Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2012 в 18:12, реферат
Государственный кредит представляет собой совокупность отношений по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств физических и юридических лиц на условиях срочности, возвратности и платности с целью покрытия бюджетного дефицита или для дополнительного финансирования потребностей общества сверх текущих возможностей государства.
1 Экономическая сущность и функции государственного кредита……..1
2 Внутренний государственный кредит. Его формы………………….….8
3 Государственные займы и их классификация………………………….11
4 Международный государственный кредит……………………………..19
5 Государственный долг. Управление государственным долгом………22
6 Значение государственного кредита в современных условиях……….33
Используемая литература………………………………………………….36
С целью привлечения валютных сбережений населения для финансирования экономики с 1999 г. Совет Министров Республики Беларусь принял постановление об основных условиях выпуска облигаций государственного выигрышного валютного займа Республики Беларусь. Объем эмиссии облигаций учитываются при формировании республиканского бюджета на соответствующий финансовый год и могут уточняться при его исполнении.
Данные ценные бумаги выпускаются
в документарной форме на предъявителя
и размещаются на добровольной основе
среди физических лиц, постоянно
проживающих на территории страны.
Продажа облигаций
При процентно-выигрышном займе часть дохода держателя облигации выплачивается по купонам, а часть – в форме выигрыша. По беспроигрышным займам государство гарантирует получение выигрыша по всем облигациям в период срока действия займа. Дисконтный заем обеспечивает доход в виде разницы между ценой погашения и ценой покупки облигации. Он называется дисконтом. Процентно-дисконтные займы обеспечивают как выплату процентов, так и дисконт. Беспроцентные и целевые займы не предусматривают выплату дохода держателям облигаций, но гарантируют получение соответствующего товара, спрос на который полностью пока не удовлетворяется. Целевые займы могут проводиться на строительство дорог, осуществление работ по охране окружающей среды, финансирование других мероприятий, в которых заинтересовано население.
По методу определения дохода различают:
По займам с постоянным доходом величина получаемого дохода устанавливается в условиях каждого отдельного выпуска займа. По займам с фиксированным доходом размер дохода устанавливается сразу по всем выпускам займа. По займам с переменным купонным доходом процентный доход привязывается к заранее установленной базе (уровень доходности другого займа, средняя доходность государственных ценных бумаг и т. д.).
По методам размещения государственные займы делятся на:
В зависимости от принятых государством обязательств по соблюдению сроков погашения облигаций различают:
Рентный заем предусматривает выплату дохода без обязательства погасить заем. Рента может быть вечной, срочной и пожизненной. При вечной ренте срок прекращения выплаты дохода не назначается. При срочной ренте выплата дохода прекращается после оговоренного срока. При пожизненной ренте государство выплачивает инвестору доход в течение жизни.
По срокам погашения
облигаций различают
По форме выпуска различают документарные и бездокументарные займы. Документарные займы оформляются на бумажных носителях, бездокументарные – существуют в виде записей на электронных счетах.
4 Международный государственный кредит
Международный государственный кредит представляет собой отношения, при которых государство выступает на мировом финансовом рынке в роли заемщика или кредитора. Эти отношения принимают форму государственных внешних займов. Как и внутренние займы, они предоставляются на условиях возвратности, срочности и платности. Получателями внешних займов могут выступать центральные правительства и местные органы власти. Кредиторами являются правительства, финансово-кредитные учреждения, а также международные организации.
Международный государственный кредит может предоставляться в форме прямых кредитов правительства одной страны правительству другой страны. Такие кредиты носят по большей части долгосрочный характер и выдаются как на двухсторонней, так и на многосторонней основе. Их условия определяются заключаемыми межправительственными соглашениями. Целью получения государственного кредита страной-заемщиком является, как правило, финансирование дефицита государственного бюджета, импорт товаров стратегического характера, реализация инвестиционных проектов или регулирование сальдо платежного баланса. Если страна-кредитор очень заинтересована в реализации на мировом рынке определенных национальных товаров, она может предоставлять технические кредиты для их закупки. Страна-заемщик погашает такие кредиты встречными поставками товаров или оформляет их как государственный долг.
В качестве кредиторов
выступают главным образом
Международный
государственный кредит предоставляется
также путем покупки
В Республике Беларусь в первой половине 90-х годов для покрытия дефицита бюджета, укрепления позиций белорусского рубля и модернизации производства широко использовалось привлечение иностранных кредитов. Однако затем произошло значительное сокращение заемной деятельности белорусского правительства на внешних финансовых рынках. Это имеет как позитивное (уменьшение заимствования не способствует росту государственного внешнего долга), так и негативное значение, поскольку внутренних накоплений в республике недостаточно для коренной структурной перестройки экономики.
