Государственный и муниципальный заказ. Механизм финансирования государственных нужд

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 18:09, курсовая работа

Описание работы

Для достижения оптимальных параметров функционирования экономики и решения, стоящих перед государством приоритетных задач, необходима организация рационального и эффективного расходования бюджетных ресурсов. Поскольку система государственного заказа служит реализации этой цели, ее совершенствование с полным основанием может быть отнесено к категории задач государственной важности. В условиях стабильности российской экономики и роста расходной части бюджетов организация эффективной работы системы государственного заказа и создание объективной системы оценки ее эффективности приобретает все большее значение.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3
1. Государственный заказ
Государственный заказ и его место в экономике…………………...………....5
1.2 Формирование нормативно-правовых основ государственного регулирования в сфере государственных заказов Российской Федерации.…10
2. Муниципальный заказ
2.1 Понятие и значение муниципального заказа…………..…………………13

2.2.Порядок размещения муниципальных заказов. ………………...............…18

2.3.Процесс формирования и оформления заказа………………….……….…21

3. Механизм финансирования государственных нужд……………………..28
Заключение……………………………………………………………..………….39
Список использованной литературы...................................................................43

Файлы: 1 файл

курсовая 1.docx

— 82.84 Кб (Скачать файл)

Положение предусматривает обязанность претендента предоставлять конкурсные гарантии, а именно - гарантировать собственными активами в форме, установленной конкурсной документацией, свое участие в конкурсе, заключение контракта и его выполнение.

Требование предоставления конкурсных гарантий понятно и объясняется стремлением представительного органа местного самоуправления оградить местный бюджет от недобросовестных хозяйствующих субъектов, желающих получить средства местного бюджета, но не способных реализовать их в рамках договора. В случае ненадлежащего исполнения условий договора может оказаться, что даже взысканного в судебном порядке имущества окажется недостаточно для возмещения ущерба, причиненного местному бюджету. Вместе с тем предоставление конкурсных гарантий могут обеспечить чаще всего только крупные предприятия. Данное обстоятельство не способствует привлечению малого предпринимательства к деятельности, связанной с удовлетворением потребностей населения муниципального образования.

Таким образом, развитию отношений, связанных с реализацией муниципального заказа, будет способствовать наличие в структуре органов самоуправления служб муниципального заказа. Полезно также принятие на уровне муниципалитетов нормативных актов, позволяющих привлечь в качестве исполнителей муниципального заказа как крупные организации, так и малые предприятия. Федеральный закон «Об основах муниципального заказа» мог бы упорядочить эту работу.

Рассмотрим здесь основные понятия, используемые при анализе проблемы муниципального заказа.

Объектом удовлетворения муниципальных потребностей являются товары, работы, услуги. К товарам в соответствии со ст. 455 Гражданского кодекса РФ относятся любые вещи, кроме вещей, изъятых из оборота. Это могут быть вещи, объединяемые родовыми признаками и индивидуально-определенные; движимые и недвижимые; предназначенные для личного, домашнего или семейного назначения либо приобретаемые для предпринимательской деятельности. К вещам (товарам) относятся предметы внешнего мира, находящиеся в твердом, жидком, газообразном и ином физическом состоянии. С учетом п. п. 2 и 4 ст. 454 ГК РФ под товаром следует понимать и иные объекты гражданского оборота, упомянутые в ст. 128 Кодекса: ценные бумаги, валютные ценности, имущественные права. Товары служат объектом купли-продажи по договору купли-продажи, поставки по договору поставки, поставки для государственных нужд по государственному контракту или договору поставки для государственных нужд.

К работам относятся действия, направленные на достижение материального результата, отделимого от действия, по изготовлению или переработке вещи, проектные, изыскательские работы, научные исследования, разработка образцов нового изделия, конструкторских технологий на него или новой технологии и выполняемые на основании договора подряда (ст. ст. 702 - 729 ГК РФ,) договора бытового подряда (ст. ст. 730 - 739 ГК РФ), договора строительного подряда (ст. ст. 740 - 757 ГК РФ), договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ (ст. ст. 758 - 762 ГК РФ), государственных контрактов на выполнение подрядных работ для государственных нужд (ст. ст. 763 - 768 ГК РФ), договоров на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ (ст. ст. 769 - 778 ГК РФ).

