Государственный долг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 19:25, курсовая работа

Описание работы

Целью моей работы является рассмотрение сущности и особенностей государственного долга РФ, изучение его современного состояния и социально-экономического значения, анализ динамики и структуры внешнего долга и определение методов по его управлению.
Для достижения цели работы необходимо решение следующих задач:
анализ современного состояния внешнего и внутреннего долга РФ;
оценка влияния государственного долга на экономику России;
исследование путей совершенствования управления госдолгом;
раскрытие экономической сущности госдолга и его составляющих;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..…………3
ГЛАВА I. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ РФ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ………………………………………………...6
§ I.1. Понятие государственного долга и его классификация………………6
§ I.2. Современное состояние…………………………………………………9
ГЛАВА II. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕГО ДОЛГА.
§ II.1. Государственные программы...……………………………………….15
§ II.2. Управление государственным долгом...……………………………...21
ГЛАВА III. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВНЕШНЕГО ДОЛГА……………………………………...27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………...………………………………..33
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..36

Файлы: 3 файла

Защита.docx

— 28.96 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

курсовик.docx

— 131.77 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..…………3

ГЛАВА I. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ РФ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ………………………………………………...6

§ I.1. Понятие государственного долга и его классификация………………6

§ I.2. Современное состояние…………………………………………………9

ГЛАВА II. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕГО ДОЛГА.

§ II.1. Государственные программы...……………………………………….15

§ II.2. Управление государственным долгом...……………………………...21

ГЛАВА III. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВНЕШНЕГО ДОЛГА……………………………………...27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………...………………………………..33

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

«Весь мир  живет в долг. Будущие поколения, еще не родившись, уже потенциальные  должники. Подавляющее число стран  испытывает недостаток собственных  ресурсов для осуществления внутренних вложений, покрытия дефицита государственного бюджета, проведения социально-экономических  преобразований и выполнения долговых обязательств по внешним заимствованиям. Кто-то является одновременно и кредитором и заемщиком, кто-то - чистым должником»1.

В последние  десятилетия проблема государственного долга стала одной из актуальных проблем, стоящих перед мировым  экономическим сообществом. Несмотря на реализацию ряда мер и инициатив, направленных на сдерживание его роста, размеры мирового внешнего долга продолжают расти. При этом увеличение объемов внешнего долга наблюдается не только в развивающихся странах, испытывающих недостаток собственных ресурсов, но и в ряде развитых стран, имеющих значительные внутренние сбережения. В целом должниками промышленно развитых стран в настоящее время являются свыше 140 государств мира. По данным МБРР общая задолженность этих стран в 2010 г. превысила 5 трил. долларов, из которых 81% приходилось на развивающиеся страны и 19% на бывшие социалистические государства2.

В настоящее  время в прессе можно встретить  много публикаций на тему государственного внешнего и внутреннего долга  и соответственно истории его  возникновения. Толпы политиков  сражаются за право называться первооткрывателями в области урегулирования государственного внешнего долга. Кто-то как коммунисты  в каждом выступлении буквально кричат о том, что государство должно отказаться платить по долгам, совершенно не задумываясь о том, к каким последствиям для России это может привести. Проблема долга важна и для нас простых граждан, потому что пока государство не выплатит государственный долг, оно не сможет вкладывать больше денег в социальную сферу: в образование, в здравоохранение, в увеличение оплаты социальных нужд и т.д.

Проблема  обслуживания государственного внешнего долга - один из ключевых факторов макроэкономической стабильности в стране. От характера решения долговой проблемы будет зависеть бюджетная дееспособность России, состояние ее валютных резервов, а, следовательно, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инвестиционный климат, характер поведения всех сегментов отечественного финансового рынка.

Практически все страны мира, проводя экономические  преобразования, прибегают к внешним  источникам финансирования. Рациональное использование иностранных займов, кредитов и помощи способствует ускорению экономического развития, решению социально-экономических проблем. Однако отсутствие целостной государственной политики по привлечению и использованию внешних финансовых ресурсов ведет к образованию внешней задолженности, которая становится серьезным препятствием на пути экономических преобразований.

