Налоговая система Республики Беларусь: основные этапы формирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2015 в 21:08, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение налоговой системы Республики Беларусь,
Исходя из поставленной цели, вытекают следующие задачи:
– дать определение налоговой системы Республики Беларусь;
– изучить закономерностей её функционирования и развития;
– рассмотреть этапы формирования налоговой системы.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Налоговая система Республики Беларусь.doc

— 256.50 Кб (Скачать файл)

С 1 января 2009 года в налоговом законодательстве был реализован ряд мероприятий  по дальнейшему снижению налоговой нагрузки на экономику и упрощению налогообложения. В их числе:

- уменьшение ставки сбора  в  республиканский фонд поддержки  производителей сельскохозяйственной  продукции, продовольствия и аграрной  науки с 2 до 1 процента выручки;

- установление единых  ставок  местного налога с продаж  и  местного налога на услуги  в размере 5 процентов;

- уменьшение с 5 до 3 процентов  ставки налога на приобретение  автомобильных транспортных средств;

- исключение из объекта  обложения  налогом на недвижимость  активной части основных производственных  фондов. Налогообложению в настоящее  время подлежат только здания  и сооружения, в том числе не завершенные строительством.

С 1 января 2009 года в отношении доходов  физических лиц установлена единая ставка подоходного налога в размере 12 процентов вместо существовавшей ранее прогрессивной шкалы ставок от 9 до 30 процентов. Для индивидуальных предпринимателей установлена единая ставка подоходного налога в размере 15 процентов. Одновременно был увеличен размер стандартного налогового вычета до 250 тыс. руб. в месяц в отношении доходов, не превышающих 1,5 млн. руб. в месяц.

Установление единой ставки подоходного  налога с увеличением размера  налогового вычета обеспечило существенное упрощение налогообложения и  снижение налоговой нагрузки на граждан.

В общую систему налогообложения  налогом на прибыль включены доходы юридических лиц от реализации (погашения) ценных бумаг.В состав налоговой  системы республики входит 30 платежей, имеющих налоговый характер. Однако в рамках обычной деятельности типичное предприятие на регулярной основе исчисляет и уплачивает только налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, налог на недвижимость, экологический и земельный налоги.

С 1 января 2009 года вступил в силу Бюджетный кодекс Республики Беларусь. Его разработка была продиктована необходимостью обеспечить полное системное регулирование правовых норм, на основе которых осуществляется бюджетный процесс.

Сферой правового регулирования  Бюджетного кодекса определены отношения, возникающие в процессе составления, рассмотрения, утверждения и исполнения республиканского бюджета, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

В Кодекс включены нормы, регулирующие основные положения составления, рассмотрения, утверждения и исполнения местных бюджетов, что дает возможность для совершенствования системы межбюджетных отношений, повышения ответственности и заинтересованности местных органов власти в эффективности использования бюджетных средств.

2.4 четвертый этап 2010-2012 г.

За последние годы произошло  немало преобразований как в части  структуры налоговой системы, так  и с позиций методологии исчисления отдельных платежей. Сегодня существует 6 основных налогов: на прибыль, НДС, на недвижимость, земельный, экологический, отчисления в социальный фонд. С 2007-го по 2011 год налоговая нагрузка на экономику без учета взносов в ФСЗН снизилась на 8 пунктов — за счет отмены 26 платежей и снижения ставок по 9 налогам. Упрощены механизмы основных налогов, изменены периоды их уплаты. Расширяется спектр электронных услуг, и плательщикам реже приходится посещать налоговые инспекции.

Указ Президента Республики Беларусь от 9 августа 2011 г  № 349 ”О некоторых вопросах применения упрощенной системы налогообложения“  предусматривающий, что организации и индивидуальные предприниматели вправе применять УСН, если размер валовой выручки не превышает 12 млрд. рублей нарастающим итогом в течение календарного года (данный показатель увеличен в 2,9 раза по сравнению с ранее установленным – 4,1 млрд. руб.). В той же пропорции, т.е. с 1,177 млрд. рублей до 3,4 млрд. рублей, увеличен размер валовой выручки, при которой возможно применение УСН без уплаты НДС, а также с использованием в качестве налоговой базы валового дохода;

В республике действует 6 свободных экономических зон, в которых на 1 января 2012 года зарегистрировано 524 резидента. Они имеют преференции по налогу на прибыль (льгота на 5 лет, впоследствии налог взимается в размере 50 % от общеустановленной ставки), налогу на недвижимость, ставка НДС уменьшена на 50 %. Создан Парк высоких технологий, резиденты которого не уплачивают налог на прибыль, НДС, налог на недвижимость по зданиям и сооружениям, расположенным на территории парка. В начале 2012 года действовало 106 резидентов ПВТ — 104 организации и 2 индивидуальных предпринимателя.

