Финансовый контроль, осуществляемый органами Министерства Финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 11:40, реферат

Описание работы

Цель настоящей работы состоит в выявлении на основе комплексного проблемно-правового анализа особенностей финансового контроля, осуществляемого органами Министерства Финансов.
Исходя из цели исследования, определены следующие его задачи:
1) определить органы, осуществляющие финансовый контроль;
2) рассмотреть характеристику финансового контроля, осуществляемого органами Министерства Финансов;
3) проанализировать правовую природу финансового контроля, осуществляемого органами Министерства Финансов;
4) рассмотреть особенности финансового контроля, осуществляемого органами Министерства Финансов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Место и роль контрольно-счетных органов в системе государственного финансового контроля России 5
2. Совершенствование правовой основы деятельности Счетной палаты РФ и международные стандарты государственного аудита 13
3. Некоторые аспекты оптимизации структуры и полномочий органов государственного финансового контроля субъектов Российской Федерации 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 32

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 231.00 Кб (Скачать файл)

- приведение  системы государственного (муниципального) финансового контроля в соответствие  с принципами и стандартами,  установленными Международной организацией  высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ) и Европейской организацией высших органов финансового контроля (ЕВРОСАИ);

- установление  мер ответственности за каждое  нарушение бюджетного законодательства  Российской Федерации;

- исключение  возможности необоснованных проверок  хозяйствующих субъектов.

Вместе с  тем в настоящий момент существует острая необходимость в установлении Министерством финансов РФ единых основ  построения системы органов государственного финансового контроля в субъектах  Федерации и определения единых подходов к осуществлению контрольной деятельности посредством уточнения положений главы 9 БК РФ.

Практика организации  деятельности Федерального казначейства и Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, находящихся в ведомственном подчинении Министерства финансов РФ, свидетельствует об обратном. Кроме того, анализ правового статуса федеральных органов государственного финансового контроля позволяет сделать вывод: термин "наделение полномочиями иных органов" равнозначен нахождению их в подведомственности финансового органа.

Таким образом, на уровне субъектов Федерации единым центром координации и осуществления  контрольной деятельности должен стать финансовый орган, что, в свою очередь, не исключает наличия иных специализированных контролирующих органов, находящихся в его ведомственном подчинении.

В результате всех этих неопределенностей и нестыковок даже вопрос о наличии самой системы государственного и муниципального финансового контроля, которая бы объединяла все контрольные органы в единое целое, стал сегодня дискуссионным. Отдельные ученые-правоведы вообще считают, что как таковая в России она не существует30. Различных органов, имеющих контрольные полномочия в этой сфере, много, но системы, где есть один главный орган, а компетенция других органов была бы четко разграничена, нет. Такое мнение поддерживает и Председатель Счетной палаты РФ С.В. Степашин. В одном из своих интервью он согласился с тем, что мировой кризис застал ведущие экономики мира врасплох, в том числе из-за недостатков госфинконтроля, и именно поэтому качественное управление бюджетными ресурсами сегодня приобретает особую важность31.

Результатом контрольной  деятельности может быть совершенствование системы управления, корректировки плана, бюджета, совершенствование органов управления, расстановки кадров, изменение системы отчетности и многое другое32.

Переход к бюджетированию, ориентированному на результат (БОР), рассматривается в качестве меры для повышения результативности управления доходами и расходами бюджетов33. Однако метод БОР эффективен только в условиях комплексного подхода, требует проведения реформы государственного управления, бюджетной системы и межбюджетных отношений, а также оптимизации расходов34.

Для повышения  эффективности управления государственными финансами необходима эффективная, интегрированная в бюджетный  процесс система планирования и  учета, позволяющая комплексно и  в режиме реального времени осуществлять контроль за исполнением расходов на ведомственном уровне, а при реализации программ - обеспечить взаимосвязь по задачам и ресурсам на федеральном, региональном и местном уровне, основной составляющей которой должна стать результативная и четко работающая система государственного финансового контроля.

Отправной точкой управления региональной экономикой, ориентированного на результат, должно явиться определение прямых и  конечных результатов расходования финансовых ресурсов региона и показателей, на основании которых можно судить о степени достижения поставленных целей (уровень результативности реализации региональной финансовой политики)35, что невозможно без действенной системы государственного финансового контроля, включающей аудит эффективности использования финансовых ресурсов. Данный тезис обосновывается с различных точек зрения в работах многих исследователей36.

