Государственный кредит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2012 в 18:12, реферат

Описание работы

Государственный кредит представляет собой совокупность отношений по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств физических и юридических лиц на условиях срочности, возвратности и платности с целью покрытия бюджетного дефицита или для дополнительного финансирования потребностей общества сверх текущих возможностей государства.

Содержание работы

1 Экономическая сущность и функции государственного кредита……..1
2 Внутренний государственный кредит. Его формы………………….….8
3 Государственные займы и их классификация………………………….11
4 Международный государственный кредит……………………………..19
5 Государственный долг. Управление государственным долгом………22
6 Значение государственного кредита в современных условиях……….33
Используемая литература………………………………………………….36

Файлы: 1 файл

финансовое право.doc

— 201.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, внешние займы позволяют стране инвестировать и потреблять больше, чем производит ее экономика. Эффективное  использование заемных ресурсов для финансирования накопления капитала позволяет ускорить экономический  прогресс. Привлечение займов может привести к увеличению производственных мощностей и росту ВВП. При этом должно расширяться как производство товаров для внутреннего потребления, так и увеличиваться экспорт. Рост экспорта позволит производить процентные и амортизационные выплаты по растущему внешнему долгу.

Понятие внутреннего  государственного долга дано в Законе Республики Беларусь от 27. 03, 1993 г., № 2328-17 «О внутреннем государственном долге  Республики Беларусь». В соответствии с этим законом, под внутренним долгам понимается выраженная в форме государственных долговых обязательств задолженность Совета Министров Республики Беларусь перед юридическими и физическими лицами на территории республики. Они обеспечиваются имуществом и другими актами, находящимися в республиканской собственности.

В настоящее  время в структуре внутреннего  государственного долга кредиты, ранее  предоставленные Национальным банком Беларуси на финансирование дефицита республиканского бюджета, занимают около 30%; долговые ценные бумаги правительства (облигации, векселя) – 50%; средства, заблокированные на 1 января 1992 г. во Внешэкономбанке СССР и подлежащие возврату субъектам хозяйствования, - 15%; прочие обязательства – 5%.

Само наличие  государственного долга предполагает проведение ряда мероприятий, направленных на его оптимизацию. К таким мероприятиям относятся:

  • выплата доходов кредиторам и погашение займов;
  • изменение условий выпущенных займов;
  • определение условий эмиссии;
  • выпуск новых займов.

Управление  государственным долгом представляет собой непрерывный процесс, включающий в себя три этапа:

  • определение потребности в дополнительных финансовых ресурсах;
  • привлечение финансовых ресурсов;
  • погашение и обслуживание долговых обязательств.

На первом этапе  определяются предельные размеры государственных заимствований и гарантий на очередной бюджетный год, выбираются инструменты привлечения ресурсов и повышения эффективности их использования. На втором этапе привлекаются ресурсы на внешних или внутренних финансовых рынках путем выпуска и размещения государственных ценных бумаг, получения кредита или предоставления государственных гарантий. Третий этап заключается в поисках источников финансовых ресурсов для погашения и обслуживания государственного долга, снижения общих издержек, своевременном выполнении долговых обязательств. Государственные долговые обязательства могут погашаться за счет бюджетных доходов, золотовалютных резервов страны, денежных средств, полученных от продажи государственной собственности, а также новых заимствований. Ситуация, при которой должник оказывается не в состоянии погашать свой внешний долг по согласованному с кредитором графику, называется долговым кризисом.

При управлении государственным долгом могут использоваться следующие методы:

  • рефинансирование;
  • реструктуризация;
  • конверсия;
  • консолидация;
  • обмен облигаций по регрессивному соотношению;
  • унификация;
  • отсрочка погашения;
  • аннулирование.

В условиях значительного  роста государственной задолженности  и нарастающих бюджетных трудностей правительство прибегает к рефинансированию государственного долга. Это является одним из наиболее широко распространенных методов управления государственным кредитом. Рефинансирование государственного долга – это погашение старой задолженности государства путем выпуска новых займов. Применяют три основных способа рефинансирования государственного долга:

  • замена обязательств с истекшими сроками погашения на новые, эквивалентные им по сумме;
  • замена одних обязательств на другие с более длительными сроками погашения;
  • размещение новых облигаций с целью использования вырученных средств для расчетов по облигациям с истекающими сроками погашения.

