Государственный и муниципальный заказ. Механизм финансирования государственных нужд

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 18:09, курсовая работа

Описание работы

Для достижения оптимальных параметров функционирования экономики и решения, стоящих перед государством приоритетных задач, необходима организация рационального и эффективного расходования бюджетных ресурсов. Поскольку система государственного заказа служит реализации этой цели, ее совершенствование с полным основанием может быть отнесено к категории задач государственной важности. В условиях стабильности российской экономики и роста расходной части бюджетов организация эффективной работы системы государственного заказа и создание объективной системы оценки ее эффективности приобретает все большее значение.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3
1. Государственный заказ
Государственный заказ и его место в экономике…………………...………....5
1.2 Формирование нормативно-правовых основ государственного регулирования в сфере государственных заказов Российской Федерации.…10
2. Муниципальный заказ
2.1 Понятие и значение муниципального заказа…………..…………………13

2.2.Порядок размещения муниципальных заказов. ………………...............…18

2.3.Процесс формирования и оформления заказа………………….……….…21

3. Механизм финансирования государственных нужд……………………..28
Заключение……………………………………………………………..………….39
Список использованной литературы...................................................................43

Файлы: 1 файл

курсовая 1.docx

— 82.84 Кб (Скачать файл)

Государственный заказ реализуется путем заключения договоров поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг для государственных нужд (государственные контракты). Эти договора осуществляются на конкурсах (торгах, тендерах) или с использованием аналогичных процедур, а также напрямую. Государственные контракты могут заключаться как с производителем продукции, так и посредником (дилером, дистрибьютором)

Используя государственный заказ как инструмент регулирования и программирования экономики, науки и техники государство привлекает и потенциал частного предпринимательства к обеспечению устойчивости экономического развития, решению актуальных социально-экономических задач. В этом случае, в процессе воздействия системы государственных заказов на экономику наряду со стимулирующим возникает и синергетический эффект [16,стр 37].

Наряду с государственными заказами на федеральном уровне существуют региональные госзаказы — конкретные задания администраций субъектов РФ государственным заказчикам и исполнителям, предприятиям и организациям на поставку продукции, выполнение работ и услуг на условиях конкурсов и договоров.

Региональный заказ — это соглашение, заключенное между заказчиком регионального заказа и исполнителем регионального заказа в целях обеспечения нужд субъекта Федерации, предусмотренных в составе расходов регионального бюджета.

 

 

 

 

1.2 Формирование нормативно-правовых  основ государственного      регулирования в сфере государственных заказов Российской Федерации

              Формирование системы размещения государственных заказов  осуществляется на основании:  Положения «О Департаменте стратегии социально-экономических реформ Министерства экономического развития Российской Федерации», Положения «О Совете по государственным закупкам при Минэкономразвития России».

В соответствии с положением о Департаменте стратегий и социально-экономических реформ осуществляет подготовку  заключений  по  представляемым в Министерство проектам   нормативных   правовых  актов  с  позиции  их  соответствия нормативным правовым актам, определяющим стратегию проводимых в стране социально-экономических  реформ,  государственную  политику  в области размещения   государственных  и  муниципальных  заказов  и  подготовку соответствующих предложений руководству Министерства.

Разрабатывает совместно  с  заинтересованными  структурными подразделениями  Министерства  проектов  нормативных правовых актов по вопросам  размещения  заказов  на  поставки товаров, выполнение работ, оказание  услуг  для государственных и муниципальных нужд, а также для нужд  субъектов  естественных  монополий;  разработку  предложений  по совершенствованию  системы  размещения  заказов  для государственных и муниципальных нужд, а также для субъектов естественных монополий.

Департамент осуществляет методическое  обеспечение  размещения заказов на поставки товаров,  выполнение  работ,  оказание  услуг  для  государственных  и муниципальных нужд.

Также занимается обобщением опыта размещения заказов для государственных и муниципальных нужд, а также для нужд субъектов естественных монополий; анализом данных федерального государственного статистического наблюдения и  отчетной  информации  государственных  и  муниципальных заказчиков, субъектов   естественных   монополий  о  размещенных  заказах,  осуществляет оценку эффективности   размещения   заказов,  обеспечение  государственных  и муниципальных заказчиков необходимой информацией.

