Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 17:00, курсовая работа
Сложившаяся в России система межбюджетных отношений, несмотря на, проведенные в 90-х годах XX века реформы, не в полной мере отвечает принципам бюджетного федерализма и стратегии развития страны на долгосрочную перспективу и, несомненно, нуждается в дальнейшем реформировании и развитии.
В настоящее время по уровню децентрализации бюджетных ресурсов Россия практически не уступает большинству федеративных государств, однако, формально сохраняет крайне высокую, даже, по меркам унитарных государств, централизацию налогово-бюджетных полномочий.
Введение………………………………………………………………………….. 4
Глава I. Развитие межбюджетных отношений в РФ………………………….. 6
1.1 Проблемы организации межбюджетных отношений на принципах межбюджетного федерализма…………………………………………………. 7
1.2 Формы финансовой поддержки из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации…………………………………………….. 12
Глава II. Анализ межбюджетных трансфертов 2012-2014 гг. ………………. 23
Глава III. Перспективы развития межбюджетных отношений в РФ до 2013 года. ………………………………………………………………………………29
Заключение ………………………………………………………………………45
Список литературы ……………………………………………………………...49
Фонд развития региональных финансов формируется за счет средств займа Международного банка реконструкции и развития. Субсидии из Фонда предоставляются субъектам Российской Федерации, отобранным на конкурсной основе, и направляются на реформирование и оздоровление региональных финансов, развитие социальной инфраструктуры, повышение эффективности бюджетных расходов, поддержку экономических реформ.
Фонд софинансирования социальных расходов предназначен для частичного возмещения расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на предоставление субсидий населению на оплату жилья и коммунальных услуг17.
На рисунке 1 представлена структура межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ в % на 2012 год.
Рисунок 1,Структура межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РВ (в %)
В 2013- 2014
годах в связи с сокращением
расходов федерального бюджета
на субсидии (межбюджетные субсидии)
бюджетам субъектов Российской
Федерации и муниципальных
Сокращение
в 2012 - 2013 годах бюджетных ассигнований
на субсидии бюджетам
На рисунке
2 представлены данные о
Рисунок 2, Межбюджетные трансферты субъектам бюджетов РФ, в млрд. руб.
На данном
рисунке так же видно о
Система межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ должна быть ориентирована на необходимость обеспечения равных условий получения гражданами России образовательных, медицинских, социальных государственных и муниципальных услуг, гарантированных Конституцией РФ.
Как и в
предыдущие годы, реализация данной
цели в федеральном бюджете
будет осуществляться в первую
очередь путем предоставления
дотаций на выравнивание
Вместе с
тем дотации на выравнивание
бюджетной обеспеченности
Распределение
межбюджетных трансфертов по
субъектам Российской
Таблица 1. Распределение субсидий и субвенций бюджетам субъектов РФ на 2012-2014 гг. (тыс. руб.)
Всего межбюджетных трансфертов |
Распределенные субсидии* |
Распределение субсидий на денежные выплаты медицинскому персоналу |
Распределение субсидий на финансовое обеспечение оказания дополнительной медицинской помощи |
Распределение субсидий на мероприятия по проведению оздоровительной кампании детей |
Распределенные субвенции |
Распределение субвенций на обеспечение мер социальной поддержки для лиц, награжденных знаком "Почетный донор СССР", "Почетный донор России" |
Распределение субвенций на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан | |
Всего |
702 131 685,73 |
35 489 027,00 |
9 786 410,00 |
21 102 617,00 |
4 600 000,00 |
230 863 626,93 |
6 355 698,10 |
124 180 466,50 |
* на основании методик,
утвержденных постановлениями
Распределение на осуществление полномочий Российской Федерации по контролю качества образования, лицензированию и государственной аккредитации образовательных учреждений, надзору и контролю за соблюдением законодательства в области образования |
Распределение субвенций на осуществление переданных полномочий Российской Федерации в области охраны здоровья граждан | |
Всего |
1 042 218,90 |
259 571,50 |
Таблица 2. Распределение дотаций бюджетам субъектов РФ на 2012-2014 гг. (тыс. руб.)
