Малое предпринимательство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2012 в 02:51, курсовая работа

Описание работы

«Малое предпринимательство» – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями, критериях (показателях), конституциирующих сущность этого понятия.

Файлы: 1 файл

финансы.doc

— 476.50 Кб (Скачать файл)

Однако характерной особенностью и одновременно проблемой является то, что малые предприятия ориентированы на текущую прибыль, а на накопление прибыль, как правило, не направляется. Кроме того, очень высока доля убыточных предприятий.

В последнее время много говорится о стимулировании инновационной деятельности малых предприятий, которое заключается в снижении ставки налога на прибыль для предприятий, разрабатывающих и использующих в своей деятельности различные виды инноваций. Это должно стимулировать развитие самофинансирования малых предприятий.

На современном этапе на многих предприятиях, в том числе и малых, наблюдается значительная изношенность основных фондов. Их обновление возможно за счет инвестиций. Малым предприятиям необходимо добиваться того, чтобы собственных средств хватало для финансирования большей части своих инвестиционных программ. Этой цели может служить механизм ускоренной амортизации.

До принятия в 2002 г. поправок в Налоговый кодекс РФ ускоренная амортизация была одной из льгот для малого бизнеса. Малые предприятия имели право применять ускоренную амортизацию основных производственных фондов с отнесением затрат на издержки производства в размере, в 2 раза превышающим нормы, установленные для соответствующих видов основных фондов. В настоящее время Налоговым кодексом предусмотрена повышенная норма амортизации только по отношению к основным средствам, которые являются предметом договора финансовой аренды (лизинга).

Недостаточный масштаб деятельности мешает малому бизнесу использовать такой источник самофинансирования, как выпуск акций. Фондовый рынок недоступен большинству малых предприятий. Причинами этому становятся высокие затраты, связанные с необходимостью преобразования предприятия (изменение организационно-правовой формы). При акционировании небольших предприятий, как действующих, так и вновь образуемых необходима оценка имущества предприятия, весьма значительны издержки аудиторских услуг при составлении промежуточных отчетов. Чем меньше предприятие, тем больше становятся затраты на сбор информации и издержки из-за выпуска акций, поскольку они не могут быть распределены на большое количество акций. Представители малого бизнеса избегают финансовые рынки еще и потому, что недостаточно ориентируются в специфике их функционирования [1].

Исходя из вышесказанного, можно прийти к выводу, что у малых предприятий есть немало источников для самофинансирования. Умение использовать их в полной мере служит залогом успеха. Однако во многом это зависит и от государства, прежде всего, в части усовершенствования нормативно-правовой базы по вопросам налогообложения прибыли, амортизационных механизмов, участия на рынке ценных бумаг и т.д.

Все перечисленные источники финансовых ресурсов для малых предприятий относятся, прежде всего, к собственным источникам. Однако для субъектов малого бизнеса существуют также и внешние источники финансовых ресурсов, такие как лизинг, франчайзинг и кредитование.

Одним из наиболее эффективных способов финансирования малых предприятий в условиях ограниченности собственных финансовых ресурсов является лизинговая форма приобретения имущества.

Применение лизинговых услуг в хозяйственной практике позволяет начинающим предпринимателям открыть или значительно расширить бизнес даже при весьма ограниченном стартовом капитале, так как лизинг обеспечивает получение оборудования без его единовременной и полной оплаты, позволяет организовать новое производство без привлечения крупных финансовых ресурсов. Таким образом, используя механизм лизинга, лизингополучатель решает вопросы приобретения оборудования и его финансирования почти одновременно.

Наряду с проблемами дефицита финансовых ресурсов у  малых предприятий, находящихся на стадии первоначальной организации бизнеса, уже функционирующие малые предприятия сталкиваются с проблемой обновления основных фондов и развития материально-технической базы. Часто компании не обладают достаточными средствами для того, чтобы приобрести современное оборудование и провести масштабную реконструкцию производства, что могло бы повысить качество и конкурентоспособность их продукции.

Решить эту проблему также помогает лизинг. Использование лизинга облегчает процесс обновления парка оборудования и расширения производства уже на начальной стадии – выборе и закупки оборудования, что обеспечивается участием лизинговой компании в процессе закупки оборудования.

Помимо перечисленных преимуществ использование лизингового механизма позволяет использовать сторонами лизинга ряд налоговых льгот, предусмотренных российским законодательством (для малых предприятий это касается, прежде всего, механизма ускоренной амортизации основных средств).

Следующим источником финансовых ресурсов, набирающим все большую популярность среди малых предприятий, является франчайзинговая система, представляющая собой долгосрочное сотрудничество двух или нескольких партнеров, которые объединяются с целью совместного использования товарного знака, отработанной технологии, ноу-хау и других объектов права интеллектуальной собственности. Договор франчайзинга охватывает широкий спектр экономических и правовых отношений.

Основными преимуществами использования франчайзинга для малых предприятий являются:

- всесторонняя поддержка и заинтересованность франчайзера в коммерческом успехе франчайзи;

- зачастую франчайзер предоставляет возможность приобретения товаров, продуктов, расходных материалов по льготной цене (снижение затрат);

- используется уже функционирующая концепция и методика ведения малого бизнеса;

- известный товарный знак автоматически привлекает клиентов компании, чьими товарами или услугами они привыкли пользоваться;

- как следствие из предыдущего пункта – снижение издержек на рекламу, поскольку, купив торговую марку франчайзи «подключается» к широкой рекламной компании франчайзера.

Следующим, внешним по отношению к малым предприятиям источником финансовых ресурсов является банковское кредитование. В экономических развитых странах этот вид источников финансовых ресурсов для малых предприятий является основным. В нашей стране сложилась несколько иная ситуация.

