Налоговая система Республики Беларусь: основные этапы формирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2015 в 21:08, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение налоговой системы Республики Беларусь,
Исходя из поставленной цели, вытекают следующие задачи:
– дать определение налоговой системы Республики Беларусь;
– изучить закономерностей её функционирования и развития;
– рассмотреть этапы формирования налоговой системы.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Налоговая система Республики Беларусь.doc

— 256.50 Кб (Скачать файл)

К местным налогам и сборам Налоговый кодекс Республики Беларусь относит: налог с розничных продаж; налог за услуги; налог на рекламу; сборы с пользователей.

В настоящее время порядок применения таких налоговых платежей ежегодно устанавливается Законом «О бюджете Республики Беларусь» на соответствующий бюджетный (финансовый) год. При этом определяются их состав (конкретные виды платежей) и отдельные условия применения.

Налоговый кодекс устанавливает закрытый перечень местных налоговых платежей, которые могут быть введены местными органами власти на подведомственных административных территориях.

В настоящее время местные органы власти вправе вводить на территориях своих административно-территориальных единиц следующие налоги:

  • налог с продаж товаров в розничной торговле;
  • налог на услуги;
  • целевые сборы (транспортный сбор на обновление и восстановление транспорта общего пользования, используемого на маршрутах в городском пассажирском, пригородном и междугородном автобусном сообщении, сбор на содержание и развитие инфраструктуры города (района));
  • сборы с пользователей (за парковку (стоянку) транспортных средств в специально оборудованных местах; за владение собаками или использование их в предпринимательской деятельности;
  • сбор с заготовителей;
  • курортный сбор.

Обязательность введения местными органами власти указанных налогов и сборов Налоговым кодексом не устанавливается, в связи с чем вопрос об их применении должен быть решен органами власти каждой из административных территорий Республики Беларусь самостоятельно.

Налоговый кодекс признает обоснованным сохранение практики, когда эти налоговые платежи будут вводиться на основе положений Налогового кодекса нормативными правовыми актами (решениями) местных Советов депутатов базового территориального уровня, а для налога с розничных продаж - нормативными правовыми актами (решениями) областных (Минского городского) Советов депутатов.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О республиканском бюджете» доходы республиканского бюджета формируются за счет следующих налогов и сборов:

  • налога на прибыль (за исключением отчислений, передаваемых в бюджеты областей и г. Минска);
  • налога на доходы (за исключением налога на доходы от осуществления лотерейной деятельности и отчислений, передаваемых в бюджеты областей и г. Минска);
  • налога на доходы от осуществления лотерейной деятельности по республиканским и международным лотереям;
  • налога на доходы от проведения электронных интерактивных игр;
  • налога на добавленную стоимость (за исключением отчислений, передаваемых в бюджеты областей и г. Минска);
  • акцизов;
  • налога на приобретение автомобильных транспортных средств;
  • сбора за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь;
  • сбора за выдачу разрешений на проезд автомобильных транспортных средств Республики Беларусь по территориям иностранных государств;
  • патентных пошлин;
  • сбора за предоставление права ввоза на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ;
  • налога за использование природных ресурсов (экологического налога);
  • таможенных пошлин и таможенных сборов;
  • оффшорного сбора;
  • государственной пошлины в соответствии с законодательными актами;
  • консульских сборов;
  • гербового сбора;
  • других налогов и сборов, взимаемых с выручки от реализации продукции, товаров (работ, услуг) (за исключением зачисляемых в местные бюджеты), иных налогов, сборов (пошлин), установленных Президентом Республики Беларусь и (или) законами, прочих налоговых доходов, установленных законодательными актами;
  • взносов на государственное социальное страхование.

Зачисляются в местные бюджеты областей и г. Минска:

    • подоходный налог с физических лиц;
    • налоги на доходы и прибыль по нормативам;
    • налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности по местным лотереям;
    • налог на недвижимость;
    • налог на добавленную стоимость по нормативам;
    • налог за использование природных ресурсов (экологический налог) в части платежей за использование (изъятие, добычу) природных ресурсов и платежей за переработку нефти и нефтепродуктов организациями, осуществляющими переработку нефти;
    • земельный налог;
    • налог при упрощенной системе налогообложения;
    • акцизы на вина, напитки слабоалкогольные и винные (кроме акцизов на указанные товары, взимаемых при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь, а также уплачиваемых в бюджеты свободных экономических зон);
    • единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц;
    • единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции;
    • налог на игорный бизнес;
    • государственная пошлина в соответствии с законодательными актами;
    • другие налоги, сборы (пошлины) в соответствии с законодательными актами.

