Взаимодействие норм права и нравственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 10:13, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение общих методологических аспектов соотношения норм права и нравственности, а также особенности их взаимодействия.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….
1 Понятие права и нравственности……………………………………..
1.1 Понятие права……………………………………………………….
1.2 Понятие нравственности…………………………………………….
2 Общие и отличительные черты права и нравственности……………
2.1 Общие черты права и нравственности……………………………...
2.2 Отличительные особенности права и нравственности……………
3 Взаимосвязь и взаимодействие права и нравственности……………
Заключение……………………………………………………………….
Список используемых источников……………………………………...

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 59.89 Кб (Скачать файл)

В основу формулирования моральных норм как  разумных, целесообразных и одобряемых правил поведения положены реальные принципы, идеалы, понятия о добре  и зле и т.д. действующие в  обществе.

Выполнение  нравственных норм обеспечивается авторитетом  и силой общественного мнения, сознанием субъекта о достойном  или недостойном, нравственном или  безнравственном, что определяет и  характер нравственных санкций.

Моральная норма рассчитана на добровольное исполнение. Но ее нарушение влечет за собой  моральные санкции, состоящие в  отрицательной оценке и осуждении  поведения человека, в направленном духовном воздействии. Они означают нравственный запрет совершать подобные поступки в будущем, адресованный как конкретному человеку, так и всем окружающим.

Нарушение моральных норм может влечь за собой помимо моральных санкций  санкции иного рода (дисциплинарные или предусмотренные нормами  общественных организаций). Например, если военнослужащий солгал своему командиру, то за этим бесчестным поступком в  соответствии со степенью его тяжести  на основании воинских уставов последует  соответствующая реакция.

Моральные нормы могут выражаться как в  негативной, запрещающей форме (например, Моисеевы законы - Десять заповедей, сформулированных в Библии), так и в позитивной (будь честен, помогай ближнему, уважай старших, береги честь смолоду и т.д.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ОБЩИЕ И ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ  ПРАВА И НРАВСТВЕННОСТИ

2.1 ОБЩИЕ ЧЕРТЫ ПРАВА И НРАВСТВЕННОСТИ

 

          Право   и  нравственность  имеют общие черты,  свойства. Главные их  общие черты проявляются в том,  что они входят  в содержание  культуры  общества,  являются  ценностными формами сознания,  имеют нормативное содержание  и служат  регуляторами  поведения людей. Право и нравственность  имеют общие социальные,  экономические,  политические  условия жизни общества,  служат  общей цели – согласованию  интересов личности  и общества,  обеспечению и возвышению  достоинства человека,  поддержанию общественного порядка.  Их  единство,  как и единство всех социальных норм цивилизованного общества, основывается на общности социально-экономических интересов, культуры общества, приверженности людей к идеалам свободы и справедливости.

          Что  же общего между правом и  нравственностью?

Право и нравственность:

- и те, и другие являются надстроечными явлениями над экономическим базисом и обществом;

- имеют общую экономическую, социально-политическую и идеалогическую основу;

- им свойственна общая цель: утверждение общечеловеческих ценностей в обществе;

- они состоят из общих правил поведения, выражающие определенную волю, т.е. направлены на установление и поддержание на необходимом уровне дисциплины и порядка в обществе;

- имеют нормативный характер, и в тех, и в других присутствуют санкции, обеспечивающие негативные последствия для нарушителей нормы;

- представляют собой средства активного воздействия на поведение людей.

 

 

2.2 ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРАВА  И НРАВСТВЕННОСТИ

 

          В последнее время все чаще  высказывается, утверждение, что  право есть минимум требований, предъявляемых обществом к лицу. Более важные для внешнего  порядка юридические предписания  охраняются более строгим контролем  общественной власти, но по своему  содержанию они представляются  более ограниченными, чем нормы  нравственные. Если прибавляют иногда  к этому, что право есть минимум  нравственных предписаний, или,  как говорят иначе -этический  минимум, то в этом нельзя  не видеть известного недоразумения.  Несомненно, что к области права  могут относиться не только  действия, безразличные с нравственной  точки зрения, но даже и запрещаемые  нравственностью. Право, никогда  не может всецело проникнуться  началами справедливости и любви.  Но если оно вступает в известных  случаях в противоречие с нравственными  заветами, то его нельзя называть  нравственным, даже и в минимальной  степени. Это, конечно, не исключает  того, что право находится под  влиянием нравственности и отчасти  воплощает в себе ее требования.

