Упрощенная система налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2014 в 16:06, реферат

Описание работы

Актуальность исследования обусловлена необходимостью решения одной из важнейших проблем социально-экономических реформ в Российской Федерации, а именно - формирования эффективной налоговой системы, призванной способствовать развитию малого предпринимательства. Мелкие и средние предприниматели в настоящее время формируют ядро среднего класса - основного налогоплательщика, от экономического положения которого в значительной степени зависят доходы бюджета, инвестиционная активность населения, эффективность социальной политики.

Содержание работы

1. ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………….………. 3
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ………………………………………………………………………….. 4
2.1. Общие положения упрощенной системы налогообложения в РФ ……………... 4
2.2. Достоинства и особенности упрощенной системы налогообложения………….. 8
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………. 13
4. СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………

Файлы: 1 файл

Упрощенная система налогообложения.rtf

— 205.80 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПЕРВЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

МОСКОВСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

Юридический факультет

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Налоговое право»

 

На тему:

«Упрощенная система налогообложения»

 

 

 

 

 

 

Работ выполнил студент

Полиновский К.Д.

II курс, группа ЮИ-Юс11.12-7

 

Научный руководитель:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва, 2014

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

1. ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………….………. 3

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ………………………………………………………………………….. 4

2.1. Общие положения упрощенной системы налогообложения в РФ ……………... 4

2.2. Достоинства и особенности упрощенной системы налогообложения………….. 8

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………. 13

4. СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………. 14

 

1. ВВЕДЕНИЕ

 

 

 

Актуальность исследования обусловлена необходимостью решения одной из важнейших проблем социально-экономических реформ в Российской Федерации, а именно - формирования эффективной налоговой системы, призванной способствовать развитию малого предпринимательства. Мелкие и средние предприниматели в настоящее время формируют ядро среднего класса - основного налогоплательщика, от экономического положения которого в значительной степени зависят доходы бюджета, инвестиционная активность населения, эффективность социальной политики.

В современных условиях рыночной конкуренции организации стремятся сократить свои затраты, в том числе, снизив налоговую нагрузку. Одним из способов минимизации налогов является переход на упрощенную систему налогообложения, введение которой было направлено на облегчение жизнедеятельности субъектов малого бизнеса, снижение налогового бремени для его развития, упрощение учетного процесса. Однако в реальности при ее применении возникает столь много спорных моментов, что бизнесмены иронически называют упрощенную систему налогообложения «усложненкой».

В связи с этим актуализация проблемы формирования эффективных взаимоотношений государства с субъектами предпринимательской деятельности, важнейшим инструментом среди которых выступают налоговая система, экономически обоснованные налоги в сочетании с другими формами и методами государственного регулирования служат наиболее эффективным инструментом содействия развитию малого предпринимательства.

Целью данного исследования является изучение упрощенной системы налогообложения.

В связи с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:

1) рассмотреть особенности применения упрощенной системы налогообложения;

2) изучение понятия, порядка перехода, объектов налогообложения упрощенной системы;

3) изучение правовых основ применения упрощенной системы налогообложения, установленных для организаций и индивидуальных предпринимателей;

4) изучение организации и ведения налогового учета при применении упрощенной системы налогообложения;

5) изучение опыта применения упрощенной системы налогообложения;

6) отметить изменения, внесенные в упрощенную систему налогообложения.

В качестве объекта исследования выступила упрощенная система налогообложения, его предмета - особенности и порядок применения упрощенной системы налогообложения среди юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

 

 

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

 

2.1. Общие положения упрощенной системы налогообложения в РФ

 

 

 

Упрощенная система налогообложения (далее УСН) - это особый налоговый режим, который предназначен в основном для малых и средних предприятий и индивидуальных предпринимателей. Сущность единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями, заключается в том, что он заменяет уплату целого ряда налогов, устанавливаемых общим налоговым режимом.

