Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 12:50, контрольная работа
Цель реферата – рассмотреть энциклопедичность знаний юриста и ее значение на примере отдельных личностей.
Задачи реферата:
1. Изучить требования к правовому сознанию юриста;
2. Рассмотреть профессиональную деятельность юристов, как носителей научного сознания на примере П.И. Чайковского, В. Лейбниц.
Введение………………………………………………………………………...…3
I. Требование к правовому сознанию юриста 5
I.1 Анализ правовой идеологии сознания юриста 5
I.2. Правовая подготовка будущего юриста 9
II. Исследования профессиональной деятельности юристов, как носителей научного сознания 13
II.1. На примере П.И. Чайковского 13
II.2. На примере В.Лейбниц 14
Заключение 19
Список использованной литературы 20
Контрольная работа Вариант №4…………………………………….…………21
План
Введение…………………………………………………………
I. Требование к правовому сознанию юриста 5
I.1 Анализ правовой идеологии сознания юриста 5
I.2. Правовая подготовка будущего юриста 9
II. Исследования профессиональной деятельности юристов, как носителей научного сознания 13
II.1. На примере П.И. Чайковского 13
II.2. На примере В.Лейбниц 14
Заключение 19
Список использованной литературы 20
Контрольная
работа Вариант №4…………………………………….…………
Изменения, происходящие в современной России, направлены на демократизацию общества, построение правового государства, признание основных прав и свобод человека, расширение возможностей для развития духовных и материальных потребностей личности. Подъем культуры и творческого потенциала молодежи в этих условиях актуализируют проблему готовности человека к самостоятельному и ответственному действию в политической, экономической и культурной жизни. Для формирования гражданского общества, демократического правового государства необходимо, чтобы формировалось такое общественное сознание, которое было бы проникнуто уважением к праву и юридическим принципам и понятиям, что связано с повышением правовой культуры подрастающего поколения.
Авторитет права и государства, уровень правового сознания, правовой культуры населения во многом определяются профессионализмом юридических кадров. От уровня деятельности юристов в значительной мере зависит не только эффективное функционирование механизма правового регулирования, но и отношение рядовых граждан к праву и правовым институтам.
Актуальность темы исследования. В условиях формирования в России демократического, правового, социального государства, реформирования правовой системы, укрепления законности и правопорядка особое значение приобретает, наряду с другими вопросами, исследование правового сознания юристов. Это обусловливается той ролью, которую они играют в обеспечении эффективного функционирования механизма правового регулирования на всех его стадиях.
Цель реферата – рассмотреть энциклопедичность знаний юриста и ее значение на примере отдельных личностей.
Задачи реферата:
1. Изучить
требования к правовому
2. Рассмотреть
профессиональную деятельность
юристов, как носителей
Структура. Реферат состоит из введения, заключения, двух глав, списка литературы.
Степень разработанности. Анализ отечественной юридической литературы показывает, что правовое сознание в различные периоды времени исследовали такие ученые, как: А.ААбдумоминов, П.П.Баранов, Ю.Я.Баскин, Е.А.Белканов, К.Т.Бельский, А.А.Бондарев, Л.П.Бура, Н.Л.Гранат, Ю.М.Грошевой, А.И.Долгова, ИА.Ильин, Д.А.Керимов, А.Ф.Колотов, А.Ф.Крыжановский, В.Н.Кудрявцев, Э.В.Кузнецов, Е.А.Лукашева, В.В.Лазарев, В.П.Малахов, Л.С.Мамут, В.В.Оксамытный, И.Ф.Покровский, Д.А.Потопейко, А.Р.Ратинов, В.П.Сальников, Н.Я.Соколов, В.А.Туманов, Я.В.Турбова, Е.И.Фарбер, В.А.Чефранов, В.И.Шанин.
Методология. В ходе работы использовались всеобщие, общенаучные и частнонаучные методы, в том числе анализ, синтез, исторический, сравнительно-правовой анализ.
Правовое сознание, правовая культура в теории государства и права занимают заметное место в силу того, что в этих категориях проявляется право, законодательство, юридическая деятельность и др. Правосознание обладает опережающим свойством, предвидением развития элементов правовой системы. От правосознания в конечном счёте зависит состояние и качество правовых явлений. Правосознание, наконец, – это правовое воспитание, обучение, юридическое образование и правовая наука.
Учитывая амплитуду значимости категорий «правосознание» и «правовая культура», отметим, что от их состояния во многом зависит качество и ценность, перспективы реформирования права, законодательства, состояние правосудия, законности, правопорядка [5, с. 87].
Правосознание – это форма общественного сознания. Образуется наряду и во взаимодействии с политическим, моральным, эстетическим и другими формами общественного сознания.
Правосознание
имеет специфический предмет
отражения – право и
Носителями (субъектами) правосознания являются индивиды, негосударственные организации, органы государства, должностные лица, профессиональные группы, общество в целом.
Структура правосознания – это его внутреннее строение, его составные элементы. В нем можно выделить правовую идеологию и правовую психологию. Правовая идеология – это совокупность идей, теорий, концепций, в которых выражено отношение к праву. Примером теоретических концепций, являющихся ее составными частями, могут служить теория о сущности и социальной ценности права, учение об индивидуальных правах личности, теория разделения властей.
В отличие от правовой идеологии, правовая
психология складывается стихийно, в
виде настроений, чувств, переживаний,
в которых выражено отношение
к действующему праву (например, неприятие
беззакония, чувство справедливости,
страх перед уголовным
Правовые чувства, эмоции в значительной мере формируются под влиянием общения с другими людьми. Находясь в том или ином окружении, человек подчас думает и чувствует иначе, чем, если бы он был изолирован от других людей. Поэтому определение социально-ценностных ориентаций соответствующих групп (коллективов) имеет большое значение для выявления уровня правосознания конкретных индивидов.
В правовой психологии есть более
и менее стойкие компоненты. Первые
из них реализуются через
Важнейшее звено правовой психологии – самооценка личности, т. е. умение критически оценивать свое поведение с точки зрения его соответствия требованиям действующего права. Самооценка может выражаться в виде чувства удовлетворения своими поступками или, наоборот, отрицательного отношения к ним.
Следует особо подчеркнуть, что правовую психологию нельзя рассматривать как нечто второразрядное по отношению к правовой идеологии. Это – две взаимодействующие части правосознания, оказывающие друг на друга значительное воздействие. От характера и уровня идеологической подготовки личности зависит, например, в какой мере она стремится контролировать свои эмоции и чувства. С другой стороны, развитие правовой идеологии тесно связано с правовой психологией. Правовая психология индивида во многом предопределяет выдвигаемые им идеи, а также отношение к существующей правовой идеологии.
С учетом изложенного, правосознание можно определить как совокупность настроений и чувств, представлений, взглядов и теоретических концепций относительно сущности и содержания права, а также действий по реализации правовых норм.
Профессиональное правосознание -
это правовое сознание юристов. В
зависимости от предмета отражения
в правосознании юриста образуются
сферы, соответствующие разным отраслям
правовых отношений (например, хозяйственным,
коммерческим, гражданско-правовым, уголовно-правовым,
уголовно-процессуальным и т.д.). Сущность
и особенности правового
Для юристов правовая подготовленность,
естественно, имеет определяющее значение.
Она должна быть более высокой, чем
у законопослушных граждан, отличаться
объемом, глубиной и формализованным
характером знаний, принципов и норм
права, а главное, как уже отмечалось,
- умением их применять. Если обратиться
к структуре процесса реализации
права в форме право применения,
то можно назвать этапы, которые квалифицированно
могут выполнить только юристы. К ним относятся:
установление фактических обстоятельств
дела; выбор (отыскание) соответствующей
правовой нормы; уяснение смысла (содержания)
правовой нормы - толкование; принятие
решения о применении нормы закона или
подзаконного акта в данном случае; издание
правоприменительного акта.
Юриста-профессионала должно отличать
устойчиво положительное отношение к
праву и практике его применения, что предполагает
максимально высокую степень согласия
с правовой нормой, понимание полезности,
необходимости и справедливости ее применения,
привычку соблюдать закон.
