Актуальные проблемы совершенствования правового регулирования налогового контроля в финансовой системе в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 11:57, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы: рассмотреть сущность применения налогового контроля в финансовой системе, а также выявить проблемы, которые являются препятствием правового регулирования функции налогового контроля.
Для осуществления данной цели, необходимо решить некоторые задачи:
рассмотреть понятие и сущность налогового контроля;
проанализировать нормативную правовую базу, регулирующую налоговый контроль;
выявить проблему совершенствования правового регулирования налогового контроля;
рассмотреть механизм и систему совершенствования правового регулирования налогового контроля в Российской Федерации.

Содержание работы

Введение 3-4
Глава 1. Теоретико-правовой аспект правового регулирования налогового контроля 5-14
Понятие и сущность применения налогового контроля в финансовой системе5-9
Нормативно-правовые акты, регулирующие налоговый контроль в Российской Федерации.10-14
Глава 2. Анализ совершенствования правого регулирования налогового контроля в финансовой системе РФ15-27
2.1. Проблемы совершенствования правового регулирования налогового контроля в Российской Федерации15-20
2.2. Механизм и система совершенствования правового регулирования налогового контроля в Российской Федерации21-27
Заключение 28
Список литературы 30

Файлы: 1 файл

актуальные проблемы совершенствования правого регулирования финансовго контроля в РФ.docx

— 64.78 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство  по образованию

ГОУ ВПО «Сыктывкарский государственный университет»

Юридический факультет

Кафедра гражданского права и процесса

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по теме:

«Актуальные проблемы совершенствования правового регулирования  налогового контроля в финансовой системе в Российской Федерации»

 

 

 

 

 

 

 

Научный руководитель: доцент, к.ю.н. Тория Р.А.

Исполнитель: студент 632 группы Павинский А.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сыктывкар, 2011

 

Содержание

Введение 3-4

Глава 1. Теоретико-правовой аспект правового регулирования  налогового контроля 5-14

    1. Понятие и сущность применения налогового контроля в финансовой системе5-9
    2. Нормативно-правовые акты, регулирующие налоговый контроль в Российской Федерации.10-14

Глава 2. Анализ совершенствования правого  регулирования налогового контроля в финансовой системе РФ15-27

2.1. Проблемы совершенствования  правового регулирования налогового  контроля в Российской Федерации15-20

2.2. Механизм и система совершенствования правового регулирования налогового контроля в Российской Федерации21-27

Заключение  28

Список литературы 30

 

 

Введение

В нынешней России финансово-экономическая ниша является основой успешного развития нашего государства. И налоги составляют практически  основную часть доходов в этой финансово-экономической категории.

Актуальность  в данной работе заключается в том, что значимость налогов и сборов как элементов налоговой системы и как источников доходов федерального, региональных и местных бюджетов в первую очередь обусловливает приоритетность налогового контроля как направления деятельности налоговых органов. В большей степени именно в рамках налогового контроля изо дня в день происходит реализация государственных интересов в налоговой сфере, что, естественно, вызывает повышенный интерес к изучению функционирования своеобразного механизма налогового контроля.

Объектом исследования в данной курсовой работе являются общественные отношения в сфере совершенствования правового регулирования налогового контроля в финансовой системе в Российской Федерации.

В качестве предмета в данной курсовой работе можно выделить нормы права, регулирующие общественные отношения в сфере налогового контроля, а также проблемы их применения и осуществления.

 Цель данной курсовой работы: рассмотреть сущность применения налогового контроля в финансовой системе, а также выявить проблемы, которые являются препятствием правового регулирования функции налогового контроля.

Для осуществления  данной цели, необходимо решить некоторые задачи:

    • рассмотреть понятие и сущность налогового контроля;
    • проанализировать нормативную правовую базу, регулирующую налоговый контроль;
    • выявить проблему совершенствования правового регулирования налогового контроля;
    • рассмотреть механизм и систему совершенствования правового регулирования налогового контроля в Российской Федерации.

В данной курсовой работе был использован метод  анализа документов и статей авторов.