Услуги определяются как действия или определенная деятельность, причем, возможно, без материального результата (ст. 779 ГК РФ). Всем услугам присущ один общий признак - результату предшествует совершение действий, не имеющих материального воплощения и составляющих вместе с ним единое целое. При оказании услуги продается не результат, а действия, к нему приведшие, которые предоставляются на основании договора услуг, оказываются на основании договоров возмездного оказания услуг (ст. ст. 779 - 783 ГК РФ), комиссии, поручения, перевозки (ст. ст. 784 - 800 ГК РФ), транспортной экспедиции (ст. ст. 801 - 806 ГК РФ) и пр.

 

2.2.Порядок размещения муниципальных заказов

 

Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (в редакции Федерального закона от 2 февраля 2006 г. N 19-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2006 г., установлен новый порядок размещения государственных и муниципальных заказов.

Следует обратить внимание на следующие положения Закона о закупках.

Муниципальными заказчиками могут выступать органы местного самоуправления, а также уполномоченные указанными органами на размещение заказов получатели бюджетных средств при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств. Новеллой Закона явилось то, что получатели бюджетных средств (например, бюджетные учреждения) вправе выступать муниципальными заказчиками только в случае, если они специально уполномочены на это органами местного самоуправления. Согласно ст. 72 БК РФ в редакции до февраля 2006 г. бюджетные учреждения могли выступать заказчиками наравне с органами местного самоуправления, специального уполномочивания не требовалось.

Также может быть создан особый орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление функций по размещению заказов для муниципальных заказчиков, который осуществляют функции по размещению заказа, за исключением подписания муниципальных контрактов (муниципальные контракты подписываются непосредственно муниципальными заказчиками). Порядок взаимодействия уполномоченного органа и муниципальных заказчиков должен устанавливаться решением о создании такого уполномоченного органа (соответствующим муниципальным правовым актом). Заказчик (или, соответственно, уполномоченный орган) вправе привлечь на основе договора юридическое лицо для осуществления функций по размещению заказа путем проведения конкурса или аукциона на право заключить муниципальный контракт (разработки конкурсной документации, документации об аукционе, опубликования и размещения извещения о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, направления приглашений принять участие в закрытом конкурсе или в закрытом аукционе и иных связанных с обеспечением проведения торгов функций). Однако такой специализированной организации могут быть переданы далеко не все функции. Непосредственно заказчиком (уполномоченным органом) должны осуществляться: создание комиссии по размещению заказа, определение начальной цены муниципального контракта, предмета и существенных условий муниципального контракта, утверждение проекта контракта, конкурсной документации, документации об аукционе, определение условий торгов и их изменение. И только заказчиком может осуществляться подписание муниципального контракта.

Способами размещения муниципального заказа являются:

  1. торги в форме конкурса (открытого или закрытого);
  2. торги в форме аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;
  3. запрос котировок;
  4. размещение у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика);
  5. размещение заказа на товарных биржах.

Решение о способе размещения заказа принимается заказчиком (уполномоченным органом), однако комментируемый Закон о закупках устанавливает определенные требования, влияющие на избрание той или иной формы. Так, закрытый конкурс проводится только по согласованию с уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти.

Законом подробно определяется порядок размещения заказа в каждой из указанных форм, в т.ч. особенности проведения аукциона в электронной форме, а также особенности размещение заказа путем запроса котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.

Аукцион проводится при размещении заказа на определенные товары, работы, услуги, перечень которых должен быть установлен Правительством РФ. Причем переходными положениями к Закону о закупках предусмотрено, что до определения Правительством РФ такого перечня решение о форме торгов принимается заказчиком самостоятельно с учетом положений федерального и регионального законодательства, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. При этом закрытый аукцион может проводиться исключительно в случае размещения заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, сведения о которых составляют государственную тайну. Проведение открытого аукциона в электронной форме осуществляется на сайтах Интернет, при этом порядок пользования сайтами и требование к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными сайтами, а также к системам, обеспечивающим проведение открытых аукционов в электронной форме, должны быть установлены Правительством РФ. Переходными положениями к Закону о закупках разрешено до установления указанных параметров Правительством РФ устанавливать их региональными и муниципальными нормативными правовыми актами, а при отсутствии таких актов заказчиком самостоятельно.