Организации, применяющие данный налоговый режим, освобождаются от обязанности по уплате:

- налога на прибыль организаций,

- налога на добавленную стоимость (далее НДС), за исключением случаев ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации и аренды государственного имущества, когда у организации возникает обязанность уплаты НДС на основании главы 21 Налогового Кодекса РФ (далее НК РФ) в качестве налогового агента;

- налога на имущество организаций;

- единого социального налога (далее ЕСН).

Индивидуальные предприниматели, применяющие данный налоговый режим, освобождаются от обязанности по уплате:

- налога на доходы физических лиц (далее НДФЛ) в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности,

- НДС (за исключением случаев, когда индивидуальный предприниматель в соответствии с нормами главы 21 НК РФ выступает налоговым агентом),

- налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности),

- ЕСН в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых предпринимателем в пользу физических лиц.

Следует особо отметить, что и организации, и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Кроме того, экономические субъекты, применяющие упрощенную систему налогообложения, уплачивают иные налоги, действующие в Российской Федерации, при наличии на то оснований в соответствии с законодательством о налогах и сборах. Например, в случае, если налогоплательщик единого налога является, на основании главы 28 НК РФ, плательщиком транспортного налога, он обязан представлять налоговую отчетность по налогу, исчислять и уплачивать налог в общеустановленном порядке.

Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов - они обязаны уплачивать в бюджет налог на доходы физических лиц (например, с доходов наемных работников - 13%), о чем упоминалось выше, налог на добавленную стоимость (например, с арендной платы при аренде федерального или муниципального имущества) и т.д.

Что касается критериев перехода на УСН, организации и индивидуальные предприниматели должны выполнить следующие условия:

1. Согласно изменениям, внесенным Федеральным законом от 19.07.09 г. № 204-ФЗ1» в п. 2.1 ст. 346.12 НК РФ, лимит доходов за 9 месяцев (с 1 января по 30 сентября) не должен превышать 45 млн. руб. Эта норма устанавливается временно только на 2010, 2011, 2012 гг. Новый лимит корректировать на коэффициент-дефлятор не нужно. Однако следует иметь в виду, что, переходя на УСН в 2013 г., величина лимита доходов вновь вернется к прежнему размеру и не должна превышать за 9 месяцев 15 млн. руб., а также необходимо применять коэффициент-дефлятор. В доходы включается выручка от реализации и внереализационные доходы без учета НДС и акцизов2.

2. Отсутствие у налогоплательщика филиалов и представительств.

3. Средняя численность работников за налоговый период не должна превышать 100 человек.

4. Остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов - не более 100 млн. руб.

5. Общий вклад в уставный капитал других организаций - не более 25%.

6. Негосударственные пенсионные фонды, инвестиционные фонды, банки и страховые организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг и подобные организации, которые занимаются отдельными видами деятельности, не могут перейти на УСН. Не имеют право переходить на специальный режим организации, являющиеся участниками договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или заключающие договор доверительного управления имуществом3.

Для перехода на УСН в налоговую инспекцию по месту регистрации нужно подать заявление, заполненное по рекомендованной форме № 26.2-1, утвержденной Приказом Федеральной налоговой службы РФ от 13.04.2010 №ММВ-7-3/182@4 Заявление можно подать и в произвольной форме, поскольку оно носит уведомительный характер, подтверждение тому Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 7.10.08 г. № 6159/08. Во избежание возникновения споров целесообразно заполнять его по рекомендованной форме. В соответствии с п. 1 ст. 346.13 НК РФ, срок подачи заявления о переходе на УСН с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году применения УСН.

Для сохранения права на применение УСН изменился размер предельного дохода, который составляет с 1января 2010 г. по 31 декабря 2012 г. 60 млн. руб. в год, коэффициент-дефлятор не применяется5.

Организация, утратившая право применять УСН, переходит на общий режим налогообложения с начала квартала, в котором было допущено нарушение. Соответственно нужно восстанавливать налоговую базу по НДС, налогу на прибыль и налогу на имущество, доначислить за этот период налоги и авансовые платежи и перечислить в бюджет в сроки и порядке, установленные НК РФ. Декларацию по УСН за 2013 г. в данном случае можно сдать заранее, не дожидаясь 31 марта 2014 г., налоговые органы обязаны принять ее, так как в ст. 346.23 НК РФ обозначен последний день сдачи - 31 марта.

