Взимание налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 08:31, курсовая работа

Описание работы

В данной работе я постараюсь проанализировать основные положения измененного налогового законодательства, касающегося постановки российских юридических лиц на налоговый учет, а также проблемы, которые возникают в этой сфере у российских юридических лиц и у налоговых органов. С этой целью, я рассмотрю общую характеристику налогового учета, принципы его ведения, чему посвящена 1 глава данной работы; Глава 2 будет посвящена основаниям и порядку проведения налогового учета. понятиям налоговый переучет и снятие с налогового учета. Я также постараюсь рассмотреть некоторые проблемы ответственности российских организаций за нарушения налогового законодательства, в частности, за нарушение сроков постановки на учет в налоговом органе и за уклонение от постановки на налоговый учет.

Файлы: 1 файл

материал по налоговому 2.doc

— 177.50 Кб (Скачать файл)

Введение 

Взимание налогов -  одна из основных и древнейших функций государства, условие его существования. Не вызывает сомнения, что это одна из составляющих стабильного развития на пути к экономическому, социальному благополучию и наиболее эффективный инструмент регулирования экономических отношений.

Законодательство о налогах  и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Учет налогоплательщиков - это первый этап налоговой работы. Действительно, прежде чем собирать налоги, необходимо определить круг тех, кто должен их уплачивать.

В ходе работы по учету налогоплательщиков налоговые органы получают первичную информацию о налогоплательщиках и включают ее в свою базу данных. В дальнейшем сведения о плательщиках уточняются и дополняются.

Фактически процесс учета плательщиков - это непрерывный процесс, который  происходит от момента постановки на учет и до снятия с учета в связи с прекращением деятельности предприятия.

Действующая с января 1999 года часть 1 Налогового Кодекса содержит множество  норм, о толковании которых споры  не стихают до сих пор.

В частности, много вопросов вызывают нормы, регулирующие постановку на налоговый учет.

К тому же, с 1 января 2004 года вступил  в силу Федеральный Закон Российской Федерации «О внесении изменений  в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования  процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» , который кардинально изменил всю действовавшую систему налогового учета. Чуть позже было принято Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. N 110

"О совершенствовании процедур  государственной регистрации и  постановки на учет юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей", которое уточнило эту процедуру  и утвердило «Правила ведения  Единого государственного реестра  налогоплательщиков» и «Изменения,

которые вносятся в акты Правительства  Российской Федерации по вопросам государственной  регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» .

Попытки осмысления в литературе принятых изменений в налоговом законодательстве еще очень редки. Новая система налогового учета начала действовать совсем недавно, практически еще не появилась судебная практика, которая выявляла бы недочеты и пробелы измененного налогового законодательства. Вот почему эта тема для меня очень актуальна.  

В данной работе я постараюсь проанализировать основные положения измененного  налогового законодательства, касающегося  постановки российских юридических  лиц на  налоговый учет, а также проблемы, которые возникают в этой сфере у российских юридических лиц и у налоговых органов.   С этой целью, я рассмотрю общую характеристику налогового учета, принципы его ведения, чему посвящена первая глава данной работы; Глава вторая будет посвящена основаниям и порядку проведения налогового учета. понятиям налоговый переучет и снятие с налогового учета. Я также постараюсь рассмотреть некоторые проблемы ответственности российских организаций за нарушения  налогового законодательства, в частности, за нарушение сроков постановки на учет в налоговом органе и за уклонение от постановки на налоговый учет

Глава I. Общая  характеристика налогового учета. 

 

1.1. Понятие и виды  налогового учета. 

 

В Налоговом кодексе РФ впервые  урегулированы в систематизированном  виде общие положения налогового учета. Налоговый учет является тем базисом, на котором начинают выстраиваться отношения между налогоплательщиками и налоговыми органами, поскольку без постановки на налоговый учет, т.е. без предоставления в налоговые органы соответствующей информации, налоговые органы не имеют реальной возможности осуществить в отношении такого налогоплательщика мероприятия налогового контроля и, как следствие, привлечь такого налогоплательщика к ответственности. Таким образом, осуществление налогового учета является важнейшим видом деятельности налоговых органов. В результате его осуществления налоговые органы получают информацию, необходимую для проведения налоговых проверок: юридический адрес, адрес фактического местонахождения (места жительства) налогоплательщика, сведения о руководителях и организационно-правовой форме организации-налогоплательщика и др.

Налоговый учет — это комплекс установленных налоговым законодательством  мероприятий, осуществляемых налоговыми органами с целью регистрации  всех налогоплательщиков (или налоговых  агентов) в налоговых органах и аккумулирования сведений о налогоплательщиках в едином государственном реестре налогоплательщиков.

Налоговый учет проводится только в  отношении налогоплательщиков (организаций  и физических лиц) или налоговых  агентов. Плательщики сборов (организации или физические лица) не подлежат постановке на налоговый учет, поскольку Налоговый кодекс не содержит норм по учету плательщиков сборов, и, согласно п. 3 ст. 1 НК РФ, действие Налогового кодекса в части осуществления налогового учета на плательщиков сборов не распространяется.

Филиалы и обособленные подразделения  организаций не являются самостоятельными налогоплательщиками или налоговыми агентами, в связи с чем они  также не подлежат постановке на налоговый  учет. По месту нахождения филиалов и обособленных подразделений в качестве налогоплательщиков обязаны встать на налоговый учет организации, в состав которых входят данные филиалы и обособленные подразделения.

Общими характеристиками осуществления  налогового учета являются:

1) налоговый учет осуществляется в целях проведения налогового контроля (ст. 83 НК РФ);

2) налоговый учет осуществляется  налоговыми органами;

3) налоговый учет осуществляется  независимо от наличия обстоятельств,  с которыми связано возникновение  обязанности по уплате того  или иного налога, т.е. налоговый учет носит общеобязательный характер для всех налогоплательщиков;

4) налоговый учет одного и  того же налогоплательщика может  осуществляться по нескольким  основаниям;

5) НК РФ установлены основные  элементы налогового учета (основания, сроки, место и порядок постановки на учет и др.);

6) налоговый учет является основой  для ведения единого государственного  реестра налогоплательщиков и  осуществления документооборота  по уплате налогов и сборов (на всех документах по уплате  налогов и сборов необходимо наличие идентификационного номера налогоплательщика — ИНН);

7) за нарушение порядка налогового  учета установлена ответственность  по налоговому законодательству.

Налоговый учет можно разделить  на виды в зависимости от объектов налогового учета:

— налоговый учет организаций;

— налоговый учет физических лиц.

Налоговый учет можно также разделить  на виды в зависимости от оснований  постановки на учет. В соответствии с Налоговым кодексом, налогоплательщики  подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения организации (для физических лиц - по месту жительства, для предпринимателей без образования юридического лица - по месту нахождения, или по месту жительства), по месту нахождения обособленных подразделений, по месту нахождения недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.

К основным процедурам, связанным  с учетом плательщиков, можно отнести  следующие:

1. Получение от плательщика пакета  документов, необходимых для постановки  на учет, их проверка, включение информации о налогоплательщике в базу данных и присвоение ему идентификационного номера (ИНН).

2. Получение от плательщика информации  о внесении изменений в первоначально  предоставленный пакет документов  и включение информации об  изменении документов налогоплательщика в базу данных.

3. Получение и включение в  базу данных сведений о налогоплательщиках  из иных источников (не от налогоплательщика).

4. Выдача плательщику Свидетельства  о постановке на учет в налоговом  органе, а также - различных справок, необходимых для осуществления им хозяйственной деятельности.

5. Ответы на запросы, поступающие  из налоговых, правоохранительных, судебных и иных органов, касающиеся  сведений, содержащихся в учредительных  документах налогоплательщиков  и их счетов в банках.

6. Представление базы данных  ЕГРН на региональный уровень. 

7. Составление отчетности о работе  по учету плательщиков и участие  в составлении отчетности о  работе инспекции. 

8. Выверка сведений, содержащихся  в базе данных.

9. Прочие работы, не вошедшие в перечень, но связанные с учетом плательщиков

Налоговый учет имеет несколько  основных составляющих элементов:

1) субъекты налогового учета; 

2) объекты налогового учета; 

3) основания налогового учета; 

4) место постановки на налоговый  учет;

5) порядок и сроки постановки на учет, переучета и снятия с учета;

6) порядок ведения Единого государственного  реестра налогоплательщиков.

