Финансовый контроль, осуществляемый органами Министерства Финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 11:40, реферат

Описание работы

Цель настоящей работы состоит в выявлении на основе комплексного проблемно-правового анализа особенностей финансового контроля, осуществляемого органами Министерства Финансов.
Исходя из цели исследования, определены следующие его задачи:
1) определить органы, осуществляющие финансовый контроль;
2) рассмотреть характеристику финансового контроля, осуществляемого органами Министерства Финансов;
3) проанализировать правовую природу финансового контроля, осуществляемого органами Министерства Финансов;
4) рассмотреть особенности финансового контроля, осуществляемого органами Министерства Финансов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Место и роль контрольно-счетных органов в системе государственного финансового контроля России 5
2. Совершенствование правовой основы деятельности Счетной палаты РФ и международные стандарты государственного аудита 13
3. Некоторые аспекты оптимизации структуры и полномочий органов государственного финансового контроля субъектов Российской Федерации 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 32

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 231.00 Кб (Скачать файл)

Учитывая то, что контрольно-счетные органы (КСО) субъектов Российской Федерации  и муниципальных образований  создаются законодательными органами этих образований и действуют в соответствии с законами о КСО, проблема единого методологического подхода к аудиту эффективности расходования государственных средств и оценке стратегий развития в соответствии с международными стандартами для всех КСО Российской Федерации имеет принципиальное значение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Некоторые аспекты  оптимизации структуры и полномочий  органов государственного финансового  контроля субъектов Российской  Федерации

 

Актуальными остаются вопросы координации деятельности органов финансового контроля и  уточнения перечня его объектов. Особую значимость имеет разработка единой системы учета и оценки качественных и количественных параметров эффективности государственного финансового контроля и деятельности его органов19.

По мнению многих экспертов, действующая в настоящее время  система управления государственными финансовыми ресурсами не отличается отлаженным механизмом контроля; государственный финансовый контроль реализуется во многом дублирующими друг друга органами, каждый из которых стремится к достижению лишь своей собственной задачи и использует даже в сходных областях контрольной деятельности собственные методы осуществления контроля. Отсутствие единых методик и принципов осуществления государственного контроля приводит к несовместимости и несравнимости результатов контрольных мероприятий. Именно поэтому в ряде случаев результаты работы контрольных органов не позволяют дать общую объективную картину деятельности государства в части оценки реальной эффективности системы государственного финансового контроля20.

Контрольной деятельности присущ публичный, императивный, волевой характер, а также целенаправленность. Данный вид деятельности государства отличается непрерывностью, цикличностью, повторяющимся во времени процедурно-процессуальным характером. В общем виде государственный финансовый контроль можно определить как деятельность уполномоченных органов государственной власти, направленную на контроль соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; достоверности, полноты и соответствия нормативным требованиям бюджетной отчетности; экономности, результативности и эффективности использования средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Вместе с  тем многие авторы вполне обоснованно  указывают на размытость внешних  границ системы государственного финансового  контроля, объясняющуюся в первую очередь отсутствием легального определения данного понятия21. По мнению некоторых ученых, несмотря на то что раздел IX Бюджетного кодекса РФ называется "Государственный и муниципальный финансовый контроль", по сути, в нем содержится правовое регулирование осуществления бюджетного контроля22. В научной и учебной литературе авторами используется понятие "бюджетный контроль" либо "финансово-бюджетный контроль"23, что представляется более корректным.

Полнота и эффективность контроля объемов бюджетных потоков в большой степени зависит от нормативно-правового регулирования бюджетного процесса. Вместе с тем до сих пор существуют пробелы нормативно-правового регулирования, в частности, отсутствие четких, не позволяющих двойного толкования, определений: "государственный аудит", "нецелевое использование бюджетных средств", "эффективность, результативность, финансовый результат деятельности бюджетополучателей", что требует уточнения понятийного аппарата, используемого в законодательно-нормативных актах24.

Программой Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 30 июня 2010 г. N 1101-р25 (далее - Программа), в целях создания условий для повышения эффективности деятельности публично-правовых образований по выполнению государственных (муниципальных) функций предусмотрен ряд направлений по развитию системы государственного финансового контроля, в том числе уточнение полномочий органов государственной власти (государственных органов) по осуществлению финансового контроля.

Система органов  государственного финансового контроля Российской Федерации, установленная Бюджетным кодексом РФ, предусматривает разграничение понятия внешнего и внутреннего государственного финансового контроля. Под внешним государственным финансовым контролем предлагается понимать финансовый контроль, осуществляемый законодательными (представительными) органами и созданными ими органами государственного (муниципального) финансового контроля. Под внутренним государственным финансовым контролем - финансовый контроль, осуществляемый исполнительными органами государственной власти.

Контрольно-счетный  орган, образуемый законодательным (представительным) органом государственной власти, является постоянно действующим органом внешнего государственного финансового контроля, что прямо закреплено в статье 3 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований"26. В соответствии со статьей 157 БК РФ, ст. 9 указанного выше Закона контрольно-счетный орган субъекта Федерации осуществляет финансовый контроль в следующих формах:

- предварительный  (экспертиза проектов законов  о бюджете, финансово-экономическая  экспертиза проектов законов  и иных нормативных правовых  актов);

- текущий (анализ  бюджетного процесса, подготовка  информации о ходе исполнения бюджета, результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий с последующим ее предоставлением в Самарскую Губернскую Думу и губернатору - председателю Правительства Самарской области);

- последующий  (контроль над исполнением бюджета, проверка годового отчета об исполнении бюджета, контроль за законностью и результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств бюджета, а также использованием межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета субъекта Федерации, проверка в установленных БК РФ случаях местных бюджетов).