Таким образом, актуальность данной работы состоит  в том, что величина государственного долга (особенно в отношении к ВВП) является важным показателем экономики страны, так как обслуживание государственного долга требует средств из бюджета и тем самым диктует необходимость сокращения расходов, как правило, на социальные нужды, что отражается на жизненном уровне населения. Поэтому грамотное управление размерами и структурой государственного долга важная социально-экономическая задача.

Целью моей работы является рассмотрение сущности и особенностей государственного долга  РФ, изучение его современного состояния  и социально-экономического значения, анализ динамики и структуры внешнего долга и определение методов по его управлению.

Для достижения цели работы необходимо решение следующих  задач:

  • анализ современного состояния внешнего и внутреннего долга РФ;
  • оценка влияния государственного долга на экономику России;
  • исследование путей совершенствования управления госдолгом;
  • раскрытие экономической сущности госдолга и его составляющих;

Предметом исследования данной курсовой работы является государственный долг. Объектом исследования является финансовая система Российской Федерации, в целом.

Методологическую  базу составили: анализ научно-методической литературы, математически-статические методы и использование статистических данных.

Прежде,  чем  начать  основную  часть  моей  работы,  следует  сделать  одну оговорку, без которой рассматривать  ситуацию государственного долга в  России нельзя.

В результате бездарной и безответственной политики правительств переходного периода Россия потеряла колоссальные объёмы национального богатства. Более того, некогда богатейшее государство было обременено огромными долгами.

Также следует  помнить,  что экономическая политика последнего десятилетия нередко строилась на политических махинациях и неверных прогнозах экономистов. Экономический спад, инфляция и кризис государственных финансов - вот основные  характеристики  экономической  ситуации  в России последнего десятилетия.  Поэтому регулирование бюджетного дефицита  и государственного долга в России  проводится в крайне сложных условиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ РФ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

§ I.1. Понятие государственного долга и его классификация

Важнейшим источником финансирования государственной  деятельности (наряду с налогами) являются правительственные займы и денежные (кредитные) эмиссии. Такой источник финансирования известен в экономической литературе как финансирование за счет государственного долга, или дефицитное финансирование, широко используемое правительствами многих стран.

Потребность в заемных средствах обусловлена  различными причинами. Например, дефицит  финансовых ресурсов в бюджете может возникнуть в результате чрезвычайных обстоятельств (войн и локальных конфликтов, террористических актов и техногенных катастроф, крупных стихийных бедствий и т.д.), когда резервных фондов недостаточно и правительству приходится прибегать к дополнительным заимствованиям.

Государственный долг образуется в результате осуществления  государственными органами различных видов заимствований. Российское законодательство гласит: «Государственным долгом Российской Федерации являются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией».3 Государственный долг Российской Федерации полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.

Государственный долг может быть следствием экономической политики государства. Идея привлечения займов для решения различных социально-экономических задач не редкость. Практически все страны мира прибегают к внешним источникам финансирования. Подавляющее их число имеет дефицитные бюджеты и испытывает недостаток собственных ресурсов для осуществления внутренних вложений, проведения социально-экономических преобразований, выполнения долговых обязательств по внешним заимствованиям.

Структурно  государственный долг, включает: финансовую задолженность - денежные обязательства государства в связи с займом кредитных средств и административную задолженность - долги по платежам (например, задолженность по выплате заработной платы). Иногда в состав государственного долга могут также включаться долговые обязательства государства при поручительствах (например, финансовые гарантии для содействия экспортно-импортной деятельности).

Государственный долг различают по двум критериям:

1) по сроку выплаты;

2) по месту выплаты

По  сроку  различают  следующие  виды  долга:  краткосрочный  (до  1  года), среднесрочный (от 1 года до 5 лет), долгосрочный (свыше 5 лет) 4.

Наиболее  тяжелым является краткосрочный  долг, так как по нему  вскоре  приходится выплачивать основную сумму с высокими процентами.

Основополагающей  является классификация по месту  выплаты. В соответствии с ней различают внутренний и внешний долги. Государственным внутренним долгом РФ являются долговые обязательства Правительства РФ перед юридическими и физическими лицами, номинированные в рублях. Государственный внутренний долг РФ обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ.

Внутренний  государственный долг РФ включает в  себя задолженность по ГКО (государственным  краткосрочным обязательствам), ОФЗ (облигациям федерального займа), ОГСЗ (облигациям государственного сберегательного займа), а также просроченную задолженность по централизованным кредитам сельскому хозяйству и северным регионам.

