Энциклопедичность знаний юриста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 12:50, контрольная работа

Описание работы

Цель реферата – рассмотреть энциклопедичность знаний юриста и ее значение на примере отдельных личностей.
Задачи реферата:
1. Изучить требования к правовому сознанию юриста;
2. Рассмотреть профессиональную деятельность юристов, как носителей научного сознания на примере П.И. Чайковского, В. Лейбниц.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...…3
I. Требование к правовому сознанию юриста 5
I.1 Анализ правовой идеологии сознания юриста 5
I.2. Правовая подготовка будущего юриста 9
II. Исследования профессиональной деятельности юристов, как носителей научного сознания 13
II.1. На примере П.И. Чайковского 13
II.2. На примере В.Лейбниц 14
Заключение 19
Список использованной литературы 20
Контрольная работа Вариант №4…………………………………….…………21

Файлы: 1 файл

Энциклопедичность знаний юриста и ее значение на примере отдельных личностей.docx

— 60.77 Кб (Скачать файл)

План

 

Введение………………………………………………………………………...…3

I. Требование к правовому сознанию юриста 5

I.1 Анализ правовой идеологии сознания юриста 5

I.2. Правовая подготовка будущего юриста 9

II. Исследования профессиональной деятельности юристов, как носителей научного сознания 13

II.1. На примере П.И. Чайковского 13

II.2. На примере В.Лейбниц 14

Заключение 19

Список использованной литературы 20

Контрольная работа Вариант №4…………………………………….…………21 

Введение

 

Изменения, происходящие в  современной России, направлены на демократизацию общества, построение правового государства, признание  основных прав и свобод человека, расширение возможностей для развития духовных и материальных потребностей личности. Подъем культуры и творческого потенциала молодежи в этих условиях актуализируют  проблему готовности человека к самостоятельному и ответственному действию в политической, экономической и культурной жизни. Для формирования гражданского общества, демократического правового государства  необходимо, чтобы формировалось  такое общественное сознание, которое  было бы проникнуто уважением к праву  и юридическим принципам и  понятиям, что связано с повышением правовой культуры подрастающего поколения.

Авторитет права и государства, уровень правового сознания, правовой культуры населения во многом определяются профессионализмом юридических  кадров. От уровня деятельности юристов  в значительной мере зависит не только эффективное функционирование механизма  правового регулирования, но и отношение  рядовых граждан к праву и  правовым институтам.

Актуальность темы исследования. В условиях формирования в России демократического, правового, социального государства, реформирования правовой системы, укрепления законности и правопорядка особое значение приобретает, наряду с другими вопросами, исследование правового сознания юристов. Это обусловливается той ролью, которую они играют в обеспечении эффективного функционирования механизма правового регулирования на всех его стадиях.

Цель реферата – рассмотреть  энциклопедичность знаний юриста и  ее значение на примере отдельных  личностей.

Задачи реферата:

1. Изучить  требования к правовому сознанию  юриста;

2. Рассмотреть  профессиональную  деятельность  юристов, как носителей научного  сознания на примере П.И. Чайковского,  В. Лейбниц.

Структура. Реферат состоит  из введения, заключения, двух глав, списка литературы.

Степень разработанности. Анализ отечественной юридической литературы показывает, что правовое сознание в различные периоды времени исследовали такие ученые, как: А.ААбдумоминов, П.П.Баранов, Ю.Я.Баскин, Е.А.Белканов, К.Т.Бельский, А.А.Бондарев, Л.П.Бура, Н.Л.Гранат, Ю.М.Грошевой, А.И.Долгова, ИА.Ильин, Д.А.Керимов, А.Ф.Колотов, А.Ф.Крыжановский, В.Н.Кудрявцев, Э.В.Кузнецов, Е.А.Лукашева, В.В.Лазарев, В.П.Малахов, Л.С.Мамут, В.В.Оксамытный, И.Ф.Покровский, Д.А.Потопейко, А.Р.Ратинов, В.П.Сальников, Н.Я.Соколов, В.А.Туманов, Я.В.Турбова, Е.И.Фарбер, В.А.Чефранов, В.И.Шанин.

Методология. В ходе работы использовались всеобщие, общенаучные и частнонаучные методы, в том числе анализ, синтез, исторический, сравнительно-правовой анализ.

 

I Требование к правовому сознанию юриста

I.1 Анализ правовой идеологии сознания юриста

 

Правовое  сознание, правовая культура в теории государства и права занимают заметное место в силу того, что  в этих категориях проявляется право, законодательство, юридическая деятельность и др. Правосознание обладает опережающим  свойством, предвидением развития элементов  правовой системы. От правосознания в конечном счёте зависит состояние и качество правовых явлений. Правосознание, наконец, – это правовое воспитание, обучение, юридическое образование и правовая наука.

Учитывая  амплитуду значимости категорий  «правосознание» и «правовая культура», отметим, что от их состояния во многом зависит качество и ценность, перспективы реформирования права, законодательства, состояние правосудия, законности, правопорядка [5, с. 87].

Правосознание – это форма общественного  сознания. Образуется наряду и во взаимодействии с политическим, моральным, эстетическим и другими формами общественного сознания.

Правосознание имеет специфический предмет  отражения – право и законодательство, правовые формы государственной  деятельности, юридическую практику, другие компоненты правовой системы.

Носителями (субъектами) правосознания являются индивиды, негосударственные  организации, органы государства, должностные  лица, профессиональные группы, общество в целом.

Структура правосознания – это  его внутреннее строение, его составные  элементы. В нем можно выделить правовую идеологию и правовую психологию. Правовая идеология – это совокупность идей, теорий, концепций, в которых  выражено отношение к праву. Примером теоретических концепций, являющихся ее составными частями, могут служить теория            о сущности и социальной ценности права, учение об индивидуальных правах личности, теория разделения властей.

В отличие от правовой идеологии, правовая психология складывается стихийно, в  виде настроений, чувств, переживаний, в которых выражено отношение  к действующему праву (например, неприятие  беззакония, чувство справедливости, страх перед уголовным наказанием и т. п.). Существование правовой психологии связано с присущей человеческой психике способностью эмоционально реагировать на внешние явления. Правовая психология личности связана  с внутренней мотивацией поведения.

Правовые чувства, эмоции в значительной мере формируются под влиянием общения  с другими людьми. Находясь в том  или ином окружении, человек подчас думает и чувствует иначе, чем, если бы он был изолирован от других людей. Поэтому определение социально-ценностных ориентаций соответствующих групп (коллективов) имеет большое значение для выявления уровня правосознания конкретных индивидов.

В правовой психологии есть более  и менее стойкие компоненты. Первые из них реализуются через соблюдение обычаев, традиций и всего, что вошло  в привычку людей. Например, сложившиеся  в обществе нравственные ценности служат ориентиром поведения. Подвижной частью правовой психологии можно считать  настроения. Они всегда активны, одобряют или, напротив, отрицают что-либо. Но настроениями можно сознательно руководить, поскольку  они поддаются идейному воздействию.

Важнейшее звено правовой психологии – самооценка личности, т. е. умение критически оценивать свое поведение  с точки зрения его соответствия требованиям действующего права. Самооценка может выражаться в виде чувства  удовлетворения своими поступками или, наоборот, отрицательного отношения  к ним.

Следует особо подчеркнуть, что  правовую психологию нельзя рассматривать  как нечто второразрядное по отношению  к правовой идеологии. Это – две взаимодействующие части правосознания, оказывающие друг на друга значительное воздействие. От характера и уровня идеологической подготовки личности зависит, например, в какой мере она стремится контролировать свои эмоции и чувства. С другой стороны, развитие правовой идеологии тесно связано с правовой психологией. Правовая психология индивида во многом предопределяет выдвигаемые им идеи, а также отношение к существующей правовой идеологии.

С учетом изложенного, правосознание  можно определить как совокупность настроений и чувств, представлений, взглядов и теоретических концепций  относительно сущности и содержания права, а также действий по реализации правовых норм.

Профессиональное правосознание - это правовое сознание юристов. В  зависимости от предмета отражения  в правосознании юриста образуются сферы, соответствующие разным отраслям правовых отношений (например, хозяйственным, коммерческим, гражданско-правовым, уголовно-правовым, уголовно-процессуальным и т.д.). Сущность и особенности правового сознания юристов конкретизируются в содержании правовой идеологии и правовой психологии, в системе присущих данной профессиональной группе правовых знаний, представлений, установок, ценностных ориентации и  т.д. Правовое сознание юристов должно быть теоретическим. К нему вполне подходит такая степень выражения, как  идеологический уровень. Юристы традиционно  входят в перечень представителей идеологического  «сословия». Основная цель науки - выделить конкретные особенности правосознания  юристов, прежде всего те, которые  позволяют быть высококвалифицированным  специалистом, строго и неуклонно  соблюдать законность. Сравнительные  исследования различных социально-демографических, возрастных, профессиональных и иных групп и слоев законопослушного населения, различных категорий  преступников и юристов-профессионалов (прокуроров, адвокатов, судей, следователей, сотрудников органов внутренних дел и т.д.), проводившиеся в течение 15 последних лет, позволили расширить представление о правосознании юристов.