Рефинансирование  государственного долга может активно  использоваться при погашении внешней  задолженности. Однако в этом случае страна, которая использует этот метод, должна иметь экономическую и политическую стабильность.

Путем рефинансирования государственного долга в бывшем СССР государство поступило, например, при погашении облигаций государственного 3-процентного внутреннего займа 1966 г. По истечении срока действия этого займа, его облигации свободно обменивались в течение одного года на облигации аналогичного нового займа выпуска 1982 г. без уплаты курсовой разницы.

Государственный долг также погашается путем проведения тиражей выигрышей, когда вместе с суммой выигрыша погашается и номинальная стоимость облигации. Также государственный долг погашается и посредством выпуска государственных ценных бумаг. Выплаты выигрышей, процентов и сумм по погашению займов составляют основную долю расходов по управлению государственным долгом. Сюда относятся также расходы по изготовлению, пересылке и реализации ценных бумаг государства, проведению тиражей выигрышей и некоторые другие расходы. Заботясь о повышении эффективности государственного кредита, правительство стремится к снижению всей совокупности расходов, что иногда достигается за счет таких специальных мер, как конверсия, консолидация и унификация обмена облигаций по регрессивному соотношению, отсрочки погашения долга, аннулирования займов.

Реструктуризация  представляет собой пересмотр первоначального графика погашения и обслуживания государственного долга. При реструктуризации должнику предоставляется льготный период, в течение которого уплачиваются только проценты, и увеличивается срок погашения суммы основного долга.

Конверсия – это изменение условий государственных займов в интересах должника, состоящее в понижении процента, новом способе погашения долга, переносе срока погашения, изменении валюты займа. Наиболее распространенными видами конверсии внешнего государственного долга являются:

  • обмен на логовые обязательства третьих стран;
  • погашение долга товарными поставками;
  • обратный выкуп долга заемщиком на особых условиях;
  • обмен долга на собственность.

Консолидация  – это изменение срока действия самого займа, как правило, в сторону увеличения путем перевода краткосрочных обязательств в долгосрочные. Консолидация может совмещаться с конверсией.

Унификация  – это когда правительство  меняет ранее выпущенные займы на новые.

Обмен облигаций  по регрессивному соотношению –  это когда несколько ранее выпущенных облигаций обмениваются на одну новую облигацию.

Отсрочка погашения. Данные меры правительство проводит, когда в том случае, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску  новых займов не имеет для государства  финансовой эффективности.

Аннулирование государственного долга – отказ  государства от обязательств по внутренним и внешним займам. Эта мера как  правило осуществляется в силу двух причин:

  • государство объявляет о своем банкротстве или о финансовой несостоятельности.
  • приход к власти новой политической силы.

При управлении внутренним государственным долгом применение данных методов возможно в одностороннем принудительном порядке. Однако регулирование с  их помощью объема внешней задолженности, как правило, - всегда результат переговорного процесса. При наличии долгового кризиса регулированием долга официальным кредиторам занимается Парижский клуб, а долга банкам – Лондонский клуб. Парижский клуб – это неформальное объединение экономически развитых стран мира, координирующее финансовую политику государств-участников в отношении долгов третьих стран. Лондонский клуб объединяет банки, предоставившие кредиты правительствам отдельных стран или юридическим лицам этих стран.

В нашей стране управление государственным долгом по поручению Правительства Республики Беларусь осуществляется Министерством финансов. Одна из главных задач государства в управлении государственным долгом – ограничение его величины, т.к. по достижении определенного соотношения платежей по обслуживанию государственного долга и ВВП затормаживается экономический рост. Чтобы недопустить неконтролируемого роста государственного долга ежегодно законом о бюджете РБ на очередной финансовый год утверждаются два показателя: лимит внешнего государственного долга и предельный прирост величины внутреннего государственного долга.

