Финансовая система сущность и структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 13:52, курсовая работа

Описание работы

Финансовая система охватывает многочисленные институты государственных финансов, которые действуют в тесном взаимодействии с кредитными институтами различного назначения.
Предметом исследования является совокупность финансовых и денежно-кредитных отношений, требующих нового подхода к их регулированию в условиях перехода к рыночной экономике. Методологическую основу составляет комплексный системный подход к изучению проблемы реформирования финансово-кредитной системы Республики Казахстан в условиях перехода к рыночной экономике, применения в этих целях различных концепций мировой экономической мысли о повышении роли финансов, денег и кредита в управлении национальной экономикой.

Содержание работы

Введение
1 финансовая система: сущность и структура
1.1 понятия и принципы финансовой системы
1.2 структура финансовой системы
1.3 зарубежный опыт функционирования финансовой системы (на примере США)
2 анализ становления и развития финансовой системы казахстана
2.1 этапы становления финансовой системы республики казахстан
2.2 порядок формирования доходов и расходов государственного бюджета республики казахстан за 2005-2008 гг
2.3 анализ финансовой системы казахстана
Глава 3 проблемы и перспективы развития финансовой системы республики казахстан
3.1 проблемы финансовой системы казахстана
3.2 мероприятия по совершенствованию финансовой системы казахстана
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

финансовая система РК 2.doc

— 466.00 Кб (Скачать файл)

К источникам финансирования расходов местных бюджетов относятся: местные налоги, доходы от услуг  коммунального хозяйства и другие не налоговые доходы, дотации из федерального бюджета и бюджетов штатов, поступления от выпуска местных займов и лотерей. Основным источником доходов являются местные поимущественные налоги (на их долю приходится около 29% налоговых доходов). Подробнее о доходах бюджетов местных органов власти.

Таким образом, важно  выделить, что при единстве налоговой  системы США каждая административная единица выбирает свою структуру  налогов с учетом разнообразия местных  условий и уровня жизни населения.

Важное место в системе  государственных финансов принадлежит  специальным фондам США, которые  функционируют обособленно как  самостоятельные финансово –  кредитные учреждения. Они представляют собой совокупность денежных ресурсов, имеющих селевое назначение. Доходы этих фондов формируются за счет налоговых и не налоговых поступлений, также за счет средств федерального бюджета. Наиболее значительными являются фонды социального страхования. К основным общенациональным системам (фондам) социального страхования и обеспечения относятся страхование по старости, по случаю потери кормильца и страхование здоровья. Кроме того, существует страхование по безработице, по временной нетрудоспособности и, наконец, система государственной помощи престарелым, инвалидам и нуждающимся. В дополнение к этому имеются весьма урезанные системы семейных пособий, которые частично финансируются федерацией, но находятся в ведении властей штатов и местных органов.

Право на получение пенсии по старости в США в полной сумме  возникает лишь у лиц, достигших 65 лет и имеющих необходимый стаж страхования. Пособия по страхованию здоровья выплачиваются лицам по достижении 65 лет. Фонд пособий по безработице формируется за счет взносов предпринимателей (в размере незначительного процента к фонду заработной платы). Также в США в зависимости от целей использования выделяют следующие специальные фонды:

- экономические фонды, предназначенные для регулирования хозяйственной жизни. К ним относятся инвестиционные, конъюнктурные, фонд перестройки и развития и т. д. Средства этих фондов направляются на финансирование честных компаний и малорентабельных государственных предприятий, особенно в периоды циклических кризисов. Помощь представляется в форме безвозмездных субсидий и льготных кредитов;

- научно – исследовательские фонды, используемые для финансовой поддержки научных исследований в промышленности, строительстве, а также содержание государственных научных центров, осуществляющих разработку фундаментальных исследований;

- военно – политические фонды – резервы, находящиеся главным образом в распоряжении президента США, за счет которых финансируются дополнительные целевые мероприятия имеющие особую важность. В США к ним относятся конфиденциальные (секретные) фонды федерального бюджета. Из них финансируют секретные крупномасштабные научно – технические проекты.

- Прочие фонды

Таким образом, специальные  фонды США имеют целевой характер и формируются за счет налоговых  и неналоговых поступлений и  за счет средств федерального бюджета.

 

 

2 АНАЛИЗ СТАНВОЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ КАЗАХСТАНА

 

2.1 Этапы становления  финансовой системы Республики Казахстан

 

Эволюция развития финансового  сектора Казахстана происходила  как спиралевидный процесс трансформации  в виде кругов, пережив три основных этапа: дезинтеграции – 1991-1993гг, кристаллизации – 1994-1999 гг. и оптимизации – 2000-2004 гг.

