Малое предпринимательство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2012 в 02:51, курсовая работа

Описание работы

«Малое предпринимательство» – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями, критериях (показателях), конституциирующих сущность этого понятия.

Файлы: 1 файл

финансы.doc

— 476.50 Кб (Скачать файл)

произведенному выше расчетов при той структуре себестоимости

продукции (10000+10000=20000 руб. без учета уплаченных поставщикам сумм

НДС) и различных уровнях рентабельности произведены в таблице 2.2.1.

Таблица 2.2.1.

Прибыль, остающаяся в Прибыль, остающаяся в

распоряжении  распоряжении

предприятия, рублей  предприятия, рублей

Уровень рентабельности при обычной системе  при упрощенной системе

предприятия, %  налогообложения  налогообложения

100    13000    15200

80    10400    11840

70    9100    10160

60    7800    8480

50    6500    6800

40    5200    5120

30    3900    3440

20    2600    1760

10    1300    80

           

 

 

Из приведенных в таблице данных видно, что при уровнях

рентабельности менее 50 % упрощенная система налогообложения становится

экономически не выгодной (напомним, что данная цифра справедлива только при

принятой в расчетах структуре себестоимости продукции).При близкой к нулю

рентабельности она становится просто убыточной, поскольку налог на доход (с

части, соответствующей, по крайней ере расходам на оплату труда) взимается

и при отсутствии у предприятии прибыли. В тоже время при рентабельности

выше 50 % экономический эффект от перехода от перехода на упрощенную

систему налогообложения возрастает с ростом уровня рентабельности.

Результаты аналогичных расчетов для различной структуры

себестоимости продукции при фиксированных общей себестоимости, равной

20000 руб., конечной цене реализации равной 36000 руб.(при обычной

системе налогообложения - включая НДС), и постоянном уровне

рентабельности 50 % приведены в таблице 2.2.2.При этом под материальными

затратами понимаются все затраты  относимые  на уменьшение

налогооблагаемого дохода при упрощенной системе налогообложения. Как видно

из таблицы 2.2.2.,упрощенная система налогообложения не выгодна для

предприятий у которых доля материальных затрат в структуре

себестоимости продукции относительно не велика, например, для предприятий

оказывающие консультационные услуги или производящих научно-техническую

продукцию, основной вклад в себестоимость которой вносят расходы на оплату

труда.

Таблица 2.2.2.

Прибыль, остающаяся в Прибыль, остающаяся в

распоряжении предприятияраспоряжении

, рублей   предприятия, рублей

Доля материальных затратпри обычной системе  при упрощенной системе

в структуре   налогообложения  налогообложения

себестоимости продукции

, %

80    6500    7760

70    6500    7440

60    6500    7120

50    6500    6800

40    6500    6480

30    6500    6160

20    6500    5840

10    6500    5520

 

Не следует забывать еще об одном обстоятельстве .Все приведенные

выше расчеты в полной мере справедливы только для предприятий, которые

производят продукцию, реализуемую конечному потребителю. В этом случае

покупателя интересует только оплачиваемая им цена, ему безразлично, входит

в нее НДС или нет. Для предприятий, реализующих продукцию производственно-

технического назначения, ситуация несколько иная. Их покупателей данный

вопрос уже не безразличен, поскольку приобретая материальные ресурсы

без выделения НДС, они не вправе относить предполагающиеся в структуре

цены суммы налога на расчеты с бюджетом и вынужденные списывать полную

стоимость этих ресурсов на издержки производства и обращения, что в

конечном итоге влечет за собой уменьшение их собственной прибыли. Выделение

же НДС в первичных учетных и платежных документах на продукцию реализуемую

предприятиями, перешедшими на упрощенную систему налогообложения, просто

- на просто не возможно, так как они плательщиками данного налога не

являются. В результате предприятие, перешедшее на упрощенную систему

налогообложения и производящее подлежащую в общем случае обложению НДС

продукцию производственно технического- назначения по которой на рынке

существует достаточно жесткая конкуренция,  могут оказаться

неконкурентоспособными, если только не снизят цены на свою продукцию до

уровня, исключающего НДС. Однако в последнем случае упрощенная система

налогообложения оказывается  невыгодной  для  подавляющего

большинства предприятий. Вернемся к примеру, с которого мы начали

рассуждения и предположим, что предприятие решило реализовать свою

продукцию по цене не включающей обычную для данной продукции суммы НДС,

то есть по цене 30000 руб. В этом случае выплачиваемого им налога

совокупного дохода составит (30000-12000)*0,3=5400 руб., а сумма

прибыли, остающаяся в его распоряжении - 30000-20000-2000-5400=2600 руб.