При написании  данной курсовой работе были использованы следующие виды источников: статьи таких авторов, как Ильина А.Ю., Долгополова И.О., Попоновой Н.А., Дронова А.Г., Брызгалина А.В., Грачева Е.Ю. и ряд других авторов. Кроме того, были рассмотрены нормативно-правовые акты, которые регулируют налоговое законодательство: Конституция РФ, Налоговый кодекс РФ, правовая позиция Конституционного Суда РФ, а также подзаконные нормативно-правовые акты.

 

Глава 1. Теоретико-правовой аспект правового регулирования  налогового контроля

 

    1.  Понятие и сущность применения налогового контроля в финансовой системе

 

Налоговый контроль представляет собой систему действий налоговых и иных государственных органов по надзору за выполнением фискально обязанными лицами (в первую очередь налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами, кредитными организациями) норм налогового законодательства, являющуюся одним из этапов налогообложения. В широком смысле налоговый контроль направлен на обеспечение правильного исчисления, своевременного и полного внесения налогов и сборов в бюджет (государственные внебюджетные фонды).

В научной литературе существует множество понятий налогового контроля.

Современный экономический  словарь под редакцией Б.А. Райзберга и др. приводит следующее определение контроля: «Контроль — это составная часть управления экономическими объектами и процессами, заключающаяся в наблюдении за объектами с целью проверки соответствия наблюдаемого объекта желаемому и необходимому состоянию, предусмотренному законами, положениями, инструкциями и другими нормативными актами, а также программами, планами, договорами, проектами, соглашениями»1.

И.И.Кучеров придерживается мнения, что налоговый контроль является самостоятельным правовым институтом налогового права – подотрасли финансового права. В состав налогового контроля входят не только нормы, регулирующие отношения в области учёта налогоплательщиков и проведения контрольных налоговых мероприятий, но и нормы регулирующие отношения в области налогового контроля за крупными расходами физических лиц.  Нужно выделять в качестве самостоятельного института налогового контроля институт ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Более того, он считает, что в составе институтов уже сложились субинституты, такие как, например, совокупность норм, регулирующих проведение налоговых проверок2.

А.В. Брызгалин  считает, что налоговый контроль – это специализированный (только в отношении налогов и сборов) надведомственный (вне рамок ведомств) государственный контроль…. Налоговый  контроль можно определить как установленную  законодательством совокупность приёмов  и способов деятельности компетентных органов, обеспечивающую соблюдение субъектами налогового права налогового законодательствами и правильностью исчисления, полноту  и своевременностью внесения налога в бюджет или Внебюджетный фонд3.

Сущность налогового контроля можно рассматривать с  двух позиций: во-первых, как функцию  или элемент государственного управления экономикой, во-вторых, как особую деятельность по исполнению налогового законодательства, осуществляемую уполномоченными органами государственной исполнительной власти, исполнительными органами местного самоуправления, другими исполнительными  органами и должностными лицами, вытекающую из сущности налоговых отношений. Эти  стороны налогового контроля находятся  в неразрывном единстве, что позволяет  представить налоговый контроль в виде классической системы, сочетающей в себе разнообразие статических элементов и их динамическое взаимодействие, непрерывное развитие и совершенствование.

Место налогового контроля в системе финансового  контроля определяется тем, что налоги составляют до 90 % государственных доходов.

В ходе налогового контроля возникают отношения, являющиеся составной частью налоговых правоотношений, обладающих особыми признаками.

Налоговый контроль представляет собой деятельность обладающих соответствующей компетенцией субъектов  с использованием специальных форм и методов, ориентированную на создание современной системы налогообложения, достижение такого уровня налоговой дисциплины, при которой исключаются или сводятся к минимуму нарушения налогового законодательства.

Основная стратегическая цель налогового контроля можно конкретизировать в следующих задачах:

  1. обеспечение правильности исчисления, своевременного и полного внесения налогов и сборов в бюджет;
  2. предупреждение нарушений налогового законодательства;
  3. обеспечение неотвратимости наказания нарушителей налогового законодательства;
  4. возмещение ущерба, причиненного государству в результате налогового законодательства.

В настоящее время  правовой инструментарий налогового контроля развивается, развиваются также  и разнообразные формы и методы осуществления контрольных мероприятий, появляются специальные контрольные  налоговые режимы в рамках налогового контроля (такие, например, как режим  налогового склада – ст. 197 НК РФ), а  также детализируется правовое регулирование  налогового контроля. В связи с  этим представление о налоговом  контроле исключительно как о  совокупности законодательно установленных приёмов и способов контроля хоть и соответствует сущности налогового контроля, но не охватывает всю сложность и полноту этого вопроса.