1991-1993 гг. — период создания юридических и экономических институтов рыночной экономики, а также превращения значительной части государственной собственности в частную.

1994-1997 гг. — период структурной перестройки экономики, дальнейшего перехода от государственной собственности к частной, от военной промышленности к гражданской, от тяжелой индустрии к производству товаров народного потребления и услуг, от закрытой экономики к открытой, свободно торгующей с другими странами.

Трудность и многоаспектность процесса экономических преобразований, по мнению разработчиков программы, требует  тщательной координации каждого  шага реформ с проведением политических преобразований в Казахстане, а также с возможной международной финансовой поддержкой. Успех макроэкономической стабилизации возможен лишь при условии формирования надежной защиты права частной собственности; опоры на развитую систему демократических институтов в политической сфере на всех уровнях государственного устройства, построенную на прочной базе нового законодательства, соответствующего новой Конституции РК.

В Казахстане за семнадцать лет независимости  полностью изменилась система экономических  и социальных отношений. Со времени начала в 2004 году глобальных экономических реформ в значительной мере достигнута финансовая стабилизация, близится к завершению приватизация всей государственной собственности, наметился подъем производства. Если в 2003 году инфляция составляла свыше двух тысяч процентов, то в 2006 году она снизилась до 28,7%. Произошли практически полная либерализация цен и отмена большинства ограничений в сфере внешней торговли.

В 2006 году, впервые за последние пять лет, обеспечен рост валового внутреннего продукта по сравнению с предыдущим годом на 0,5 %. В нынешнем 2002 году ожидаются рост реального ВВП на 1,5-2 % и дальнейшее снижение уровня инфляции до 17%. Ставка рефинансирования Национального Банка Республики Казахстан, достигавшая в середине 2004 года 450-480%, снизилась более чем в 20 раз в 2000 году и составляла 19,5%.

Проведение рациональной политики государственных расходов обеспечило снижение уровня дефицита бюджета в 2006 году до 2,76% к ВВП.

В свою очередь, это позволило  заложить прочный фундамент обеспечения финансовой стабилизации экономики: созданы реальные предпосылки привлечения инвестиций, способствующие умеренному экономическому росту, подъему и структурной перестройке национальной экономики и улучшения на этой основе качества жизни населения. Среднемесячная номинальная заработная плата работников, занятых в отраслях экономики, за 2000 год против 2007 года возросла в 1,5 раза, реальная – на 3,5%. Соотношение уровни средней заработной платы между работниками материального производства и непроизводственной сферы составило 77% против 64% в 2007 году.

Одним из основных разделов правительственной программы по углублению реформ на 2006-2007 годы являлось реформирование системы управления финансовыми ресурсами страны и  ее адаптация к рыночным условиям. В этой связи, в последние годы усилия правительства были направлены прежде всего на рационализацию бюджетных расходов, укрепление финансовой дисциплины, создание реального собственника и стимулирование привлечения инвестиций в развитие экономики республики, совершенствование межбюджетных отношений и формирование эффективного механизма управления государственным внешним и внутренним долгом, укрепление и развитие рынка государственных ценных бумаг и других инструментов рыночной инфраструктуры.

Несмотря на сложность экономической ситуации, в последние годы из республиканского бюджета выделялись значительные средства на поддержку отечественных товаропроизводителей, санацию и реабилитацию государственных предприятий, финансирование инвестиционных и социальных проектов, объектов малого и среднего бизнеса.

В частности, только в 199б  году на эти цели направлено свыше 15% бюджетных средств, или 26,9 млрд. тенге, в том числе на развитие агропромышленного  комплекса - 9,8 млрд. тенге, или 91,4% к  прогнозу. Кредиты Эксимбанку для финансирования инвестиционных проектов составили 3,6 млрд. тенге, или 99,5% к плану, а Реабилитационному банку на проведение процедур по неплатежеспособным предприятиям – 5,8 млрд. тенге, или 97,1% к плану.

С целью привлечения  иностранного капитала для расширения производства и приобретения навыков по маркетингу и управлению в 2005- 2006 годы осуществлялась передача ряда крупных предприятий черной и цветной металлургии, химической отрасли иностранным инвесторам. Можно, конечно, как угодно критиковать правительство за эти меры, тем более, что никто не застрахован от ошибок в таком чрезвычайно сложном и абсолютно новом для нас деле, но факт остается фактом. Этими предприятиями только за 2006 год произведено продукции более чем на 190 млрд. тенге, что составляет почти 28% от общего объема промышленной продукции.

