Государственный кредит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2012 в 18:12, реферат

Описание работы

Государственный кредит представляет собой совокупность отношений по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств физических и юридических лиц на условиях срочности, возвратности и платности с целью покрытия бюджетного дефицита или для дополнительного финансирования потребностей общества сверх текущих возможностей государства.

Содержание работы

1 Экономическая сущность и функции государственного кредита……..1
2 Внутренний государственный кредит. Его формы………………….….8
3 Государственные займы и их классификация………………………….11
4 Международный государственный кредит……………………………..19
5 Государственный долг. Управление государственным долгом………22
6 Значение государственного кредита в современных условиях……….33
Используемая литература………………………………………………….36

Файлы: 1 файл

финансовое право.doc

— 201.00 Кб (Скачать файл)

Казначейские  ссуды выдаются на льготных условиях (по срокам и уровню процента) в случае финансовых затруднений предприятий  и хозяйственных организаций  ввиду их особого положения на рынке или ухудшения экономической ситуации. Эти ссуды не имеют коммерческой цели, а являются средством поддержки жизненно важных для народного хозяйства экономических структур. Использование казначейских ссуд не означает, что безвозмездное бюджетное финансирование в отношении государственных предприятий полностью себя изжило. Оно сохраняет право на существование, но как исключительная мера в порядке оказания финансовой помощи хозорганам, оказавшимся в затрудненном положении ввиду особенностей реализации производимой в интересах общества продукции, неблагоприятной хозяйственной конъюнктуры, кризисных явлениях в экономике и т.п.

Важным каналом  формирования финансовых ресурсов государства  выступает превращение части  вкладов населения в учреждениях различных банков в государственные займы, которые могут быть облигационными и безоблигационными. Безоблигационные займы фактически являются бессрочными. Они оформляются государством не выпуском ценных бумаг, а путем непосредственного учета сумм на счетах соответствующих учреждений и в книге государственного долга. Сроки погашения таких займов не оговариваются, но государство оставляет за собой право выкупа займа и обязуется выплачивать проценты за весь период его действия. Обращение части сберегательных вкладов населения в государственные займы выделяется как специфическая форма государственного кредита. Дело в том, что в отличие от государственных займов, когда физические и юридические лица самостоятельно и за счет собственных временно свободных денежных средств покупают ценные бумаги государства, превращение части сберегательных вкладов населения в кредит государству осуществляется при помощи посредника (сберегательного банка), который распоряжается, в свою очередь, не собственными, а заемными средствами и при этом без ведома их реального владельца.

Заимствование средств общегосударственного ссудного фонда характеризуется тем, что  государственные кредитные учреждения непосредственно передают часть  кредитных ресурсов на покрытие расходов правительства. Это форма способствует развитию инфляционных процессов.

Гарантированные займы характеризуются тем, что  правительство гарантирует безусловное  погашение займа выпущенного  нижестоящим органам власти и  управления или отдельными хозяйственными организациями, а также гарантирует выплату процентов по займу. По гарантированному займу правительство реально несет финансовую ответственность только в случае неплатежеспособности плательщика.

 

3 Государственные  займы и их классификация

 

Государственные займы – это основная форма государственного внутреннего кредита. Как уже было отмечено, государственные займы производятся путем выпуска и реализации ценных бумаг, т.е. облигаций, казначейских обязательств, векселей и др.

Рынок ценных бумаг  является самым развитым сегментом фондового рынка нашей страны. Его емкость, по оценке специалистов Минфина, составляет около 2 трлн. рублей, а объем бумаг, находящихся в обращении, - около 1,5 трлн. рублей. В основном он представлен государственными краткосрочными облигациями (ГКО) и государственными долгосрочными облигациями (ГДО). В настоящее время в Республике Беларусь ГКО выпускаются со сроком обращения до одного года, ГДО – со сроком обращения один год и более. Эмиссия облигаций производится в целях привлечения временно свободных денежных средств физических и юридических лиц, в том числе иностранных, для финансирования дефицита республиканского бюджетного фонда.

