Направление реформирования межбюджетных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 17:00, курсовая работа

Описание работы

Сложившаяся в России система межбюджетных отношений, несмотря на, проведенные в 90-х годах XX века реформы, не в полной мере отвечает принципам бюджетного федерализма и стратегии развития страны на долгосрочную перспективу и, несомненно, нуждается в дальнейшем реформировании и развитии.
В настоящее время по уровню децентрализации бюджетных ресурсов Россия практически не уступает большинству федеративных государств, однако, формально сохраняет крайне высокую, даже, по меркам унитарных государств, централизацию налогово-бюджетных полномочий.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….. 4
Глава I. Развитие межбюджетных отношений в РФ………………………….. 6
1.1 Проблемы организации межбюджетных отношений на принципах межбюджетного федерализма…………………………………………………. 7
1.2 Формы финансовой поддержки из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации…………………………………………….. 12
Глава II. Анализ межбюджетных трансфертов 2012-2014 гг. ………………. 23
Глава III. Перспективы развития межбюджетных отношений в РФ до 2013 года. ………………………………………………………………………………29
Заключение ………………………………………………………………………45
Список литературы ……………………………………………………………...49

Файлы: 1 файл

курсовая.финансы.doc

— 472.00 Кб (Скачать файл)

Фонд развития региональных финансов формируется за счет средств займа Международного банка реконструкции и развития. Субсидии из Фонда предоставляются субъектам Российской Федерации, отобранным на конкурсной основе, и направляются на реформирование и оздоровление региональных финансов, развитие социальной инфраструктуры, повышение эффективности бюджетных расходов, поддержку экономических реформ.

Фонд софинансирования социальных расходов предназначен для частичного возмещения расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на предоставление субсидий населению на оплату жилья и коммунальных услуг17.

ГЛАВА II. Анализ межбюджетных трансфертов в 2012-2014 гг.

На рисунке 1 представлена структура межбюджетных трансфертов  бюджетам субъектов РФ в % на 2012 год.

 

 

Рисунок 1,Структура межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РВ (в %)

     В 2013- 2014 годах в связи с сокращением  расходов федерального бюджета  на субсидии (межбюджетные субсидии) бюджетам субъектов Российской  Федерации и муниципальных образований  их доля в структуре межбюджетных трансфертов уменьшится и составит 30,4 % и 25,3 % соответственно, а доля дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований увеличится до 44,9% в 2013 году и субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований - до 26,6 % в 2013 году.

     Сокращение  в 2012 - 2013 годах бюджетных ассигнований  на субсидии бюджетам субъектов  Российской Федерации связано  с отказом от софинансирования  из федерального бюджета отдельных  полномочий субъектов Российской Федерации, со снижением объема финансирования ФЦП и объектов капитального строительства, не включенных в целевые программы.

    На рисунке  2 представлены данные о  межбюджетных  трансфертах, планируемые предоставить  бюджетам субъектов на 2012-2014 гг. в миллиардах рублей.    

Рисунок 2, Межбюджетные трансферты субъектам бюджетов РФ, в млрд. руб.

    На данном  рисунке так же видно о снижении  с каждым годом трансфертов  субъектам.

    Система межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ должна быть ориентирована на необходимость обеспечения равных условий получения гражданами России образовательных, медицинских, социальных государственных и муниципальных услуг, гарантированных Конституцией РФ.

    Как и в  предыдущие годы, реализация данной  цели в федеральном бюджете  будет осуществляться в первую  очередь путем предоставления  дотаций на выравнивание бюджетной  обеспеченности бюджетам субъектов  РФ. В соответствии с положением ст. 131 Бюджетного кодекса РФ объем таких дотаций, подлежащих утверждению на очередной финансовый год и плановый период, не может быть менее общего объема указанных дотаций, утвержденных на текущий финансовый год. Бюджетные ассигнования федерального бюджета на предоставление указанных дотаций в 2012–2014 гг. планируются на уровне 2011 г. в размере 397,0 млрд. руб. ежегодно.

    Вместе с  тем дотации на выравнивание  бюджетной обеспеченности используются  субъектами РФ, прежде всего на  финансирование текущих расходов региональных бюджетов, в связи, с чем в федеральном бюджете целесообразно рассмотреть возможность их индексации на прогнозный уровень ежегодной инфляции.