Для юристов правовая подготовленность, естественно, имеет определяющее значение. Она должна быть более высокой, чем  у законопослушных граждан, отличаться объемом, глубиной и формализованным  характером знаний, принципов и норм права, а главное, как уже отмечалось, - умением их применять. Если обратиться к структуре процесса реализации права в форме право применения, то можно назвать этапы, которые квалифицированно могут выполнить только юристы. К ним относятся: установление фактических обстоятельств дела; выбор (отыскание) соответствующей правовой нормы; уяснение смысла (содержания) правовой нормы - толкование; принятие решения о применении нормы закона или подзаконного акта в данном случае; издание правоприменительного акта. 
Юриста-профессионала должно отличать устойчиво положительное отношение к праву и практике его применения, что предполагает максимально высокую степень согласия с правовой нормой, понимание полезности, необходимости и справедливости ее применения, привычку соблюдать закон.

Особенности правового разума и  правовых чувств юристов выражаются также в профессиональном усмотрении, которое является источником предложений  по совершенствованию правового  регулирования, снятию или нейтрализации  противоречий, возникающих в процессе применения права. 
Интенсивность, степень выраженности, острота проявления правовых знаний, правовых установок и ценностных ориентации отличают профессиональное правосознание от правового сознания законопослушных граждан и преступников. В самом общем виде результаты конкретно-социологических исследований профессионально-правового сознания юристов свидетельствуют о том, что, с одной стороны, специфика их правосознания проявляется в устойчиво положительных характеристиках, особенно по сравнению с полярной группой, но с другой - деформации их сознания носят более негативный характер, чем у представителей других групп.

I.2 Правовая подготовка будущего юриста

 

Юридическое образование представляет собой сопряженную с воспитанием систему целенаправленной подготовки специалистов в области юриспруденции, обеспечивающую усвоение обучающимися совокупности профессионально-юридических знаний, умений, навыков в соответствии с государственным образовательным стандартом. Формирование профессионального сознания и подготовка юридических кадров требуют грамотного построения учебного процесса и не должны заменяться простой передачей известной совокупности знаний и научением навыкам будущей профессии. На преподавателя ст. 20 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» возложены обязанности по обеспечению высокой эффективности педагогического и научного процессов, формированию у обучающихся профессионально важных качеств. Однако существующая в настоящее время система подготовки научно-педагогических кадров не предполагает обязательного изучения основ педагогики и психологии, что явно необходимо, учитывая возлагаемые на профессорско-преподавательский состав обязанности. [3, c. 39]

С.С.Алексеев еще в 70-е годы прошлого века обосновал три основных принципа, положенных в основу юридической подготовки: непрерывность и нарастание сложности обучения; сочетание общего и специализированного в обучении; сочетание в обучении теоретических и прикладных начал. По мнению автора, данный перечень следует дополнить следующими принципами: сочетание обучения с воспитанием и развитием, использование межпредметных связей, научно обоснованное сочетание традиционных и активных методов обучения. При этом необходимо не только закрепление данных принципов в образовательном стандарте, но и их последовательное воплощение во всех его положениях.

Содержание юридического образования  является концентрированным выражением модели юриста и должно обеспечивать подготовку востребованных обществом  специалистов. К сожалению, действующий  образовательный стандарт нечетко  и зачастую противоречиво формулирует  основные требования к содержанию образования. Закрепляя такие важные начала юридического образования, как сочетание фундаментальной  и специальной, теоретической и  практической подготовки, стандарт не обеспечивает их последующего воплощения. В результате специализация зачастую представляет простую формальность, а практическое обучение оторвано от теоретической подготовки и крайне неэффективно. Требования к обязательному  минимуму содержания образовательной  программы должны обеспечивать воплощение закрепленных принципов.

Методы юридического обучения представляют собой своего рода связующее звено  между запланированной целью  и конечным результатом образования. При характеристике методов юридического образования автор исходит из того, что внедрение активных, нетрадиционных методик не следует рассматривать  в качестве панацеи в решении  всех проблем современного юридического образования. Вместе с тем недопустимо  и делать ставку лишь на механическое усвоение студентом правовых знаний. Задача образования - развить интеллектуальный потенциал студента, создать возможность  для проявления инициативности и  творческого начала. Важным направлением реформирования является пересмотр  нормативов учета педагогической нагрузки, которые позволили бы адекватно  оценить и, следовательно, оплатить труд преподавателя по подготовке и проведению занятий с использованием активных методов.

Большое распространение в последнее  время получили дистанционные технологии - образовательные технологии, реализуемые, в основном, с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического  работника. Названные технологии признаны приоритетным направлением развития образования, их применение регулируется целым рядом нормативных актов. Однако юридические вузы в настоящее время не имеют надлежащей материальной и методической базой для обеспечения качества образования, получаемого в рамках дистанционных технологий. Кроме этого, существует несогласованность дистанционных технологий с легальным определением образования, которое подразумевает не только обучение, но и воспитание. Дальнейшее правовое регулирование данного направления должно обеспечить решение названных проблем.

Информация о работе Энциклопедичность знаний юриста