Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 11:57, курсовая работа
Цель данной курсовой работы: рассмотреть сущность применения налогового контроля в финансовой системе, а также выявить проблемы, которые являются препятствием правового регулирования функции налогового контроля.
Для осуществления данной цели, необходимо решить некоторые задачи:
рассмотреть понятие и сущность налогового контроля;
проанализировать нормативную правовую базу, регулирующую налоговый контроль;
выявить проблему совершенствования правового регулирования налогового контроля;
рассмотреть механизм и систему совершенствования правового регулирования налогового контроля в Российской Федерации.
Введение 3-4
Глава 1. Теоретико-правовой аспект правового регулирования налогового контроля 5-14
Понятие и сущность применения налогового контроля в финансовой системе5-9
Нормативно-правовые акты, регулирующие налоговый контроль в Российской Федерации.10-14
Глава 2. Анализ совершенствования правого регулирования налогового контроля в финансовой системе РФ15-27
2.1. Проблемы совершенствования правового регулирования налогового контроля в Российской Федерации15-20
2.2. Механизм и система совершенствования правового регулирования налогового контроля в Российской Федерации21-27
Заключение 28
Список литературы 30
Недостаточная численность, нестабильный кадровый состав, не всегда достаточная квалификация работников налоговых органов в каждом втором ответе рассматриваются как проблема, которую следует решать в первоочередном порядке.
Не в полной мере решены вопросы информационного и правового взаимодействия с другими государственными органами, которое осуществляется при проведении мероприятий налогового контроля.
Работники налоговых органов отмечают, что необходимо совершенствовать работу налоговых органов в следующих направлениях:
- улучшение информационного и программного обеспечения, в том числе касающегося системе электронной обработки данных:
- упрощение документооборота внутри налоговых инспекций;
- совершенствование
аналитической работы, особенно
при планировании выездных
Самыми эффективными методами борьбы с налогоплательщиками налогов названы:
- приостановление операций по счету;
- существенное
повышение штрафов на
- арест имущества;
-легализация доходов и повышение сознательности налогоплательщиков.
Кроме того, опрошенные
работники налоговых органов
отмечали необходимость применения
санкций к должностным лицам
организаций за нарушение налогового
законодательства, в том числе
дисквалификацию руководителей, их
привлечение к уголовной
Успешное соблюдение этих условий определяется единой системой контроля за исполнением правовых норм законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременным поступлением налогов в бюджетную систему Российской Федерации.
В соответствии
с концептуальным подходом, предусмотренным
Основными направлениями
Данный законопроект направлен на предотвращение тех способов минимизации налогов, в основе которых лежит использование в сделке цены, отклоняющейся от цены, которая была бы применена независимыми лицами, не связанными отношениями участия в капитале, общего контроля либо иными отношениями, позволяющими оказывать влияние на экономические результаты и (или) условия и результаты сделок.
В связи с этим
основной целью законопроекта является
упорядочение и повышение эффективности
налогового контроля за правильностью
исчисления и полнотой уплаты налогов
при применении трансфертного ценообразования,
уточнение перечня
Принимая во внимание
самостоятельность, значимость и объемность
предмета правового регулирования,
законопроектом предусматривается
признать утратившими силу статьи 20
и 40 Кодекса и одновременно дополнить
часть первую Кодекса разделом, регулирующим
соответствующие правоотношения и
определяющим для целей налогообложения
общие положения о
Кроме того, законопроектом предусмотрено внесение в Кодекс следующих изменений:
1) полномочия
налоговых органов по
сделок, стороной которой является налогоплательщик, состоящий на налоговом учете в субъекте Российской Федерации, где установлена пониженная ставка налога на прибыль организаций;
некоторых внешнеторговых
сделок, в том числе предметом
которых являются товары мировой
биржевой торговли, входящие в состав
следующих товарных групп: нефть
и нефтепродукты, черные металлы, цветные
металлы, драгоценные металлы, драгоценные
камни (по перечню таких товаров,
утверждаемому
сделок с резидентами юрисдикций с пониженным налогообложением и иностранных государств (территорий, находящихся под юрисдикции иностранных государств), которыми не представляется Российской Федерации информация о налогоплательщиках, зарегистрированных в этих государствах (на этих территориях), и (или) об уплате налогов и сборов (по перечню иностранных государств и территорий, утверждаемому Минфином России).
2) уточняется
определение рыночной цены при
сохранении действующего
Рыночной ценой
для целей налогообложения
Выбор и использование
методов определения
Предлагаемая
конструкция способствует гораздо
большей эффективности
Налоговые проверки являются самым важным элементом системы налогового контроля. Именно с их помощью осуществляется непосредственный контроль за полнотой и правильностью исчисления налогов и сборов, который может быть реализован только путём сопоставления представляемых налогоплательщиком налоговых расчётов (деклараций) с фактическими данными о его финансово-хозяйственной деятельности. И именно поэтому налоговые проверки среди иных форм налогового контроля поставлены на первое место (ст. 82 НК РФ).
В Определении
Конституционного Суда РФ № 441-О-О от
08.04.2010 года был рассмотрен вопрос о
соответствии Конституции РФ п. 1 ст.
89 Налогового кодекса РФ, предусматривающего,
что выездная налоговая проверка
проводится на территории (в помещении)
налогоплательщика. Если у налогоплательщика
отсутствует возможность
Кроме того, в жалобе перед Конституционным Судом РФ был поставлен вопрос, может ли рассматриваться как нарушающая конституционные права налогоплательщиков ситуация, когда после камеральной проверки, проводимой непосредственно в налоговом органе, устраивается выездная проверка также по месту нахождения налогового органа.
Объяснено это может быть следующим: Налоговый кодекс РФ не содержит каких-либо ограничений на последующее проведение выездных проверок после камеральных. Единственное, что кодекс запрещает –проведение повторных выездных проверок (п. 5 ст. 89 НК РФ). Поэтому факт проведения выездной проверки по месту нахождения налогового органа не тождественен камеральной проверке, поскольку параметры и предназначение таких проверок не совпадают.
В итоге, Конституционный
Суд РФ на основании анализа
положения Налогового Кодекса РФ
пришел к выводу: Кодекс не предполагает
дублирования контрольных мероприятий,
осуществляемых в рамках выездных и
камеральных налоговых
Налоговые проверки
охватывают всю отчётность налогоплательщиков,
представляемую в налоговые органы
в установленном порядке. В результате
проверок отражаются суммы налогов,
пени и штрафных санкций, начисленных
как самим налогоплательщиком, так
и налоговым органом. В то же время
данные бухгалтерского учёта о фактическом
состоянии лицевых счетов налогоплательщиков
и учётные данные о налогоплательщиках
являются одной из важных составляющих
информации, используемой при проведении
налоговых проверок. Несоответствия
имеющейся в налоговом органе
учётной информации фактическим
данным, выявленные в ходе проверок,
используются для уточнения учётной
информации и привлечения
Как известно, в
процессе выездной проверки налоговым
инспекторам приходится фактически
восстанавливать бухгалтерский
и налоговый учет на предприятии
и в организации, проверять правильность
и хронологический порядок
О.В. Родина считает, что одним из направлений повышения результативности налогового контроля, снижения трудоемкости и материальных затрат на проведение проверки является совершенствование процедур предпроверочного анализа деятельности налогоплательщиков.
Поэтому первоначальную важность приобретает предварительный анализ деятельности налогоплательщика. Налоговый инспектор должен проводить выездной контроль, заранее зная, какие нарушения, вероятнее всего, допускает налогоплательщик18.
Из всего вышеизложенного, следует отметить, что проблемы совершенствования правового регулирования налогового контроля являются препятствием для реализации контрольной функции государства в сфере правового регулирования налогового законодательства, а контрольная функция является основным рычагом своевременного и полного поступления налогов и сборов в казну государства.
Заключение
По результатам исследования в данной курсовой работе можно сделать следующие выводы:
3) загроможденная нормативно-правовая база, регулирующая налоговое законодательство, является препятствием правового регулирования налогового контроля.
Несмотря на сложившиеся проблемы, предпринимаются попытки по оптимизации правового регулирования налогового контроля. Ведется разработка нового законопроекта на федеральном уровне в сфере налогообложения, который будет направлен на совершенствование правового регулирования общественных отношения в сфере налогового контроля за правильностью исчисления и полнотой уплаты налогов.
Мнение Конституционного Суда РФ, выраженное в постановлениях и определениях, также имеет юридическую силу в совершенствовании правового регулирования налогового контроля.
Из всего вышесказанного,
Таким образом, Налоговый контроль — это одна из составляющих налоговой системы РФ. Только благодаря налоговому контролю налоговая система обеспечивает выполнение главной государственной цели, а именно обеспечения доходной части государственного бюджета, которая создается в основном за счет налогов.