Напомним, что при обычной системе налогообложения в распоряжении

предприятия в тех же условиях остается 6500 руб. Разница огромная.

Еще раз повторим, что все данные расчеты приведены с единой

целью предостеречь от поспешного перехода на упрощенную систему

налогообложения учета и отчетности. В каждом конкретном случае должен

быть проведен серьезный экономический анализ, исходящий из условий

применения единого и прочих налогов в данном регионе, экономические

показатели деятельности предприятия и условий соответствующего рынка

 

2.3. Патентная система

 

Официальным документом, удостоверяющим  право применения

субъектами  малого  предпринимательства  упрощенной  системы

налогообложения, является патент, выдаваемый сроком на один календарный

год налоговыми органами по месту постановки на организаций и

индивидуальных предпринимателей на налоговый учет. Патент выдается при

соблюдении следующих условий:

если общее число работников, занятых в организации, не

превышает предельной численности, установленной в соответствии с настоящим

Федеральным законом;

если организация не имеет просроченной задолженности по

уплате налогов и иных обязательных платежей за предыдущий отчетный период;

если организацией своевременно сданы необходимые

расчеты по налогам и бухгалтерская отчетность за предыдущий отчетный

период.

Патентная система применима прежде всего в торговле и в бытовом

обслуживании населения. Все предприятия торговли, оптово-розничные товарные

рынки, торговые точки и предприятия бытового обслуживания и общественного

питания согласно закону должны вести сложную бухгалтерскую документацию,

подвергаясь при этом периодическим проверкам со стороны налоговой

инспекции. Упрощенная система в этом случае "не работает". Не менее

половины, а то и две трети выручки проходит мимо кассовых аппаратов.

Серьезные неудобства в деятельности мелких предпринимателей сочетаются со

значительными потерями для бюджета. Попавшиеся на нарушении налогового

законодательства подвергаются громадным финансовым санкциям, порой

способным полностью разорить мелкого предпринимателя. При этом вопреки

бытующему мнению не следует думать, что любой, кто нарушает закон,

делает это специально и сознательно. Малое предприятие просто не в

состоянии нанять квалифицированного бухгалтера, успевать отслеживать все

тонкости непрерывно меняющегося налогового законодательства. А

индивидуальному предпринимателю это тем более не под силу. Применение

патентной системы организациями и индивидуальными предпринимателями

предусматривает замену уплаты установленных законодательством Российской

Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой

стоимости патента. Для индивидуальных предпринимателей уплата стоимости

патента заменяет уплату подоходного налога с доходов, полученных от

осуществления предпринимательской деятельности.

Объектами патентной системы могут стать предприятия

мелкорозничной и мелкооптовой торговли, общественного питания (рынки,

кафе, закусочные, аптеки, палатки, ларьки и др.),а также объекты сферы

бытового обслуживания населения (бани, парикмахерские, ателье и

др.).Очень легко можно решить все вопросы, связанные с переходом на

патентную систему индивидуальных  предпринимателей, занимающихся

производством товаров народного потребления, печатной продукции, изделий

художественного  промысла, ремонтом, торговлей, торгово-закупочной

деятельностью. Патенты могут выдаваться по желанию налогоплательщика на

срок от одного месяца до одного года с последующей пролонгацией. Следует

еще раз подчеркнуть, что стоимость патента является налогом. Простота и

удобство патентной системы для предпринимателей сочетаются с увеличением

собираемости налогов, особенно там, где добиться этого наиболее трудно,

где основная часть расчетов осуществляется наличными денежными средствами.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Налоговая политика прежде всего должна быть нацелена на

расширение налоговой базы. Именно расширение налоговой базы позволит

реально увеличить поступление доходов в бюджет без усиления налогового

бремени. Без решения этой проблемы невозможно обеспечить финансовой базы

экономического роста. Реальным шагом в деле расширения налогооблагаемой

базы является всемерное стимулирование развития малого бизнеса.

