов. Этот принцип заключается в соотношении наполняемости бюджета и последствий налогообложения. При установлении налогов и определении их основных элементов должны учитываться экономические последствия как для бюджета, так и для перспективного развития национальной экономики и воздействия на хозяйственную деятельность налогоплательщиков.

Принцип множественности. Он включает в себя следующие аспекты:

  • налоговая система государства должна быть основана на совокупности дифференцированных налогов и объектов обложения, т.е. это должна быть такая система, которая бы отвечала требованию оптимального перераспределения налогов;
  • недопустимо создание системы налогообложения, базирующейся на одном налоге или на одном главенствующем налоге, поскольку при неожиданном изменении экономической или политической ситуации доходной части бюджета может не быть.

Наличие определенного количества налогов позволяет создавать предпосылки для проведения гибкой государственной налоговой политики, в большей мере учесть платежеспособность налогоплательщиков, выровнять общее налоговое бремя, отразить разнообразие форм доходов с учетом всех сторон экономической деятельности граждан и организаций, воздействовать на потребление, ценообразование и накопление.

Кроме того, из практической реализации принципа множественности  следует эффект взаимодополняемости  налогов, согласно которому искусственная минимизация по одному налогу практически всегда влечет рост платежей по другому [9].

Практическое применение принципа множественности строится на сочетании прямых и косвенных  налогов, при этом, при реализации этого принципа должно использоваться все многообразие видов налогов, позволяющее учесть как имущественное положение налогоплательщиков, так и получаемые ими доходы. Использование указанного принципа предельно важно и для стабильности финансовой системы государства, особенно в период обострения кризисной ситуации в экономике, поскольку экономически более обоснованно наличие разноплановых и разнонаправленных источников пополнения бюджета со сравнительно низкими ставками и максимально широкой налогооблагаемой базой, нежели резко ограниченное количество видов налоговых поступлений с высокими ставками налогообложения.

 

2.2. Организационные принципы налогообложения

Информация о работе Современные направления системы принципов налогообложения