Занимается мониторингом    и    обобщением    практики    применения законодательства  по вопросам размещения заказов для государственных и муниципальных   нужд,   в   том  числе  с  применением  информационных компьютерных и электронных технологий; формированием  прогноза  объема  закупок  продукции  для государственных  и  муниципальных  нужд  и рассмотрением предложений по экономическому  обоснованию  объемов  закупок. Разрабатывает Методические рекомендации   по  составлению  прогнозов  объемов  государственных  и муниципальных закупок и их экономическому обоснованию.

        Департамент стратегии социально-экономических реформ Министерства экономического развития Российской Федерации осуществляет установление  условий  допуска  товаров, происходящих из иностранного  государства  или  группы  иностранных государств, работ, услуг,   выполняемых,   оказываемых  иностранными  лицами,  для  целей размещения  заказа  на  поставки  товаров,  выполнение работ, оказание услуг  для  государственных  или  муниципальных  нужд в соответствии с запретами  и  ограничениями,  установленными Правительством Российской Федерации. Также в ведении Департамента находится сайт Российской Федерации в сети Интернет для  размещения  информации о размещении заказов на поставки товаров,    выполнение   работ,   оказание   услуг   для   федеральных государственных   нужд; участвует в  работе  по  взаимодействию  с международными организациями  и  иностранными  учреждениями  по вопросам, связанным с развитием  и функционированием системы государственных и муниципальных закупок.

Обеспечивает информационно-аналитическое и организационно-техническое обеспечение   деятельности  Совета  по  государственным  закупкам  при Минэкономразвития России; координацию и организацию работ по проведению ежегодного форума-выставки "Госзаказ", а также проведение семинаров и конференций по вопросам размещения государственного и муниципального заказа.

Основными функциями Совета по государственным закупкам при Минэкономразвития Российской Федерации:

  • рассмотрение  предложений заинтересованных федеральных органов государственной власти  и подготовка рекомендаций  о совершенствовании системы формирования, размещения и исполнения государственных заказов 
  • координация  работ по проведению анализа и систематизации нормативной базы государственных закупок;
  • рассмотрение вопросов о целесообразности способов, форм, методов и технологий размещения федеральными органами государственной власти заказов для государственных нужд и подготовка соответствующих решений;
  • рассмотрение обращений федеральных органов государственной власти о согласовании размещения  заказов на поставки товаров (работ, услуг) для государственных нужд на основе двухэтапных открытых конкурсов, закрытых (в том числе двухэтапных) 
  • конкурсов, а также у единственного источника (поставщика);
  • организация  межведомственных мероприятий по совершенствованию государственной политики в сфере государственных закупок.

Минэкономразвития России осуществляет нормативно-правовое регулирование в сфере закупок товаров (работ, услуг) для государственных нужд с учетом рекомендаций Совета.

 

 

 

 

 

2.Муниципальный  заказ

2.1. Понятие и значение муниципального заказа

 

Отношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности, а также с физическими лицами строятся на договорной основе (п. 1 ст. 32 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). Вместе с тем в рамках комплексного подхода к социально-экономическому развитию территории, муниципальные образования вправе координировать деятельность хозяйствующих субъектов (п. 2 ст. 32 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Формой договорного взаимодействия органов местного самоуправления с предприятиями может стать муниципальный заказ. Муниципальный заказ формируется на основе социальных норм - показателей необходимой бюджетной обеспеченности населения важнейшими жилищно-коммунальными, социально-культурными и другими услугами в натуральном и денежном выражении. Его целями являются развитие добросовестной конкуренции, эффективное и открытое расходование средств местных бюджетов, содействие обеспечению занятости населения и приоритета российского товаропроизводителя. Муниципальный заказ направлен на снижение расходов местного бюджета.

Кроме того, муниципальный заказ способствует развитию малого бизнеса, позволяет ему не ограничиваться торгово-посреднической деятельностью, а проникать в реальный сектор экономики. По имеющимся данным наибольшее количество контрактов заключается местными (муниципальными) органами самоуправления, именно на этом уровне малые предприятия выполняют больше всего заказов.