    Распределение  межбюджетных трансфертов по  субъектам Российской Федерации  в 2012 г. в соответствии с ФЗ "О федеральном бюджете" на 2012-2014 гг., тыс. руб.

    Таблица 1. Распределение субсидий и субвенций бюджетам субъектов РФ на 2012-2014 гг. (тыс. руб.)

 

Всего межбюджетных трансфертов

Распределенные субсидии*

Распределение субсидий на денежные выплаты медицинскому персоналу

Распределение субсидий на финансовое обеспечение оказания дополнительной медицинской помощи

Распределение субсидий на мероприятия по проведению оздоровительной  кампании детей

Распределенные субвенции

Распределение субвенций на обеспечение мер социальной поддержки для лиц, награжденных знаком "Почетный донор СССР", "Почетный донор России"

Распределение субвенций на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным  категориям граждан

 Всего

702 131 685,73

35 489 027,00

9 786 410,00

21 102 617,00

4 600 000,00

230 863 626,93

6 355 698,10

124 180 466,50


 

* на основании методик,  утвержденных постановлениями Правительства  Российской Федерации

 

Распределение на осуществление  полномочий Российской Федерации по контролю качества образования, лицензированию и государственной аккредитации образовательных учреждений, надзору и контролю за соблюдением законодательства в области образования

Распределение субвенций  на осуществление переданных полномочий Российской Федерации в области  охраны здоровья граждан

Всего

1 042 218,90

259 571,50


 

    Таблица 2. Распределение дотаций бюджетам субъектов РФ на 2012-2014 гг. (тыс. руб.)

 

Распределенные дотации

Распределение дотаций  на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации

Распределение дотаций на частичную компенсацию выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации в связи с централизацией в федеральном бюджете доходов от уплаты налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья

Распределение дотаций  на компенсацию потерь бюджетов субъектов Российской Федерации, возникающих при разграничении полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления

Всего

429 095 292,70

396 995 657,90

19 767 363,60

3 456 165,00


 

    Таблица 3. Распределение межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ на 2012-2014 гг. (тыс. руб.)

 

Распределение межбюджетных трансфертов для дотаций бюджетам закрытых административно-территориальных образований

Распределенные иные межбюджетные трансферты

Распределение иных межбюджетных трансфертов на комплектование книжных  фондов библиотек муниципальных  образований и государственных  библиотек городов Москвы и Санкт-Петербурга

Распределение межбюджетных трансфертов на развитие и поддержку социальной, инженерной и инновационной инфраструктуры наукоградов Российской Федерации

Распределение межбюджетных трансфертов на развитие и поддержку  социальной и инженерной инфраструктуры закрытых административно-территориальных образований

Распределение межбюджетных трансфертов на переселение граждан  из закрытых административно-территориальных  образований

Распределение межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение  занятости для шахтерских городов и поселков

Всего

8 876 106,20

6 683 739,10

350 000,00

576 702,70

2 689 767,60

527 221,00

2 540 047,80


 

    Анализ показывает, что наметившееся восстановление  роста основных макроэкономических  показателей не приведет к  какому-либо изменению состава субъектов Российской Федерации, относимых как к наиболее экономически развитым регионам, так и экономически менее развитым регионам. Существенные различия в социально-экономическом положении указанных групп сохранятся и на ближайшую перспективу.

    На эффективность  бюджетной деятельности органов  местного самоуправления продолжает  оказывать влияние:

• недостаточность объема показателей статистической и налоговой отчетности, предоставляемых органам местного самоуправления, что не позволяет объективно оценить состояние экономической и социальной сферы муниципальных образований и обеспечить составление на должном уровне прогнозов и программ социально-экономического развития муниципальных образований;

• убыточность жилищно-коммунального комплекса в большинстве муниципальных образований субъектов Российской Федерации и существенная сумма кредиторской задолженности этих предприятий;

• отсутствие нормативно-правового регулирования учета муниципального имущества, основанного на единых организационных, методологических и программно-технических принципах, что замедляет процесс перепрофилирования (изменения целевого назначения имущества), а также отчуждения муниципального имущества.