Страховые взносы во внебюджетные фонды в 2010 г. для данной категории налогоплательщиков начисляются только на обязательное пенсионное страхование и взносы от несчастных случаев на производстве. Согласно закону № 212-ФЗ6, в 2009-2010 гг. у налогоплательщиков, применяющих специальные режимы, ставка взносов во внебюджетные фонды по части трудовой пенсии была снижена и составляла 14%, но с 1 января 2011 г. организации, применяющие УСН, обязаны начислять страховые взносы по общему тарифу - 34% (из них в Пенсионный фонд РФ (далее ПФР) - 26%; в Фонд социального страхования РФ - 2,9%; в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 2,1%; в территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 3%).

С 1 января 2010 г. налогоплательщики, применяющие УСН, несмотря на пониженный тариф по страховым взносам во внебюджетные фонды, имеют право на возмещение расходов по выплатам пособий по временной нетрудоспособности в размере 1 МРОТ за полный календарный месяц болезни работника7

Для перехода на упрощенную систему налогообложения организации и индивидуальные предприниматели должны подать заявление в налоговый орган по месту своего нахождения. Заявление о переходе на УСН должно быть подано в период с 01 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики применяют УСН8.

В данной статье установлены обязательные реквизиты, которые организация должна отразить в заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения. Такое заявление должно содержать:

- размер доходов за девять месяцев текущего года

- средняя численность работников за девять месяцев текущего года

- остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов по состоянию на 1-е октября текущего года.

Форма такого заявления утверждена Приказом Министерства РФ по налогам и сборам от 19.09.2002 г. №ВГ-3-22/495 (ред. от 02.09.2005) «Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения». Однако Налоговый кодекс РФ не содержит порядка утверждения формы заявления о переходе на УСН. Поэтому, по нашему мнению, возможна подача такого документа и в произвольной форме, с соблюдением требований, установленных пунктом 1 статьи 346.13 НК РФ. Данный вывод поддерживается и Федеральными арбитражными судами9 (далее ФАС).

В случае пропуска подачи заявления о переходе на УСН, налоговые органы могут отказать в применении данного специального режима. Причем существуют и решения ФАС, поддерживающие в этом вопросе налоговые органы10.

Возможность применения УСН предусмотрена и для вновь созданной организации. Такие организации вправе подать заявление о переходе на УСН в течение пяти рабочих дней с даты постановки на учет в налоговом органе11.

Кроме того, пропуск срока подачи заявления вновь созданной организации о переходе на УСН не является основанием для отказа в применении УСН с момента регистрации. Так, по мнению судов, заявление о переходе на УСН носит уведомительный характер, гл. 26.2 НК РФ не предоставляет налоговым органам права запретить налогоплательщику применять УСН, а срок подачи заявления о переходе на УСН для вновь созданных организаций не является пресекательным12.

Переход в течении года на УСН возможен также и в случае если организация перестает быть плательщиком единого налога на вмененный доход (далее ЕНВД). В таком случае, налогоплательщик вправе подать заявление о переходе на УСН и применять ее, начиная с начала того месяца, в котором была прекращена обязанность организации по уплате ЕНВД.

Следует иметь в виду, что отказаться от применения УСН в течение налогового периода (года) нельзя13. Налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, вправе перейти на иной режим налогообложения с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором он предполагает перейти на иной режим налогообложения14.

Однако в течении года можно потерять право на применение УСН. Если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со статьей 346.15 и подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 НК РФ, превысили 20 млн. рублей и (или) в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным пунктами 3 и 4 статьи 346.12 и пунктом 3 статьи 346.14 НК РФ, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущены указанное превышение и (или) несоответствие указанным требованиям15.

Информация о работе Упрощенная система налогообложения