Правительства и парламенты многих стран мира разрабатывают  и проводят в жизнь мероприятия  по снижению негативного влияния  государственного долга на экономику. В этих целях используются финансово-правовые механизмы, заключающиеся в определении на законодательном уровне предельных размеров внутреннего и лимита внешнего государственного долга. Поскольку государственный долг образуется главным образом в связи с хроническими бюджетными дефицитами, разрабатываются программы по уменьшению государственных расходов, увеличению налоговых поступлений. Так, в 2000 г. в Республике Беларусь первый показатель равен 3,0% к ВВП, второй – 2 млрд. долларов.

Осуществление управления государственным долгом занимает очень важное место в системе регулирования государственным кредитом, так как совокупный государственный долг всех стан мира и многих в отдельности достиг астрономических размеров.

Лидером по объему внешнего долга на протяжении последних  десятилетий является самая мощная страна мира США, где этот долг превысил 0,7 млрд. долларов. В страну должника США, впервые с 1919 г., превратились в 1985 г., когда иностранные активы в этой стране превысили ее активы за рубежом. В число самых крупных стран-должников входят Бразилия, Мексика, Китай. Внешний долг России составляет 150 млрд. долларов. На страны с переходной экономикой приходится 356 млрд. долларов долга.

Из предыдущих показателей вытекает другой: удельный вес в объеме мирового долга. Здесь  также лидером являются США, почти четверть всех внешних заемных средств приходится на США. Удельный вес России во внешней задолженности всех стран мира составляет 3,4 %, что в 7 раз меньше, чем в США и в 3 раза меньше, чем в Германии. Удельный вес бывших союзных республик невелик: Украина – 0,2 %, Казахстан – 0,1 %, у остальных от 0,04 % до 0,01 %. Значительных размеров достигают расходы на обслуживание внешнего долга. В Мексике, например, они составляют 21 млрд. долларов, Китае – 15, России – 7, Украине – 0,5 млрд. долларов.

Географически и экономически Украина и Белоруссия имеют много общего. Однако подходы той и другой страны к внешнему государственному заимствованию значительно отличаются, равно как и различаются их финансовая и денежно-кредитная политика. Внешний долг Украины, выражаемый в процентах к ВВП, составляет 26,5. Однако «лидером» в этом отношении является Грузия, где он составил в 2000г. 350 %. Данные о государственном долге Республики Беларусь приведены в таблице №3.

Величина прямого  государственного долга и долга, гарантированного правительством, рассчитывается по номинальной стоимости долговых обязательств. Долг, номинированный в иностранной валюте, пересчитывается в белорусские рубли по официальному курсу, установленному Национальным банком РБ на дату составления отчета. Отчет о государственном долге составляется ежемесячно. Сроки предоставления – не позднее одного месяца после окончания отчетного периода. Информация о внутреннем и внешнем государственном долге размещается на веб-сайте Министерства финансов.

 

Таблица № 3

Государственный долг

Описание единицы 

Период последних данных

Последние данные за 29.08.08 г.

Данные за предыдущий период

Долг центрального правительства и долг, гарантированный  центральным правительством, всего

млн. рублей

Jul/08

11 235 230,2

11 150 552,3

 Внутренний

млн. рублей

Jul/08

6 372 417,2

6 234 896,0

 Внешний 

млн. рублей

Jul/08

4 862 813,1

4 915 656,3

Долг центрального правительства

млн. рублей

Jul/08

8 659 760,8

8 691 711,3

 Внутренний  долг 
по срокам погашения

млн. рублей

Jul/08

4 459 179,5

4 449 297,6

 Долгосрочный

млн. рублей

Jul/08

4 118 918,1

4 073 444,5

 Краткосрочный

млн. рублей

Jul/08

340 261,4

375 853,0

Внешний  
долг по срокам погашения

млн. рублей

Jul/08

4 200 581,4

4 242 413,8

 Долгосрочный

млн. рублей

Jul/08

4 200 581,4

4 242 413,8

 Краткосрочный

млн. рублей

Jul/08

0,0

0,0

Долг, гарантированный  центральным правительством

млн. рублей

Jul/08

2 575 469,3

2 458 841,0

 Внутренний 

млн. рублей

Jul/08

1 913 237,7

1 785 598,5

 Внешний 

млн. рублей

Jul/08

662 231,6

673 242,5

Информация о работе Государственный кредит