 

2.3.Процесс формирования и исполнения заказа 

 В разных муниципальных образованиях могут использоваться разные схемы формирования и исполнения муниципального заказа. Этот процесс чаще всего включает четыре этапа:

 

Первый этап. Одновременно с разработкой проекта бюджета на следующий финансовый год происходит сбор заявок о потребности бюджетных организаций в различных видах продукции и услугах в пределах плановых цифр бюджетных ассигнований на следующий финансовый год. 

Второй этап. Разрабатывается сводный план муниципального заказа. 

Третий этап. Определяются заказчики по отдельным позициям, т.е. определяется, кто именно и в какой сфере муниципальной деятельности наделяется функциями «заказчика» (кто имеет право заключать с поставщиками продукции и исполнителями услуг муниципальные контракты). 

Четвертый этап. Размещение муниципального заказа, учет муниципальных контрактов и контроль их исполнения. 
В ходе исполнения муниципального заказа текущего года осуществляется сбор заявок на следующий финансовый год. К его началу сводный план муниципального заказа должен быть готов к утверждению.

        Во многих муниципальных образованиях приняты нормативные правовые акты, регулирующие систему муниципального заказа. Опыт реализации муниципального заказа в крупных городах России, введение конкурса на его размещение позволили снизить расходы бюджетов до 10-15 % и свести к минимуму факты коррупции пи распределении муниципальных контрактов. 

Способы и формы размещения муниципального заказа

      

Государственными и муниципальными заказчиками могут выступать соответственно органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы -местного самоуправления, а также уполномоченные указанными органами государственной власти или органами местного самоуправления на размещение заказов получатели бюджетных средств при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств.

 Участниками размещения заказов являются лица, претендующие на заключение государственного или муниципального контракта. Участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.В мировой и отечественной практике используются следующие способы размещения муниципального заказа 
Открытый конкурс - самый предпочтительный способ размещения заказа. Объявления о проведении конкурса публикуются в средствах массовой информации. Приглашаются любые организации и предприятия, действующие на рынке данных услуг и удовлетворяющие квалификационным требованиям, предусмотренным положением по размещению муниципального заказа. Недостатки открытого конкурса - 
выражаются в том, что процесс рассмотрения заявок может быть весьма продолжительным, а кроме того, необходимо проделать большой объем работы по учету и оценке заявок, обеспечить объективность оценки заявок. 
Двухэтапный конкурс проводится в случаях, когда у заказчика (местной администрации) нет возможности составлять подробные характеристики заказываемых товаров, работ, услуг, либо в случаях, когда поставщики не представили заявки на участие в торгах или же все указанные заявки отклонены заказчиком в соответствии с требованиями по выполнению муниципального заказа. 
        Закрытый конкурс проводится в следующих случаях: 
1.Сроки выполнения муниципального контракта ограничены (например, услуги носят сезонный характер); 
2.Форс-мажорные (чрезвычайные) обстоятельства: наводнения, пожары, разрушение муниципальных объектов; 
        Из-за невыполнения требований все заявленные на конкурс предложения отклонены. 
        Бесконкурсное размещение муниципального заказа используется в основном при выполнении работ местными монополистами или в условиях неразвитости конкурентной среды. 
        Администрация муниципального образования должна подготовить методическое обеспечение муниципального заказа, т.е. выбрать и обосновать форму проведения мероприятий по отдельным контрактам, установить критерии отбора исполнителей. 
        К потенциальным исполнителям муниципальных контрактов в зависимости от их характера могут быть предъявлены следующие требования. Исполнитель должен иметь необходимые профессиональные знания и квалификацию, финансовые средства, оборудование и другие материальные возможности, опыт и положительную репутацию, быть -надежным, обладать необходимыми трудовыми ресурсами для выполнения муниципального контракта, исполнять обязательства по уплате налогов в бюджеты всех уровней, не должен быть неплатежеспособным, находиться в процессе ликвидации (для юридического лица), быть признан несостоятельным (банкротом). Поставщиком не может являться организация, на имущество которой наложен арест и (или) экономическая деятельность которой приостановлена. 

Информация о работе Государственный и муниципальный заказ. Механизм финансирования государственных нужд