Финансово-правовая ответственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 10:54, курсовая работа

Описание работы

Сово¬купность названных факторов создает предпосылки для совер¬шения большого числа налоговых правонарушений и, как след¬ствие, реакцию государства по защите своих имущественных интересов, поскольку несоблюдение установленного государством порядка осуще¬ствления финансовой деятельности приобретает публично-правовой характер.
Этим объясняются необходимость и возмож¬ность государственного принуждения, одной из форм которого является финансово-правовая ответственность.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Финансово-правовая ответственность………………………………………..4
1.1 Понятие и признаки финансово-правовой ответственности……………4
1.2 Элементы финансово-правовой ответственности …………..…………..8
1.3 Цели и функции финансовой ответственности …………..…………….10
2. Виды ответственности за нарушение финансового законодательства…...13
3. Основания применения финансово-правовой ответственности…………...17
3.1 Классификация финансовых санкций………………………………….17
3.2 Финансово-правовая ответственность, как основание применение финансовых санкций…………………………………………………………….22
4. Развитие законодательства о финансовой ответственности в России…….25
Источники………………………………………………………………….…….26

Файлы: 1 файл

Курсовая фин-прав.отв-сть.doc

— 194.00 Кб (Скачать файл)

   Относительно  определенная санкция указывает  на вид и пределы наказания, или его относительный размер, например в процентах от суммы нанесенного ущерба, неуплаченной суммы и т.п. В свою очередь относительно определенная санкция с указанными пределами делится на:

- альтернативные  с указанием на минимальный  и максимальный пределы наказания.

- альтернативные  с указанием только на минимальный  предел наказания. В таком виде  санкции чаще всего сочетаются  процентное указание размера  взыскания и одновременное указание  минимального его размера.          альтернативные с указанием только на максимальный предел наказания. Они редко встречается в чистом виде, чаще всего сочетается с установлением процентного взыскания и применяется в качестве уточнения.

    Одной из самых полных классификаций является разделение финансовых санкций на группы в зависимости от видов финансовых правонарушений. Вид правонарушения определяется через сферу финансовой деятельности, к которой данное правонарушение относится. Соответственно, выделяют следующие группы финансовых санкций: бюджетные, налоговые, валютные и банковские. Рассмотрим каждую группу подробнее.

1) Налоговые  санкции.

    Стремление избежать налогообложения есть своеобразная реакция; на любые: налоговые мероприятия государства. Однако в какой-то степени эта реакция представляется естественной, поскольку обусловлена стремлением собственника защитить свое имущество, капитал и доходы от любых посягательств, даже от тех, которые установлены законом. Это ни в коей мере не оправдание, но, скорее, объяснение и массового характера уклонений от уплаты налогов и того обстоятельства, что во всем мире проблема правонарушений в налоговой сфере всегда актуальна. Даже самое налогопослушное население относится к налоговому законодательству с меньшим уважением, чем к другим законам, считая, что государство устанавливает налоги исключительно в своих интересах. Экономический эффект уклонения от налогов достигается в огромном количестве случаев применением уголовно-криминальных и иных противозаконных действий, которые наименее желательны для государства, поскольку здесь напрямую нарушаются интересы бюджета, т.к. происходит недополучение причитающихся ему налогов и сборов. К таким противозаконным действиям можно отнести: подделку документов, фальсификацию данных бухгалтерского учета, умышленное неоприходование денег, поступивших в кассу предприятия за реализованную, а также действия, связанные с нарушением гражданско-правовых норм: заключение фиктивных договоров, переоформление договоров, и изменение их содержания, после их исполнения, выплата санкций за несуществующие договорные нарушения и т.д. Все это еще более усугубляет и без того нелицеприятную ситуацию с правопорядком в нашей стране и показывает, насколько важен вопрос об ответственности за налоговые правонарушения.

    Наибольшую долю бюджетных доходов представляют именно доходы налоговые, но потери, возникающие в связи с уклонением от уплаты налогов разными путями, имеют в нашей стране устрашающий характер. Одной из причин является несовершенство законодательной базы в данной области и, как следствие, недостаточная проработанность налоговых санкций. С принятием Налогового кодекса РФ к налогоплательщикам и иным обязанным лицам применяются меры налоговой ответственности, которыми являются налоговые санкции.

    Под налоговой санкцией понимаются меры экономического воздействия, применяемые государством к виновным в нарушении налогового законодательства и призванные обеспечивать исполнение ими обязанностей, связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды.

    Применение налоговых санкций преследуют определенные цели. Это, прежде всего, обеспечение исполнения обязанностей налогоплательщиком и другими субъектами налоговых правоотношений.