По сравнению с соответствующим  периодом 2005 года возросло производство стали (на 6%), проката готового (на 7%), меди рафинированной (в 1,4 раза), магния и магниевых сплавов (в 1,5 раза), свинца в концентрате (на 5,8%), глинозема (на 5,8%). Возросло также производство железной руды и чугуна. Но самое главное – здесь удалось сохранить занятость, избежать крупных социальных конфликтов и сейчас предпринимаются меры по усилению контроля за налоговыми поступлениями от этих предприятий. Ключевой задачей правительства остается создание реального собственника, что позволит расширить доходную базу бюджета. В 2006 году значительно ускорились темпы проведения приватизации в соответствии с отдельными индивидуальными проектами. В настоящее время уже около 80% казахстанских предприятий находится в частных руках. На данном этапе проводится большая работа по завершению приватизации объектов по индивидуальным проектам. По состоянию на 20 августа текущего года проданы госпакеты акций и имущественные комплексы 73 предприятий, численность работающих на которых достигла 300 тысяч человек.

Вместе с тем, как  и в других странах с переходной экономикой, развитие бюджетной сферы  за последние годы у нас сдерживалось снижением уровня государственных доходов как следствие жесточайшего кризиса и высокой инфляции в предыдущие годы, ухудшения финансового состояния и финансовой дисциплины, прежде всего, на государственных предприятиях, слабого налогового администрирования и сложностей с налогообложением растущего частного сектора. К примеру, доходы государственного бюджета к уровню ВВП снизились с 22,3% а 2003 году до 16,9% в 2006 году, в том числе налоговых поступлений с 15,6% до 11% к ВВП.

 

2.2 Порядок  формирования доходов и расходов государственного бюджета Республики Казахстан за 2005 2008 гг

 

Одним из главных звеньев  финансовой системы является государственный  бюджет. С его помощью правительство  концентрирует в своих руках  значительную часть национального  дохода, перераспределяемого финансовыми методами. В этом звене сосредотачиваются крупнейшие доходы и наиболее важные в политическом и экономическом отношении расходы. Бюджет тесно связан с другими звеньями финансовой системы, выступает координирующим центром и оказывает им необходимую помощь в форме бюджетных дотаций, субсидий, субвенций, гарантий, обеспечивая более или менее нормальное функционирование остальных звеньев финансовой системы.

Государственный бюджет - экономическая категория, свойственная различным общественным формациям.

Госбюджет является основным финансовым планом, выражает совокупность экономических отношений, возникающих  в связи с распределением общественного  продукта в масштабе государства. Как  основной финансовый план госбюджет  является формой проявления этой категории.

Функционирование бюджета, связанное с формированием и  использованием централизованного  фонда денежных средств государства, происходит посредством особых экономических форм - доходов и расходов бюджета. Они выражают отдельные этапы стоимостного распределения. Обе категории объективны, как и сам бюджет, и имеют специфическое общественное назначение: доходы обеспечивают государство необходимыми денежными средствами, расходы распределяют централизованные ресурсы в соответствии с общегосударственными потребностями.

Состав и структура  доходов и расходов зависят от направлений осуществления бюджетной  и налоговой политики государства, осуществляемой в конкретных социально-экономических и исторических условиях. При этом государство использует приемлемые в определенных условиях формы и методы формирования доходов и осуществления расходов.

Как правило, источником доходов являются налоги или платежи, адекватные им. Состав и структура  доходов государственного бюджета  Республики Казахстан определяются действующей системой налоговых платежей и поступлениями неналоговых средств относительно нестабильного характера.

Структура государственного бюджета строится на основе бюджетной  классификации и включает семь частей:

I. Доходы.

II. Полученные официальные трансферты (гранты).

III. Погашение кредитов, выданных из бюджета.

IV. Расходы.

V. Кредитование.

VI. Дефицита (профицита) бюджета.

VII. Финансирование (дефицита (использование профицита)) бюджета).

Доходы госбюджета складываются из статей:

  • НДС
  • акцизы (косвенный налог)
  • налог на прибыль предприятий, объединений, организации
  • налоги с населения (подоходный налог с заработка, с предпринимательской деятельности)
  • госпошлина, местные налоги и доходы
  • доходы от внешнеэкономической деятельности (таможенные, импортные, пошлины)
  • плата за природные ресурсы
  • прибыль Нацбанка РК
  • земельный налог, рентные платежи и др.

Расходы госбюджета РК:

  • финансирование народного хозяйства (АПК, транспорт и др.)
  • финансирование социально-культурных мероприятий
  • финансирование науки на оборону
  • на содержание органов государственной власти
  • на содержание правоохранительных органов

Информация о работе Финансовая система сущность и структура