Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 19:25, курсовая работа
Целью моей работы является рассмотрение сущности и особенностей государственного долга РФ, изучение его современного состояния и социально-экономического значения, анализ динамики и структуры внешнего долга и определение методов по его управлению.
Для достижения цели работы необходимо решение следующих задач:
анализ современного состояния внешнего и внутреннего долга РФ;
оценка влияния государственного долга на экономику России;
исследование путей совершенствования управления госдолгом;
раскрытие экономической сущности госдолга и его составляющих;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..…………3
ГЛАВА I. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ РФ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ………………………………………………...6
§ I.1. Понятие государственного долга и его классификация………………6
§ I.2. Современное состояние…………………………………………………9
ГЛАВА II. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕГО ДОЛГА.
§ II.1. Государственные программы...……………………………………….15
§ II.2. Управление государственным долгом...……………………………...21
ГЛАВА III. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВНЕШНЕГО ДОЛГА……………………………………...27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………...………………………………..33
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..36
* в соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации внешним долгом являются обязательства, возникающие в иностранной валюте9
** объем государственного внешнего долга Российской Федерации в евро исходя из соотношения доллар/евро по курсу Банка России на последний день месяца перед отчетной датой
*** обязательства, не урегулированные по завершении переоформления коммерческой задолженности бывшего СССР и расчетов с Лондонским клубом кредиторов
Таким образом, Россия подошла к 2011 году с достаточно неплохими показателями. Общий объем внешних заимствований в их абсолютном исчислении сократился. Правда, с точки зрения экономической политики более важным является другой вопрос: на сколько сократится общая долговая нагрузка в процентах от внутреннего валового продукта (ВВП). Важно, чтобы сокращался именно этот показатель - в идеальной ситуации, за счет роста экономики, а уже потом за счет снижения абсолютной суммы долга.
Общий внешний долг РФ10
год |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
млрд. долларов США на конец периода |
158,40 |
139,30 |
129,30 |
122,10 |
119,70 |
114,10 |
76,50 |
52,00 |
46,90 |
% ВВП |
89,50 |
53,70 |
43,10 |
35,70 |
27,70 |
19,30 |
10,00 |
5,30 |
3,50 |
% к предыдущему периоду |
100,60 |
87,90 |
92,80 |
94,40 |
98,00 |
95,30 |
67,00 |
68,00 |
86,30 |
Из данной таблицы видно, что долговая нагрузка в процентах от ВВП сокращается, но несмотря на это общий внешний долг России остается очень велик.
Не стоит забывать о всемирном экономическом кризисе, который оказывает замедляющее влияние на российскую экономику - «если в конце 2008 года темпы роста ВВП приближались к 9 процентам в год, то уже по итогам 2011-го ожидается снижение до 4,5-3 процентов»11.
Также порядок выплат в 2002-2010 гг. показывает, что без радикального изменения экономической ситуации вероятность долгового кризиса все-таки очень велика. В связи с этим следует обратить внимание на практику принятия федеральных бюджетов с огромным бюджетным дефицитом. Именно продолжительный и значительный дефицит бюджета явился одной из основных причин стремительного роста объема государственного долга.
График выплат по внешнему долгу в 2001-2010 гг. (млрд. долл.) 12
Структура долга |
Год | |||||||||
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | |
Российский долг: |
7,5 |
7,7 |
8,1 |
5,1 |
7,4 |
3,0 |
4,8 |
4,2 |
1,4 |
1,3 |
еврооблигации |
2,6 |
1,5 |
3,1 |
2,5 |
4,9 |
0,9 |
3,2 |
3,2 |
0,7 |
1,7 |
привилегированные кредиторы |
2,8 |
4,4 |
3,8 |
2,0 |
2,1 |
1,9 |
1,4 |
0,9 |
0,6 |
0,5 |
правительства иностранных государств |
2,1 |
1,8 |
1,2 |
0,6 |
0,4 |
0,2 |
0,2 |
0,1 |
0,1 |
0 |
Советский долг: |
4,1 |
5,0 |
5,2 |
5,2 |
5,2 |
5,8 |
6,8 |
7,4 |
8,9 |
8,8 |
Лондонский клуб |
0,9 |
1,1 |
1,1 |
1,1 |
1,1 |
1,7 |
2,0 |
2,2 |
2,7 |
2,4 |
Парижский клуб |
1,1 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
2,1 |
2,5 |
3,3 |
3,4 |
платежи государствам, не входящим в Парижский клуб |
0,3 |
0,4 |
0,4 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
ОВГВЗ (облигации внутреннего государственного валютного займа) |
0,3 |
0,3 |
3,8 |
0,2 |
0,2 |
2,5 |
0,7 |
2,9 |
0,1 |
0,1 |
Всего |
10,1 |
10,9 |
14,9 |
8,4 |
10,7 |
9,1 |
10,1 |
12,3 |
7,9 |
7,6 |
Платежи до реструктуризации |
15,7 |
16,2 |
21,8 |
17,9 |
21,2 |
19,8 |
20,2 |
24,0 |
17,7 |
19,8 |
Чем обременительнее для страны
накопленный внешний долг, тем
в большей мере его обслуживание
взаимодействует с
Итак, современному российскому государственному долгу присущи следующие черты13:
1. Понятия внутреннего и внешнего долга постепенно смыкаются. Этот процесс ускоряется при использовании такой формы заимствования, как выпуск ценных бумаг, в том числе номинированных в валюте;
