Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 19:25, курсовая работа
Целью моей работы является рассмотрение сущности и особенностей государственного долга РФ, изучение его современного состояния и социально-экономического значения, анализ динамики и структуры внешнего долга и определение методов по его управлению.
Для достижения цели работы необходимо решение следующих задач:
анализ современного состояния внешнего и внутреннего долга РФ;
оценка влияния государственного долга на экономику России;
исследование путей совершенствования управления госдолгом;
раскрытие экономической сущности госдолга и его составляющих;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..…………3
ГЛАВА I. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ РФ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ………………………………………………...6
§ I.1. Понятие государственного долга и его классификация………………6
§ I.2. Современное состояние…………………………………………………9
ГЛАВА II. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕГО ДОЛГА.
§ II.1. Государственные программы...……………………………………….15
§ II.2. Управление государственным долгом...……………………………...21
ГЛАВА III. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВНЕШНЕГО ДОЛГА……………………………………...27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………...………………………………..33
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..36
В программе государственных
внешних заимствований в
Из данной гистограммы19 видно, что правительство с каждым годом в рамках реализации программы снижало поступления кредитов от иностранных государств, но остаётся непонятным тот факт, что использование средств осуществлялось в «половинчатом объёме». Ведь если с 2000 года бюджет был с профицитом, то данные привлечённые средства должны были расходоваться только с теми целевыми аспектами, для решения которых они привлекались. Сам собой напрашивается вывод о неэффективном использовании данных средств. Но всё же если сравнить процент использования по годам (2000-36%, 2001-46%, 2002-51%, 2003-44%, 2004-51%) наблюдается тенденция к увеличению доли использованных средств, т.е. к увеличению эффективности.
В настоящее время из общего объёма привлечённых средств с каждым годом всё больше ассигнований направляется на социальную сферу, но за счёт этого происходит уменьшение поступлений в промышленность.
Структура государственных внешних заимствований (кредиты правительств иностранных государств)
Рассмотрение портфеля проектов программы государственных внешних заимствований за последние несколько лет в целом позволяет сделать вывод о том, что наблюдается значительное распыление средств по большому числу несвязанных между собой проектов.
Во многом это явилось следствием того, что у России нет единой стратегии привлечения средств, а программы заимствований в известной степени формировались в соответствии со стратегическими и тактическими целями международных финансовых организаций и инициативами отдельных министерств и ведомств.
Однако 50 % средств, привлекаемых правительством у международных организаций, тратиться на инфраструктурные проекты20.
Структура государственных внешних заимствований (международные финансовые организации)
Из заключения Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2008 год и на период до 2010 года» следует: «За период с начала 2008 года по конец 2010 года государственный долг в абсолютном размере увеличится на 56,2 %, в процентах к ВВП - с 8,5 до 9,1 %. Государственный внутренний долг увеличится на 102,7 %, в процентах к ВВП - с 4,6 до 6,4 %. Государственный внешний долг в рублевом эквиваленте увеличится на 2 %, в процентах к ВВП - снизится с 3,9 до 2,8 %.
Верхний предел государственного внутреннего долга на начало 2008 года (по ожидаемой оценке исполнения федерального бюджета в 2007 году) составит 1 409,2 млрд. рублей, что на 45,9 млрд. рублей, или 3,4 %, превышает верхний предел государственного внутреннего долга на 1 января 2008 года, определенный Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2007 год»21.
Расходы на обслуживание государственного долга в 2010 году по сравнению с ожидаемым исполнением федерального бюджета в 2007 году увеличились на 57,5 %.
Расходы на обслуживание государственного внутреннего долга увеличились более чем в 2 раза в 2010 году по сравнению с ожидаемым объемом в 2007 году и составили 170,9 млрд. рублей, что превышает сумму расходов, предусмотренных в 2010 году на ЖКХ, охрану окружающей среды, культуру, кинематографию и средства массовой информации.
По
экспертной оценке Счетной
Счетная палата отмечает, что отличительной особенностью долговой политики на 2008 - 2010 годы являлся рост государственного долга относительно ВВП, увеличение абсолютных объемов государственного внешнего долга»23.
Динамика государственного долга в 2008 - 2010 годах (на конец года) представлена в следующей таблице24:
Государственный долг РФ |
Гос. внутренний долг РФ |
Гос. внешний долг РФ | ||||
млрд. руб. |
% к ВВП |
млрд. руб. |
% к ВВП |
млрд. руб. |
% к ВВП | |
2007 г. |
2617,6 |
8,5 |
1409,2 |
4,6 |
1208,4 |
3,9 |
2008 г. |
2957,1 |
8,4 |
1824,7 |
5,2 |
1132,4 |
3,2 |
2009 г. |
3440,3 |
8,7 |
2275,8 |
5,7 |
1164,5 |
2,9 |
2010 г. |
4089,7 |
9,1 |
2856,8 |
6,4 |
1232,9 |
2,8 |
Прирост 2010 г. к 2007 г., % |
56,2 |
102,7 |
2,0 |
Подводя итог необходимо отметить, что экономика России уже перешла все мыслимые критические пороги по наращиванию долга и поэтому имеет смысл выработать прогноз выхода из «долговой ямы», глубина которой такова, что ставит под сомнение многие позитивные проектировки развития экономики России в ближайшей перспективе. Стратегическая концепция выхода из долгового кризиса представляет собой сложный комплекс взаимосвязанных мер25:
Под управлением государственным долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определение условий и выпуску новых государственных ценных бумаг26. Управление является одним из элементов макроэкономической политики. Эффективное использование долга может стать мощным фактором экономического роста.
Управление реальной динамикой долговых обязательств предполагает контроль за двумя важнейшими показателями – величиной государственного долга и стоимостью его обслуживания. В условиях экономического роста важны не абсолютные их размеры, а доля государственного долга в ВВП и соотношение реального процента (стоимости обслуживания за вычетом инфляционной составляющей) и темпа экономического роста.
Вопросы управления государственным долгом в настоящее время регулируются: Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг», федеральными законами о бюджете на очередной финансовый год, другими нормативно-правовыми документами, в частности актами Банка России и Внешэкономбанка.
Организационная система управления государственным долгом включает27:
В процессе управления государственным долгом органами государственной власти должны решаться следующие основные задачи28:
Эффективное использование мобилизованных средств и контроль над целевым использованием выделенных кредитов должны максимально способствовать решению задач, определенных финансовой политикой.
Государственный долг представляет собой сложное экономико-финансовое образование, особый финансовый механизм, требующий использования системы методов для его регулирования.
К ключевым из них можно отнести30:
Оптимальным на данный момент методом управления внешним долгом является реструктуризация. Реструктуризация долга - основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств31. Она, безусловно, должна проходить при особых условиях. Для возможности оплаты внешнего долга наша страна должна добиваться тех условий, при которых возможен экономический рост, так как тяжелое бремя внешних долгов государство с кризисной экономикой едва ли вынесет. Термин "реструктуризация" означает составление нового, более приемлемого для должника графика выплаты долга, нежели это вытекает из оригинальных схем кредитных соглашений - такого графика, в котором предусматривается рыночный льготный период. Это значит, что в течение нескольких лет Россия будет платить только незначительные проценты, а погашение основных сумм перенесется на несколько лет.
В мировой практике известны четыре основных схемы реструктуризации суверенного долга32: