Финансовая система сущность и структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 13:52, курсовая работа

Описание работы

Финансовая система охватывает многочисленные институты государственных финансов, которые действуют в тесном взаимодействии с кредитными институтами различного назначения.
Предметом исследования является совокупность финансовых и денежно-кредитных отношений, требующих нового подхода к их регулированию в условиях перехода к рыночной экономике. Методологическую основу составляет комплексный системный подход к изучению проблемы реформирования финансово-кредитной системы Республики Казахстан в условиях перехода к рыночной экономике, применения в этих целях различных концепций мировой экономической мысли о повышении роли финансов, денег и кредита в управлении национальной экономикой.

Содержание работы

Введение
1 финансовая система: сущность и структура
1.1 понятия и принципы финансовой системы
1.2 структура финансовой системы
1.3 зарубежный опыт функционирования финансовой системы (на примере США)
2 анализ становления и развития финансовой системы казахстана
2.1 этапы становления финансовой системы республики казахстан
2.2 порядок формирования доходов и расходов государственного бюджета республики казахстан за 2005-2008 гг
2.3 анализ финансовой системы казахстана
Глава 3 проблемы и перспективы развития финансовой системы республики казахстан
3.1 проблемы финансовой системы казахстана
3.2 мероприятия по совершенствованию финансовой системы казахстана
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

финансовая система РК 2.doc

— 466.00 Кб (Скачать файл)

Ведущие эксперты банковских, инвестиционных структур, представители  пенсионных фондов, страховых компаний отмечают значительные достижения отечественной  финансовой сферы. Вместе с тем выступающие  подчеркивают, что она, будучи наиболее реформированной среди стран СНГ, от международных стандартов пока еще далека. Не случайно важность дальнейшего развития данной отрасли, в частности, фондового рынка и проектных облигаций, определена в Послании Президента страны народу Казахстана.

Заместитель директора  КИСИ Гульмира Курманбаева обратила внимание на недоработки в страховом  секторе, на рынке акций и ценных бумаг, где развитие идет менее динамичными  темпами, чем требует экономика. Прежде всего, ощущается недостаток высококвалифицированных специалистов, как в этих системах, так и в регулирующих органах. Весьма слаб финансовый менеджмент предприятий. Непрозрачность компаний и отсутствие культуры корпоративного управления сдерживают развитие рынка. Зачастую отрицательной является доходность пенсионных фондов. Участники встречи выработали рекомендации по решению назревших проблем финансовой системы. Прежде всего требуются изменения в нормативном законодательстве, по системе лицензирования, корпоративного управления. Необходимо установление более четких требований к компаниям нефтегазового сектора, которые могли бы стать локомотивом развития фондового рынка.

24 марта в Алматы  прошла конференция, инициатором  которой выступил ОАО “Банк  ЦентрКредит”, посвященная проблемам  внедрения и развития государственного языка в финансовой системе, основным вопросам организации делопроизводства на государственном языке и перспективам его развития в целом.

Со-организаторами данной конференции наряду с Банком ЦентрКредит  выступили Национальный банк РК и Ассоциация финансистов РК.

В работе конференции  приняли участие представители  Агентства РК по регулированию и  надзору финансового рынка и  финансовых организаций, ученые-лингвисты, члены ассоциации финансистов, переводчики  финансовой системы Казахстана, представители СМИ.

По словам менеджера  по связям с общественностью ОАО  “Банк ЦентрКредит” Жанны Мамбетовой, мероприятие было нацелено на проведение открытой дискуссии о проблемах, возникающих в процессе внедрения  казахского языка в банках второго  уровня. Основной задачей проведенной встречи был обмен мнениями представителей банковских структур, пенсионных фондов, страховых компаний, других финансовых институтов и ученых по рассматриваемому кругу проблем. Другая задача, которую преследовали организаторы круглого стола, заключалась в популяризации казахского языка среди финансовых институтов.

Эксперты, принимавшие  участие в конференции, затронули  ряд важных вопросов. По их мнению, для  реализации государственной программы  развития и внедрения государственного языка требуется принять ряд мер. В частности, в ходе проведения конференции было отмечено, что важнейшей задачей в деле развития языка является сфера расширения его возможностей, что непосредственно связано с формированием и развитием единых терминологии и официального стиля. Эта проблема остро стоит и перед финансовой системой Казахстана, в частности, перед банковской.

Понимая, что язык и  стиль нынешних переводчиков формируют  официальный казахский язык, существуют различия в терминологии и переводе учетно-статистических, финансовых документов, другой банковской документации, участники конференции пришли к выводу, что решение этих проблем позволит вывести государственный язык на качественно новый виток развития.

Как сообщил начальник  управления документации административного департамента ОАО “Банк ЦентрКредит” Сергей Дорожкин, в настоящее время создается программа, которая позволит работникам Банка ЦентрКредит на своих рабочих местах самостоятельно изучать государственный язык. По мнению С. Дорожкина, программа должна значительно уменьшить проблемы, связанные с изучением и внедрением казахского языка в банковской системе.