По данным исследований, в 2010 г. только 15,6 % малых предприятий воспользовались услугами банковского кредитования. Конечно, свое негативное влияние оказал мировой экономический кризис. Начиная с конца 2008 г. практически все банки уменьшили объем кредитных портфелей по всем направлениям кредитования и ужесточили требования к заемщикам [4].

В настоящее время, как представители банковской сферы, так и представители государственных структур, занимающиеся поддержкой и развитием малого бизнеса, все больше говорят о том, что в нашей стране создаются благоприятные условия для обеспечения малых предприятий банковскими кредитами. По словам экспертов, совокупный объем кредитного портфеля, предоставляемый банками малому бизнесу, достиг к концу 2010 г. суммы в 2,5 трлн. руб. [3]

Однако число малых предприятий, воспользовавшихся услугами банков, говорит само за себя. Очевидно, что в сфере банковского кредитования малого бизнеса в нашей стране имеются существенные проблемы.

Банки неохотно идут на выдачу большого числа мелких кредитов на развитие ввиду высоких операционных издержек, связанных с оценкой и контролем каждого из них.

Только что созданное предприятие имеет минимальные шансы на получение кредита на развитие бизнеса. Банки просто не финансируют предпринимателей на нулевом цикле развития бизнеса. Как правило, финансовые организации устанавливают минимальный срок, в течение которого малое предприятие должно не только просуществовать, но и показать прибыль.  

В целом же, в качестве основных проблем, препятствующих в получении банковских кредитов для малого предприятия, можно выделить следующие:

- непрозрачная и недостоверная отчетность малых предприятий, отсутствие стимулов для адекватного отражения финансовых результатов в отчетности, что снижает возможность получения в банках кредитов на пополнение оборотных средств и инвестиционные цели;

- незначительный масштаб бизнеса малого предприятия, затрудняющий оценку его состояния;

- низкое качество проработки бизнес-планов при привлечении кредитов;

- незначительный размер собственных средств и отсутствие ликвидных активов, которые малые предприятия могли бы использовать в качестве залога по кредиту. Отсутствие иного обеспечения, ограниченность программ кредитования под залог автотранспортных средств и недвижимости;

- несоответствие рентабельности малых предприятий размеру процентных ставок по кредитам, к которым добавляются разнообразные взимаемые банком комиссии;

- сложность и длительность процедуры получения банковского кредита, часто усугубляющейся недостаточной квалификацией заемщика для надлежащего оформления всех необходимых документов.

Следующим источником внешнего финансирования малых предприятий является бюджетное финансирование.

Федеральным законом № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 г. предусмотрена финансовая поддержка в виде предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого предпринимательства.

Для малого бизнеса предусмотрена также имущественная поддержка, которая осуществляется в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества (земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов) для использования по целевому назначению на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях.

Эти виды поддержки малых предприятий реализуются как на государственном, так и на региональном и муниципальном уровнях. Во многих регионах действуют специальные комплексные программы по поддержке и развитию малого бизнеса, предусматривающие и выделение финансовой помощи, например, гранты на начало собственного дела.

Существенную роль играет также и микрофинансирование малых предприятий. Микрофинансирование – это финансовая отрасль, направленная на предоставление различных финансовых услуг лицам, не способным по тем или иным причинам воспользоваться обычными банковскими услугами, например, молодым предпринимателям,  которым не хватает средств для текущей деятельности.

Сейчас реализуется множество различных программ микрофинансирования. Их разрабатывают и предлагают клиентам не только банки, но и специализированные кредитные организации, занимающиеся финансированием малого и среднего бизнеса. Осуществляют микрофинансирование малого бизнеса и фонды поддержки предпринимательства. Они могут быть как государственными, так и негосударственными, но основной их услугой является предоставление микрокредитов.

Однако ни одна программа микрофинансированияне включает такой важный для начинающих предпринимателей момент, как «старт-ап». Практически все фонды содействия кредитованию малого бизнеса, и большинство банков, участвующих в программе микрофинансирования, отказываются кредитовать начинающих предпринимателей. Предприятие должно просуществовать и вести хозяйственную деятельность не менее трех месяцев, чтобы получить микрокредит в банке или заручиться поддержкой и поручительством фонда [5]. 

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что в большинстве случаев малые предприятия испытывают недостаток финансовых ресурсов на различных стадиях хозяйственной деятельности. Возникают проблемы привлечения денежных средств на оптимальных для малого предприятия условиях: 

- оперативное получение недостающих финансовых ресурсов;

- небольшой объем привлекаемых средств;

- краткосрочный период использования средств в обороте организации;

- доступная и гибкая плата за привлекаемые средства.

Таким образом, на основе анализа проблем формирования финансовых ресурсов малых предприятий, можно сгруппировать факторы, влияющие на процесс финансового обеспечения малых предприятий, в две группы.

Рис. 3. Факторы, влияющие на финансовое обеспечение малых предприятий [6]

 

Внутренние факторы, зависящие от деятельности предприятий, направленные на достижение устойчивого развития малого предприятия, включают:

- повышение ликвидности и соответственно платежеспособности предприятия;

- сокращение сроков кредиторской задолженности;

- усиление независимости от заемных средств за счет расширения собственных финансовых ресурсов;

- увеличение доли прибыли на вложенный капитал.

Внешние факторы, не зависящие от деятельности предприятия, охватывают:

- изменения уровня налоговой нагрузки;

- расширение   доступа   к   кредитованию   деятельности   малых предприятий;

- влияние   государственной   поддержки   в   развитии   малого предпринимательства.

Информация о работе Малое предпринимательство