Взимание налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 08:31, курсовая работа

Описание работы

В данной работе я постараюсь проанализировать основные положения измененного налогового законодательства, касающегося постановки российских юридических лиц на налоговый учет, а также проблемы, которые возникают в этой сфере у российских юридических лиц и у налоговых органов. С этой целью, я рассмотрю общую характеристику налогового учета, принципы его ведения, чему посвящена 1 глава данной работы; Глава 2 будет посвящена основаниям и порядку проведения налогового учета. понятиям налоговый переучет и снятие с налогового учета. Я также постараюсь рассмотреть некоторые проблемы ответственности российских организаций за нарушения налогового законодательства, в частности, за нарушение сроков постановки на учет в налоговом органе и за уклонение от постановки на налоговый учет.

Файлы: 1 файл

материал по налоговому 2.doc

— 177.50 Кб (Скачать файл)

Код причины постановки на учет представляет собой девятизначный цифровой код. КПП состоит из следующей последовательности цифр слева направо:

- код налоговой инспекции, которая  осуществила постановку на учет  организации по месту ее нахождения, месту нахождения ее филиала  и (или) представительства, расположенного на территории Российской Федерации, или по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств; - код причины постановки на учет; - порядковый номер постановки на учет по соответствующей причине. МНС России разработан перечень кодов причины постановки на учет. Для российских организаций установлен диапазон кодов от 1 до 50.

Налоговый орган указывает идентификационный  номер налогоплательщика во всех направляемых ему документах. Каждый налогоплательщик указывает свой ИНН в подаваемых в налоговый орган декларациях, отчетах, заявлениях или иных документах, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством. Для налогоплательщика - организации идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) должен применяться во всех документах, используемых в налоговых отношениях, вместе с кодом причины постановки на учет.

Более подробно об остальных элементах  налогового учета будет сказано  ниже

1.3. Принципы ведения  налогового учета. 

 

При проведении налогового учета налоговые органы руководствуются следующими принципами.

1. Принцип единства налогового  учета на всей территории Российской  Федерации предполагает единообразное  осуществление налогового учета  на всей территории Российской  Федерации, существование единого  реестра налогоплательщиков на территории Российской Федерации и присвоение налогоплательщику единого по всем видам налогов и на всей территории Российской Федерации идентификационного номера налогоплательщика (ИНН).

2. Принцип множественности налогового  учета, т.е. постановка на налоговый учет налогоплательщика в разных налоговых органах по разным основаниям.

3. Принцип территориальности налогового  учета предполагает, что в большинстве  случаев взаимоотношения налогоплательщика  возникают именно с тем налоговым органом, в котором он состоит на налоговом учете (предоставление налоговой отчетности, документов, обращения налогоплательщика о разъяснении налогового законодательства, проведение налоговых проверок и т.д.). 4. Заявительный принцип налогового учета, т.е. в подавляющем большинстве случаев налоговый учет осуществляется на основе заявлений обязанных лиц.

5. Принцип соблюдения налоговой  тайны в отношении сведений, получаемых  налоговыми органами при постановке  на налоговый учет (за исключением  сведений об ИНН), т.е. установление специального режима доступа к сведениям о налогоплательщике, полученным должностными лицами уполномоченных контрольных органов.

6. Принцип всеобщности  налогового учета предполагает  обязательность налогового учета  каждого налогоплательщика. Наличие у налогоплательщика налоговых льгот не освобождает его от постановки на налоговый учет. Отсутствие постановки налогоплательщика на налоговый учет в установленном порядке влечет применение мер ответственности

Глава II. Основания и  порядок проведения налогового учета российских организаций. 

 

Учет налогоплательщиков - одно из основных условий осуществления  государственными  налоговыми инспекциями контроля  за своевременным внесением налогоплательщиками налоговых платежей в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды.

До введения в действие части I НК РФ законодательство по налоговому контролю состояло из отдельных нормативных  актов, регулирующих вопросы налогового контроля, зачастую неизвестных налогоплательщикам, поэтому, говорить о взаимопонимании между налоговым органом и можно было с большим трудом.

Главное достоинство части I НК РФ заключилось в том, что  здесь детально были регламентированы  все основные процедуры налогового контроля, которые должны выполнять как налогоплательщики, так и налоговые органы. С принятием Федерального Закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»  и других нормативных актов, которые внесли изменения не только в Налговый Кодекс, но и поменяли почти все налоговое законодательство, многое изменилось.