Наличие эффективной  и четко работающей системы контроля должно обеспечивать управление бюджетом (совокупность приемов и методов  целенаправленного воздействия на бюджет и бюджетный процесс в целях выполнения функций бюджета, соответствия принципам бюджетной системы и нормам бюджетного права, заданным оптимальным критериям и показателям бюджета и бюджетного процесса) и способствовать повышению эффективности бюджетного управления (поддержание оптимальных количественных параметров и качественных критериев и показателей состояния объектов (сферы) государственного управления при условии минимальных бюджетных затрат, максимального выполнения функций бюджета, соблюдения норм бюджетного права, противодействия рискам)37. При этом реализация данных функций и полномочий может реально осуществляться только финансовыми органами, обладающими полномочиями по предварительному, текущему и последующему государственному финансовому контролю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Все вышесказанное позволяет  определить основную задачу по совершенствованию  правовых и организационных основ  финансового контроля: создать на территории РФ единую систему финансового  контроля, регулируемую соответствующей единой системой законодательных актов.

Процессы либерализации  экономической системы и развития рыночной экономики не противоречат созданию системы строгого финансового  контроля за бюджетным процессом  и целевым расходованием финансовых ресурсов страны.

Таким образом, основными  проблемами организации финансового  контроля в Российской Федерации  являются: отсутствие четкой и полной нормативно-правовой базы и собственно самого определения финансового  контроля в законодательстве, отсутствие единого федерального закона о системе финансового контроля; организационная структура органов государственного финансового контроля недостаточно отражает специфику государственного устройства Российской Федерации; законодательно не определены статус органов финансового контроля РФ и ее регионов, место и роль каждого субъекта финансового контроля в его целостности; отсутствует четкое разграничение сфер деятельности, что вызывает многочисленные коллизии и перекладывание ответственности; органы контроля слабо взаимодействуют между собой, присутствует некоторая разобщенность в приоритетах деятельности контрольных органов; отсутствует единая информационная база, единый методологический подход к процессу осуществления контроля.

Система финансового  контроля является составным элементом всей системы финансовой деятельности государства, поэтому подход к поиску путей решения проблем организации финансовой деятельности государства должен быть единым и для решения проблем организации финансового контроля.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

Нормативно-правовые  акты

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Парламентская газета, N 4, 23-29.01.2009.
  2. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2010) "О Правительстве Российской Федерации" // Российская газета, N 245, 23.12.1997.
  3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 03.12.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012) // Российская газета, N 153-154, 12.08.1998.
  4. Федеральный закон от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" // Парламентская газета, N 8, 18-24.02.2011.
  5. Федеральный закон от 11.01.1995 N 4-ФЗ (ред. от 29.12.2010) "О Счетной палате Российской Федерации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 15.01.2011) // Собрание законодательства РФ, 16.01.1995, N 3, ст. 167.
  6. Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 N 703 (ред. от 26.12.2011) "О Федеральном казначействе" // Российская газета, N 272, 08.12.2004.
  7. Постановление Правительства РФ от 15.06.2004 N 278 (ред. от 24.03.2011) "Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора" // Российская газета, N 126, 17.06.2004.
  8. Постановление Правительства РФ от 07.04.2004 N 185 (ред. от 29.08.2011) "Вопросы Министерства финансов Российской Федерации" // Российская газета, N 76, 13.04.2004.
  9. Распоряжение Правительства РФ от 30.06.2010 N 1101-р (ред. от 07.12.2011) <Об утверждении Программы Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года> // Собрание законодательства РФ, 12.07.2010, N 28, ст. 3720.
  10. Приказ Минфина РФ от 11.07.2005 N 89н (ред. от 17.11.2010) "Об утверждении Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. N 33.
  11. Закон Нижегородской области от 9 марта 2010 г. N 36-З "О государственном финансовом контроле в Нижегородской области" // СПС КонсультантПлюс. 2012.
  12. Закон Самарской области от 28 декабря 2005 г. 35-ГД "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Самарской области" // СПС КонсультантПлюс. 2012.
  13. Постановление Правительства Нижегородской области от 11 ноября 2009 г. N 839 "О периодичности проведения контрольных мероприятий органами исполнительной власти Нижегородской области, осуществляющими государственный финансовый контроль" // СПС КонсультантПлюс. 2012.