Объем эмиссии  определяется Министерством финансов при составлении проекта республиканского бюджета на очередной финансовый год. Облигации эмитируются отдельными выпусками в бездокументарной форме. Форма выпуска облигаций – в виде записей на счетах с отражением их выпуска в глобальном сертификате. Доход по облигациям может быть процентным и дисконтным. Облигации являются именными ценными бумагами и могут выпускаться как в белорусских рублях, так и в иностранной валюте. ГКО и ГДО в белорусских рублях могут выпускаться с дисконтными и процентными доходами (в том числе и купонным доходом). Облигации, номинированные в свободно конвертируемой валюте, могут быть только долгосрочными купонными ценными бумагами. Проценты по таким облигациям устанавливаются отдельно по каждому выпуску и не связаны с какими-либо другими нормативами Национального банка. Владельцами ГКО И ГДО, номинированных в белорусских рублях, могут быть как физические, так и юридические лица, а иностранной валюте – только юридические лица. Размещение облигаций среди физических лиц осуществляется в порядке, установленном Министерством финансов и Комитетом по ценным бумагам при Совете Министров Республики Беларусь по согласованию с Национальным банком.

Размещение  облигаций, номинированных в белорусских  рублях, среди юридических лиц  осуществляется путем:

  • продажи на аукционе, проводимом Национальным банком или Министерством финансов через ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа»;
  • прямой продажи Министерством финансов юридическим лицам на утвержденных им условиях;
  • передачи или продажи банкам для их последующей реализации (отношения банков и Министерства финансов регулируются договорами).

Министерство  финансов имеет право досрочно погасить облигации путем их выпуска или  обменять на облигации других выпусков, когда наступает срок погашения.

Для ряда инвесторов покупка государственных ценных бумаг является обязательной. Национальный банк Республики Беларусь установил следующие показатели минимальной обязательной покупки ГКО и ГДО с купонным доходом на аукционах и при доразмещениях, проводимых Национальным банком Республики Беларусь (по фактической цене приобретения):

  • для банков – первичных инвесторов – на квартал в размере не менее 6% от объема собственного капитала банка по состоянию на первое число месяца, предшествующего началу квартала;
  • для первичных инвесторов, не являющихся банками, - на квартал в размере не менее 0,15% от объявленного Министерством финансов Республики Беларусь аукционного объема эмиссии за предыдущий квартал.

Сделки с  ГКО и ГДО, номинированные в белорусских  рублях, на вторичном рынке в настоящее  время осуществляются только на ОАО  «Белорусская валютно-фондовая биржа». Данные облигации не могут обращаться в течение:

  • одного рабочего дня, предшествующего сроку погашения или дате выплаты дохода, если срок обращения облигаций не превышает одного месяца;
  • трех рабочих дней, предшествующих сроку погашения или дате выплаты дохода, если срок обращения облигаций не превышает одного года;
  • пяти рабочих дней, предшествующих сроку погашения или дате выплаты дохода, если срок обращения облигаций год и более.

В Республике Беларусь эмитируется также ДГО, не обращающиеся на вторичном рынке ценных бумаг. Размер процентного дохода по ним устанавливается не выше ставки рефинансирования Национального банка.

Кроме того, для  размещения облигаций среди физических лиц в нашей стране выпускаются  облигации государственного сберегательного займа и облигации государственного выигрышного валютного займа. По состоянию на 1 июня 2006 г. в нашей стране было осуществлено три выпуска облигаций государственного сберегательного займа Республики Беларусь и шесть выпусков облигаций государственного выигрышного валютного займа.

Местные займы  областных, городских и районных Советов депутатов представлены в Республике Беларусь облигациями, выпускаемыми в виде записей на счетах. Размещение эмитентом может происходить  открытым и закрытым путем через  Национальный банк Республики Беларусь и другие банки с участием профессиональных учеников рынка ценных бумаг.

В зависимости  от назначения привлечения денежных средств могут проводиться общие  и целевые местные облигационные  займы. Облигации общих местных  займов являются краткосрочными и выпускаются с целью привлечения денежных средств юридических лиц для покрытия временных кассовых разрывов между доходами и расходами местных бюджетов. Облигации целевых местных займов выпускаются с целью финансирования конкретных проектов и могут быть как краткосрочными, так и долгосрочными. Размещаются среди предприятий и населения.