Общеизвестно, что  контрольный процесс реализуется  в ходе деятельности специально уполномоченных в сфере налоговых отношений  налоговых или таможенных органов. Помимо этого налоговое законодательство вводит ещё ряд государственных  органов и лиц (например, регистрирующих органов, нотариусов и др.), которые  играют роль в деятельности налоговых  органов. Важное значение для осуществления  контрольной деятельности имеет  обмен соответствующей информацией  различных государственных органов (ст. 82 НК РФ). Налогоплательщики, налоговые  агенты и другие лица, деятельность которых подлежит проверке, активно  защищают свои права в ходе осуществления  учёта в налоговом органе или  налоговых проверок. Более того, налоговой контроль начинается раньше, чем у конкретного налогоплательщика  появляется обязанность по уплате налога. Это проявляется через процедуру  постановки налогоплательщика на учёт в налоговом органе, что является составной частью системы налогового контроля. Так как учёт организаций  и индивидуальных предпринимателей осуществляется в заявительном порядке, инициатором процедуры учёта  является сам налогоплательщик, исполняющий  возложенную на него законодателем  обязанность по подаче заявления  в налоговый орган.

Налоговый контроль можно определить как составную часть формируемого государством организационно-правового механизма управления, представляющую собой особый вид деятельности специально уполномоченных государственных органов, в результате которой обеспечивается установленными нормами налогового права исполнения.

Таким образом, сущностью  контроля является выработка и осуществление эффективного, своевременного управляющего воздействия, которое должно обеспечить достижение заданной цели, исключить отклонение от запланированного. 

    1. Нормативно-правовые акты, регулирующие налоговый контроль в Российской Федерации.

 

Налоговый контроль традиционно рассматривается как  часть финансового контроля.

Прежде всего, внесем ясность в вопрос о конституционно-правовой основе налогового контроля в финансовой системе.

Статья 57 Конституции  РФ определяет исходное начало налогового права – обязанность каждого платить законно установленные налоги4.

Конституционные нормы могут непосредственно  регулировать отношения налоговой  сферы, но чаще всего это регулирование  осуществляется посредством развития конституционных основ в текущем  налоговом законодательстве.

Статья 82 НК РФ определяет налоговый контроль, как деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками  сборов законодательства о налогах  и сборах5.

Законодательство  РФ о налогах и сборах имеет  важнейшие экономическое и политическое значение и призвано регламентировать всю систему налогообложения  в России. Предусмотренные Налоговым  кодексом РФ изменения налоговой  системы главным образом направлены на формирование единой правовой базы налогообложения, обеспечение стабильности налоговых отношений, развитие бюджетного федерализма.

Акты органов  специальной компетенции. К этой группе источников налогового права  следует отнести ведомственные  подзаконные нормативные правовые акты органов специальной компетенции, в частности налоговых органов, по вопросам, связанные с налогообложением, налоговыми проверками, издание которых прямо предусмотрено Налоговым кодексом РФ. К примеру, к таким ведомственным актам относятся: Приказ от 16.03.2009 г. № ММ-8- 2/9 «Регламент мероприятий налогового контроля», Приказ от 25.09.2008 г. № ММ-4-2/34 «Регламент выездной налоговой проверки», Приказ от 25.09.2008 г. № ММ-4-2/33 «Регламент камеральной налоговой проверки» и так далее.

Помимо норм специального законодательства о налогах и  сборах, в группу источников налогового права относятся также и нормы  общего налогового законодательства. В рассматриваемую группу источников налогового права составляют федеральные  законы, направленные в первую очередь  на регулирование не налоговых, а  иных правоотношений, но содержащие отдельные  положения о налогообложении. К  примеру,  к такому законодательству можно отнести: Таможенный кодекс, Бюджетный  кодекс, Уголовный кодекс, ФЗ «О бухгалтерском  учете» и ряд других законов.

Информация о работе Актуальные проблемы совершенствования правового регулирования налогового контроля в финансовой системе в Российской Федерации