          Не будучи всецело нравственным, право дает известный простор  личныминтересам и стремлениям,  даже в их эгоистическом и  своекорыстном проявлении. Напротив, нравственность представляет собой  более чистое воплощение  альтруистических  начал, и соответственно с этим  ее требования имеют более всеобъемлющий и безусловный характер. Это проявляется по преимуществу в двух направлениях:

во-первых, право, по сравнению с нравственностью, отличается точностью и ограниченностью своих предписаний. Подобно нравственности, оно ограничивает произвол отдельных лиц, налагая на них известные обязательства во избежание общих споров и столкновений. Но в то время как право ограничивает свои требования строго обозначенными пределами, устанавливая в каждом случае совершенно ясные и определенные предписания, нравственность, как мы понимаем ее в настоящее время, не ставит каких-либо границ для своих предписаний. Требуя от нас служения людям, исполнения закона любви, нравственность не определяет подробно ни формы, ни пределов этого служения, предоставляя нам самим найти в каждом отдельном случае соответствующий способ выполнения нравственных заветов. Для достижения нравственного совершенства нет, и не может быть никаких заранее установленных рамок; это область постоянного стремления к добру,высшая цель которого переходит за пределы всяких личных соображений и расчетов, чтобы торжествовать победу над эгоизмом в подвигах самозабвения и самопожертвования. По глубокому замечанию Канта, "моральное состояние человека, в котором он всегда должен находиться, есть добродетель, т. е. моральное настроение в борьбе, а не святость, в виде мнимого обладания полной чистотой настроений воли". В отличие от этого право и для наиболее важных обязанностей, возлагаемых им на нас, - например, в области общественной, - всегда устанавливает сроки, размеры, формы, вводя, таким образом, свои предписания в определенные границы. Эта ограниченность права, по сравнению с безграничностью морали, является первой чертой их  различия, заставляющей характеризовать юридическую область как минимум общественных предписаний.

во-вторых, нравственность не удовлетворяется, подобно праву, требованием внешних действий, но вменяет людям в обязанность также и добрые чувства, без которых исполнение ее заветов лишается истинной цены. Для права безразлично, например, уплачивается ли долг по чувству честности, или же из одной боязни законного преследования; но для нравственности это не безразлично: она осуждает те действия, которые имеют одну видимость добрых, а на самом деле подсказываются своекорыстными побуждениями. Если право и принимает во внимание внутренние мотивы, то не при исполнении, а при нарушении закона, там, где требуется определить виновность лица, что, конечно, не может быть сделано без освещения субъективной стороны правонарушения. Развитие жизни приводит к тому, что право и нравственность обособляются друг от друга, не утрачивая своей связи, но приобретая более самостоятельное значение.

          Новгородцев объясняет это тем,  что в самих требованиях общества  по отношению к исполнению  своих предписаний заключается  известная двойственность, рано  или поздно приводящая к раздвоению  этих предписаний на две самостоятельные  области. Условия общественной  жизни требуют, чтобы известные  предписания исполнялись во что бы то ни стало, все равно, соответствуют они или нет желаниям и мнениям отдельных лиц. Сожитие людей в обществе было бы немыслимо, если бы такие деяния, как воровство и убийство, ставились исключительно в зависимость от добровольного усмотрения отдельных лиц. Общество должно требовать обязательного исполнения норм, запрещающих подобные деяния, одинаково от всех своих членов, без различия их воззрений. С другой стороны, развитое нравственное сознание признает истинную цену лишь за таким исполнением моральных требований, которое сопровождается соответствующим внутренним настроением. "Одно внешнее исполнение без надлежащего нравственного чувства, с подобной точки зрения, не имеет никакого этического значения".

          Право очерчивает свободу внешних  действий человека, оставаясь нейтральным  по отношению к его внутренним  мотивам. Иное дело нравственность, она не только определяет границы внешней свободы, но и требует внутреннего самоопределения личности. В этом смысле нравственность– неформальный определитель свободы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 ВЗАИМОСВЯЗЬ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРАВА И НРАВСТВЕННОСТИ

 

Спецификой  взаимосвязи и взаимодействия права и нравственности является то, что некоторые нравственные нормы могут превращаться в правовые, когда они юридически оформляются государственной властью, а правовые нормы все в большей степени наполняются этическим содержанием; отдельные юридические статьи становятся нравственными нормами, традициями, нормы, содержащиеся ранее лишь в законах, превращаются в общие правила поведения, соблюдение которых становится добровольным и обеспечивается воздействием общественного мнения.

С другой стороны, когда сталкиваемся с фактом возникновения новых юридических  установок, это отнюдь не говорит  о каком-то «вытеснении» морали правом, ее ущемлении. Напротив, подобные факты  свидетельствуют о силе нравственных начал, об их воздействии на правовые основы.