Таким образом, контрольно-счетный орган обладает всей полнотой полномочий по внешнему государственному финансовому контролю и осуществляет его во всех предусмотренных бюджетным законодательством формах.

Относительно  системы финансового контроля, осуществляемого  органами исполнительной власти, БК РФ определяет следующее.

В 67 субъектах органы государственного финансового контроля входят в структуру финансового органа.

Таким образом, в настоящее время согласно положениям БК РФ к органам государственного финансового контроля субъекта Федерации относятся:

- контрольно  счетные органы, осуществляющие  внешний финансовый контроль (Счетная  палата субъекта Федерации);

- финансовый  орган, осуществляющий внутренний  финансовый контроль;

- контрольно-ревизионные подразделения, находящиеся в составе или созданные финансовым органом, осуществляющие текущий и последующий контроль над правомерностью и целевым характером использования бюджетных средств;

- структурные  подразделения ГРБС, осуществляющие ведомственный финансовый контроль.

Возможность существования  иных органов, наделенных полномочиями государственного финансового контроля, т.е. не созданных финансовым органом  или ГРБС, бюджетным законодательством  не предусматривается.

Органы  государственного финансового контроля в Нижегородской области. Важным шагом в развитие государственного финансового контроля в Нижегородской области явилось принятие Закона Нижегородской области от 9 марта 2010 г. N 36-З "О государственном финансовом контроле в Нижегородской области"27. Систему органов государственного финансового контроля в Нижегородской образуют:

- контрольно-счетная  палата Нижегородской области;

- министерство  финансов Нижегородской области;

- главные распорядители  средств областного бюджета;

- главные администраторы доходов областного бюджета;

- главные администраторы  источников финансирования дефицита  областного бюджета.

Министерство  финансов Нижегородской области  вправе проводить проверки местных  бюджетов - получателей межбюджетных трансфертов из областного бюджета.

Министерство  финансов Нижегородской области  осуществляет методическое руководство  и контроль над организацией и  осуществлением государственного финансового  контроля главными администраторами средств  областного бюджета, а также оказывает методическую и консультационную помощь по вопросам организации и осуществления финансового контроля органам муниципального финансового контроля, созданными местными администрациями.

Муниципальный финансовый контроль в Нижегородской  области на уровне муниципальных районов и городских округов осуществляется контрольно-счетными органами муниципальных образований, финансовыми органами муниципальных образований, контрольными подразделениями местных администраций и главными распорядителями бюджетных средств.

В целях организации эффективной системы государственного финансового контроля, осуществляемого органами исполнительной власти Нижегородской области, Постановлением Правительства Нижегородской области от 11 ноября 2009 г. N 839 "О периодичности проведения контрольных мероприятий органами исполнительной власти Нижегородской области, осуществляющими государственный финансовый контроль"28 установлена периодичность проведения органами исполнительной власти Нижегородской области, уполномоченными на осуществление государственного финансового контроля, комплексных проверок (ревизий) организаций, использующих средства областного бюджета и имущество, находящееся в государственной собственности области, не реже одного раза в три года.

Органы  государственного финансового контроля в Самарской области. Исходя из содержания статьи 67 Закона Самарской области от 28 декабря 2005 г. 35-ГД "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Самарской области"29 государственный финансовый контроль на территории Самарской области возлагается на Самарскую губернскую Думу, Счетную палату, аппарат Правительства Самарской области, финансовый орган Самарской области, главных распорядителей и распорядителей средств областного бюджета (табл. 1).

Таблица 1

Объект контроля  

Местные  
бюджеты

ГРБС

Государствен-  
ные бюджетные  
учреждения  

Получатели 
средств  
областного 
бюджета

Получатели    
бюджетных     
кредитов,     
государственных 
гарантий   

 
Контрольный орган  

Счетная палата     
Самарской области 

+  

+     

+   

+      

Финансовый  контроль, осуществляемый органами исполнительной власти Самарской   
области                                      

Министерство      
управления финансами 
Самарской области  

 
+  

 

 
+     

 
+   

 
+      

Аппарат         
Правительства     
Самарской области

 
 
 
+  

 
 
 

+       
контроль над  
соблюдением   
законодатель- 
ства о        
размещении    
заказов     

   



 

 

Переход к программному бюджету и внедрение новых  форм финансового обеспечения государственных (муниципальных) услуг требуют комплексного реформирования системы государственного (муниципального) финансового контроля, основанной на конституционных принципах разграничения предметов ведения и полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления.

В указанных целях Программой предусмотрено развитие системы государственного (муниципального) финансового контроля.

В рамках развития системы финансового контроля предусмотрены следующие мероприятия:

- организация  действенного контроля (аудита) над  эффективностью использования бюджетных  ассигнований (с определением критериев  эффективности и результативности  их использования);

- уточнение  полномочий органов государственной власти (государственных органов) и органов местного самоуправления (муниципальных органов) по осуществлению финансового контроля;

- введение понятий  внешнего и внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (с определением на законодательном уровне их форм, методов и объектов);

Информация о работе Финансовый контроль, осуществляемый органами Министерства Финансов