Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 07:34, контрольная работа
Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды. «В налогах воплощено экономически выраженное существование государства», — подчеркивал К. Маркс. В эпоху становления и развития капиталистических отношений значение налогов стало усиливаться: для содержания армии и флота, обеспечивающих завоевание новых территорий — рынков сырья и сбыта готовой продукции, казне нужны были дополнительные средства. В данной контрольной работе будут изложена суть принципов налогообложении. Поэтому ее актуальность вытекает из необходимости наиболее полного удовлетворения потребностей государства в финансовых ресурсах государство устанавливает совокупность налогов, которые должны взиматься по единым правилам и на единых принципах.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..2
ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ПРИНЦИПОВ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ…………………………………………………3
СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ ПРИНЦИПОВ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ………………………………………………….6
2.1. Экономические принципы налогообложения………………………6
2.2. Организационные принципы налогообложения……………………9
2.3. Юридические принципы налогообложения………………….……12
3. ПРАКТИЧЕКИЙ РАЗДЕЛ…………………………………….……….16
3.1. Определение суммы безнадежного долга и остатка резерва по сомнительной задолженности………………………….…………………….16
3.2. Тестовые задания……………………………………………………19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………...………………..22
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..….24
Ко второму направлению
Принцип универсализации налогообложения. Его суть заключается в том, что нельзя допускать установления дополнительных налогов, повышенных или дифференцированных ставок налогообложения в зависимости от форм собственности, организационно-правовых форм организаций, их отраслевой принадлежности, гражданства физического лица, а также должен быть обеспечен одинаковый подход к исчислению налогов вне зависимости от источников или места образования дохода.
Принцип удобства и времени взимания налога для налогоплательщика. Исходя из этого принципа при введении любого налога нужно устранить все формальности: акт уплаты налога должен быть максимально упрощен; уплачивает налог не получатель дохода, а организация, в которой он работает, налоговый платеж должен приурочиваться ко времени получения дохода. Согласно этому принципу наилучшими являются налоги на потребление, когда уплата налога осуществляется одновременно с покупкой товара.
Принцип разделения налогов по уровням власти. Этот принцип, имеющий исключительное значение, особенно в условиях федеративного государства, должен быть закреплен законом. Он устанавливает, что каждый орган власти (федеральный, региональный, местный) наделяется конкретными полномочиями в области введения, отмены налогов, установления налоговых льгот, ставок налогов и других элементов
налогообложения.
Принцип единства налоговой системы. Исходя из этого принципа нельзя устанавливать налоги, нарушающие единство экономического пространства и налоговой системы страны. В связи с этим недопустимы налоги, которые прямо или косвенно ограничивают свободное перемещение в пределах территории страны товаров, работ и услуг или финансовых средств; нельзя как-то иначе ограничивать осуществление не запрещенной законом экономической деятельности физических и юридических лиц или создавать препятствия на ее пути.
Принцип гласности. Это требование официального опубликования налоговых законов, нормативных актов, затрагивающих налоговые обязанности налогоплательщика. Исходя из этого принципа государство обязано информировать налогоплательщика о действующих налогах и сборах, давать разъяснения и консультации о порядке исчисления и уплаты налогов.
Принцип одновременности. В нормально функционирующей налоговой системе не допускается обложение одного и того же объекта несколькими налогами. Иными словами, один и тот же объект может облагаться налогом только одного вида и только один раз за определенный законодательством налоговый период.
Принцип определенности. Эффективно действующая налоговая система невозможна без соблюдения принципа определенности, что предполагает отсутствие произвольного толковая налоговых законов. Одновременно налоговая система должна быть понята и принята большей частью общества. Следовательно, можно сформулировать вывод, что налоговое законодательство должно быть законом прямого действия, исключающим необходимость издания поясняющих его инструкций, писем, разъяснений и других нормативных документов исполнительной власти. Согласно указанному принципу сумма, способ и время платежа должны быть совершенно точно и заранее известны налогоплательщику, что создаст устойчивость основных видов налогов и налоговых ставок в течение ряда лет. Но нельзя забывать, что налоговая система не может быть статичной, она должна быть гибкой и легко адаптируемой к изменяющимся социально-экономическим условиям, имея возможность уточняться с учетом изменений политической и экономической конъюнктуры на основе ежегодно принимаемых государством законов по вопросам государственного бюджета.