    Для обеспечения справедливого привлечения нарушителей к налоговой ответственности большое значение имеет анализ основания применения налоговых санкций, поэтому остановимся на вопросе о понятии налогового правонарушения.

    Важным принципиальным моментом для налогоплательщиков, правоприменительной практики и в целом налоговой системы является закрепление в Налоговом кодексе РФ понятия налогового правонарушения.

   Согласно ст.106 Налогового кодекса РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Кодексом установлена ответственность.

2) Бюджетные  санкции

За непродолжительный  период правовое регулирование института  ответственности за нарушения бюджетного законодательства претерпело существенные преобразования. Произвольное финансирование отдельных видов расходов, не предусмотренных законами о бюджете, отсутствие многих, особенно процедурных, норм, регламентирующих применение ответственности, сомнительная легитимность имеющихся правил ввиду установления их подзаконными актами, хроническое неисполнение законов о бюджете и другие проблемы свидетельствовали в правовом отношении о слабости законодательного регулирования и механизмов ответственности, а в социально-экономическом отношении порождали самые негативные последствия.

  Следует отметить, что из четырех частей Бюджетного кодекса РФ одна часть целиком посвящена ответственности. По сравнению с ранее действовавшим законодательством нормы Бюджетного кодекса, посвященные проблемам ответственности за нарушения бюджетного законодательства, выглядят шагом вперед. Тем не менее соответствующая часть Бюджетного кодекса (часть IV) представляется самой слабой его частью.

    Прежде всего следует отметить, что Бюджетный кодекс РФ не содержит понятия "бюджетное правонарушение". Вместо него используется понятие "нарушение бюджетного законодательства". В соответствии со ст.281 Бюджетного кодекса РФ "неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного настоящим Кодексом порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ признается нарушением бюджетного законодательства".

   Такое решение законодателей, видимо, объясняется тем, что до последнего времени российская правовая система не знала иных видов юридической ответственности, кроме традиционных: гражданской, дисциплинарной, административной и уголовной, как я уже говорила выше. Меры ответственности за нарушения норм большинства отраслей законодательства, если только по своей тяжести они не влекли уголовную ответственность, включались в Кодекс об административных правонарушениях. Этими же причинами было обусловлено и исключение из текста статей рассматриваемой части Бюджетного кодекса РФ указаний о конкретном размере штрафов за бюджетные правонарушения. В статьях Бюджетного кодекса РФ установлены лишь виды санкций, применяемые за то или иное нарушение бюджетного законодательства, конкретный же размер штрафов, равно как и порядок их применения, должен определяться Кодексом об административных правонарушениях РФ.

3) Валютные  санкции.

   По мере постепенного перехода России к рынку одной из наиболее актуальных стала проблема совершенствования правового регулирования валютных отношений. С провозглашением в России курса на либерализацию внешнеэкономической деятельности начался значительный рост числа экспортно-импортных операций, для хозяйствующих субъектов и физических лиц появилась возможность выхода на внешний рынок. Между тем, отсутствие у большинства субъектов валютных правоотношений опыта в осуществлении валютных операций, а порой и наличие прямых злоупотреблений с их стороны причинили значительный ущерб финансовым интересам России. Бесконтрольный отток капитала за рубеж потребовал усиления валютного контроля и установления ответственности за нарушение валютного законодательства.

   Многочисленные споры вызывают проблемы, связанные с содержанием понятия валютного правонарушения и определением природы юридической ответственности за его совершение. Несмотря на закрепление ответственности за валютные правонарушения в КоАП РФ, что, возможно, вполне логично и удобно с позиции правоприменителя, они представляют собой разновидности финансовых правонарушений (проступков), следовательно и санкции, предусмотренные за такие нарушения относятся к финансовым. Как я уже говорила ранее, это определяется не нормативно-правовым актом, где законодатель сформулировал составы противоправных деяний, а предметом правового регулирования. Предмет является главным материальным критерием разграничения норм права по отраслям, поскольку он имеет объективное содержание, предопределен самим характером общественных отношений и не зависит в принципе от воли законодателя.

4) Банковские  санкции.

   На экономическую безопасность государства оказывает непосредственное влияние финансовое состояние банковской системы. Будучи ключевым звеном рыночной экономики, банковская система в равной мере затрагивает как общественный, так и частный интерес, влияет как на состояние общества в целом, так и на благополучие каждого гражданина.