Литература

  1. Антипова Т.В. Теория и методология государственного аудита получателей федеральных бюджетных средств: Автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2008.
  2. Артамонов В.А. Государственный и муниципальный финансовый контроль: старт реформы // Бюджет. 2011. N 1.
  3. Вафин И.Н. Моделирование региональной системы управления бюджетными ресурсами: Автореф. дис. ... канд. экон. наук. Казань, 2011.
  4. Владимиров В.В. Об особенностях деятельности органов государственного финансового контроля в Российской Федерации // Официальные материалы для бухгалтера. Комментарии и консультации. 2009. N 14.
  5. Голубев А.В. Контролируемые субъекты финансово-бюджетного контроля // Законодательство и экономика. 2009. N 10.
  6. Демидов М.В. Место и роль контрольно-счетных органов в системе государственного финансового контроля России // Конституционное и муниципальное право. 2010. N 1.
  7. Дмитриев Ю.А., Борисов А.Н., Мельников С.И., Спектор А.А. Комментарий к Федеральному закону от 11 января 1995 г. N 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" (постатейный) / Под ред. д.ю.н., проф. Ю.А. Дмитриева. М.: Деловой двор, 2009.
  8. Заборина М.И. Развитие экономики региона на базе совершенствования финансового механизма: Автореф. дис. ... канд. экон. наук. Ставрополь, 2010.
  9. Золотарева А.Б. Проблемы определения границ и организации системы государственного и муниципального финансового контроля // Современное право. 2008. N 12.
  10. Актуальные проблемы теории и практики финансового права Российской Федерации / Под ред. А.Н. Козырина // СПС КонсультантПлюс. 2012.
  11. Лагутин И.Б. Аудит эффективности в системе регионального финансового контроля // Реформы и право. 2011. N 2.
  12. Никишин А.И. Разработка комплексной системы оценки эффективности деятельности региональных органов государственного управления: Автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2007.
  13. Степашин С.В. Конституционный аудит. М., 2012.
  14. Степашин С.В. Качество контроля намного важнее его количества (выступление на совещании в Кремле по вопросу совершенствования государственного контроля в Российской Федерации) // Вестник АКСОР. 2008. N 4.
  15. Тютина Ю.В. Актуальные вопросы правового регулирования и проведения бюджетного контроля в Российской Федерации // Финансовое право. 2010. N 1.
  16. Уманец О.П. Управление доходами и расходами федерального бюджета России в условиях социального государства: Автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2010.
  17. Шакина Е.А. Многоуровневая оценка целевых программ как метод управления расходами региональных и муниципальных бюджетов: Автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2008.
  18. Шапигузов С.М. Методические рекомендации по вопросам организации и осуществления внешнего и внутреннего финансового контроля в системе региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления (проект). Щелково: П.Ю. Мархотин, 2009.
  19. Шахрай С.М., Клишас А.А. Конституционное право Российской Федерации. М., 2010.
  20. Ялбулганов А.А., Коробкина Л.М., Косолапов С.В. Научно-практический комментарий "Система органов государственного финансового контроля: полномочия, основные направления деятельности и вопросы их координации" / Под ред. проф. А.А. Ялбулганова. ООО "Новая правовая культура", 2008.

Интернет-ресурс

  1. Тулякова И.В. Счетная палата в управлении экономикой региона: Автореф. дис. ... канд. экон. наук. // http://www.humanities.edu.ru/db/msg/63451.
  2. Туркина Е.Ю. Эффективность управления бюджетом субъекта Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. экон. наук. // http:// discollection.ru/ article/ 04032006_ turkina_ elena_ jur_ evna_72527.
  3. URL: http:// www1.minfin.ru/ common/ img/ uploaded/ library/ 2010/ 02/ PPEBR_190210.pdf.
  4. URL: http:// www.ach.gov.ru/ ru/ bulletin.
  5. URL: http://www.rg.ru/2010/01/14/stepashin.html.

 

1 Степашин С.В. Качество контроля намного важнее его количества (выступление на совещании в Кремле по вопросу совершенствования государственного контроля в Российской Федерации) // Вестник АКСОР. 2008. N 4. С. 7.

2 Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2010) "О Правительстве Российской Федерации" // Российская газета, N 245, 23.12.1997.

3 Постановление Правительства РФ от 07.04.2004 N 185 (ред. от 29.08.2011) "Вопросы Министерства финансов Российской Федерации" // Российская газета, N 76, 13.04.2004.

4 Постановление Правительства РФ от 15.06.2004 N 278 (ред. от 24.03.2011) "Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора" // Российская газета, N 126, 17.06.2004.

5 Приказ Минфина РФ от 11.07.2005 N 89н (ред. от 17.11.2010) "Об утверждении Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. N 33.

6 Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 N 703 (ред. от 26.12.2011) "О Федеральном казначействе" // Российская газета, N 272, 08.12.2004.

7 Демидов М.В. Место и роль контрольно-счетных органов в системе государственного финансового контроля России // Конституционное и муниципальное право. 2010. N 1. С. 24 - 28.

8 Лагутин И.Б. Аудит эффективности в системе регионального финансового контроля // Реформы и право. 2011. N 2. С. 41 - 49.

9 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Парламентская газета, N 4, 23-29.01.2009.

10 Федеральный закон от 11.01.1995 N 4-ФЗ (ред. от 29.12.2010) "О Счетной палате Российской Федерации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 15.01.2011) // Собрание законодательства РФ, 16.01.1995, N 3, ст. 167.

11 Шахрай С.М., Клишас А.А. Конституционное право Российской Федерации. М., 2010. С. 572 - 595.

Информация о работе Финансовый контроль, осуществляемый органами Министерства Финансов