Принцип определенности налога означает также, что каждый должен четко осознавать, какие конкретно налоги, в каком порядке и в какие сроки он должен уплачивать. При формировании системы налогообложения должны быть определены все элементы юридического состава налога. Налог не может считаться установленным, если не определены его плательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты. В данном случае необходимо понимать, что неопределенность норм в законах о налогах может привести к произволу со стороны государственных органов и должностных лиц в отношениях с налогоплательщиками, нарушению прав граждан и организаций [9].
2.3. Юридические принципы
Третье направление —
Принцип законодательной формы установления. Этот принцип предусматривает, что налоговое требование государства о необходимости заплатить налог и обязательство налогоплательщика должны следовать из закона, значит, налоги не могут быть произвольными.
Согласно п. 1 ст. 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Сфокусируем внимание на требовании платить лишь «законно установленные» налоги и сборы. Из него вытекает, что незаконно установленные налоги никто платить не обязан. Какие же налоги считаются законно установленными?
Анализ налогового законодательства, доктринальных источников и судебной практики позволяет сформулировать основные требования к законно установленным налоговым платежам [4]:
1) Налоги устанавливаются представительными органами государственной власти и местного самоуправления;
2) Налоги устанавливаются в форме актов налогового законодательства с соблюдением правотворческой процедуры;
3) Акты налогового законодательства должны иметь правовой характер;
4) При установлении налога должен соблюдаться принцип определенности налогообложения, в частности, должны быть ясно и четко определены все его элементы, необходимые и достаточные для того, чтобы исчислить и уплатить налог;
5) Акты налогового законодательства должны быть надлежащим образом введены в действие.
Конституция РФ, а также НК РФ исключают возможность установления налогов и сборов Президентом РФ или органами исполнительной власти. Как подчеркнул КС РФ, наделение законодательного органа конституционными полномочиями устанавливать налоги означает его обязанность самостоятельно реализовывать эти полномочия. Такой порядок представляет собой один из принципов правового демократического государства и имеет своей целью гарантировать, в частности, права и законные интересы налогоплательщиков от произвола и несанкционированного вмешательства исполнительной власти.
Налоговое законодательство закрепляет одно исключение из принципа законодательного оформления налога: в соответствии с п. 1 ст. 53 НК РФ в случаях, указанных в НК РФ, ставки федеральных налогов и размеры сборов могут устанавливаться Правительством РФ в порядке и пределах, определенных НК РФ.
Косвенное участие в налоговом законотворчестве органы исполнительной власти принимают, разрабатывая проекты налоговых законов. Согласно ст. 104 Конституции РФ Правительство РФ наделено правом законодательной инициативы; аналогичное право предоставлено органам исполнительной власти также на региональном и местном уровне. Согласно части третьей ст. 104 Конституции РФ любые законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ. Таким образом, Правительство РФ, обеспечивающее исполнение федерального бюджета и проведение в Российской Федерации единой финансовой политики, вправе изложить свою позицию (замечания, предложения, поправки) к законопроекту. При этом отрицательное заключение Правительства РФ не препятствует принятию акта налогового законодательств.
Законно установить налог или сбор - не значит только дать ему название, необходимо определение в законе существенных элементов налоговых обязательств, которые исчерпывающе перечислены в ст. 17 НК РФ. Одно лишь перечисление налогов и сборов в законах нельзя рассматривать как их установление, поскольку такие законы не содержат существенных элементов налоговых обязательств. Налог или сбор может считаться законно установленным только в том случае, если законом зафиксированы существенные элементы налогового обязательства, то есть установить налог можно только путем прямого перечисления в законе о налоге существенных элементов налогового обязательства. Причем элементы налогообложения должны быть не просто определены, но определены четко и однозначно, чтобы обеспечить их единообразное толкование и применение (Постановление КС РФ от 11.11.97 № 16-П, Определение от 08.04.2003 № 159-О и др.) [4].
