Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 22:54, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – показать преимущества электронных платежных технологий и определить тенденции их развития. Для реализации данной цели решены следующие задачи:
проанализирована нормативно-правовая база, касающаяся применения безбумажных технологий;
показаны современные технические средства, входящие в инфраструктуру электронной платежной системы страны;
определено соотношение применения в платежной системе электронной и бумажной технологии;
выявлены основные проблемы в сфере применения электронных технологий.
Введение…………………………………………………………………………………………3
Использование электронных технологий в организации платежной системы страны………………………………………………………………………………………..4
Преимущества применения безбумажных технологий и технические средства, как элемент инфраструктуры электронной платежной системы…………………………………………………………………………………..4
Нормативно-правовая база, регулирующая использование электронных технологий в стране…………………………………………………………………………………..5
Состояние платежной системы РФ…………………………………………………….…..9
Анализ общего состояния………………………………………………………………9
Анализ рынка с использованием банковских карт физическими и юридическими лицами…………………………………………………………………………………..12
Проблемы и перспективы развития электронных платежных технологий в РФ……………………………………………………………………………………….…..14
Заключение……………………………………………………………………………………..18
Список использованной литературы…………………………………………………………19
Данные таблицы говорят о развитии банковской инфраструктуры, о том, что спрос на банковские карты растет.
Теперь рассмотрим рынок с использованием банковских карт физическими и юридическими лицами.
Таблица № 7. Операции, совершенные физическими лицами.
Операции, совершенные физическими лицами | ||||||||
количество банковских карт, тыс. ед. |
Прирост,% |
общий объем операций с использованием банковских карт, млн. рублей |
Прирост,% |
в том числе: | ||||
по получению наличных денег, млн. рублей |
Доля,% |
по оплате товаров (работ и услуг), млн. руб |
Доля,% | |||||
2001 г. |
10542 |
- |
396143 |
- |
368673 |
93 |
27470 |
7 |
2002 г. |
15365 |
45,7 |
675585 |
70,5 |
628238 |
92,9 |
47347 |
7,1 |
2003 г. |
23914 |
55,6 |
1146758 |
69,7 |
1070978 |
93,4 |
75780 |
6,6 |
2004 г. |
35040 |
46,5 |
1876887 |
63,6 |
1765145 |
94 |
111742 |
6 |
В период с 2001 по 2004 гг. количество банковских карт и объем операций с их использования выросли почти в 3 раза и 4 раза соответственно. Причем большая часть операций была по получению наличных денег и в 2004 г. их доля составила 94% и всего 6% доля операций по оплате товаров (работ, услуг). Это говорит, во-первых, об увеличении спроса на банковские карты со стороны физических лиц. Но большинство операций связано с получением наличных средств. Низкая доля операций по оплате товаров связано с неразвитостью инфраструкткры обслуживания клиентов, а также с менталитетом наших граждан.
Таблица № 8. Операции, совершенные юридическими лицами.
Операции, совершенные физическими лицами | |||||||||||
количество банковских карт, тыс. ед. |
Прирост,% |
общий объем операций с использованием банковских карт, млн. рублей |
Прирост,% |
в том числе: | |||||||
по получению наличных денег, млн. рублей |
Доля,% |
по оплате товаров (работ и услуг), млн. рублей |
Доля,% | ||||||||
2001 г. |
51 |
- |
19935 |
- |
17076 |
85,6 |
2859 |
14,4 | |||
2002 г. |
91 |
78,4 |
40625 |
103,7 |
26453 |
65 |
14172 |
35 | |||
2003 г. |
107 |
17,6 |
89512 |
120,3 |
34798 |
38,8 |
54714 |
61,2 | |||
2004 г. |
117 |
9,3 |
197357 |
120,5 |
37155 |
18,8 |
160201 |
81,2 |
Тенденция роста наблюдается и в отношении операций, совершенных юридическими лицами. Количество банковских карт в 2004 г. по сравнению с 2001 г. выросло почти в 2 раза, а объем операций – почти в 10 раз. Причем доля объемов операций по получению наличных денег снизилась на 66,8% и составила 18,8% в 2004 г. А доля объемов операций по оплате товаров и услуг соответственно возросла и в 2004 г. составила 81,2%. Таким образом, спрос юридических лиц на банковские карты растет, растут объемы операций с их применением, что свидетельствует о росте безналичных расчетов при совершении сделок.
Таким образом, процессы развития безналичных платежных систем, конкуренция банков за потребителей привели к бурному распространению банковских карт. Банковская карта является средством повышения прозрачности экономики и сужения сферы наличного оборота. В будущем можно ожидать продолжение роста их количества до уровня «две карты на человека с банковским счетом», а также постепенного расширения собственно кредитных карт и потребительского кредита в данной форме.
3. Проблемы и перспективы
развития электронных
Развитие банковских технологий и современное состояние платежной системы России создали для хозяйственных субъектов реальную возможность широко использовать новые технологии проведения платежей, к числу которых относятся различные системы удаленного доступа или дистанционного банковского обслуживания: «Клиент-Банк», Интернет–банкинг, Мобильный банкинг (WAP-банкинг). Все они являются направлениями развития технологии «домашний банк» (Home banking). Данная технология начала развиваться более 20 лет назад и заключается в проведении банковских операций на дому или в офисе клиента с использованием телефонной связи, модема и компьютера. В России первым начал обслуживать клиентов через Интернет Автобанк.