Однако на практике обострилась проблема несвоевременной оплаты заказов, что связано с дефицитом бюджетов. Это ставит в тяжелое положение исполнителей муниципального заказа и является причиной отказа предприятий от участия в его выполнении, что, в свою очередь, влечет новые проблемы для муниципалитетов.

По мнению отдельных авторов, привлечению малых предприятий к выполнению муниципальных заказов будет способствовать использование методических материалов по организации взаимодействия малых и крупных предприятий в реализации государственных контрактов, которые должны включать:

  1. типовые схемы, порядок и условия участия малых предприятий, в том числе совместно с крупными предприятиями, в исполнении муниципальных заказов;
  2. перечень документов, защищающих интересы участвующих в торгах малых предприятий;
  3. перечень и источники документов (инструкций), предоставляемых предприятиям при подготовке и подаче ими квалификационных заявок для участия в конкурсе.

Целям привлечения к участию малых предприятий в торгах по муниципальным заказам может послужить проведение конкурсов по упрощенной процедуре с разделением объектов торгов на отдельные лоты, что предоставит возможность малым предприятиям конкурировать с другими хозяйствующими субъектами. В соответствии со ст. 12 ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" размещение муниципального заказа на выполнение работ (оказание услуг), финансируемых за счет средств местного бюджета, осуществляется на основе открытого конкурса, правила которого устанавливаются представительным органом местного самоуправления.

Постановлением городской Думы г. Нижний Новгород от 21 апреля 1998 г. утверждено Положение о порядке проведения открытых конкурсов на размещение муниципального заказа в Нижнем Новгороде. Муниципальный заказ в Положении определен как форма закупок товаров, работ (оказания услуг) в интересах городских нужд, финансируемых за счет средств бюджета города. В качестве муниципального заказчика могут выступать: администрация города, ее структурные подразделения или по поручению администрации города муниципальные унитарные предприятия.

В подготовке и проведении конкурсов на размещение муниципального заказа в городе участвуют:

  1. тендерный комитет - состав которого утверждается представительным органом местного самоуправления и который осуществляет координацию работ по подготовке и проведению конкурсов по поручению администрации города (определяет предмет конкурсов и графики их проведения, утверждает состав конкурсной комиссии по представлению муниципального заказчика, утверждает конкурсную документацию, рассматривает результаты работы конкурсной комиссии, принимает решение о выборе победителя конкурса либо о закрытии конкурса без объявления победителя);
  2. организатор конкурса - по поручению главы администрации города разрабатывает конкурсную документацию, публикует объявление о назначении даты конкурса, организует утверждение и распространение конкурсной документации, публикует отчет о проведенном конкурсе, осуществляет иные полномочия по поручению тендерного комитета;
  3. конкурсная комиссия - орган, которому тендерный комитет по представлению муниципального заказчика поручает проведение конкурса (принимает и регистрирует заявки на участие в конкурсе, производит ознакомление претендентов с конкурсной документацией, проводит квалификационный отбор претендентов, обеспечивает сбор, регистрацию, хранение и оценку представленных оферт, обеспечивает соблюдение порядка и сроков проведения конкурса, осуществляет саму процедуру конкурса и ее соответствующее оформление).

Из текста Положения следует, что заказчиком, организатором и координатором работы по проведению конкурса на размещение муниципального заказа могут быть разные субъекты.

Данная схема проведения конкурса в сочетании с правом главы администрации города утверждать порядок подготовки и прохождения документов на проведение торгов для муниципальных нужд допускает широкие полномочия исполнительного органа местного самоуправления в выборе оснований и порядка формирования муниципального заказа. Вместе с тем практика размещения муниципальных заказов указывает на необходимость участия в их подготовке и размещении следующих субъектов:

  1. структурные подразделения местной администрации - для подготовки предложений к сводному проекту муниципального заказа;
  2. специально уполномоченное структурное подразделение местной администрации - для осуществления подготовки и контроля за реализацией договоров, финансируемых из местного бюджета;
  3. хозяйствующий субъект - подрядчик при выполнении муниципального заказа.

Информация о работе Государственный и муниципальный заказ. Механизм финансирования государственных нужд