Субъектами налогового учета являются органы, наделенные властными полномочиями по осуществлению в отношении  налогоплательщиков налогового учета, переучета, снятия с налогового учета и ведению соответствующего реестра, т.е. налоговые органы (ст. 83, 84 НК РФ).

Таможенные органы в пределах своей  компетенции также, как и налоговые  органы, осуществляют налоговый контроль за соблюдением налогового законодательства в порядке, установленном главой 14 НК РФ, которая предусматривает осуществление налогового учета (ст. 83, 84 НК РФ). Однако таможенные органы не наделены законодателем полномочиями по проведению налогового учета. Осуществление организациями и физическими лицами внешнеэкономической деятельности не является законодательно установленным основанием налогового учета. Учет участников внешнеэкономической деятельности, осуществляемый таможенными органами, не будет являться налоговым учетом, и налоговые санкции за нарушение порядка такого учета применяться не должны.

Объектом налогового учета являются действия (бездействие) организаций  и физических лиц по предоставлению информации, необходимой для постановки на налоговый учет, переучета или снятия с налогового учета, а также для формирования Единого государственного реестра налогоплательщиков.

Основания налогового учета — это  юридические факты, с которыми Налоговый  кодекс связывает обязанность лица осуществить действия по постановке на налоговый учет, переучету или снятию с налогового учета.

Основаниями постановки на налоговый  учет являются:

1) государственная регистрация  юридического лица;

2) государственная регистрация  физического лица в качестве  предпринимателя без образования юридического лица;

3) выдача физическим лицам лицензий  на право занятия частной практикой; 

4) государственная регистрация  физического лица по месту  жительства;

6) создание филиалов, представительств  и обособленных подразделений  организации; 

7) обладание недвижимым имуществом и транспортными средствами, подлежащими налогообложению.

Основаниями же для переучета и  снятия с налогового учета являются:

1) изменение юридического адреса  и государственная перерегистрация  организации; 

2) изменение места жительства физического лица; 3) ликвидация (банкротство) организации;

4) ликвидация филиала и обособленных  подразделений организации; 

5) ликвидация статуса (банкротство)  предпринимателя без образования  юридического лица;

6) отзыв лицензии на занятие  частной практикой у физического лица;

7) прекращение или утрата права  собственности на недвижимое  имущество или транспортные средства, подлежащие налогообложению (отчуждение  имущества, уничтожение или потеря  имущества и т.д.).

Важнейшим элементом и инструментом учета налогоплательщиков является ИНН—   идентификационный номер налогоплательщика. Идентификационный номер представляет собой для налогоплательщика - организации десятизначный цифровой код, а для налогоплательщика - физического лица двенадцатизначный цифровой код. Последовательность цифр ИНН слева направо показывает:

- код налоговой инспекции, которая  присвоила налогоплательщику идентификационный  номер (4 знака, при этом, первые  два — код региона, вторые  два — код налоговой инспекции  внутри региона),

- собственно порядковый номер (для налогоплательщиков - организаций - 5 знаков, для налогоплательщиков - физических лиц - 6 знаков); - контрольное число, рассчитанное по специальному алгоритму, установленному МНС России (для налогоплательщиков - организаций '- 1 знак, для налогоплательщиков - физических лиц - 2 знака).

Идентификационный номер налогоплательщика  присваивается каждому налогоплательщику  при постановке его на учет в налоговом  органе:

- для организации - по месту  нахождения; - для физического лица - по месту жительства; - для организации - налогового агента, не учтенной в качестве налогоплательщика, - по месту нахождения .

Налоговым кодексом Российской Федерации  предусмотрена постановка на учет юридических  лиц не только по месту нахождения, но и по месту нахождения филиалов и представительств, недвижимого имущества и т.д. При этом каждому плательщику может быть присвоен только один ИНН. Для того чтобы не порождать путаницу, когда плательщик встает на учет, например, по месту нахождения транспортных средств, но ИНН присвоен ему в другой инспекции, и соответственно, содержит ее код, в дополнение к идентификационному номеру налогоплательщика - организации введен код причины постановки на учет (КПП) налогоплательщика.

Информация о работе Взимание налогов