    Сохраняется  проблема недостаточности средств  в бюджетах муниципальных образований на обеспечение полномочий местного самоуправления, на развитие их собственного экономического потенциала. По ранее проведенной оценке Счетной палаты, лишь 2,5 % муниципальных образований могут обеспечить свои расходные бюджетные обязательства полностью за счет собственных налоговых и неналоговых доходов.

    Структура  и целевая направленность межбюджетных  трансфертов показывают, что основную  долю в них занимают межбюджетные  трансферты, направляемые на обеспечение  текущих расходов. Финансовая помощь из федерального бюджета позволяет обеспечить сбалансированность консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и исполнение их расходных обязательств. Однако при сохранении преимущественной роли межбюджетных трансфертов текущего характера субъекты Российской Федерации, имеющие низкий уровень экономического потенциала, будут продолжать оставаться зависимыми от финансовой помощи из федерального бюджета и недостаточно заинтересованными в самостоятельном экономическом развитии.

    По мнению  Счетной палаты, необходимо повысить  роль и значение межбюджетных  трансфертов, имеющих долгосрочный  инвестиционный характер и направляемых на формирование структурных сдвигов в региональной экономике и повышение их налогового потенциала.

    Хоть и в  посланиях Президента РФ говориться  об увеличении межбюджетных трансфертов,  но это лишь отдельным областям  и регионам. И даже эти увеличения не позволяют говорить о том, что идет большой прогресс в области межбюджетных трансфертов. Общая картина показывает нам все большее уменьшение с каждым годом предоставляемых трансфертов. 18

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА III. Перспективы развития межбюджетных отношений в РФ до 2013 года.

 

Основным документом, определяющим перспективы развития межбюджетных отношений в РФ до 2013 является «Концепция межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах РФ и муниципальных образованиях до 2013 г.», принятая в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 08.08.2009 № 1123-р.

Рассмотрим основные положения Концепции.

В соответствии со сложившейся  ситуацией развитие межбюджетных отношений  и инструментов управления бюджетным  процессом в ближайшие годы необходимо направить на решение следующих задач:

установление особенностей организации бюджетного процесса в  субъектах Российской Федерации  и муниципальных образованиях в  условиях экономического кризиса;

создание стимулов повышения  качества управления бюджетным процессом в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях;

корректировка механизмов оказания финансовой помощи органам  государственной власти субъектов  Российской Федерации и местного самоуправления;

совершенствование системы  разграничения расходных обязательств между органами государственной власти и местного самоуправления;

дальнейшее развитие стимулов к увеличению доходов бюджетов субъектов Российской Федерации  и муниципальных образований19.

Реализация настоящей  Концепции будет осуществляться в условиях кризисной ситуации в экономике, негативным образом сказывающейся на поступлении доходов в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты, что предполагает новые подходы к организации и осуществлению бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях.

Органам государственной  власти субъектов Российской Федерации  необходимо осуществлять меры, направленные на адаптацию доходной части бюджетов субъектов Российской Федерации  к сложившейся экономической ситуации и развитие доходного потенциала на своей территории, включающие:

подготовку прогноза поступлений доходов исходя из реальной ситуации в экономике;

оперативную корректировку  бюджетов при отклонении поступлений  доходов от прогнозных данных;

осуществление анализа обоснованности и эффективности применения налоговых льгот и принятие мер по их оптимизации;

обеспечение увеличения поступлений по налогам в бюджеты  субъектов Российской Федерации  и муниципальных образований  в первую очередь за счет постановки на учет неучтенных объектов налогообложения;

поддержку значимых для  региона отраслей экономики, наиболее подверженных кризису, в том числе  меры по использованию гарантийных  механизмов, осуществление субсидирования процентных ставок;

взаимодействие в рамках антикризисных комиссий с крупнейшими налогоплательщиками, расположенными на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в целях обеспечения своевременного и полного выполнения ими налоговых обязательств.

Необходимо установить единый порядок временного использования  органами государственной власти субъектов  Российской Федерации и органами местного самоуправления остатков средств  субсидий и субвенций на единых счетах соответствующих бюджетов на исполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Информация о работе Направление реформирования межбюджетных отношений