Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 22:43, курсовая работа
Специфика банковской деятельности и обращения валюты требует особого правового подхода к регулированию осуществляемых банками валютных операций.
С одной стороны, государственное регулирование в области валютных отношений является выражением валютной политики государства, которая представляет собой составную часть его экономической политики, в том числе денежно-кредитной.
Введение…………………………………………………………………………3
1 Правовые основы валютного регулирования РФ…………………...........6
1.1 Нормативно-правовая база валютного регулирования в РФ................6
1.2 Участники валютного регулирования……..............................................9
1.3 Ответственность за нарушение валютного законодательства………….15
2 Правопримененние и анализ правонарушений в валютном законодательстве РФ……………………………………………………………………………….21
2.1 Практика применения валютного законодательства в РФ……………..21
2.2 Анализ динамики правонарушений в валютном законодательстве……26
3 Теоретические основы регионального бюджета…………………………..31
3.1 Формирование регионального бюджета и его функции………………..31
3.2 Роль регионального бюджета как инструмента социально-экономической политики………………………………………………………………………..36
Заключение………………………………………………………….................39
Список использованных источников…………………………………………41
Вред - непременный признак валютного правонарушения, Характер вреда может различаться по объекту, размеру и другим признакам, но правонарушение всегда имеет социальный вред. Он может иметь материальный или моральный характер, быть измеримым или нет, более или менее значительным, ощущаемым отдельным человеком, коллективом и обществом в целом. Та или иная характеристика вреда зависит от видов нарушенных интересов, субъективных прав, объекта правонарушения.
Наличие вреда является необходимым социальным признаком всякого правонарушения, обусловливающим все правонарушения в качестве общественно опасных деяний.
Понятие общественной опасности, а значит, и противоправности, может распространяться только на сознательные, волевые виновные действия людей. Причинение вреда в результате действий сил природы, невменяемых, недееспособных и случайного (невиновного) поведения можно характеризовать понятием «опасности», а не «общественной опасности»
Правонарушение может составить только акт поведения, внешне выраженный правонарушителем. Нельзя считать правонарушением не проявленные через поступки мысли, чувства.
Мыслительные процессы
не регулируются правом, но их появление
в поведении может иметь
Правонарушением является деяние деликтоспособного лица. Деликтоспособностью называется признанная законом способность лица сознавать значение своих противоправных действий и нести за них юридическую ответственность.
Деликтоспособны все вменяемые лица, достигшие определенного возраста (за совершение некоторых преступлений - с 14 лет, за остальные преступления и за административные проступки - с 16 лет) (ст. 13, 14 Кодекса об административных правонарушениях РФ и ст.20 УК РФ).
Ответственность за нарушение валютного законодательства:
1. Осуществление валютных операций без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), либо с нарушением требований (условий, ограничений), установленных специальным разрешением (лицензией), а равно с использованием заведомо открытых с нарушением установленного порядка счетов резидентов в кредитных организациях за пределами Российской Федерации — влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от одной десятой до одного размера суммы незаконной валютной операции.
2. Невыполнение в установленный
срок обязанности по ввозу
на территорию Российской
3. Нарушение установленного порядка зачисления на счета в уполномоченных банках выручки, причитающейся за экспортированные работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности,— влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере стоимости работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности, явившихся предметами административного правонарушения.
4. Несоблюдение установленного
порядка ведения учета,
2 ПРАВОПРИМЕНЕНИЕ И АНАЛИЗ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В ВАЛЮТНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РФ
2.1 Практика применения валютного законодательства в РФ
Правоприменение - это форма реализации права, имеющая место в случаях, когда сами субъекты не могут реализовать свои права самостоятельно4. Такие случаи как:
- Возникновение спора о праве;
- Установление фактов, имеющих юридическое значение;
- Осуществление государственного надзора за отдельными видами общественных отношений;
- Привлечение к юридической ответственности;
- Другие случаи, когда правоотношение
не может сложиться без
В результате вступления в силу с 18 июня 2004 года основной части Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон № 173-ФЗ) и издания в развитие его положений ряда нормативных актов Банком России, являющимся согласно части 1 статьи 5 Федерального закона одним из двух органов валютного регулирования, произошло существенное изменение валютного законодательства в Российской Федерации. Ныне система валютного контроля и валютного регулирования в Российской Федерации строится на совершенно новых принципах, коренным образом отличных от тех, которые содержались в положениях предыдущей редакции Закона РФ от 09.10.92 № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон № 3615-1).
В настоящее время
по результатам практического
Виды ограничений, которые могут
быть применены органами валютного
регулирования в целях
До настоящего времени Правительство Российской Федерации не ввело ограничительных мер в соответствии с полномочиями, предоставленными ему статьей 7 Закона № 173-ФЗ. Без каких-либо ограничений проводятся валютные операции между резидентами и нерезидентами в связи с осуществлением российскими резидентами внешнеторговой деятельности, а также при приобретении резидентами у нерезидентов долей, вкладов, паев в имуществе (уставном или складочном капитале, паевом фонде кооператива) юридических лиц, при внесении резидентами вкладов по договорам простого товарищества с нерезидентами.
В пункте 8 статьи 1 предыдущей редакции Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» содержалась норма о подразделении операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте на текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала (в действующем законодательстве подобное деление валютных операций на две категории отсутствует). При этом в статье 9 Закона № 3615-1 были перечислены текущие валютные операции (закрытый перечень, состоящий из четырех видов операций), а в статье 10 — операции, связанные с движением капитала (включая все прочие валютные операции, которые не могли быть квалифицированы как относящиеся к четырем категориям текущих валютных операций). В соответствии с данной классификацией валютные операции между резидентами и нерезидентами по внешнеторговой деятельности относились к категории текущих валютных операций только в случае осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту/импорту товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности или с отсрочкой не более 90 календарных дней (в ином случае — к категории валютных операций, связанных с движением капитала). Валютные операции, связанные с переводом прямых инвестиций, то есть вложениями в уставный капитал предприятия-нерезидента в целях извлечения дохода и получения прав на участие в управлении предприятием, относились к операциям движения капитала. При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Закона № 3615-1 валютные операции, связанные с движением капитала, осуществлялись резидентами в порядке, устанавливаемом Банком России, и по вышеуказанным видам валютных операций это был в основном разрешительный порядок, когда до совершения валютной операции резиденту необходимо было получать разрешение Банка России. Таким образом, после вступления в силу нового валютного законодательства по операциям, связанным с внешнеторговой деятельностью и инвестированием средств в предприятия, являющиеся нерезидентами, произошла существенная либерализация валютного законодательства в условиях отсутствия ограничений, вводимых Правительством РФ.
Одновременно имеет
место установленный Банком России
порядок проведения валютных операций
в части представления
ЦБ РФ в соответствии
с положениями статьи 8 Закона №
173-ФЗ имеет право устанавливать
ограничения, касающиеся порядка проведения
валютных операций при предоставлении
и получении кредитов и займов
между резидентами и
Банк России с 18 июня 2004 года установил требование об использовании специальных банковских счетов резидентов в иностранной валюте и нерезидентов в валюте Российской Федерации в уполномоченных банках при проведении ими ряда валютных операций в соответствии с установленными режимами специальных банковских счетов. Виды и особенности использования специальных банковских счетов регламентируются Инструкцией Банка России от 07.06.2004 № 116-И «О видах специальных счетов резидентов и нерезидентов». Указанная Инструкция предусматривает открытие резидентам специальных банковских счетов в иностранной валюте следующих видов: счет «Ф» (физическому лицу-резиденту), счета «Р1» и «Р2» (физическому лицу — индивидуальному предпринимателю и юридическому лицу, за исключением кредитных организаций-резидентов). Нерезидентам (физическим лицам, юридическим лицам, в том числе кредитным организациям) открываются специальные банковские счета в валюте РФ следующих видов: счет «С», счет «А», счет «О», счет «В1», счет «В2». При этом нерезиденты открывают в уполномоченном банке специальные банковские счета в валюте РФ для проведения через них валютных операций в соответствии с режимами данных счетов при условии открытия или наличия открытых в данном уполномоченном банке обычных банковских счетов нерезидентов в валюте РФ для совершения через них всех прочих валютных операций, не подпадающих под режимы специальных банковских счетов. Исключением из общего порядка являются расчеты и переводы при предоставлении нерезидентами кредитов и займов в валюте РФ резидентам, если на основании соответствующего кредитного договора или договора займа срок возврата основной суммы долга составляет более трех лет, по которым не используются специальные счета нерезидентов «В2». Указанием Банка России от 16.12.2004 № 1529-У «О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 7 июня 2004 г. № 116-И “О видах специальных счетов резидентов и нерезидентов”» (п. 1.7) было установлено еще одно исключение из общего правила, а именно: расчеты и переводы при предоставлении банками-нерезидентами кредитов и займов в валюте РФ кредитным организациям-резидентам осуществляются без использования специальных счетов «В2».
Кроме применения специальных банковских счетов Банк России с 1 августа 2004 года Указанием от 29.06.2004 № 1465-У «Об установлении требований о резервировании при зачислении денежных средств на специальные банковские счета и при списании денежных средств со специальных банковских счетов» ввел также требование о резервировании средств на определенный срок в процентном отношении к сумме валютной операции при зачислении и списании иностранной валюты для резидентов и валюты РФ для нерезидентов на специальные банковские счета и со специальных банковских счетов. Порядок осуществления резидентами и нерезидентами внесения и возврата сумм для резервирования, а также порядок учета данных операций в уполномоченных банках был установлен Банком России Инструкцией от 01.06.2004 № 114-И «О порядке резервирования и возврата суммы резервирования при осуществлении валютных операций» на основании положений статьи 16 Закона № 173-ФЗ.
2.2 Анализ динамики правонарушений в валютном законодательстве
Как и в любой другой деятельности в валютной существуют: субъекты, объекты, а так же органы регулирующие деятельность и лица которые осуществляют эту деятельность. Участники (резиденты и нерезиденты) осуществляют свою деятельность на основе нормативно-правовой базы. Не всегда эта деятельность осуществляется качественно и добросовестно. В связи с этим возникает правонарушение в валютном законодательстве, которое подлежит юридической ответственности.
Правонарушение – деяние (действие или бездействие), противоречащее требование правовых норм и совершенное праводееспособным (деликтоспособным) лицом или лицами, что впоследствии влечет за собой юридическую ответственность.
Выявление правонарушений является одной из главных функций органов валютного контроля. В связи с этим следует провести анализ правонарушений в валютном законодательстве на основе данных контрольных органов ФТС и ФСФБН.
Федеральная таможенная
служба РФ – федеральный орган исполнител
11 мая 2006 указом Президента Российской Федерации Федеральная таможенная служба передана в подчинение Правительству Российской Федерации. Ранее ФТС России была подчинена Министерству экономического развития и торговли.Руководитель Федеральной таможенной службы — Бельянинов Андрей Юрьевич.
Информация о работе ФП равовое регулирование валютного контроля РФ