2. Большую часть российского долга составляют краткосрочные заимствования, из-за чего на протяжении последних десяти лет постоянно возникает вопрос о реструктуризации задолженности;
3. Отсутствует система долгового управления, т.е. не существует единого органа, который бы занимался исключительно проблемами долга. Сегодня долгами в России занимаются Министерство финансов, Внешэкономбанк, частично Центральный банк;
4. Выдаваемые России кредиты принесли ей мало пользы, но привели к увеличению долгового бремени;
5. Усиливается связь государственных обязательств и обязательств самостоятельных хозяйственных структур, имеющих системообразующее значение для экономики (крупные российские банки). Конечно, государство не должно отвечать по обязательствам частных финансовых структур. Однако банкротство крупных структурообразующих банковскую систему кредитных учреждений может вызвать катастрофические последствия для платежной системы страны;
6. Еще одним новым моментом в оценке величины внешнего долга являются долги регионов, которые с 1997 года получили право самостоятельного размещения внешних займов. Формально правительство не несет ответственности по долгу местных и муниципальных органов власти, однако эти заимствования несут потенциальную угрозу бюджету в случае применения к должникам принятых в таких случаях санкций;
7. Правительство стало осознавать проблему предстоящих значительных выплат по внешнему долгу в ближайшие годы. Об этом свидетельствует прописанный в бюджете механизм создания финансового резерва и заявления руководства страны о досрочном погашении обязательств перед кредиторами;
8. Существует просроченная задолженность предприятий по кредитам, которые брались предприятиями в банках, в том числе и зарубежных, под гарантии государства. По ранее гарантированным кредитам эта задолженность составляет примерно 800 млн. долл14.
В ближайшие 10-15 лет будущее России будет определяться тем, на каких условиях удастся добиться урегулирования внешнего долга. Причем уже сейчас переговоры должны начинаться с учетом долгосрочной перспективы: Россия только тогда сможет выполнять свои обязательства, когда ее экономика достигнет достаточно высоких темпов роста.
В условиях обременительного внешнего долга существенно возрастают трудности в укреплении доверия к национальной валюте, противодействии инфляции, в обеспечении необходимыми валютными резервами.
Все это
свидетельствует о
Глава II. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕГО ДОЛГА
§ II.1. Государственные программы
В контроле
и регулировании нуждаются
В 1999 году проблема платежей по государственным долгам достигла своего апогея. Нужно было выбирать из двух, как говорится, зол: не платить по долгам – что приведёт к ещё большему недоверию инвесторов и осуждению мировым сообществом, или платить, но так как свободных денег в экономике нет, то придётся выплачивать за счёт резервов Центробанка. Из двух зол правительство выбрало меньшее, а точнее вариант номер 2. Но Центробанк истратил огромную часть своих золотовалютных резервов в 1998 году на погашение внутреннего долга, и к 1999 году они находились всего лишь на уровне $13 млрд. Ничего не оставалось делать, как «включить печатный станок», что привело к взлёту инфляционных процессов и удорожанию американской валюты. В 1999-2000 гг. Центробанк профинансировал $6,9 млрд. в качестве платы по долгам Российской Федерации16.
Достигнутая в начале 2000 г. договоренность о полномасштабной реструктуризации российского коммерческого долга Лондонскому клубу кредиторов с частичным его списанием вызвала у некоторых представителей российских властей надежду на повторение подобного успеха в отношениях с Парижским клубом. В рамках осуществления такого плана в бюджет 2001 г. не были включены необходимые финансовые средства, а в начале 2001 г. была предпринята попытка в одностороннем порядке прекратить платежи Парижскому клубу в части долга, унаследованного от бывшего СССР. Угроза применения санкций со стороны официальных кредиторов вынудила российские власти отказаться от дальнейшего осуществления этого плана. 19 января 2001 г. они официально заявили о проведении политики обслуживания и погашения долга в соответствии с официальным графиком платежей.
Таким образом, лишь в 2001 году правительство продекларировало официально о том, что составление программ и планов урегулирования долгов является первоочередной задачей. Разобравшись с дисбалансом на федеральном уровне, правительство принялось за субъекты и власти на местах. И до сих пор этот процесс продолжается17.
Бюджетный Кодекс РФ даёт следующую характеристику государственным программам. Программа государственных внешних заимствований Российской Федерации представляет собой перечень внешних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год с разделением на несвязанные (финансовые) и целевые иностранные заимствования с указанием по каждому из них18:
1) для несвязанных (финансовых) заимствований:
2) для целевых иностранных