Решение о проведении общих местных облигационных  займов принимаются :

  • для областей и города Минска – по согласованию с Министерством финансов Республики Беларусь;
  • для городов областного подчинения и районов - по согласованию с вышестоящим органом местного управления.

Первый выпуск муниципальных облигаций в Республике Беларусь был проведен в Минске 15.03. 1993 г. с целью финансирования строительства  жилья. Однако продажа облигаций через Белорусскую фондовую биржу практически не состоялось, непроданные облигации были переданы Национальному банку Республики Беларусь в качестве залога по кредиту на сумму, эквивалентную 1,25 млн. дол. США, который был выплачен за счет продажи на аукционе квартир, предназначенных для лотереи.

В 1996 г. осуществлен  Минский облигационный займ, Брестский  и Гродненский – в 1999г. , Гомельский – в 2000 г. Опыт проведения сделок с  данными ценными бумагами показал  их неэффективность, и в последующие годы выпуск целевых и общих займов не осуществлялся.

Государственные займы можно классифицировать по следующим признакам:

По праву  эмиссии ценных бумаг:

  • займы выпускаемые республиканскими органами управления;
  • займы выпускаемые местными органами власти;

В настоящее  время в Республике наиболее распространены займы республиканских органов  управления. Местные органы власти выпускаю один-два жилищных займа. Республиканское  правительство выпускает государственные  займы с 19. 02. 1994 г.

По признаку держателей ценных бумаг займы могут подразделяться на :

  • специальные займы - займы, реализуемые только среди населения, или только среди юридических лиц. Например: государственный внутренний заем 1982 года. Выпуск специальных займов обеспечивает защиту интересов соответствующей группы предполагаемых держателей облигаций;
  • универсальные займы, т.е. займы, предназначенные для размещения, как среди физических, так и среди юридических лиц. Выпуск универсальных займов способствует более успешному проведению заемных операций за счет более широкого круга потенциальных держателей.

В нашей республике в настоящее время в обращении  в основном находятся займы, распространяемые среди юридических лиц. Для физических лиц в сегодняшнее время выпускаются  валютные займы. С марта 2000г. Национальный банк Республики Беларусь приступил к размещению первого выпуска облигаций для физических лиц, номинированных в свободно конвертируемой валюте. Для приобретения облигаций физические лица заключают с банком договор комиссии или доверительного управления, или открывают счет «депо» в депозитарии банка. Выплата денежных средств от продажи облигаций, а также процентного дохода, номинальной стоимости облигаций при их погашении может производиться физическому лицу наличными денежными средствами.

По отношению  ко вторичному рынку ценных бумаг  займы делятся на рыночные и нерыночные. Рыночные займы продаются и покупаются на первичном и вторичном рынках. Они играют решающую роль в обеспечении  государства дополнительными финансовыми  ресурсами. Нерыночные займы после первичного размещения не обращаются на вторичном рынке. Они выпускаются для привлечения в казну ресурсов определенных инвесторов – негосударственных пенсионных фондов, страховых обществ и других крупных операторов рынка.

В зависимости  от формы выплаты доходов государственные займы делятся:

  • процентные займы;
  • выигрышные займы;
  • процентно-выиграшные займы;
  • беспроигрышные займы;
  • дисконтные;
  • процентно-дисконтные;
  • беспроцентные и целевые займы.

Процентные  займы – это займы ,по которым  держатели ценных бумаг получают доход в виде твердого процента либо путем ежегодной оплаты купонов, либо один раз при погашении займа путем начисления процентов к номиналу.

Министерство финансов выпускает  также облигации государственного выигрышного валютного займа. Эти ценные бумаги выпускаются в документарной форме на предъявителя, а условия выпуска и результаты тиражей выигрышей публикуются в газете «Рэспублика».

Выигрышные займы –  это займы, по которым держатели  облигации получают доход в виде выигрыша. Причем выигрыш выплачивается в момент погашения облигации и только по тем ценным бумагам, которые попали в тираж выигрышных.

Информация о работе Государственный кредит