Налог на добавленную стоимость

Плательщиками налога на добавленную стоимость (НДС) признаются юридические лица Республики Беларусь, индивидуальные предприниматели, иностранные юридические лица и международные организации, простые товарищества, хозяйственные группы, а также организации и физические лица, осуществляющие перемещение товаров через таможенную границу Республики Беларусь в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

В Республике Беларусь действует зачетный метод расчета НДС. Сумма НДС рассчитывается путем умножения налогооблагаемой базы на ставку налога и равна 20 %. В 2014 году рассматривается законопроект об изменении ставки НДС до 22 %.

Налог на добавленную стоимость взимается по следующим ставкам:

Ноль (0) процентов: экспортируемые товары; работы и услуги, по сопровождению, погрузке, перегрузке, и иные подобные работы и услуги, непосредственно связанные с реализацией экспортируемых товаров; экспортируемые транспортные услуги, включая транзитные перевозки, а также экспортируемые работы (услуги) по производству товаров из давальческого сырья (материалов).

10 процентов: при реализации производимой  на территории Республики Беларусь  продукции растениеводства (кроме цветов и декоративных растений), животноводства (кроме пушного звероводства), рыбоводства и пчеловодства; при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь и (или) реализации продовольственных товаров и товаров для детей, включенных в перечень, утвержденный Президентом Республики Беларусь.

18 процентов: при реализации и ввозе на  таможенную территорию Республики  Беларусь других товаров и  услуг, не перечисленных выше.

Имеется ряд наименований товаров (работ, услуг), обороты по реализации которых на территории Республики Беларусь не облагаются НДС, в том числе лекарственные средства, медицинская техника, приборы и оборудование медицинского назначения; ветеринарные услуги; услуги по уходу за больными, инвалидами и престарелыми; услуги по содержанию детей в детских дошкольных учреждениях, обучению детей и подростков в кружках, секциях и студиях, музыкальных школах и специализированных учебно-спортивных учреждениях; услуги в сфере образования, связанные с образовательным процессом, оказываемые финансируемыми из республиканского или местных бюджетов учреждениями образования, учреждениями образования потребительской кооперации, высшими учебными заведениями Федерации профсоюзов Беларуси, а также научными организациями, осуществляющими послевузовское образование; услуги в сфере культуры и искусства; банковские и страховые услуги; услуги учреждений связи, по доставке пенсий и т.п.

Подоходный налог с физических лиц

 

Подоходным налогом облагается доход физических лиц, полученный в течение календарного года: физическими лицами, признаваемыми налоговыми резидентами Республики Беларусь - от источников в РБ и (или) за ее пределами; физическими лицами, не признаваемыми налоговыми резидентами Республики Беларусь - от источников в РБ.

С 1 января 2009 года подоходный налог с доходов физических лиц (кроме доходов, указанных ниже) взимается по единой ставке 12 процентов. Также в 2014 году рассматривается законопроект об изменении ставки подоходного налога  до 13 %.

Налоги на доходы и прибыль

Плательщиками налога на прибыль являются юридические лица, иностранные юридические лица и международные организации, осуществляющие деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, простые товарищества (участники договора о совместной деятельности), хозяйственные группы.

Прибыль (убыток) от реализации товаров (работ, услуг), иных ценностей (за исключением основных средств и нематериальных активов, ценных бумаг), имущественных прав определяется как положительная (отрицательная) разница между выручкой, полученной от их реализации, и затратами по производству и реализации этих товаров (работ, услуг), иных ценностей (за исключением основных средств и нематериальных активов, ценных бумаг), имущественных прав, учитываемых при налогообложении, а также суммами налогов и сборов, уплачиваемых из выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг).

Ставка налога на прибыль составляет 24 процента.