Нравственность и право находятся в постоянном взаимодействии. Право не должно противоречить нравственности. В свою очередь оно оказывает воздействие на формирование нравственных воззрений и нравственных норм. При этом, как отмечал Гегель, «моральная сторона и моральные заповеди... не могут быть предметом положительного законодательства».8

С точки  зрения общей системы ценностей, сложившейся в современном обществе, право должно отвечать требованиям  нравственности. Прежде всего - общепринятым, общечеловеческим, элементарным этическим требованиям, соответствующим основным началам христианской культуры (или культур, однопорядковых по моральным ценностям, в том числе культуры конфуцианства, буддизма, ислама). При этом элементарные общечеловеческие требования, основанные на Христовых заповедях («не укради», «не убий» и т.д.), принципиально важны по самой своей глубинной сути, они в этой своей глубинной сути подчас в полной мере раскрываются

именно сейчас, в современную эпоху.

В то же время элементарные общечеловеческие требования, издревле утвердившиеся  в бытии и образе жизни людей, не сводятся к ним одним, а представляют собой более конкретизированные и развернутые нормативные положения, такие связанные с современным  уровнем цивилизации, как добросовестность, вера в данное слово, чувство персональной ответственности за свои поступки, открытое признание своей вины и  другие, из того же ряда.

Многие  юридические нормы, прямо не воплощая в своем содержании нравственные обязанности, направлены на их юридическое  обеспечение, охрану, проведение в жизнь. Таковы, в частности, юридические  нормы, которые ставят под особую правовую защиту поведение людей, активно  и самоотверженно осуществляющих принципы общечеловеческой морали.

Нормы права  и нормы нравственностивзаимообусловливают, дополняют и взаимообеспечивают друг друга в регулировании общественных отношений. Объективная обусловленность такого взаимодействия определяется тем, что правовые законы воплощают в себе принципы гуманизма, справедливости, равенства людей. Другими словами, законы правового государства воплощают в себе высшие моральные требования современного общества.

Точная  реализация правовых норм означает одновременно воплощение в общественную жизнь  требований нравственности. В свою очередь нормы нравственности оказывают активное влияние на создание и реализацию правовых норм. Требования общественной нравственности всемерно учитываются нормотворческими государственными орунами при создании правовых норм. Особо важную роль моральные нормы играют в процессе применения норм права компетентными орунами при решении конкретных юридических дел. Так, правильное юридическое решение судом вопросов об оскорблении личности, хулиганстве и других во многом зависит от учета моральных норм, действующих в обществе.

Моральные установления оказывают благотворное воздействие на точную и полную реализацию правовых норм, на укрепление законности и правопорядка. Нарушение правовой нормы вызывает естественное моральное осуждение со стороны нравственно зрелых членов общества обязанность соблюдать нормы права есть моральный долг всех граждан правового государства.

Таким образом, право активно содействует утверждению  прогрессивных моральных представлений  в обществе. Нормы нравственности, в свою очередь, наполняют право глубоким нравственным содержанием, содействуя эффективности правового регулирования, одухотворяя действия и поступки участников правоотношении нравственными идеалами.9

Лица, составляющие законодательный корпус, сами являются носителями определенной морали, имеют  определенные представления о добре  и зле, совокупности моральных ценностей. Их моральные воззрения неизбежно  оказывают влияние на содержание принимаемых законов и иных нормативных  актов. Однако законодатели, принимая закон, должны руководствоваться не столько собственными моральными представлениями, сколько уровнем морального состояния  общества в целом. Чем более точно  и адекватно в законах выражены моральные воззрения общества, тем  более эффективно действуют законы. Соответствие законов моральному состоянию  общества минимизирует государственное  принуждение как средство обеспечения  права.

Учет  требований господствующей в обществе морали делает само право морально содержательным. Требования права становятся совпадающими с требованиями морали. Право – это минимум морали. Действительно, в праве выражены многие и многие моральные нормы  не убий, не укради, не лжесвидетельствуй, не злословь, будь честен, справедлив, не делай вреда другому и т.д. Все составы преступлений против личности, семьи, собственности, общественного порядка нравственно обоснованны.

Нравственность, предъявляет к человеку более высокие требования, чем право. Право интересует внешняя сторона поведения. Для него не важны мотивы соблюдения норм поведения. Нравственность же требует поступать прежде всею по совести, по внутреннему убеждению.

Нравственность воздействует на правоприменительную деятельность государственных органов. Она требует, чтобы юридические дела разрешались с учетом ее принципов. Речь идет о соблюдении норм морали в ходе совершения процессуальных действий (допросов, обысков, выемок, освидетельствования и т.д.), а также при вынесении конкретного, индивидуального решения по юридическому делу. Решения должны не только соответствовать нормам права, но и не противоречить морали. Нравственность имеет значение и при толковании законов, если в них встречаются термины морального содержания.

Информация о работе Взаимодействие норм права и нравственности