Актуальные проблемы совершенствования правового регулирования налогового контроля в финансовой системе в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 11:57, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы: рассмотреть сущность применения налогового контроля в финансовой системе, а также выявить проблемы, которые являются препятствием правового регулирования функции налогового контроля.
Для осуществления данной цели, необходимо решить некоторые задачи:
рассмотреть понятие и сущность налогового контроля;
проанализировать нормативную правовую базу, регулирующую налоговый контроль;
выявить проблему совершенствования правового регулирования налогового контроля;
рассмотреть механизм и систему совершенствования правового регулирования налогового контроля в Российской Федерации.

Содержание работы

Введение 3-4
Глава 1. Теоретико-правовой аспект правового регулирования налогового контроля 5-14
Понятие и сущность применения налогового контроля в финансовой системе5-9
Нормативно-правовые акты, регулирующие налоговый контроль в Российской Федерации.10-14
Глава 2. Анализ совершенствования правого регулирования налогового контроля в финансовой системе РФ15-27
2.1. Проблемы совершенствования правового регулирования налогового контроля в Российской Федерации15-20
2.2. Механизм и система совершенствования правового регулирования налогового контроля в Российской Федерации21-27
Заключение 28
Список литературы 30

Файлы: 1 файл

актуальные проблемы совершенствования правого регулирования финансовго контроля в РФ.docx

— 64.78 Кб (Скачать файл)

 

Недостаточная численность, нестабильный кадровый состав, не всегда достаточная квалификация работников налоговых органов в каждом втором ответе  рассматриваются как проблема, которую следует решать в первоочередном порядке.

Не в полной мере решены вопросы информационного  и правового  взаимодействия с  другими государственными органами, которое осуществляется при проведении мероприятий налогового контроля.

 

    1. Механизм и система совершенствования правового регулирования налогового контроля в Российской Федерации

 

Работники налоговых органов отмечают, что необходимо совершенствовать работу налоговых органов в следующих направлениях:

- улучшение информационного  и программного обеспечения, в  том числе касающегося системе  электронной обработки данных:

- упрощение документооборота  внутри налоговых инспекций;

- совершенствование  аналитической работы, особенно  при планировании выездных налоговых  проверок.

Самыми эффективными методами борьбы с налогоплательщиками  налогов названы:

- приостановление  операций по счету;

- существенное  повышение штрафов на налоговые  правонарушения;

- арест имущества;

-легализация доходов и повышение сознательности налогоплательщиков.

Кроме того, опрошенные работники налоговых органов  отмечали необходимость применения санкций к должностным лицам  организаций за нарушение налогового законодательства, в том числе  дисквалификацию руководителей, их привлечение к уголовной ответственности, информирование через средства массовой информации о злостных неплательщиках14.

Успешное соблюдение этих условий определяется единой системой контроля за исполнением правовых норм законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременным поступлением налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

В соответствии с концептуальным подходом, предусмотренным  Основными направлениями налоговой  политики на 2008 – 2010 гг., Министерством  финансов Российской Федерации разработан и представлен в Правительство  Российской Федерации законопроект, предусматривающий внесение в Налоговый  кодекс Российской Федерации изменений, направленных на совершенствование  правового регулирования общественных отношений в сфере налогового контроля за правильностью исчисления и полнотой уплаты налогов15.

Данный законопроект направлен на предотвращение тех  способов минимизации налогов, в  основе которых лежит использование  в сделке цены, отклоняющейся от цены, которая была бы применена  независимыми лицами, не связанными отношениями  участия в капитале, общего контроля либо иными отношениями, позволяющими оказывать влияние на экономические  результаты и (или) условия и результаты сделок.

В связи с этим основной целью законопроекта является упорядочение и повышение эффективности  налогового контроля за правильностью  исчисления и полнотой уплаты налогов  при применении трансфертного ценообразования, уточнение перечня взаимозависимых  лиц и совершенствование основ  определения соответствия цен, примененных  в контролируемых сделках, регулируемым или рыночным ценам для целей  налогообложения.

Принимая во внимание самостоятельность, значимость и объемность предмета правового регулирования, законопроектом предусматривается  признать утратившими силу статьи 20 и 40 Кодекса и одновременно дополнить  часть первую Кодекса разделом, регулирующим соответствующие правоотношения и  определяющим для целей налогообложения  общие положения о взаимозависимых  лицах и контролируемых сделках, а также о признании соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, регулируемым или рыночным ценам.