Акцизы

В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об акцизах» на территории Республики Беларусь действуют единые ставки акцизов как для товаров, произведенных плательщиками акцизов, так и для товаров, ввозимых плательщиками акцизов на таможенную территорию Республики Беларусь и (или) реализуемых на таможенной территории Республики Беларусь.

Ставки акцизов устанавливаются Президентом Республики Беларусь в белорусских рублях в расчете на физическую единицу измерения объема облагаемого акцизом товара.

Алкогольные напитки и табачные изделия, предназначенные для реализации, подлежат маркировке акцизными марками. Порядок маркировки и уплаты акцизов по таким товарам устанавливается законодательством.

Таможенные пошлины

Объектом обложения таможенными пошлинами признаются товары:

– ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь;

– вывозимые с таможенной территории Республики Беларусь.

При ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь или их вывозе с таможенной территории Республики Беларусь налоговая база определяется по товарам, в отношении которых установлены:

– адвалорные ставки таможенной пошлины, - как таможенная стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь;

– специфические ставки таможенной пошлины, - как количество (объем, масса) товаров и иные показатели в натуральном выражении.

Налог на недвижимость

Плательщиками налога на недвижимость являются юридические лица, иностранные юридические лица и международные организации, простые товарищества (участники договора о совместной деятельности), хозяйственные группы и физические лица.

Объектами налогообложения признаются:

  • здания и сооружения, в том числе не завершенные строительством, являющиеся собственностью или находящиеся во владении, в хозяйственном ведении или оперативном управлении плательщиков-организаций;
  • здания и сооружения, в том числе не завершенные строительством, включая жилые дома, садовые домики, дачи, жилые помещения (квартиры, комнаты), хозяйственные постройки, принадлежащие плательщикам - физическим лицам;
  • здания и сооружения, взятые в аренду (лизинг) индивидуальными предпринимателями, признаваемыми плательщиками налога.

Земельный налог

Земельным налогом облагаются земельные участки, находящиеся во владении, пользовании или собственности юридических и физических лиц (в том числе иностранных).

Сумма земельного налога исчисляется в зависимости от качества и местонахождения земельного участка, независимо от результатов предпринимательской или иной деятельности владельца, пользователя или собственника. Налог на сельскохозяйственные угодья исчисляется в соответствии с данными, указанными в земельном кадастре. Размер налога устанавливается раз в год в виде фиксированного платежа в расчете на каждый гектар земельного участка.

Земельные участки, находящиеся во временном пользовании и не возвращенные в установленный срок, самовольно занятые земельные участки, а также земельные участки, площадь которых превышает установленные нормы отвода, облагаются земельным налогом по ставке, в 10 раз превышающей стандартную.

Налог за использование природных ресурсов (экологический налог)

Плательщиками налога за использование природных ресурсов (экологического налога) являются юридические лица, иностранные юридические лица и международные организации, простые товарищества, хозяйственные группы, а также индивидуальные предприниматели.

Юридические лица, финансируемые из бюджета Республики Беларусь, не облагаются налогом.

Налогом за использование природных ресурсов облагаются:

    • объемы используемых (изымаемых, добываемых) природных ресурсов;
    • объемы переработанных нефти и нефтепродуктов организациями, осуществляющими переработку нефти;
    • объемы выводимых в окружающую среду выбросов (сбросов) загрязняющих веществ;
    • объемы перемещаемых по территории Республики Беларусь нефти и нефтепродуктов;
    • объемы отходов производства, размещенных на объектах хранения отходов и (или) объектах захоронения отходов, а также объемы размещенных товаров, помещенных под таможенный режим уничтожения и утративших свои потребительские свойства, а также отходов, образующихся в результате уничтожения товаров, помещенных под этот режим;
    • объемы производимой и (или) импортируемой пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона и иных товаров, после утраты потребительских свойств которых образуются отходы, оказывающие вредное воздействие на окружающую среду и требующие организации систем их сбора, обезвреживания и (или) использования, а также объемы импортированных товаров, упакованных в пластмассовую, стеклянную тару и тару на основе бумаги и картона.

Информация о работе Налоговая система Республики Беларусь: основные этапы формирования