Особенности правового разума и
правовых чувств юристов выражаются
также в профессиональном усмотрении,
которое является источником предложений
по совершенствованию правового
регулирования, снятию или нейтрализации
противоречий, возникающих в процессе
применения права.
Интенсивность, степень выраженности,
острота проявления правовых знаний, правовых
установок и ценностных ориентации отличают
профессиональное правосознание от правового
сознания законопослушных граждан и преступников.
В самом общем виде результаты конкретно-социологических
исследований профессионально-правового
сознания юристов свидетельствуют о том,
что, с одной стороны, специфика их правосознания
проявляется в устойчиво положительных
характеристиках, особенно по сравнению
с полярной группой, но с другой - деформации
их сознания носят более негативный характер,
чем у представителей других групп.
Юридическое образование представляет собой сопряженную с воспитанием систему целенаправленной подготовки специалистов в области юриспруденции, обеспечивающую усвоение обучающимися совокупности профессионально-юридических знаний, умений, навыков в соответствии с государственным образовательным стандартом. Формирование профессионального сознания и подготовка юридических кадров требуют грамотного построения учебного процесса и не должны заменяться простой передачей известной совокупности знаний и научением навыкам будущей профессии. На преподавателя ст. 20 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» возложены обязанности по обеспечению высокой эффективности педагогического и научного процессов, формированию у обучающихся профессионально важных качеств. Однако существующая в настоящее время система подготовки научно-педагогических кадров не предполагает обязательного изучения основ педагогики и психологии, что явно необходимо, учитывая возлагаемые на профессорско-преподавательский состав обязанности. [3, c. 39]
С.С.Алексеев еще в 70-е годы прошлого века обосновал три основных принципа, положенных в основу юридической подготовки: непрерывность и нарастание сложности обучения; сочетание общего и специализированного в обучении; сочетание в обучении теоретических и прикладных начал. По мнению автора, данный перечень следует дополнить следующими принципами: сочетание обучения с воспитанием и развитием, использование межпредметных связей, научно обоснованное сочетание традиционных и активных методов обучения. При этом необходимо не только закрепление данных принципов в образовательном стандарте, но и их последовательное воплощение во всех его положениях.
Содержание юридического образования является концентрированным выражением модели юриста и должно обеспечивать подготовку востребованных обществом специалистов. К сожалению, действующий образовательный стандарт нечетко и зачастую противоречиво формулирует основные требования к содержанию образования. Закрепляя такие важные начала юридического образования, как сочетание фундаментальной и специальной, теоретической и практической подготовки, стандарт не обеспечивает их последующего воплощения. В результате специализация зачастую представляет простую формальность, а практическое обучение оторвано от теоретической подготовки и крайне неэффективно. Требования к обязательному минимуму содержания образовательной программы должны обеспечивать воплощение закрепленных принципов.
Методы юридического обучения представляют собой своего рода связующее звено между запланированной целью и конечным результатом образования. При характеристике методов юридического образования автор исходит из того, что внедрение активных, нетрадиционных методик не следует рассматривать в качестве панацеи в решении всех проблем современного юридического образования. Вместе с тем недопустимо и делать ставку лишь на механическое усвоение студентом правовых знаний. Задача образования - развить интеллектуальный потенциал студента, создать возможность для проявления инициативности и творческого начала. Важным направлением реформирования является пересмотр нормативов учета педагогической нагрузки, которые позволили бы адекватно оценить и, следовательно, оплатить труд преподавателя по подготовке и проведению занятий с использованием активных методов.
Большое распространение в последнее время получили дистанционные технологии - образовательные технологии, реализуемые, в основном, с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника. Названные технологии признаны приоритетным направлением развития образования, их применение регулируется целым рядом нормативных актов. Однако юридические вузы в настоящее время не имеют надлежащей материальной и методической базой для обеспечения качества образования, получаемого в рамках дистанционных технологий. Кроме этого, существует несогласованность дистанционных технологий с легальным определением образования, которое подразумевает не только обучение, но и воспитание. Дальнейшее правовое регулирование данного направления должно обеспечить решение названных проблем.