Так, именно налоговые органы обязаны  вести в установленном порядке  учет налогоплательщиков. 

ст. 85 Налогового Кодекса Российской Федерации и недавно принятое Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. N 110 "О совершенствовании  процедур государственной регистрации  и постановки на учет юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей" , утвердившее «Правила ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков» регулируют взаимодействие  налоговых органов с другими государственными органами, органами местного самоуправления, учреждениями и лицами, осуществляющими нотариальные действия в целях осуществления учета налогоплательщиков и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью перечисления налогоплательщиками налогов и сборов в бюджеты различных уровней. На основе информации, поступающей от перечисленной категории организаций, налоговые органы осуществляют проверку сведений, представленных налогоплательщиками при постановке на налоговый учет и уплате налогов.

Таким образом, Налоговым Кодексом был предусмотрен механизм своевременного поступления в налоговые органы информации, необходимой для осуществления налогового контроля по двум независимым источникам. Первый обеспечивается теми государственными органами, на которые возложена обязанность осуществлять такую регистрацию, давать лицензии или иным образом учитывать подобные обстоятельства и вести соответствующие реестры. Второй -  непосредственно от организаций и физических лиц, которые обращаются в налоговые органы с заявлением о постановке на учет.

Необходимо еще раз заметит, что с 1 января 2004 г. значительно упрощен порядок постановки на налоговый учет и учет во внебюджетные фонды организаций и индивидуальных предпринимателей при их государственной регистрации.

Федеральным законом от 23.12.03 N 185-ФЗ были внесены соответствующие изменения  и дополнения в следующие нормативно-правовые акты:

- Федеральный закон от 08.08.01 N 129-ФЗ "О государственной регистрации  юридических лиц и индивидуальных  предпринимателей";

- Налоговый кодекс РФ. Часть  первая;

- Закон РФ от 28.06.91 N 1499-1 "О медицинском  страховании граждан в Российской Федерации";

- Федеральный закон от 24.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном  страховании от несчастных случаев  на производстве и профессиональных  заболеваний";

- Федеральный закон от 16.07.99 N 165-ФЗ "Об основах обязательного  социального страхования";

- Федеральный закон от 15.12.01 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном  страховании в Российской Федерации".

Сразу оговоримся, что соответствующие  нормативно-правовые акты Правительства  РФ, МНС России, а также исполнительных органов внебюджетных фондов, на которые даются ссылки в обновленных законах, на сегодняшний день не приняты, что, к сожалению, может послужить тормозом для реализации безусловно прогрессивных по своему характеру норм.

Поняв эту ситуацию, МНС России выпустило письмо от 29.12.03 N ММ-6-09/1384, разъясняющее процедуру учета организаций и физических лиц в налоговых органах в связи с изменением с 1 января 2004 г. законодательства. Это письмо адресовано территориальным подразделениям МНС России для использования в работе и не является актом законодательства о налогах и сборах .

Итак, в соответсвии с новым  действующим законодаельством, можно  выделить две категории, по-разному  определяющие основания и порядок  постановки на налоговый учет. Это  постановка на налоговый учет без заявления организации и заявительный порядок постановки на налоговый учет

2.1. Постановка на налоговый  учет без заявления организации.  

 

Постановка на учет в налоговом  органе юридических лиц осуществляется независимо от того, обязаны они  в соответствии с Налоговым Кодексом Российской Федерации уплачивать тот или иной налог, или нет.

Налогоплательщик-организация в  соответствии с пунктом 1 статьи 83 Кодекса  подлежит постановке на учет в налоговом органе:

- по месту нахождения организации;

- по месту нахождения ее филиалов и представительств;

- по месту нахождения принадлежащего  ей недвижимого имущества и  транспортных средств, подлежащих  налогообложению.

Организация, в состав которой входят филиалы и (или) представительства, расположенные на территории Российской Федерации, а также в собственности, которой находится подлежащее налогообложению недвижимое имущество, обязана встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе, как по своему месту нахождению, так и по месту нахождения каждого своего филиала и (или) представительства и месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств .

С 1 января 2004 г. вновь создаваемой  организации при обращении в  регистрирующий орган - территориальное  подразделение МНС России достаточно представить заявление о ее государственной регистрации с необходимым комплектом документов, предусмотренным Законом N 129-ФЗ. Отдельное заявление о постановке на налоговый учет подавать больше не нужно.

Теперь поставить организацию  на учет в качестве налогоплательщика - это обязанность самих налоговых органов. В новой редакции п.3 ст.83 НК РФ постановка на учет организации в налоговом органе по месту нахождения осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, в порядке, установленном Правительством РФ.

Под местом нахождения организации  понимается адрес, указанный в учредительных  документах (уставе, договоре, положении) организации или ином распорядительном документе о создании налогоплательщика-организации. В случае отсутствия адреса места нахождения налогоплательщика в его учредительных документах или ином распорядительном документе о его создании, постановка на учет в налоговом органе осуществляется по адресу места нахождения органов юридического лица, например, по адресу постоянно действующего исполнительного органа налогоплательщика-организации (администрации, дирекции, правления или иного подобного органа).

В подтверждение постановки на налоговый  учет вновь созданным организациям выдается свидетельство о постановке на налоговый учет. Форма свидетельства будет утверждаться МНС России. До ее утверждения действует прежняя форма свидетельства, утвержденная Приказом МНС России от 27.11.98 N ГБ-3-12/309 , в части, не противоречащей положениям Закона N 185-ФЗ.

Обращает на себя внимание отсутствие в новой редакции п.2 ст.84 НК РФ срока выдачи организациям свидетельства о постановке на учет в налоговых органах. В прежней редакции этот срок был единым для всех категорий налогоплательщиков - 5 дней со дня подачи всех необходимых документов.

Учитывая, что для всех остальных  категорий налогоплательщиков п.2 ст.83 НК РФ в новой редакции установлен 5-дневный срок выдачи свидетельства, можно предположить, что отсутствие его для вновь созданных организаций  вызвано технической ошибкой и речь идет о том же пятидневном сроке. Косвенное подтверждение этому - письмо МНС России от 29.12.03 N ММ-6-09/1384 , в котором срок постановки на учет юридических лиц определен в пять рабочих дней со дня представления документов для государственной регистрации.

Хотелось бы также обратить внимание на проблему, которая осталась неразрешенной.

Вновь создаваемым организациям по-прежнему необходимо самостоятельно обращаться в органы Госкомстата России за получением кода ОКПО и других кодов общероссийских классификаторов. Никаких изменений в этой части Закон N 185-ФЗ не внес.

В то же время в Едином государственном  реестре юридических лиц и  Едином государственном реестре  индивидуальных предпринимателей теперь должны содержаться коды по Общероссийскому  классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД) (подп."п" п.1 и подп."о" п.2 ст.5 Закона N 129-ФЗ).

Наличие кодов ОКВЭД является также  одним из условий постановки на учет во внебюджетных фондах.

Однако для того чтобы организации  были присвоены соответствующие коды, ей необходимо самостоятельно обратиться в органы Госкомстата России с уже имеющимся свидетельством о государственной регистрации, а после их получения снова обратиться в регистрирующий орган. Уложится ли вся эта процедура в пять дней, предписанные Законом N 129-ФЗ и Налоговым кодексом РФ для постановки организаций на налоговый учет и учет во внебюджетных фондах?

По нашему мнению, данный вопрос требует  дополнительной законодательной проработки. Вполне возможно, что в скором времени  со стороны налогового ведомства, Госкомстата России или внебюджетных фондов последуют разъяснения по данному вопросу. Пока же, учитывая действующие положения законодательства, посещения фондов налогоплательщикам, по всей видимости, избежать не удастся. 

 

Еще одно основание постановки на налоговый учет российской организации, это учет по месту нахождения недвижимого имущества и (или) транспортных средств.

Организация подлежит постановке на учет в налоговых органах по месту  нахождения недвижимого имущества, принадлежащего ей на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Ранее организации сами подавали заявление  о постановке на учет по месту нахождения недвижимого имущества или транспортных средств в течение 30 дней со дня  его регистрации.

Теперь постановка на налоговый  учет и снятие с учета организации  в налоговом органе по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества  и (или) транспортных средств осуществляются налоговым органом самостоятельно на основании сведений, которые ему обязаны сообщать органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств (учреждения юстиции и подразделения ГИБДД).

Органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации.

Информация о работе Взимание налогов