Рассмотрим подробнее три основные вида дистанционных услуг:
Система «Клиент-Банк»
С помощью таких систем клиенты банка могут совершать разнообразные операции прямо из дома или офиса: управление счетом, получение информации о состоянии счетов, проведение платежей и оплата услуг с расчетного и других счетов и с пластиковых карт и прочие операции, причем как в национальной так и в иностранной валюте. Программа устанавливается на компьютере клиента, который имеет непосредственное соединение с банком через модем. Сегодня подобные системы устанавливают как очень крупные организации, так и мелкие фирмы.
В России первая такая программа была разработана компанией «Инверсия». В 1991 году клиентами стали три организации с большим документооборотом: Госкомимущество, Московская автогрузовая таможня и Московская железнодорожная таможня. Одними из наиболее распространенных в России программ «Клиент-Банк» являются разработки фирм «Программбанк» и Банк'с Софт Системз.
Интернет-банкинг
Интернет-банкинг – система получения банковских услуг через выход в Интернет. С помощью этой системы можно покупать и продавать безналичную валюту, оплачивать коммунальные услуги, оплачивать счета операторов сотовой связи, проводить безналичные внутренние межбанковские платежи и др. Клиент может наблюдать за ходом торгов и участвовать в них, следить за оформлением совершенных сделок и своей позицией, ведением архивов биржевой информации. Электронные инвестиционные операции получили название e-brokerage.
Такая система, в отличие от программы «Клиент-Банк», не привязана к конкретному компьютеру с установленным программным обеспечением. Клиент может выходить в Интернет с любого компьютера, для этого ему необходимо только наличие электронного ключа. Обычно это дискета, которая путешествует вместе с клиентом, и таким образом, он может получать банковские услуги в любом месте земного шара и на любом компьютере.
В конце июля 2001 года были обнародованы результаты исследования «Финансовые интернет – услуги в России», проведенного компаниями «МФД-ИнфоЦентр» и «Интернет-Маркетинг» при участии Deloitte&Touche. Это исследование стало первым крупным исследованием российского рынка финансовых интернет-услуг. Итак, рынок финансовых интернет-услуг в стране продолжает динамично развиваться. В настоящее время около 140 российских банков используют различные системы для работы с клиентами через Интернет.
Услугу Интернет-банкинг предоставляют 40 % российских банков, а 50 % планируют ввести ее в ближайшее время. 19 % опрошенных банков используют собственные разработки, остальные применяют готовые программы. Лидерами здесь являются программы iBank компании «Бифит» и «Банк-Клиент» компании «Инист».
Интернет-банкинг предназначен в первую очередь для юридических лиц. Однако сейчас на рынке активно продвигается аналогичная услуга и для физических лиц.
WAP-банкинг
WAP-банкинг (мобильный банкинг) – получение банковских услуг непосредственно с помощью мобильного телефона или ноутбука при использовании технологии беспроводного доступа (Wireless Application Protocol). Такая технология позволяет передавать сокращенную информацию некоторых сайтов, поддерживающих WAP, на мобильные телефоны и совершать некоторые действия. WAP-банкинг предусматривает доступ к банковским счетам и картам. Недостатком его является невысокая степень защиты передаваемых или получаемых сведений и неудобство получения информации на небольшом дисплее.
Таким образом, к очевидным
преимуществам использования
Однако следует обратить внимание на проблемы в сфере применения систем удаленного доступа. Во-первых это проблема правового характера. Специальное банковское законодательство, регламентирующего особенности данного вида услуг, в нашей стране отсутствует, и, во-вторых, серьезную угрозу представляет собой кража конфиденциальной информации о счетах клиентов, взлом компьютерных систем, компьютерные сбои в операционных системах банков.
Таким образом, создание и использование в банковской практике систем удаленного доступа, в целом, актуальное и прогрессивное нововведение, которое соответствует интересам широкого круга пользователей. Вместе с тем этот процесс обязательно должен сопровождаться принятием соответствующих нормативных актов. Необходимо также создание и установка в кредитных организациях качественных систем защиты информации.
Проблемы развития электронных платежных технологий.
Развитие электронных платежных технологий сопровождается рядом проблем.
Во-первых, это проблемы правового характера. Существующая нормативно-правовая база требует совершенствования.
Во-вторых, в нашей стране пока недостаточно развиты технические средства, входящие в инфраструктуру платежной системы.
И, в-третьих, при создании платежных систем необходимо уделять как можно больше внимания защите и обеспечению их безопасности. Обычно различается внутренняя и внешняя безопасность. Внутренняя безопасность должна обеспечивать целостность программ и данных. Внешняя – должна защищать от любых угрожающих сбоем в системе проникновений. В настоящее время существует два подхода к построению защиты платежных систем:
Наиболее распространенными угрозами безопасности платежной системы являются:
Существуют различные программы – технологические средства защиты. К классу технических средств относятся: средства физической защиты территорий, сети электропитания, аппаратные и аппаратно-программные средства управления доступом к персональным компьютерам и др.
К классу программных средств защиты относятся: проверка паролей, программы шифрования, программы цифровой подписи, средства антивирусной защиты, программы восстановления и резервного хранения информации.
Проблема обеспечения информационной безопасности выходит за рамки одной страны. Ни один из пользователей сети не защищен на все 100 %. Вырабатываются новые программы защиты, но рано или поздно находится человек, который проходит через все хитроумные преграды.
Таким образом, в связи с бурным развитием электронных платежных технологий, необходимо решать те проблемы, которые возникают при этом.
Заключение
По результатам исследования
можно сделать следующие выводы
Список использованной литературы: