Анализ развития розничной торговли в экономике Российской Федерации в период 2008 - 2009 гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 20:10, курсовая работа

Описание работы

Розничная торговля не стоит на месте и меняется вместе с изменением человеческого общества. Непостоянство потребительского поведения является самым сильным генератором изменений в розничной торговли. Изменения потребительского поведения заключается в следующем:
- возрастания дефицита времени, которое может быть потрачено на приобретение товаров в магазинах: более быстрый шопинг, больше приобретается полуфабрикатов;
- увеличение доходов населения, вместе тем увеличение желания получать товаров лучшего качества за минимальную стоимость.
Объектом исследования является розничная торговля.

Содержание работы

Введение
3
Глава 1 Понятие, сущность и функции розничной торговли
5
Понятие и сущность розничной торговли
5
Основные функции розничной торговли
7
Классификация предприятий розничной торговли
9
Глава 2 Анализ развития розничной торговли в экономике Российской Федерации в период 2008 - 2009 гг.
14
Заключение
22
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Розничная торговля и ее функции.doc

— 319.50 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение

3

Глава 1 Понятие, сущность и функции розничной  торговли

5

    1. Понятие и сущность розничной торговли

5

    1. Основные функции розничной торговли

7

    1. Классификация предприятий розничной торговли

9

Глава 2 Анализ развития розничной торговли в экономике Российской Федерации в период 2008 - 2009 гг.

14

Заключение

22

Список использованной литературы

24

Приложение  А

26


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В процессе коммерциализации российской экономики особую значимость приобретает форма реализации товаров такая как, розничная торговля.  
Розничная торговля - это завершающая форма продажи товаров конечному потребителю в небольших объемах через магазины, павильоны, лотки, палатки и другие пункты сети розничной торговли. Коммерческая работа по продажи в розничных торговых предприятиях в отличие от оптовых предприятий имеет свои особенности. Розничные торговые предприятия реализуют товары непосредственно населению, то есть физическим лицам, применяя свои, специфические способы и методы розничной продажи, окончательно завершают обращение от изготовителя продукции. Розничные торговые предприятия в условиях функционирования рыночной экономики представляют собой самостоятельное звено торговлей и сферой услуг.

Развитие розничной  торговли нуждается в  создании специальных служб по изучению и прогнозированию потребительского спроса, формированию оптимального ассортимента товаров, анализу и определению прогрессивных форм и методов розничной торговли на уровне региона, края, области, района при неукоснительной поддержке  государственных  и муниципальных органов власти в целях контроля за ходом розничной торговли, разработки новых видов изделий и товаров.

Актуальность  выбранной темы заключается в важном росте развития розничной торговли, так как именно розничная торговля позволяет не только динамично реагировать на изменения в рыночной среде, но и повышать качество жизни за счет своевременного удовлетворения запросов каждого потребителя. То есть  конкуренция среди оптовых операторов нарастает, например, в ряде городов можно говорить о физическом насыщении рынка крупными магазинами и торговыми центрами.  Появляются новые формы розничной торговли.

Розничная торговля не стоит на месте и меняется вместе с изменением человеческого общества. Непостоянство потребительского поведения является самым сильным генератором изменений в розничной торговли. Изменения потребительского поведения заключается в следующем:

- возрастания  дефицита времени, которое может быть потрачено на приобретение товаров в магазинах: более быстрый шопинг, больше приобретается полуфабрикатов;

-  увеличение  доходов населения, вместе тем  увеличение желания получать  товаров лучшего качества за  минимальную стоимость.

Объектом исследования является розничная торговля.

Цель работы: дать определение понятию розничной торговли, понять сущность и изучить ее функции,  повести анализ - влияние  розничной торговли на экономику России за последние два года.

Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи: 

- дать понятие  розничной торговли;

- выделить основные функции розничной торговли;

- изучить роль  розничной торговли в развитии  рынка;

- провести анализ состояния розничной торговли по России;

-рассмотреть перспективы развития рынка розничной торговли.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Понятие, сущность и виды розничной торговли

 

    1. Понятие и сущность розничной торговли

 

Розничная торговля - это торговля товарами народного потребления, как правило, за наличный расчет через розничную торговую сеть за удовлетворения личных потребностей населения.

В розничной торговле происходит завершение процессов обращения, так как товары переходят в собственность потребителя, выпадая из сферы обращения. В отличие от оптовой торговли - товар, купленный в системе розничной торговле, не подлежит дальнейшей перепродажа (согласно действующему законодательству), а предназначен для непосредственного использования.1 Отношения между продавцом и покупателем в системе розничной торговли регламентируются особым законом (в Российской Федерации это закон о защите прав потребителей). Субъекты процесса розничной торговли — продавец и покупатель Непременным атрибутом розничной торговли является кассовый аппарат и кассовый чек. К розничной торговле можно отнести продажу товаров через торговые автоматы.

Понятие розничной  торговли рассмотрим с точки зрения действующего законодательства и налоговых органов.

Статья 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации определяет розничную торговлю как предпринимательскую деятельность, связанную с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи.

Из этого  определения следует, что:

- во-первых, торговля товарами подпадает под ЕНВД только в том случае, если осуществляется в рамках договора розничной купли-продажи. Соответственно реализация товара по договору поставки под ЕНВД не подпадает (согласно письмам Министерства финансов Российской Федерации)1;

- во-вторых, расчеты между продавцом и покупателем могут осуществляться в любой форме (как наличными, так и в безналичном порядке).

 По договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товара в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного пользования, не связанного с предпринимательством. Договор розничной купли-продажи является публичным. Публичный договор купли-продажи (в соответствии со статьей 426 Гражданского кодекса Российской Федерации) – это публичная оферта (т. е. приглашение совершать сделки на условиях оферты, адресованной неопределенному кругу людей), которая может быть акцептована потребителем (покупателем) путем приобретения товара в магазине (торговой точке). Соответственно такой договор вступает в силу с момента акцепта его условий покупателем.

В большинстве писем Министерства финансов Российской Федерации2 приводится определение розничной торговли из Налогового кодекса Российской Федерации, подчеркивается цель – предназначение товара – и говорится о том, что к розничной торговле не относится реализация в соответствии с договором поставки. 

Розничная торговля - неотъемлемая часть маркетинговой  деятельности, требующая принятия ряда решений для успешной работы на рынке в условиях конкуренции. Торговля влияет на развитие производства, обеспечивает его непрерывность и согласованность. Дает возможность наиболее эффективно использовать материальные ресурсы для удовлетворения потребностей населения. Важную роль торговля играет в экономических связях между городом и деревней, между промышленностью и сельским хозяйством.

 

    1. Основные функции розничной торговли

 

Функции розничной  торговли и условия работы в ней  определяются непосредственным контактом  с конечным потребителем: розничный  торговец должен предоставлять потребителям такую продукцию, которая лучше  всего удовлетворяет их нужды и соответствует их вкусам. Следовательно, закупка товаров и формирование ассортимента представляют собой весьма нелегкую задачу для розничного торговца; он должен следить за запросами своих покупателей и угадывать их вкусы в момент размещения своих заказов. Производитель товаров получает сведения об изменении спроса именно через розничного торговца. Здесь важно верно истолковать желания покупателей, чтобы избежать ошибок, как в определении объема, так и его распределении по видам продукции.

В свою очередь розничный торговец должен учитывать рекламную деятельность производителей продукции, которая оказывает непосредственное воздействие на потребителей при выборе товаров. Сам торговец также информирует своих покупателей об особенностях и качестве продаваемых товаров; эта функция приобретает особую важность в современном обществе, поскольку все больше новых товаров появляется на рынке,

Возможности сбыта, которыми располагает розничный  торговец, зависят, естественно, от того, насколько запас товаров, которые он может предложить покупателям, соответствует их запросам, формирующимся под воздействием рекламы. Однако эти возможности зависят и от других факторов, влияющих на выбор покупателями того или иного магазина, В своей совокупности они образуют то, что мы называем услугами, предоставляемыми покупателям. Эти услуги, которые представляют собой специфическую продукцию розничной торговли, имеют сложный состав; они включают в себя как элементы, относящиеся к самим товарам (продажная цена, качество, ассортимент), так и другие, не менее важные элементы, которые касаются условий продажи: место расположения магазина и удобная дорога к нему, наличие стоянки для автомобилей внутреннее оформление магазина и выкладка товаров, часы работы, личные отношения покупателей с владельцем магазина или с продавцами и т.д. Подобного рода услуги не предоставляются всеми розничными торговцами единообразно, по одному образцу: одни делают ставку на привлечение покупателей доступными ценами, другие повышают качество предоставляемых услуг, третьи стремятся открывать магазины поближе к месту проживания покупателей.

Чтобы все это  реализовать, розничная торговля должна обеспечивать выполнение следующих функций:

- исследует конъюнктуру, сложившуюся на товарном рынке;

- определяет  спрос и предложение на конкретные виды товаров;

- осуществляет  поиск товаров, необходимых для  розничной торговли

- с учетом  реальных потребностей формирует  ассортимент товаров и оказываемых  услуг, организуя поставки от  широкого круга поставщиков;

- производит оплату поступивших товаров;

- осуществляет  различные операции по приемке,  хранению, маркировке товаров, устанавливает  на них цены;

- оказывает  поставщикам и покупателям транспортно-экспедиционные, консультационные, рекламные, информационные  и другие услуги;

- участвует в продвижении товаров на рынок, что обеспечивается благодаря рекламе, стимулированию продаж, а также непосредственной работе работников торговли с покупателями.

Наряду с вышеперечисленными функциями для розничной торговли немаловажное значение имеет создание наиболее благоприятных условий для продажи товаров. Здесь имеется в виду:

- удобное место расположения торговой точки;

- благожелательное отношение продавцов к покупателям.

Безусловно, не всякое отдельно взятое розничное предприятие  может обеспечить реализацию на высоком уровне всех перечисленных выше функций. Этот уровень в каждом конкретном случае во многом зависит от формы и состояния предприятия розничной торговли.

 

    1. Классификация предприятий розничной торговли

 

В стране насчитываются  миллионы розничных торговых точек самых разных размеров и форм. Постоянно возникают новые формы розничной торговли, вбирающие в себя определенные черты старых российских и известных зарубежных форм.

Розничная торговля классифицируется по собственности, формам и методам торговли. По собственности различают независимого розничного торговца, совместные владения несколькими розничными точками, контрактные соглашения между производителями и торговцами, арендуемые отделы, кооперативы. По формам - это универмаги и универсамы, супермаркеты, специализированные и дежурные магазины, магазины сниженных цен, торговые базары, уличные разносчики, продажи с лотков.

Формы розничной  торговли различаются:

- в зависимости  от степени "привязки" к стационарному  помещению (торговля через розничные магазины, внемагазинная торговля);

- в зависимости  от широты и глубины предлагаемого  ассортимента (узкоспециализированные, универсальные магазины);

-  в зависимости  от размеров розничного магазина (крупные, средние, мелкие);

-  в зависимости от политики цен (торгующие по обычным ценам, по сниженным ценам);

-  в зависимости  от степени концентрации магазинов  (расположенные в центральном  деловом районе, торговые центры  микрорайонов) и т.д. 

Схема классификации предприятий розничной торговли приведена в таблице 1.1. Данную классификацию можно использовать при проведении сегментирования розничной торговли.

 

Таблица 1.1 Классификация предприятий розничной торговли

 

Уровень обслуживания

Предлагаемый  товарный ассортимент

Относительное внимание к ценам

Характер (форма) торгового обслуживания

Принадлеж-ность магазина

Разновидность концентрации магазинов 

Магазин самообслужи-вания

Специализи-рованный магазин

Магазин сниженных  цен (дискаунтный, комиссионный)

Торговля с  заказом по почте, телефону

Корпоратив-ная сеть

Центральный деловой  район

Магазин со свободным  отбором товара

Универмаг

Склад-магазин (кэш энд кэрри)

Торговые автоматы

Доброво-льная сеть

Разбросанное  расположение

Магазин с ограниченным отбором товара

Бентам, универсам, супермаркет, гипермаркет

Магазин модных товаров

Торговля по электронным каналам

Потреби-тельский кооператив

Районный торговый центр

Магазин традиционной торговли (через прилавок)

Комбини-рованный универсам-торговый комплекс (торговый дом)

Уличная торговля: лари, контейнеры, автофургоны, палатки, тележки

Торговля по каталогу

Розничный конгломерат

Изолированное расположение

Информация о работе Анализ развития розничной торговли в экономике Российской Федерации в период 2008 - 2009 гг