Отдельные регионы дают неплохие примеры реального развития столь

важного сектора экономики. Например, в Москве количество малых

предприятий за последние 5 лет возросло в 6 раз и составляет в настоящее

время более 200 тысяч. Таким образом, в целом по Москве свыше половины

малых предприятий потенциально могут использовать упрощенную систему

налогообложения. Однако реальная цифра перешедших на эту систему

гораздо ниже. Естественно, прошло слишком мало времени, чтобы выявить

все причины этого явления. Необходим скурпулезный анализ всех факторов.

Среди общих причин можно отметить, что частая смена нормативных положений,

особено налогообложение способствовало общему негативному отношению

предпринимателей к нововведениям. Поэтому многие предприятия заняли

выжидательную позицию. Необходимо серьезная разъяснительная работа в

новой системе налогообложения. Немаловажное значение имеет и то, что

выигрыш финансовом отношении от упрощенной системы налогообложения не

столь высок для предприятий, как пытаются показать. Думается, что более

радикальным средством для предприятий с небольшим числом работников будет

перевод их а систему патентов. Естественно, что требуется серьезная работа

по обосновании цены патента. Ясно, что это величина зависит от многих

факторов: региональных особенностей, сферы  деятельности предприятия,

конкретного размера предприятия, средней доходности. Введение упрощенной

системы налогообложения малых предприятий является перспективным

направлением совершенствования налоговой системы. В месте с тем, как и

любое нововведение, особенно в такой сложной сфере, как налогообложение,

оно требует дальнейшего анализа и доводки. Нам представляются интересными

отдельные предложения, выработанные в Минэкономике РФ в проекте

нового Федерального закона "О внесение изменений в Федеральный закон" Об

упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов

малого предпринимательств". Важнейшим отличием от всех действующих схем

налогообложения малых предприятий является то, что база налогообложения

расчитывается не по отчетности, а на основе определенной расчетным путем

доходности различных видов предпринимательства. При этом предполагается

увязать определение потенциального дохода с перечнем легко проверяемых

показателе деятельности предприятий: используемая площадь, фактический

оборот, число работающих и т.п. Однако суть остается, как и в действующем

законодательстве: уплачивается единый налог, состоящий из двух частей -

упрощенного подоходного налога, определенного на базе оценочных

показателей,и стоимость патента на право использования упрощенной системы

налогообложения. Важным представляется предложение о существенном снижении

ставки упрощенного подоходного налога: по налогу, зачисляемому в

федеральный бюджет - 7% от оценочного дохода, а в бюджет субъектов РФ - не

более 13 % от оценочного дохода. Предлагается перевод на упрощенную

систему налогообложения осуществлять в обязательном порядке.

Осуществляется кредитование субъектов малого предпринимательства на

льготных условиях с компенсацией соответствующей разницы кредитным

организациям за счет средств фондов поддержки малого предпринимательства.

При этом кредитные организации, осуществляющие кредитование субъектов

малого предпринимательства на льготных условиях, пользуются льготами в

порядке, установленном законодательством Российской Федерации и

законодательством субъектов Российской Федерации. Фонды поддержки малого

предпринимательства вправе компенсировать кредитным организациям полностью

или частично недополученные ими доходы при кредитовании субъектов малого

предпринимательства на льготных условиях. Размер, порядок и условия

компенсации устанавливаются договором между кредитной организацией и

соответствующим фондом поддержки малого предпринимательства. Существуют

общества взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства ,

которые создаются для аккумулирования временно свободных денежных средств

участников указанных обществ в целях оказания им финансовой помощи.

Общества взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства:

вправе не размещать обязательные резервы в Центральном банке

Российской Федерации;

могут поручать управление собственными ресурсами банку -

депозитарию или иной кредитной организации;

определяют размер, периодичность и порядок внесения вкладов

(взносов) участниками указанных обществ, а также предельные размеры, сроки

Информация о работе Малое предпринимательство