Кроме того, законопроектом предусмотрено внесение в Кодекс следующих изменений:

1) полномочия  налоговых органов по проведению  налогового контроля за полнотой  исчисления и уплаты налогов  с учетом фактора ценообразования  распространяются на исчерпывающий  перечень контролируемых сделок:

сделок, стороной которой является налогоплательщик, состоящий на налоговом учете  в субъекте Российской Федерации, где  установлена пониженная ставка налога на прибыль организаций;

некоторых внешнеторговых сделок, в том числе предметом  которых являются товары мировой  биржевой торговли, входящие в состав следующих товарных групп: нефть  и нефтепродукты, черные металлы, цветные  металлы, драгоценные металлы, драгоценные  камни (по перечню таких товаров, утверждаемому Минэкономразвития  России);

сделок с резидентами  юрисдикций с пониженным налогообложением и иностранных государств (территорий, находящихся под юрисдикции иностранных  государств), которыми не представляется Российской Федерации информация о  налогоплательщиках, зарегистрированных в этих государствах (на этих территориях), и (или) об уплате налогов и сборов (по перечню иностранных государств и территорий, утверждаемому Минфином России).

2) уточняется  определение рыночной цены при  сохранении действующего принципа, согласно которому для целей  налогообложения принимается цена, примененная сторонами сделки, если  иное не предусмотрено Кодексом. П ока не доказано обратное, предполагается, что эта цена  соответствует рыночным ценам. 

Рыночной ценой  для целей налогообложения предлагается признать цену, находящуюся в пределах интервала цен, определенного в  установленном Кодексом порядке по сделкам с идентичными (а при их отсутствии - однородными) товарами (работами, услугами), совершенным в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях лицами, не являющимися взаимозависимыми. При определении интервала рыночных цен учитывается особенность используемого метода определения соответствия цены сделки рыночным ценам. Цена, примененная в конкретной контролируемой сделке, не должна учитываться при определении интервала рыночных цен.

Выбор и использование  методов определения соответствия цены сделки рыночным ценам являются одними из наиболее сложных в практике применения налогового законодательства и противодействия трансфертному  ценообразованию, влекущему минимизацию  налогов. Требуется уточнить правила, в соответствии с которыми из множества  цен, примененных в сделках, могут  быть выбраны значения рыночных цен, используемых налоговыми органами при  принятии решений о доначислении налога. Налоговым органом может  быть принято решение о доначислении налога в случае, если фактическая  цена сделки не соответствует расчетному интервалу, составляющему две центральных  квартили интервала рыночных цен. Таким  образом, предлагается исключить случайные  экстремальные точки, которые по каким-либо причинам были учтены при  оценке данного интервала.

Предлагаемая  конструкция способствует гораздо  большей эффективности налогового контроля, а также оптимизации  как издержек налогоплательщиков по исполнению законодательства, так и налоговых органов.

Налоговые проверки являются самым важным элементом системы налогового контроля. Именно с их помощью осуществляется непосредственный контроль за полнотой и правильностью исчисления налогов и сборов, который может быть реализован только путём сопоставления представляемых налогоплательщиком налоговых расчётов (деклараций) с фактическими данными о его финансово-хозяйственной деятельности. И именно поэтому налоговые проверки среди иных форм налогового контроля поставлены на первое место (ст. 82 НК РФ).

В Определении  Конституционного Суда РФ № 441-О-О от  08.04.2010 года был рассмотрен вопрос о  соответствии Конституции РФ п. 1 ст. 89 Налогового кодекса РФ, предусматривающего, что выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика. Если у налогоплательщика  отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, она может  проводиться по месту нахождения налогового органа16.

Кроме того, в  жалобе перед Конституционным Судом  РФ был поставлен вопрос, может ли рассматриваться как нарушающая конституционные права налогоплательщиков ситуация, когда после камеральной проверки, проводимой непосредственно в налоговом органе, устраивается выездная проверка также по месту нахождения налогового органа.

Объяснено это  может быть следующим: Налоговый  кодекс РФ не содержит каких-либо ограничений  на последующее проведение выездных проверок после камеральных. Единственное, что кодекс запрещает –проведение  повторных выездных проверок (п. 5 ст. 89 НК РФ). Поэтому факт проведения выездной проверки по месту нахождения налогового органа не тождественен камеральной  проверке, поскольку параметры и  предназначение таких проверок не совпадают.

В итоге, Конституционный  Суд РФ  на основании анализа  положения Налогового Кодекса РФ пришел к выводу: Кодекс не предполагает дублирования контрольных мероприятий, осуществляемых в рамках выездных и  камеральных налоговых проверок. Следовательно, нет оснований считать, что оспоренный п. 1 ст. 89  НК РФ представляет собой инструмент чрезмерного ограничения права собственности и иных прав налогоплательщиков17.

Налоговые проверки охватывают всю отчётность налогоплательщиков, представляемую в налоговые органы в установленном порядке. В результате проверок отражаются суммы налогов, пени и штрафных санкций, начисленных  как самим налогоплательщиком, так  и налоговым органом. В то же время  данные бухгалтерского учёта о фактическом  состоянии лицевых счетов налогоплательщиков и учётные данные о налогоплательщиках являются одной из важных составляющих информации, используемой при проведении налоговых проверок. Несоответствия имеющейся в налоговом органе учётной информации фактическим  данным, выявленные в ходе проверок, используются для уточнения учётной  информации и привлечения налогоплательщиков к ответственности за несоблюдение налогового учёта.

Как известно, в  процессе выездной проверки налоговым  инспекторам приходится фактически восстанавливать бухгалтерский  и налоговый учет на предприятии  и в организации, проверять правильность и хронологический порядок отражения  хозяйственной операции. Это значительно  увеличивает и трудоемкость проведения проверки, и материальные затраты  на ее осуществление.

О.В. Родина считает, что одним из направлений повышения результативности налогового контроля, снижения трудоемкости и материальных затрат на проведение проверки является совершенствование процедур предпроверочного анализа деятельности налогоплательщиков.

Поэтому первоначальную важность приобретает предварительный  анализ деятельности налогоплательщика. Налоговый инспектор должен проводить выездной контроль, заранее зная, какие нарушения, вероятнее всего, допускает налогоплательщик18.

Из всего вышеизложенного, следует отметить, что проблемы совершенствования правового регулирования налогового контроля являются препятствием для реализации контрольной функции государства в сфере правового регулирования налогового законодательства, а контрольная функция является основным рычагом своевременного и полного поступления налогов и сборов в казну государства.

 

 

Заключение 

 

По результатам исследования в данной курсовой работе можно сделать следующие выводы:

  1. следует отметить, что правоприменительная практика последних лет выявила несовершенство налогового законодательства, которое допускает неоднозначные трактовки и не в полной мере охватывает возникающие ситуации в сфере налогового контроля.
  2. в качестве серьезной проблемы вопрос о взаимоотношении и соотношении юридической силы нормативно-правовых актов в области налогового законодательства.

3) загроможденная нормативно-правовая база, регулирующая налоговое законодательство, является препятствием правового регулирования налогового контроля.

Несмотря на сложившиеся  проблемы, предпринимаются попытки по оптимизации правового регулирования налогового контроля. Ведется разработка нового законопроекта на федеральном уровне в сфере налогообложения, который будет направлен на совершенствование правового регулирования общественных отношения в сфере налогового контроля за правильностью исчисления и полнотой уплаты налогов.

Мнение Конституционного Суда РФ, выраженное в постановлениях и определениях, также имеет юридическую  силу в совершенствовании правового  регулирования налогового контроля.

Из всего вышесказанного, налоговый контроль позволяет не только устранять недостатки в функционировании объектов управления, оценивать дисциплину исполнения законодательных актов, но и судить о том, насколько эффективно само правовое регулирование в той или иной сфере управления, о том, какие изменения необходимо внести в нормативные акты для повышения степени их исполнения, о том, насколько нормы правовых актов соответствуют сущности и закономерностям регулируемых общественных отношений.

Таким образом, Налоговый контроль — это одна из составляющих налоговой системы РФ. Только благодаря налоговому контролю налоговая система обеспечивает выполнение главной государственной цели, а именно обеспечения доходной части государственного бюджета, которая создается в основном за счет налогов.

Информация о работе Актуальные проблемы совершенствования правового регулирования налогового контроля в финансовой системе в Российской Федерации