Распределенные дотации |
Распределение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации |
Распределение дотаций на частичную компенсацию выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации в связи с централизацией в федеральном бюджете доходов от уплаты налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья |
Распределение дотаций на компенсацию потерь бюджетов субъектов Российской Федерации, возникающих при разграничении полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления | |
Всего |
429 095 292,70 |
396 995 657,90 |
19 767 363,60 |
3 456 165,00 |
Таблица 3. Распределение межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ на 2012-2014 гг. (тыс. руб.)
Распределение межбюджетных
трансфертов для дотаций |
Распределенные иные межбюджетные трансферты |
Распределение иных межбюджетных трансфертов на комплектование книжных фондов библиотек муниципальных образований и государственных библиотек городов Москвы и Санкт-Петербурга |
Распределение межбюджетных трансфертов на развитие и поддержку социальной, инженерной и инновационной инфраструктуры наукоградов Российской Федерации |
Распределение межбюджетных
трансфертов на развитие и поддержку
социальной и инженерной инфраструктуры
закрытых административно- |
Распределение межбюджетных
трансфертов на переселение граждан
из закрытых административно- |
Распределение межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков | |
Всего |
8 876 106,20 |
6 683 739,10 |
350 000,00 |
576 702,70 |
2 689 767,60 |
527 221,00 |
2 540 047,80 |
Анализ показывает,
что наметившееся
На эффективность
бюджетной деятельности
• недостаточность объема показателей статистической и налоговой отчетности, предоставляемых органам местного самоуправления, что не позволяет объективно оценить состояние экономической и социальной сферы муниципальных образований и обеспечить составление на должном уровне прогнозов и программ социально-экономического развития муниципальных образований;
• убыточность жилищно-коммунального комплекса в большинстве муниципальных образований субъектов Российской Федерации и существенная сумма кредиторской задолженности этих предприятий;
• отсутствие нормативно-правового регулирования учета муниципального имущества, основанного на единых организационных, методологических и программно-технических принципах, что замедляет процесс перепрофилирования (изменения целевого назначения имущества), а также отчуждения муниципального имущества.
Сохраняется
проблема недостаточности
Структура
и целевая направленность
По мнению
Счетной палаты, необходимо повысить
роль и значение межбюджетных
трансфертов, имеющих
Хоть и в
посланиях Президента РФ
Основным документом, определяющим перспективы развития межбюджетных отношений в РФ до 2013 является «Концепция межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах РФ и муниципальных образованиях до 2013 г.», принятая в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 08.08.2009 № 1123-р.
Рассмотрим основные положения Концепции.
В соответствии со сложившейся ситуацией развитие межбюджетных отношений и инструментов управления бюджетным процессом в ближайшие годы необходимо направить на решение следующих задач:
установление особенностей организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях в условиях экономического кризиса;
создание стимулов повышения качества управления бюджетным процессом в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях;
корректировка механизмов оказания финансовой помощи органам государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления;
совершенствование системы разграничения расходных обязательств между органами государственной власти и местного самоуправления;
дальнейшее развитие стимулов к увеличению доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований19.
Реализация настоящей Концепции будет осуществляться в условиях кризисной ситуации в экономике, негативным образом сказывающейся на поступлении доходов в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты, что предполагает новые подходы к организации и осуществлению бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях.
Органам государственной власти субъектов Российской Федерации необходимо осуществлять меры, направленные на адаптацию доходной части бюджетов субъектов Российской Федерации к сложившейся экономической ситуации и развитие доходного потенциала на своей территории, включающие:
подготовку прогноза поступлений доходов исходя из реальной ситуации в экономике;
оперативную корректировку бюджетов при отклонении поступлений доходов от прогнозных данных;
осуществление анализа обоснованности и эффективности применения налоговых льгот и принятие мер по их оптимизации;
обеспечение увеличения поступлений по налогам в бюджеты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в первую очередь за счет постановки на учет неучтенных объектов налогообложения;
поддержку значимых для региона отраслей экономики, наиболее подверженных кризису, в том числе меры по использованию гарантийных механизмов, осуществление субсидирования процентных ставок;
взаимодействие в рамках антикризисных комиссий с крупнейшими налогоплательщиками, расположенными на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в целях обеспечения своевременного и полного выполнения ими налоговых обязательств.
Необходимо установить единый порядок временного использования органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления остатков средств субсидий и субвенций на единых счетах соответствующих бюджетов на исполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Информация о работе Направление реформирования межбюджетных отношений