Признавая необходимость  развития и распространения государственного языка, участники конференции подписали  документ о создании Координационного комитета, который будет координировать и объединять усилия всех заинтересованных сторон в решении данной проблемы.

В первые годы независимости  мы не могли даже мечтать о таких  суммах, а сегодня в стране сложилась  удивительная ситуация, когда огромные денежные средства, аккумулированные в накопительных пенсионных фондах, не находят эффективного применения.

Пенсионные фонды, на которых еще несколько лет  назад не обращали серьезного внимания, сегодня превратились в крупных  игроков на финансовом рынке, обладающих средствами, которым можно позавидовать. Сумма пенсионных активов достигла почти 2,5 миллиарда долларов США, а ежемесячные темпы роста составляют 2-4 %. В такой ситуации Правительство не просто должно думать о том, куда вкладывать эти активы, а предлагать новые финансовые инструменты с опережением темпов роста этих активов. Эта проблема самым серьезным образом касается и инвестиционного фонда, об эффективной деятельности которого уже начал вслух говорить Премьер-Министр РК. Накопленные средства не должны лежать в малоэффективных бумагах, они должны работать и приносить своим владельцам инвестиционный доход, а государству - эффективные инвестиции в реальное производство.

В противном случае в  недалеком будущем есть реальная угроза для пенсионеров получать меньше средств, чем были изъяты из их доходов в принудительном порядке, а для государства - остаться только с сырьевым производством.

Сегодня реальная доходность от инвестирования пенсионных активов  составляет 1-2 % при том, что уже  есть пенсионные фонды, имеющие отрицательную доходность, а если учесть, что уровень инфляции, ежемесячно представляемый Агентством РК по статистике, на мой взгляд, серьезно отстает от реальной жизни, то получаемая картина должна настораживать.

Имеет место ситуация финансового роста, и надо серьезно к ней отнестись. Здесь возникают совсем другие риски, которые могут повлиять на устойчивость всей финансовой системы.

Почему же не разрешается  ситуация с появлением эффективных  корпоративных финансовых инструментов? Ведь эта проблема возникла не вчера, и говорим мы о ней все 6 лет пенсионной реформы. Да, конечно, с одной стороны - отсутствие прозрачности предприятий, нежелание их и незаинтересованность выходить на фондовую биржу. Зачем, если денег у них хватает, а условия вхождения на биржу кроме головных болей ничего не принесут, а у тех, у кого денег не хватает, тем более мало шансов зарегистрироваться на бирже. Не говоря уже о механизмах приватизации и методах и способах появления многих наших владельцев предприятий. Разве может он даже думать о вхождении на биржу?

Получается замкнутый  круг. В попытках выйти из него казахстанская  финансовая система стала постепенно выходить за пределы страны. Деньги растут, рынка ценных бумаг нет, потребительский  спрос слабый, население невелико да и небогато и растянуто по огромной стране. Что остается? Экспорт капитала. И тут мы подходим к главной, на мой взгляд, проблеме финансовой системы Казахстана. Она перешла какую-то незримую черту и стала развиваться ради самой себя. Получается развитие ради развития. Поговорите с любым банкиром частным образом. Разве вы услышите в его лексиконе слова о построенных заводах, освоенных территориях и открытых месторождениях, организованных предприятиях и открытых рабочих местах и т.д.? Там больше фигурируют ставки, проценты, суммы и пени. И это есть отражение реальной ситуации, которую придется признать. В стране есть деньги, но для развития экономики и промышленности, а следовательно, для роста реального благосостояния как страны, так и людей пользы от них нет. А для чего нужна развитая финансовая система, если не для эффективного развития производства!

И здесь я хочу напомнить  о механизме, о котором мы уже  говорили. Хотя бы для того, чтобы  сдвинуть дело с мертвой точки, давайте  в порядке эксперимента инвестируем деньги для начала хотя бы в один реальный проект. Возьмем 100 - 150 миллионов долларов из пенсионных активов наших пенсионных фондов и выпустим под них ценные бумаги с гарантиями государства. Назначим совет управляющих из представителей пенсионных фондов, государства и общественности, чтобы исключить воровство, нецелевое расходование средств и "левые" тендеры на подрядные и субподрядные работы. И построим завод, владельцем которого будет государство. И не будем его приватизировать. Он даст стране продукцию и налоги, а людям работу и зарплату. А государство в течение 10-15 лет вернет пенсионным фондам вложенные ими деньги с процентами, немного покрывающими инфляцию или даже равными ей. Уверен, проект удастся.

В последнее время, говоря о реальном производстве, к сожалению, можно слышать только одни разговоры, а дел нет. Напрашивается вывод, что в нашем государстве, а точнее, в Правительстве боятся заняться реальными делами. Что лежит в основе этой боязни? На мой взгляд, это объясняется отсутствием реального промышленного опыта и практики и отсутствием государственного мышления, неизбежным разворовыванием средств, хлопотами и трудностями живого дела и многим другим.