Поэтому, совершенствуя  правовую базу банковского дела, надо особое внимание уделить проблеме ответственности  за нарушение банковского законодательства. Выделение данного вида ответственности  обусловлено необходимостью принудить кредитные организации к исполнению требований федеральных законов, нормативных актов и предписаний ЦБ РФ с целью предотвращения угрозы интересам кредиторов (вкладчиков) и банковской системе в целом.

 

 

 

 

 

 

    1. Финансово-правовая ответственность, как основание применения финансовых санкций.

   Как и любая другая отрасль права, финансовое право нуждается в охране. Основной формой реализации охранительной функции финансового права является юридическая ответственность, под которой применительно к сфере публичных финансов следует понимать элемент финансового правоотношения, обеспечивающий неизбежностью исполнения возложенной на лицо финансовых обязанности, которая основывается на осуждении со стороны других лиц, государства и общества неисполнения такой обязанности, государственном принуждении и внутренней потребности данного лица в правомерном поведении.

       Основной формой реализации охранительной функции финансового права является юридическая ответственность, под которой применительно к сфере публичных финансов следует понимать элемент финансового правоотношения, обеспечивающий неизбежностью исполнения возложенной на лицо финансовых обязанности, которая основывается на осуждении со стороны других лиц, государства и общества неисполнения такой обязанности, государственном принуждении и внутренней потребности данного лица в правомерном поведении. Понятия "финансовая ответственность" и "применение санкций норм финансовой ответственности" соотносятся как часть и целое. Санкции, закрепляющие меры финансовой ответственности, выступают средствами ее обеспечения как в регулятивных, так и в охранительных финансовых правоотношениях.

   В связи с отсутствием четкого определения финансовой ответственности в российском законодательстве, существует много дискуссионных вопросов, касающихся как сущности самой ответственности, так и ее проявлений, которыми как раз и являются финансовые санкции. Самый общий вопрос - вопрос о природе финансово-правовой ответственности является одним из дискуссионных в правоведении. Споры вызывают как сам факт наличия такого вида ответственности, так и вопросы, касающиеся природы финансовых санкций, порядка их применения, определения признаков и состава финансового правонарушения. Получается так в основном потому, что институт финансово-правовой ответственности является достаточно новым в российской юридической науке, также, из-за несовершенства правовой регламентации.

В последнее  время финансовым санкциям, как проявлениям  финансово-правовой ответственности  уделяется большое внимание в научных трудах, но эти исследования касаются лишь некоторых специфичных аспектов применения финансовых санкций и мер финансового принуждения. При общем значительном числе научных публикаций большинство авторов рассматривают проблему финансово-правовой ответственности, прежде сего, с позиции экономической теории, лишь косвенно затрагивая соответствующие правовые проблемы. Многие работы, чуть ли не с момента их выхода в свет, утрачивают актуальность в связи с бурным развитием российского законодательства и коренным изменением его принципиальных положений.

     Один из таких вопросов - соотношение финансовых санкций и других правоохранительных и карательных санкций. Например, основанием реализации финансовой ответственности является финансовое правонарушение, представляющее собой самостоятельный вид правонарушений, отличный от административных и дисциплинарных проступков, уголовных преступлений и гражданско-правовых деликтов. От административных и дисциплинарных проступков, а также от преступлений финансовые правонарушения отличает их субъект, которым могут являться только самостоятельные субъекты публичных финансов (физические лиц, организации и публично-правовые образования). От гражданско-правовых деликтов финансовые правонарушения отличаются своим объектом, поскольку причиняют вред не частным имущественным интересам, а интересам публичным, при этом в финансовой сфере.

   Сфера действия санкций норм финансовой ответственности специфична. Это область налоговых отношений, отношений по формированию и исполнению бюджета, кредитно-денежных отношений, отношений валютного регулирования и валютного контроля, отношений банковского регулирования и банковского контроля.

   Финансовые санкции, таким образом, - применение мер принуждения, которые являются реализацией финансово-правовой ответственности, к субъектам финансовых отношений в установленном административными и финансово-правовыми нормами порядке за совершение правонарушения в финансовой сфере. Меры могут носить имущественный или организационный характер.

  Выделяют основные признаки финансовых санкций:

- финансовая санкция является мерой финансовой ответственности. Ее применение предполагает оценку деяния как финансового правонарушения и его осуждение со стороны государства;

- финансовые санкции имеют имущественно-организационный характер, поскольку связаны с принудительным воздействием не просто на денежные средства правонарушителя (его имущество), а на фонды денежных средств, принадлежащие правонарушителю. При этом финансовые санкции необязательно предполагают, изъятие денежных средств - правонарушителя. Они могут быть направлены, на ограничения возможности пополнять соответствующий денежный фонд или использовать его средства;

Информация о работе Финансово-правовая ответственность