В настоящее
время масштабы прямого государственного
кредитования стали незначительными
в связи с развитием
5 Государственный долг. Управление государственным долгом
Функционирования государственного кредита ведет к образованию государственного долга. Государственный долг – это вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая сумму начисленных процентов, которые должны быть по ним выплачены. Государственный долг является наиболее полной количественной характеристикой кредитных отношений государства, отражающейся в статистической отчетности.
Государственный долг делится на внутренний и внешний, капитальный и текущий.
Капитальный государственный долг представляет собой всю сумму выпущенных и неоплаченных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам.
Текущий государственный долг – это расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых уже наступил, т.е. это платежи по обязательствам, которые заемщик обязан погасить в текущем периоде.
В соответствии со статей 1 Закона Республики Беларусь «О внешнем государственном долге», внешним государственным долгом является общая сумма основного долга Республики Беларусь и ее резидентов по внешним государственным займам на определенный момент времени. Таким образом, внешний государственный долг – совокупность обязательств правительства по непогашенным внешним займам и невыплаченным по ним процентам. Внешний государственный долг формируется не только по прямым обязательствам государства, но и по обязательствам резидентов, гарантированным государством.
Для анализа внешнего долга страны используются абсолютные и относительные показатели. Абсолютные показатели (показатели общего плана) отражают динамику совокупного размера задолженности, ее структуру по срокам, источникам, странам и другим критериям. Относительные показатели характеризуют задолженность в сопоставлении с показателями экономического развития страны и отражают уровень кредитной безопасности по внешнему долгу. Используются, например, такие показатели, как отношение суммы внешнего долга к экспортной выручке, отношение суммы внешнего долга к ВВП, норма обслуживания долга, рассчитываемая как отношение платежей по внешнему долгу к экспортной выручке, и др.
Управление внешним государственным долгом Республики Беларусь осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственном долге Республики Беларусь» от 22 июня 1998 года, Указом Президента Республики Беларусь от 18 апреля 2006 года № 252 «Об утверждении Положения о внешних государственных займах (кредитах)» и Законом Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2008 год».
Согласно статьи 31 Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2008 год», лимит внешнего государственного долга Республики Беларусь на конец 1 июля 2008 года установлен в размере 6 млрд. долларов США.
Внешний государственный долг Республики Беларусь по состоянию на 01.07.2008 г. составил 2313,2 млрд. долларов США (см. таблица № 1). В структуре задолженности 86,3% составляет долг правительства; 13,7% - долг субъектов хозяйствования под государственные гарантии.
Таблица № 1
Внешний государственный долг РБ (млн. долл. США) |
на 01.01.2005г. |
на 01.01.2006г. |
на 01.01.2008 г. |
на 01.07.2008 г. |
Кредиты, привлеченные РБ (Правительством РБ). |
429,6 |
566,8 |
2 025,7 |
1 996,4 |
Кредиты, привлеченные резидентами под гарантии Правительства РБ. |
311,5 |
217,0 |
311,0 |
316,8 |
Всего |
741,1 |
783,8 |
2 336,7 |
2 313,2 |
Для оценки бремени внешнего долга страны Всемирный банк рекомендует рассчитывать два показателя (в %):
На основе этих критериев страны делятся на три группы: с высоким, средним и низким уровнем задолженности. Если величина первого показателя составляет более 80%, а второго – превышает 220%, то задолженность считается высокой. Если первый показатель находится в интервале от 48 до 80%, а второй – от 132 до 220%, то задолженность считается средней.
Для характеристики
текущего состояния внешней
Показатели кредитоспособности нашей страны представлены в таблице № 2.
Таблица № 2
Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу РБ (млн. долл. США) |
на 01.01.2005 г. |
на 01.01.2006 г. |
на 01.01.2007 г. |
на 01.01.2008 г. |
Отношение внешнего государственного долга к экспорту товаров и услуг, % |
4,8 |
4,3 |
4,1 |
8,4 |
Отношение внешнего государственного долга к ВВП,% |
3,2 |
2,6 |
2,3 |
5,2 |
Отношение платежей по внешнему государственному долгу к экспорту товаров и услуг, % |
1,5 |
1,2 |
1,1 |
1,1 |
Приведенные данные показывают, что Республика Беларусь относится к группе стран с низким уровнем задолженности.
В соответствии с законодательством внешние государственные займы в нашей стране могут привлекаться в виде:
В настоящее
время нет однозначного мнения о
роли внешнего государственного долга
в экономическом развитии страны.
он может оказывать