Принцип приоритетности налогового законодательства. Его суть заключается в том, что акты, регулирующие отношения в целом и не связанные с вопросами налогообложения, не должны содержать норм, устанавливающих особый порядок налогообложения. Практическое применение данного принципа означает, что если в нормативных законодательных актах, не относящихся к сфере налогообложения, присутствуют нормы, касающиеся налоговых отношений, то применять их можно только в том случае, когда они соответствуют нормам, содержащимся в налоговом законодательстве. Следовательно, при коллизии норм должны применяться исключительно положения налогового законодательства.
В российской экономической литературе нередко выделяют еще один принцип налогообложения, а именно научный подход к формированию налоговой системы. Суть этого принципа авторы видят в том, что величина налоговой нагрузки на налогоплательщика должна позволять ему иметь доход после уплаты налогов, обеспечивающий нормальную жизнедеятельность. Недопустимо при определении ставок налога исходить из сугубо сиюминутных интересов пополнения государственной казны в
ущерб развитию экономики и интересам налогоплательщика.
Содержание данного
принципа практически полностью
совпадает с положениями
3. ПРАКТИЧЕКИЙ РАЗДЕЛ
3.1. Определение суммы
безнадежного долга и остатка
резерва по сомнительной
Определите для целей налогообложения прибыли:
а) сумму безнадежного долга, списанного за счет резерва по сомнительным долгам;
б) сумму остатка резерва, включенную во внереализационные доходы.
Известно:
1. По результатам инвентаризации, проведенной на 30 сентября налогового периода дебиторская задолженность:
а) со сроком возникновения свыше 90 дней – 40 000 руб.;
б) со сроком возникновения от 45 до 90 дней – 50 000 руб.;
в) со сроком возникновения до 45 дней – 30 000 руб.
2. Выручка за 9 месяцев
налогового периода составила
1 180 000 руб.
(с НДС).
3. НДС – 18%.
4. Сумма безнадежного долга – 20 000 руб.
5. Сумма вновь создаваемого резерва по результатам инвентаризации на 31 декабря налогового периода – 32 000 руб.
6. Для определения
расходов организация
Решение:
Сумма создаваемого резерва исчисляется следующим образом:
Рассчитаем сумму расходов, подлежащих включению в состав резервов по сомнительным долгам.
Создание резерва по сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90 дней. Следовательно, резерв составит: 40 000 руб.
Создание резерва по сомнительной задолженности со сроком возникновения от 45 до 90 дней Резерв в нашем случае составит: 50 000 руб. × 50% = 25 000 руб.
Общая сумма резерва по сомнительным долгам: 40 000 руб. + 25 000 руб. = 65 000 руб.
Налоговое законодательство (п. 4 ст. 266 НК РФ) ограничивает сумму создаваемого резерва по сомнительным долгам: сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не может превышать 10 процентов от выручки отчетного (налогового) периода, определяемой в соответствии со статьей 249 НК РФ. Следовательно, исчисленную сумму резерва по сомнительным долгам на основании данных инвентаризации по срокам следует сравнить с максимальной суммой создаваемого резерва, исчисленного исходя из выручки отчетного (налогового) периода. Для включения в состав внереализационных расходов принимается меньшее значение.
Выручка составила 1 000 000 руб. без НДС (при определении доходов из них исключаются суммы налогов, ст. 248 НК РФ).
Максимальная сумма резерва по сомнительным долгам:
1 000 000 руб. × 10% = 100 000 руб.
Поскольку сумма резерва по сомнительным долгам, исчисленного исходя из срока возникновения задолженности, меньше его максимальной суммы, исчисленной исходя из выручки отчетного периода, сумма создаваемого резерва принимается равной 65 000 руб.
Для покрытия убытка по безнадежному долгу организация использует резерв на сумму 20 000 руб.
Остаток неиспользованного резерва по сомнительным долгам составит:
65 000 руб. – 20 000 руб. = 45 000 руб.
Так как организация уже учла сумму резерва в составе внереализационных расходов, второй раз убыток от списания безнадежного долга не относится во внереализационные расходы.
В том случае, если сумма
созданного резерва меньше, чем сумма
списываемого безнадежного долга, то разница
подлежит включению во внереализационные
расходы текущего отчетного периода.
Такое право предоставлено
Информация о работе Современные направления системы принципов налогообложения