В ходе проводимой налоговой реформы, по последней оценке Всемирного банка, рейтинг республики по разделу «Налогообложение»  в 2011 году поднялся на 27 позиций. В отчете «Ведение бизнеса-2012» (составленном по законодательству 2010 года) Беларусь находится на 156-й позиции. В сравнении с аналогичным отчетом предыдущего года прослеживается улучшение по всем показателям: налоговая нагрузка снижена с 80,4 % до 62,8 %, количество выплат уменьшено с 82 до 18, затрачиваемое на исчисление налогов время сокращено с 798 до 654 часов.

Нормы законодательства, принятые республикой  в 2010—2012 годах, найдут отражение в  следующих отчетах Всемирного банка. По предварительной оценке, в отчете «Ведение бизнеса-2013» показатель «Налогообложение» может подняться до 125-й позиции, а через год — до 119-й. Эти прогнозы базируются исключительно на положениях законодательства, курируемых налоговыми органами. На повышение позиции республики может также повлиять реформа уплаты платежей в ФСЗН. Кроме того, мы рассчитываем, что хозяйствующие субъекты будут предоставлять более достоверные сведения о затратах времени на налоговое администрирование: как показывает наш анализ, данные отчета «Ведение бизнеса-2012» в этой части не соответствуют действительности. Между тем в положительной оценке налоговой системы Беларуси мировыми рейтинговыми агентствами в равной степени заинтересованы и государство, и бизнес.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Налоги во все времена представляли собой одну из важнейших категорий государственных финансов.

Налоги в обществе выполняют ряд важных задач, которые можно свести к трем основным функциям: регулирующей, стимулирующей и фискальной. Принцип справедливости налогообложения особенно четко проявляется при распределении налогового бремени между налогоплательщиками. Поэтому налоговое бремя на всех налогоплательщиков должно быть распределено равномерно и справедливо.

В настоящее время налоговая система Республики Беларусь включает значительное число налогов и сборов. Каждый из них имеет свои особенности. Однако такая система является сложной и нерациональной. Она требует упрощения. Поэтому каждый год в налоговом законодательстве происходят изменения. Однако они не всегда являются последовательными и разумными. Существуют проблемы и в области налогового контроля.

В будущем основными направлениями налогового реформирования в Республике Беларусь должны являться: снижение налоговой нагрузки; равномерное распределение налогового бремени; упрощение налоговой системы. Повышение справедливости и нейтральности налоговой системы требует, прежде всего, ликвидации многочисленных налоговых льгот, урегулирования значительного объема задолженности предприятий по налоговым платежам и совершенствования процедур уплаты налогов, сборов.

При определении основных направлений налоговой политики следует исходить из особой важности стимулирования роста производства и его качественных параметров.

В стратегическом плане в основу налоговой политики должна быть заложена концепция приоритетных направлений развития тех отраслей, которые обеспечат эффективный экономический рост.

Реформирование налоговой системы должно также включать установление жесткого оперативного контроля за соблюдением действующих законов и усиление мер, направленных на пресечение противозаконной деятельности и теневых экономических операций, не подпадающих под налогообложение.

Задача государства состоит в построении такой налоговой системы, которая обеспечивала бы финансовыми ресурсами все общественные издержки и при этом не нарушала предел изъятия средств у налогоплательщика, который определяет возможности расширенного воспроизводства.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Налоговый кодекс Республики Беларусь 2014 http://www.nalog.gov.by/ru/nalog-kodeks-2013-ru/ [Электронный ресурс]

2. Путеводитель по бизнесу и инвестициям в Республике Беларусь Аспекты налогообложения 2014 http://shanghai. mfa.gov.by/upload/economy/ del_be_tax_guide_rus_soft.pdf [Электронный ресурс]

2. Адаменкова С.И., Евменчик О.С. Налоги и их применение в финансово-экономических расчетах. Мн.:Элайда, 2005.

3. Налоги и налогообложение : учебник / Н.Е. Заяц [и др.]; под общ. ред. Н.Е. Заяц, Т.Е. Бондарь, И.Н. Алешкевич. - 5-е изд., испр. и доп. - Минск : Выш. шк., 2008. - 320 с.

4. Барсегян, Л. Н. Налоги и налогообложение. - Минск: ТетраСистемс, 2009. - 160 с.

5. Дейко А. Налоговая система: рациональность, справедливость, стабильность. // Экономика Беларуси. - 2008. - № 2(15)

6. Папов Е.М. Налоги в рыночной экономике. // Бухгалтерский учет и анализ. - 2008. - № 3

7. Налоги в Республике Беларусь: Теория и практика в цифрах и комментариях/ В.А. Гюрджан, Н.Э. Масинкевич и др., Под общ. Ред. В.А. Гюрджан - Мн.: ПЧУП "Светоч", 2002 г.

8. http://www.centr-cen.by/readnews/2279.html [Электронный ресурс]

9. http://www.0zd.ru/finansy_dengi_i_nalogi/nalogovaya_sistema_respubliki_

belarus_5.html [Электронный ресурс]

10. http://www.pravo.by/main.aspx?guid=3871&p0=H11400129&p1=1 [Электронный ресурс]

 

 


Информация о работе Налоговая система Республики Беларусь: основные этапы формирования