Эмитентом облигаций государственного займа  от имени Российской Федерации выступает  Министерство финансов РФ, владельцами  облигаций государственного сберегательного  займа РФ могут быть юридические  и физические лица, которые по законодательству РФ являются резидентами и нерезидентами5.

Обслуживание  государственного внутреннего долга  Российской Федерации производится Центральным банком РФ и его учреждениями. Правительство РФ ежегодно публикует сведения о состоянии государственного внутреннего долга за предыдущий финансовый год.

Государственным внешним долгом РФ являются долговые обязательства Правительства РФ перед юридическими и физическими лицами, номинированные в основном в иностранной валюте. Внешний государственный долг РФ включает в себя задолженность по кредитам правительств иностранных государств (в том числе официальным кредиторам Парижского клуба и бывшим странам СЭВ), по кредитам иностранных коммерческих банков и фирм (кредиторы Лондонского клуба), по кредитам международных финансовых организаций (МВФ, МБРР, ЕБРР) и государственные ценные бумаги России.

Внешние заимствования осуществляются на основе международных договоров Правительством РФ или от имени российских юридических лиц. Законом установлен предельный размер государственных внешних заимствований РФ, который не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и выплате российского долга. Учет и регистрация заимствований и предоставляемых кредитов находится в ведении Минфина РФ, а их порядок определяется Правительством РФ6.

Погашение накопленного долга может происходить  различными способами: денежными выплатами, обменом долгового обязательства на налоговые освобождения, отказом от уплаты, аннулированием задолженности кредиторов, принятием задолженности другим органом.

§ I.2. Современное состояние

Россия сейчас имеет дело с тремя  группами кредиторов: официальными кредиторами, в основном входящими в Парижский  клуб, коммерческими банками, или  Лондонским клубом, и, наконец, коммерческими  фирмами и банками.

Лондонский клуб кредиторов - крупная (около 1 тыс. членов) неофициальная организация зарубежных коммерческих банков и финансовых институтов, созданная ими для ведения переговоров со странами-должниками, столкнувшимися с серьезными проблемами обслуживания и погашения своих соответствующих обязательств по внешнему долгу.

Обязательства России перед этим клубом составляют межбанковские кредиты, предоставленные Внешэкономбанку  в советское время, а также  векселя, использующиеся во внешнеторговых расчетах. Россия в списке должников  клуба занимает 4 место после Бразилии, Мексики, Аргентины.

Парижский клуб - объединение стран-кредиторов (Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония), созданное в 1956 году для обсуждения и урегулирования проблем задолженности суверенных государств. Россия - член Парижского клуба с 1997 года.

К обязательствам России перед Парижским  клубом относится задолженность по кредитам, предоставленным иностранными банками в рамках межправительственных соглашений под гарантии своих правительств или застрахованным правительственными страховыми организациями. Двойственное положение России в составе Парижского клуба заключается в том, что мы выступаем в качестве должника одних стран и, одновременно, кредитора других стран.7

Структура государственного внешнего долга Российской Федерации* по состоянию на 1 ноября 2011 года8

Категория долга

млн. долларов США

эквивалент  млн. евро**

Государственный внешний  долг Российской Федерации (включая  обязательства бывшего  Союза  ССР, принятые Российской Федерацией)

35964,4

25369,9

     

Задолженность перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба

577,9

407,7

     

Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба

1484,1

1046,9

     

Задолженность перед официальными кредиторами - бывшими  странами СЭВ

1043,1

735,8

     

Коммерческая  задолженность бывшего СССР***

57,8

40,8

     

Задолженность перед международными финансовыми  организациями

2626,7

1852,9

Задолженность по внешним облигационным займам

29183,4

20586,5

внешний облигационный заем с погашением в 2015 году

2000

1410,8

внешний облигационный заем с погашением в 2018 году

3466,4

2445,2

внешний облигационный заем с погашением в 2020 году

3500

2469

внешний облигационный заем с погашением в 2028 году

2499,9

1763,5

внешний облигационный заем с погашением в 2030 году

17717,1

12498

Задолженность по ОВГВЗ

24,6

17,3

     

Государственные гарантии Российской Федерации в  иностранной валюте

966,8

682

титульный.docx

— 14.75 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Государственный долг