Легко говорить с трибун, махать руками, строить экономические  и промышленные проекты на бумаге и спорить о необходимости того или иного завода. Не думать о течении времени, а просто пережидать, когда тебя перекинут на другое место, желательно с повышением, и можно начать говорильню сначала, ни за что не отвечая. А вот построить цех по переработке овощей в южной деревне или многоквартирный дом в областном центре ценой 100 - 200 долларов за квадратный метр - это уже серьезное дело, и мало кто променяет свой кабинет на его реализацию. Увы…

Учитывая сказанное, может  быть, имеет смысл все-таки пойти на предлагаемый эксперимент, который положит начало реальным делам, тем более что кроме нас самих его никто не проведет. Всем выгодно, чтобы Казахстан оставался на нефтяной игле и просто проедал вырученные от продажи невосполнимых природных богатств деньги.

Самым удачным для  финансового сектора страны за последнее  десятилетие оказался 2003 год. Таково мнение участников состоявшейся в среду  в Алматы пресс-конференции. Это  получившие назначение на новые посты  первый заместитель Премьер-министра Григорий Марченко, исполняющий обязанности председателя правления Национального банка Анвар Сайденов и председатель Агентства РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций Болат Жамишев.

Как сообщает агентство  “Казинформ”, они выразили единое мнение в том, что финансовая система страны в настоящее время является по сравнению с другими странами СНГ более развитой, прозрачной и защищенной от вмешательства государства. За минувший год среднегодовая инфляция осталась в рамках индикативных показателей и составила 6,4%, незначительно превысив прошлогодний уровень. Из наиболее значимых событий года было отмечено укрепление внешнеэкономической позиции страны. За год чистые международные резервы страны увеличились до 4,9 млрд. долларов.

На вопрос журналиста, какие секторы в Правительстве будет курировать, Г. Марченко ответил, что пока еще не было распределения обязанностей среди членов Правительства в связи с последними назначениями. Ему бы хотелось заниматься близкими и понятными вопросами макроэкономики и завершения реформ финансового сектора, финансовым лизингом и финансовой стороной реализации жилищной программы.

 

3.2 Мероприятия  по совершенствованию финансовой  системы Казахстана

 

На современном этапе финансовый сектор находится на качественно новом уровне своего развития . Осуществлена серьезная работа по совершенствованию законодательства и регулирования деятельности банков, накопительных пенсионных фондов, страховых организаций, а также организаций по инвестиционному управлению пенсионными активами, лизинговых операций.

Результатом успешного развития финансового сектора Республики Казахстан также является улучшение кредитного рейтинга Казахстана до инвестиционного уровня.

Среди финансовых систем стран Содружества Независимых Государств отечественная финансовая сфера является наиболее реформированной, что определяет лидирующие позиции Казахстана на постсоветском финансовом пространстве.

Вместе с тем, современный  этап развития мировой экономики, характеризуемый усилением процессов глобализации и обострением конкурентной борьбы, обуславливает необходимость дальнейшего совершенствования работы финансового сектора экономики.

Важность дальнейшего  развития финансового сектора определена в Послании Президента Республики Казахстан  Нурсултана Назарбаева народу Казахстана "Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации".

В целом, необходимость  и целесообразность проведения круглого стола была обусловлена необходимостью обсуждения актуальных проблем финансового  сектора и выработки предложений относительно перспектив его дальнейшего развития.

Правительство Республики Казахстан и Национальный Банк Республики Казахстан считают правильным не останавливаться на достигнутом  и начать переход к решению  задач следующего этапа: необходимо определить направления развития на среднесрочную перспективу с учетом макроэкономических тенденций, которые будут складываться в ближайшие годы, и предполагаемых изменений в валютном законодательстве.

Правительство и Национальный Банк видят дальнейшее развитие финансового сектора в приведении всех его сегментов к международным стандартам в условиях предстоящей либерализации валютных отношений и возможного внедрения единого валютного пространства с отдельными странами.

Финансовый кризис в  США произвел резонанс в экономике Казахстана. Сейчас основная задача банков – выяснить, как это может повлиять на дальнейшее развитие финансовой системы страны. Нурсултан Назарбаев, встречаясь со своим внештатным советником по данному вопросу Джеймсом Вулфинсоном, обсудил план работы на ближайшие 2 года.

Финансовый кризис в  США произвел определенные резонанс в экономике Казахстана. Сейчас основная задача банков – выяснить, как это  может повлиять на дальнейшее развитие финансовой системы страны и, в частности, финансового центра Казахстана, города Алматы. Нурсултан Назарбаев, встречаясь со своим внештатным советником по данному вопросу Джеймсом Вулфинсоном, обсудил план работы на ближайшие 2 года. Вулфинсон заручился дать рекомендации по дальнейшей политике в области банковской системы. Он предложил помощь американских экспертов, которые имеют большой опыт в области регулирования, надзора и консультирования.

Информация о работе Финансовая система сущность и структура